А.К. Филиппов
Хаос и гармония в искусстве палеолита.
// СПб: ЛООО «Сохранение природы и культурного наследия». 2004. 222 с. ISBN 5-9900353-1-4
[ аннотация: ]
На основании анализа остатков технической и символической деятельности ашело-мустьерского, и особенно человека верхнепалеолитического, рассматриваются истоки и мотивы ранних форм изобразительной деятельности. Поднимается вопрос возникновения эстетического отношения, и показываются на археологическом материале начальные формы технологического совершенствования. В результате анализа уникальных изобразительных комплексов всемирно известных фресок, гравюр, скульптурных ансамблей пещер Франции и Испании представлена целостная концепция существования в верхнем палеолите изобразительных структур, связанных с мифологией «инобытия» и культом хозяев пещер и первопредков.
Книга рассчитана на археологов, искусствоведов, философов и широкий круг читателей.
Оглавление (развёрнуто)
Введение. — 7
Глава 1. Кто есть человек? — 15
Глава 2. Возникновение эстетического отношения. — 35
Следы натурального и условно-знакового символизма. — 36
Начальные формы материализации эстетического. — 42
Глава 3. Основные теории происхождения изобразительного искусства. — 47
Открытие искусства палеолита. — 48
Теоретические предпосылки генетических исследований искусства. — 50
Искусство ради искусства. — 53
«Игра — искусство». — 54
Магия, тотемизм и — искусство. — 55
Гипотезы через призму наших дней. — 59
Глава 4. Позднепалеолитические памятники искусства в Европе. — 77
Общая характеристика, проблема хронологии и периодизации. — 78
Ориньяко-перигордийский цикл. — 81
Солютрео-мадленский цикл. — 82
Технико-технологические формации верхнего палеолита и палеосимволизм. — 86
Глава 5. Технология изобразительных средств палеоискусства. — 107
Проблема материала. — 108
Гравирование. — 109
Резьба и лепка объёмных форм. — 117
Барельефы. — 117
Изготовление статуэток. — 120
Характеристика опытов. — 123
Технология лепки и составная скульптура. — 126
Проблема «шаров» из разного сырья. — 131
Эволюция технологий искусства. — 135
Глава 6. Условные средства, стили и организация комплексов в изобразительном искусстве палеолита. — 139
Стилевая организация искусства. — 140
Стили А. Леруа-Гурана. — 141
Другие основания классификации стилей. — 145
Структурная организация наскальных изобразительных комплексов. — 156
Ляско. — 158
Ротонда быков и Осевая галерея. — 160
Пассаж, Абсида с колодцем и Неф. — 161
Труа Фрэр. — 164
Большой плафон пещеры Руффиньяк. — 169
Чёрный салон Нио. — 171
Большой плафон Альтамиры. — 175
Скульптурный фриз Англь-сюр-Англен. — 176
Ля Магделен. — 177
Чёрный фриз пещеры Пеш-Мерль. — 178
Условности — элементы изобразительного языка. — 179
Глава 7. Происхождение искусства. — 187
Условия возникновения фигуративной деятельности. — 188
Возникновение сложных представлений о двух равноправных мирах. — 193
Возникновение первых форм искусства. — 199
Мифологические фрагменты искусства палеолита. — 202
Подведём некоторые итоги. — 210
Литература. — 219
Список сокращений. — 223
|