● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

А.К. Филиппов. Хаос и гармония в искусстве палеолита. СПб: 2004. А.К. Филиппов

Хаос и гармония в искусстве палеолита.

// СПб: ЛООО «Сохранение природы и культурного наследия». 2004. 222 с. ISBN 5-9900353-1-4

 

аннотация: ]

На основании анализа остатков технической и символической деятельности ашело-мустьерского, и особенно человека верхнепалеолитического, рассматриваются истоки и мотивы ранних форм изобразительной деятельности. Поднимается вопрос возникновения эстетического отношения, и показываются на археологическом материале начальные формы технологического совершенствования. В результате анализа уникальных изобразительных комплексов всемирно известных фресок, гравюр, скульптурных ансамблей пещер Франции и Испании представлена целостная концепция существования в верхнем палеолите изобразительных структур, связанных с мифологией «инобытия» и культом хозяев пещер и первопредков.

Книга рассчитана на археологов, искусствоведов, философов и широкий круг читателей.

 

Оглавление (развёрнуто)

 

Введение. — 7

 

Глава 1. Кто есть человек? — 15

Глава 2. Возникновение эстетического отношения. — 35

Следы натурального и условно-знакового символизма. — 36

Начальные формы материализации эстетического. — 42

Глава 3. Основные теории происхождения изобразительного искусства. — 47

Открытие искусства палеолита. — 48

Теоретические предпосылки генетических исследований искусства. — 50

Искусство ради искусства. — 53

«Игра — искусство». — 54

Магия, тотемизм и — искусство. — 55

Гипотезы через призму наших дней. — 59

Глава 4. Позднепалеолитические памятники искусства в Европе. — 77

Общая характеристика, проблема хронологии и периодизации. — 78

Ориньяко-перигордийский цикл. — 81

Солютрео-мадленский цикл. — 82

Технико-технологические формации верхнего палеолита и палеосимволизм. — 86

Глава 5. Технология изобразительных средств палеоискусства. — 107

Проблема материала. — 108

Гравирование. — 109

Резьба и лепка объёмных форм. — 117

Барельефы. — 117

Изготовление статуэток. — 120

Характеристика опытов. — 123

Технология лепки и составная скульптура. — 126

Проблема «шаров» из разного сырья. — 131

Эволюция технологий искусства. — 135

Глава 6. Условные средства, стили и организация комплексов в изобразительном искусстве палеолита. — 139

Стилевая организация искусства. — 140

Стили А. Леруа-Гурана. — 141

Другие основания классификации стилей. — 145

Структурная организация наскальных изобразительных комплексов. — 156

Ляско. — 158

Ротонда быков и Осевая галерея. — 160

Пассаж, Абсида с колодцем и Неф. — 161

Труа Фрэр. — 164

Большой плафон пещеры Руффиньяк. — 169

Чёрный салон Нио. — 171

Большой плафон Альтамиры. — 175

Скульптурный фриз Англь-сюр-Англен. — 176

Ля Магделен. — 177

Чёрный фриз пещеры Пеш-Мерль. — 178

Условности — элементы изобразительного языка. — 179

Глава 7. Происхождение искусства. — 187

Условия возникновения фигуративной деятельности. — 188

Возникновение сложных представлений о двух равноправных мирах. — 193

Возникновение первых форм искусства. — 199

Мифологические фрагменты искусства палеолита. — 202

Подведём некоторые итоги. — 210

 

Заключение. — 213

 

Литература. — 219

Список сокращений. — 223

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки