● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Л.Н. ГумилёвПоиски вымышленного царства(Легенда о «государстве пресвитера Иоанна»).// М.: ГРВЛ. 1970. 432 с.[ Со стр. 9: ] Братскому монгольскому народу посвящаю. Автор. [ аннотация: ] Основная сюжетная линия книги — разоблачение легенды о якобы существовавшем царстве пресвитера Иоанна. Автор убедительно доказывает, что под этим названием объединены различные, по большей части фантастические, сведения, скрывающие зерно исторической истины. Повествование развёртывается на фоне мировой истории и представляет большой интерес для широких слоёв читателей.
Оглавление
Предисловие С.И. Руденко. — 3
Трилистник письменного стола.
Глава I. Преодоление филологии.О чтении книг. — 9Аутентичная ложь. — 10Возникающие трудности. — 13Поиски путей исследования. — 18А теперь о синтезе. — 20Глава II. Выход в географию.Страна и народ. — 25Вода и воздух. — 28Дорога к истине. — 31Глава III. Путь через историю.На рубеже китайской стены. — 34Степное византийство. — 43
Трилистник птичьего полёта.
Глава IV. Тёмный век (861-960).Конец столетия. — 55Новые ритмы. — 60Третья сила. — 63В историю вмешиваются дожди. — 69Соперники. — 73Империя Ляо. — 78Кушанье с приправой. — 81Опыт пространственного анализа. — 83Глава V. Разорванное безмолвие (961-1100).Вокруг китайской стены. — 87Запад. — 92Северо-Запад. — 94Северный оазис. — 96Степняки-кочевники. — 100Обманчивость слов. — 102Война за свободу. — 105Прообраз Иоаннова царства. — 111Опыт этнологического обобщения. — 113Глава VI. Прообраз героя легенды (1100-1143).Опять о подходе. — 116Карьера принца. — 117Судьба хана. — 121Появление царя-священника. — 128Иоанново царство. — 133
Трилистник кургана.
Глава VII. Мужество и гибель «царя Давида» (1143-1218).Зеркальное отражение. — 143Найманы и кераиты. — 148Монголы XII в. — 152Невзгоды. — 153Исторический комментарий. — 158Опыт анализа. — 162Тэмуджин и Джамуха. — 168Великий курилтай. — 172Слава и гибель. — 176Возрожденная иллюзия. — 180Глава VIII. Утрата мечты (1218-1259).Преимущества и недостатки «вида с кургана». — 182Следствия и причины. — 187Сила инерции. — 192Борьба партий. — 194Жестокая действительность. — 202Когда сказка стала былью. — 206Глава IX. Расправа с победителями (1259-1312).Жёлтый крестовый поход. — 209Новые враги христианства. — 211Кит-Бука-нойон. — 214Война в Китае. — 217Два курилтая. — 218Ариг-буга. — 221Хайду. — 222Ная. — 224Принц Георгий, или Коркуз. — 226Правда вместо сказки. — 229Подход автора и основания для скепсиса. — 233
Трилистник мышиной норы.
Глава X. Вкусы и симпатии автора «Тайной истории».Повод для сомнения. — 237Поиски выхода. — 241Проблема жанра. — 246Характеристики. — 249Право на недоверие. — 256Вывод. — 258Глава XI. Джамуха-сэчэн под следствием.Почему сие важно? — 261На урочище Байдарах-бельчир. — 262А всё-таки я не верю текстам, и вот почему. — 265У кераитов и найманов. — 268Гибель Джамухи. — 272Повод для размышлений. — 274Вера и история. — 277Глава XII. Двуединый.О вреде предвзятости. — 279«Чёрная вера». — 279Бог монголов и его характер. — 282Двуединство или дуализм? — 285Многоликость дьявола. — 287Поиск источника веры. — 292Бон. — 295Вера, но не религия. — 297Не шаманизм! — 299
Трилистник мысленна древа.
Глава XIII. Опыт преодоления самообмана.Мысль изречённая. — 305Недоумения. — 307Земля незнаема. — 311Хины. — 313Хиновьские стрелы. — 315Ещё несколько слов. — 318Троян и Див. — 320Мысленно древо. — 326Каяла и Калка. — 327Ядро и скорлупа. — 333Полоцкая трагедия. — 338Паломничество князя Игоря. — 340Поэт и князь. — 341Глава XIV. Пространственно-временная схема.Разговор с филологом. — 346Синхроническая таблица. — 349Историческая этнография. — 349Хронология как наука о времени. — 370Хронологическая таблица. — 372Глава XV. Построение гипотез.А что тут не так? — 381Этнология. — 383Опыт рассмотрения. — 386Опыт осмысления. — 392Опыт обобщения. — 395Несколько слов к читателю. — 402
Библиография. — 404
Указатель имён. — 413Указатель топонимов. — 419Указатель этнонимов. — 424
наверх |