главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

А.И. Косолапов, Б.И. Маршак. Стенная живопись Средней и Центральной Азии (Историко-художественное и лабораторное исследование). СПб:  «Формика». 1999. А.И. Косолапов, Б.И. Маршак

Стенная живопись Средней и Центральной Азии

(Историко-художественное и лабораторное исследование).

// СПб:  «Формика». 1999. 80 с.

 

Материалы и техника.

 

Химические изменения пигментов в процессе старения. — 42

Пигменты — путешественники. — 44

[ Таблица 1. ] — 46

 

Материалы и техника росписей уже изучались в прошлом рядом авторов, включая и авторов настоящей брошюры. Эти исследования, как правило, относились к какому-либо конкретному памятнику или небольшому региону и никогда не ставили целью технологическое сравнение памятников совершенно разной локализации в качестве основной цели, что, разумеется, никак не умаляет важности этих работ.

 

К наиболее ранним относятся работы Р.Дж. Геттенса, посвящённые росписям из Кизила (Китайский Туркестан), и Бамиана (Афганистан) (Gettens, апрель 1938; январь 1938).

 

Так в росписях Кизила Геттенс установил с помощью мокрого химического анализа следующие пигменты: зеленая хризоколла 1[1] минеральный лазурит (натуральный ультрамарин, ляпис-лазурь), красный минеральный окисел железа (гематит), тёмно-коричневый продукт трансформации красного окисла свинца, серо-фиолетовый цвет на основе свинца и белый гипс. Предполагалось, что связующим во всех случаях являлся клей животного происхождения.

 

В росписях Бамиана Геттенс обнаружил красный окисел свинца, жёлтую минеральную охру, зелёный пигмент, определённый как хризоколла, синий минеральный лазурит, белый гипс, вполне идентичный гипсу использованному в грунте, проложенному по штукатурке под красочным слоем.

 

В росписях Центрального Китая (Gettens, октябрь 1938) был обнаружен каолин, использованный и как белый пигмент, и в качестве грунта, уголь, искусственную ртутную киноварь, красный окисел свинца (частично потемневший подобно аналогичному пигменту в Кизиле), красно-коричневый окисел железа (вероятно, гематит), жёлтую охру, два основных минеральных карбоната меди: зелёный — малахит и синий — азурит.

 

Материалы памятников, находящихся на территории бывшего Советского Союза, частично были изучены П.И. Костровым и И.Л. Ногид (Костров, 1959). Эти исследователи преимущественно занимались

(40/41)

росписями Пенджикента, где они обнаружили красные и жёлтые пигменты всех оттенков на основе железа, а также синий натуральный ультрамарин. Гипс являлся белым пигментом и материалом грунтов на всех росписях без исключения.

 

А.А. Абдуразаков и М.К. Камбаров провели серию исследований на Афрасиабе (Абдуразаков, 1975). В их анализах фигурировал гипс в качестве белого, натуральный ультрамарин, жёлтая охра и красный пигмент на основе окиси железа, названный авторами мумией. Ими же обсуждался вопрос о составе и природе связующего росписей.

 

В.Я. Бирштейн (Бирштейн, 1977), используя инфракрасную спектроскопию в сочетании с хроматографией, установил связующие в росписях Пенджикента, Аджина-тепе и некоторых других памятников. В этой работе автору удалось экстрагировать связующее из образцов в количестве, достаточном для идентификации полимерных соединений, определённых как водорастворимые камеди некоторых пород деревьев, сливы, в частности. Нужно отметить, что именно данная работа положила конец многочисленным дискуссиям о природе связующих среднеазиатской монументальной живописи. Было окончательно доказано, что местные породы фруктовых деревьев служили источником связующих камедей.

 

Л.П. Вязьменская и А.И. Косолапов (Вязьменская, 1977) в Государственном Эрмитаже в середине 1970-х гг. проанализировали широкий круг материалов из Шахристана (Уструшана), Пенджикента и Аджина-тепе. Данная работа, благодаря комбинации техник лазерного микроспектрального и рентгенофазового анализов, позволила получить некоторые новые данные о пигментах и составах грунтов и штукатурок. В последних был найден широкий спектр минералов: кварц, гипс, мусковит (гидрослюда), анортит (полевой шпат), кальцит. В грунтах большей частью присутствовал гипс или гипс с кальцитом. Среди пигментов, помимо красных и жёлтых красок на основе железа и натурального ультрамарина, в Пенджикенте был обнаружен аурипигмент (жёлтый золотистый минеральный сульфид мышьяка), зелёный малахит и чёрный тенорит (медный окисел) были найдены в Шахристане и искусственная киноварь и зеленая земля присутствовали в росписях Аджина-тепе.

 

Аналитическая часть данной работы состояла в определении доступных нам материалов росписей посредством современных аналитических

(41/42)

методов — рентгеновской дифракции (камеры Гондольфи), микрозондовый анализ, электронная микроскопия. Поскольку получить образцы со всех памятников живописи Шёлкового пути было невозможно, мы также постарались включить в итоговую Таблицу 1 все опубликованные и известные нам результаты анализов, являющихся, по нашему мнению, надёжными. В единичных случаях, когда наши анализы не подтверждали данные других источников, использован знак *.

 

Химические изменения пигментов в процессе старения.   ^

 

В ходе настоящего исследования были установлены лишь два основных типа пигментов, подвергавшихся цветовым изменениям при старении. Во-первых, к таковым относятся свинцовые белила (гидроцеруссит 2PbCO3Pb(OH)2) и оранжево-красный окисел свинца — миниум (2PbO PbO2), которые демонстрируют тенденцию к потемнению. Потемнение свинца было объяснено Дуань Сю и соавторами на примерах росписей пещер Могао в Дуньхуане (Duane, 1985, цит. по Nobuaku Kuchitsu и др., 1998) переходом миниума в другой окисел свинца — чёрно-коричневый платгнерит (PbO2), который может рассматриваться как продукт окисления миниума, причина которого, впрочем, остается не слишком понятной (например, в природе миниум является довольно стабильным минералом). Следует подчеркнуть, что во всех наших анализах трансформировавшегося миниума с необходимостью присутствовали различные хлор-производные свинца (в большинстве случаев лауреонит PbClOH и (или) антлерит PbCl2). Поэтому можно предположить, что благодаря присутствию и гидролизу водорастворимых хлоридов в результате высокой засоленности почвы, стали возможны следующие очевидные химические реакции (в упрощенной форме):

 

2NaCl + 2H2O = 2NaOH + 2HCl

2PbO·PbO2 + 2HCl = PbO2 + 2PbClOH

2NaOH + H2O + CO2 = Na2CO3 + 2 H2O

 

В результате чего получим реакцию

 

2PbO·PbO2 + 2NaCl + H2O + CO2 = PbO2 + 2PbClOH + Na2CO3, которая и описывает процесс одновременного образования платтнерита и лауреонита.

(42/43)

 

Несмотря на кажущуюся странность подобного химического поведения другой вполне устойчивый в природе минеральный пигмент красный гематит (FeO·FeO2) чернел в течение короткого времени на свету в Пенджикенте при извлечении росписей из земли. Авторы исследования (Nobuaki Kuchitsu, 1998) объяснили такой процесс, наблюдавшийся в пещерах Могао в Дуньхуане, реакцией гематита с серой, которая может приводить к образованию чёрного пирита FeS2, т.е., если, в принципе, такая реакция и возможна при некоторых условиях, то уж во всяком случае, процесс связывается с поступлением серы извне. В Пенджикенте мы действительно нашли пирит во всех потемневших образцах гематита, но пирит присутствовал в виде отдельных зёрен, и нам представляется более вероятным, что этот пирит является лишь обычным минеральным спутником гематита и никакого отношения к потемнению не имеет. Косвенным подтверждением такой гипотезы является и прекрасная сохранность ультрамарина, весьма чувствительного к присутствию кислот (серной, в частности). Существует несколько иное объяснение потемнения гематита, кажущееся нам более обоснованным. Поскольку водорастворимое связующее в процессе археологического захоронения оказывается вымытым и более не предохраняет пирит от окисления, в то время как концентрация озона в воздухе весьма высока из-за высокой ультрафиолетовой солнечной активности (высокогорный Пенджикент), можно ожидать окисления пирита:

 

FeS2 + 3O = FeO + SO2

 

Одновременно в процессе захоронения благодаря присутствию воды поверхность зёрен гематита могла подвергнуться частичному гидролизу, не приводящему, однако, к заметному изменению цвета, так как гидроокись трёхвалентного железа Fe(III) имеет тёплый жёлтый цвет. Когда в системе появляется FeO, можно ожидать образования чёрного магнетита (железного минерала состава FeOFe2O3) по реакции:

 

2Fe(OH)3 + FeO = FeOFe2O3 + 3H2O

 

Чёрный магнетит, образовавшийся на поверхности зёрен гематита, приводит, разумеется, к его почернению. Более того, поскольку реакция локализована лишь на самой поверхности зёрен, рентгеновская дифракция выявляет лишь гематит и пирит, не показывая присутствия магнетита, так как количество последнего относительно гематита слишком мало. Цветовая трансформация, однако, заметна очень хорошо.

(43/44)

 

Пигменты — путешественники.   ^

 

Обзор Таблицы 1 позволяет сделать некоторые заключения. В целом представляется, что все изученные районы базировались, более или менее, на местных пигментах, являвшихся в некоторых случаях весьма экзотическими (например, паратакамит/атакамит в районах китайского влияния, тенорит в Шахристане, литаргит в Пенджикенте). В большинстве случаев в качестве материала грунта использовался гипс, но и сам гипс мог быть местного происхождения, так как дифракционные картины разных образцов выявляют несколько различных типов этого минерала. Так, для гипса из Кизила наиболее сильное дифракционное отражение характерно для межплоскостного расстояния ~7.7 Å, тогда как это отражение сходно по интенсивности с отражением 4.34 Å для гипса из Афрасиаба, а в Дульдул-Ахуре — отражение 4.28 Å много сильнее, чем 7.7 Å.

 

Одна общая черта присутствует тем не менее во всех гипсах, а именно не была найдена примесь ангидрита 1[2] Следовательно, можно заключить, что довольно чистый (белый) минеральный гипс, не нуждавшийся в обжиге, был доступен повсеместно в качестве материала грунтов. (Если принять, что мог использоваться относительно низкотемпературный обжиг, не приводящий к образованию ангидрита, то эффективность очистки гипса была столь невелика, что исходный гипс всё равно был довольно чистым.)

 

Основная техника живописи в узком смысле (клеевая) была сходна во всех районах, т.е. использовались фруктовые камеди, но, как было давно показано (Бирштейн, 1977) камеди также являлись производными местных сортов деревьев. Вместе с тем имеется и несколько исключений из нашего основного вывода.

(44/45)

 

Во-первых, к исключениям должен принадлежать натуральный ультрамарин (лазурит), обнаруженный на большинстве памятников, географически локализованных от Средней Азии до Китая. Поскольку минеральные залежи лазурита геологически, насколько известно, ограничены Бадахшаном — районом нынешнего Афганистана, можно заключить, что этот очень дорогой пигмент находился в числе товаров, двигавшихся по Шёлковому пути. Даже несмотря на то, что найдено несколько дифракционных образцов лазуритов и что качество лазурита сильно варьирует от памятника к памятнику, мы не можем связать этот пигмент ни с каким другим районом.

 

Во-вторых, свинцовые белила (гидроцеруссит), пигмент, изготавлявавшийся и использовавшийся в основном в Китае, был найден и вне Китая — в согдийском Афрасиабе, в Какраке и в Дульдуль-Ахуре. Таким образом, если признавать исключительно китайское происхождение белил, то этот пигмент также являлся предметом торговли, хотя и весьма ограниченной географически и хронологически.

 

В-третьих, присутствие искусственной киновари в росписях Афрасиаба и, возможно, Аджина-тепе (в данном случае микроскопически определить тип киновари оказалось затруднительным) также, может являться признаком китайского импорта, так как имеются данные об изготовлении этого пигмента в Китае.

 


 

[1] 1 В последующих исследованиях, включая данное, хризоколла найдена не была, но присутствовали другие зелёные медные соединения — паратакамит и (или) атакамит.

[2] 1 Ангидрит (CaSO4), называемый также мёртвым гипсом, является обычным продуктом, получаемым в результате обжига гипса: CaSO4·2H2O = CaSO4 + 2H2O. Данная реакция начинается при 450°–500° С, т.е. при температуре, когда органические примеси могут выгорать. Продукт обжига размалывается и отмучивается в воде (заметим, что ангидрит с водой не реагирует, т.е. не твердеет, подобно алебастру CaSO4.0.5H2O, переходящему в гипс). Содержание ангидрита в отмученном продукте обжига гипса колеблется от 15% до 100% в зависимости от условий обжига.

 

(45/46)

 

Таблица 1. Основные минеральные пигменты настенных росписей.   ^

 

(Открыть Табл. 1: скан в новом окне; htm-версию)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги