● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.К. ФилипповХаос и гармония в искусстве палеолита.// СПб: ЛООО «Сохранение природы и культурного наследия». 2004. 222 с. ISBN 5-9900353-1-4
[ аннотация: ] На основании анализа остатков технической и символической деятельности ашело-мустьерского, и особенно человека верхнепалеолитического, рассматриваются истоки и мотивы ранних форм изобразительной деятельности. Поднимается вопрос возникновения эстетического отношения, и показываются на археологическом материале начальные формы технологического совершенствования. В результате анализа уникальных изобразительных комплексов всемирно известных фресок, гравюр, скульптурных ансамблей пещер Франции и Испании представлена целостная концепция существования в верхнем палеолите изобразительных структур, связанных с мифологией «инобытия» и культом хозяев пещер и первопредков. Книга рассчитана на археологов, искусствоведов, философов и широкий круг читателей.
Оглавление (развёрнуто)
Введение. — 7
Глава 1. Кто есть человек? — 15Глава 2. Возникновение эстетического отношения. — 35Следы натурального и условно-знакового символизма. — 36Начальные формы материализации эстетического. — 42Глава 3. Основные теории происхождения изобразительного искусства. — 47Открытие искусства палеолита. — 48Теоретические предпосылки генетических исследований искусства. — 50Искусство ради искусства. — 53«Игра — искусство». — 54Магия, тотемизм и — искусство. — 55Гипотезы через призму наших дней. — 59Глава 4. Позднепалеолитические памятники искусства в Европе. — 77Общая характеристика, проблема хронологии и периодизации. — 78Ориньяко-перигордийский цикл. — 81Солютрео-мадленский цикл. — 82Технико-технологические формации верхнего палеолита и палеосимволизм. — 86Глава 5. Технология изобразительных средств палеоискусства. — 107Проблема материала. — 108Гравирование. — 109Резьба и лепка объёмных форм. — 117Барельефы. — 117Изготовление статуэток. — 120Характеристика опытов. — 123Технология лепки и составная скульптура. — 126Проблема «шаров» из разного сырья. — 131Эволюция технологий искусства. — 135Глава 6. Условные средства, стили и организация комплексов в изобразительном искусстве палеолита. — 139Стилевая организация искусства. — 140Стили А. Леруа-Гурана. — 141Другие основания классификации стилей. — 145Структурная организация наскальных изобразительных комплексов. — 156Ляско. — 158Ротонда быков и Осевая галерея. — 160Пассаж, Абсида с колодцем и Неф. — 161Труа Фрэр. — 164Большой плафон пещеры Руффиньяк. — 169Чёрный салон Нио. — 171Большой плафон Альтамиры. — 175Скульптурный фриз Англь-сюр-Англен. — 176Ля Магделен. — 177Чёрный фриз пещеры Пеш-Мерль. — 178Условности — элементы изобразительного языка. — 179Глава 7. Происхождение искусства. — 187Условия возникновения фигуративной деятельности. — 188Возникновение сложных представлений о двух равноправных мирах. — 193Возникновение первых форм искусства. — 199Мифологические фрагменты искусства палеолита. — 202Подведём некоторые итоги. — 210
Заключение. — 213
Литература. — 219Список сокращений. — 223
наверх |