главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки
Д.Г. СавиновДревнетюркские племена в зеркале археологии// Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. 2005 : Степные империи древней Евразии. СПб: 2005. 346 с.
IV. Культура енисейских кыргызов
[ Введение. ]
Кыргызы — один из древнейших народов Центральной Азии и Южной Сибири. На протяжении двух тысячелетий письменные источники фиксируют существование данного этнонима (и его различных фонетических вариантов) в связи с историческими событиями, происходившими в разных районах Азии, в первую очередь — на территории Саяно-Алтайского нагорья и на Тянь-Шане. Соответственно, в тюркологической литературе встречаются такие кыргызоведческие термины, как «древние киргизы», «енисейские кыргызы», «ала-тооские» или «тянь-шанские киргизы», «памирские», «афганские», «восточно-туркестанские (синьцзянские) киргизы», «фуюйские киргизы», «сибирские», «центральноазиатские кыргызы» и т. д.» (Чороев, 1988, с. 143). В основе всех этих этнических образований лежит субстратная общность тюркоязычных племён, сложившихся в Южной Сибири, на Енисее, откуда и происходит условное наименование «енисейские кыргызы». В определённый период истории, образно названный В.В. Бартольдом эпохой «кыргызского великодержавия» (IX-X вв.), ареал этнокультурогенеза кыргызов включал обширные области севера Центральной и отчасти Средней Азии, что привело к широкому распространению созданной ими культурной традиции. Все остальные группы кыргызов (или киргизов) так или иначе связаны с енисейскими (центральноазиатскими) кыргызами, но сложились позднее, в резуль- тате их расселения и ассимиляции местных племён. Таким образом, начало этнополитической истории и культурогенеза кыргызов целиком и полностью проецируется на территорию Южной Сибири и специально — Минусинской котловины, где в эпоху раннего Средневековья ими было создано своё первое государство, что нашло отражение как в многочисленных, хотя и отрывочных сведениях письменных источников, так и в соответствующих им археологическим материалах.
История и культура енисейских кыргызов представлены в источниках неравномерно. В одних случаях доминируют письменные свидетельства, в других — данные археологии. Иногда они тесно коррелируют друг с другом, и эти периоды оказываются для изучения наиболее результативными. Енисейские кыргызы, жившие на северной периферии центральноазиатских государственных объединений, в зависимости от политической ситуации в Центральной Азии, то активно выступают на исторической арене, то как бы «покидают» её, хотя последующие события, вновь «вызвавшие» их на историческую арену, убедительно показывают непрерывный характер развития кыргызской культуры и государственности. Этими причинами обусловлено то, что создание цельной, одинаково заполненной во всех звеньях истории енисейских кыргызов, несмотря на целый ряд посвящённых этой проблеме работ (Бартольд, 1963; Киселёв, 1951; Евтюхова, 1948; Кызласов Л., 1969; Савинов, 1994; Бутанаев, Худяков, 2000), вообще вряд ли возможно. Вместе с тем, исходя из степени обеспеченности письменными и археологическими источниками, выделяются ряд периодов (или этапов) в этнокультурной истории енисейских кыргызов, которые могут быть освещены с достаточной степенью достоверности. Первые сведения подобного рода, в достаточной степени проблематичные, относятся ещё к периоду хуннского завоевания Южной Сибири (Кызласов Л., 1984); однако начало этнокультурогенеза енисейских кыргызов может быть прослежено только начиная с середины I тыс. н.э. и связано с образованием на Среднем Енисее раннекыргызского владения Цигу.
наверх |
главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки