главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки
Г.В. Длужневская, Д.Г. СавиновПамятники древности на дне Тувинского моря.// СПб: ИИМК РАН — СПбГУ, 2007.198 с. ISBN 978-5-98683-068-1(открыть заставку в новом окне) Глава V. Культуры и этносы раннего средневековья.
[ Введение. ]
В эпоху раннего средневековья — с середины I тыс. до монгольского времени включительно — территория Тувы входила в состав наиболее могущественных государственных объединений, созданных древними тюрками, уйгурами, енисейскими кыргызами, монголами. С этого времени важнейшее значение для изучения этнокультурной истории Тувы, наряду с археологическими материалами, приобретают письменные источники. Однако использование наименований — тюрки-тугю, уйгуры, кыргызы, монголы — только в их узком, этническом значении носит весьма условный характер. По сведениям рунических текстов можно судить, что на территории Центральной Тувы — по Енисею (Улуг-Хему) и Хемчику — в период Второго тюркского каганата обитали чики и азы. Известно, что в 709 г. они были завоёваны тюрками для обеспечения дальнейшего военного похода против енисейских кыргызов. При этом проводником для перехода через Западные Саяны был взят человек из степных азов, который «сбившись с пути, был заколот» (Малов, 1951. С. 67). История этого «Ивана Сусанина» VIII в. заслуживает отдельного художественного воплощения! Упоминание степных азов, по мнению Н.А. Сердобова, предполагает возможность существования лесных азов (Сердобов, 1971. С. 49). Л.Р. Кызласов считает, что чики и азы входили в состав гаогюйских (телеских) племён и были родственны карлукам Западного Алтая (Кызласов, 1969. С. 51). Но так или иначе все они были тюрками — по языку, государственной принадлежности, культурной традиции (подробнее об этом см.: Савинов, 2006).
В этом расширительном значении (время, культура, государственная принадлежность) используются и другие приведённые в данной книге этнонимы. Из них археологически, благодаря устойчивому обряду трупосожжения, наиболее «узнаваемы» енисейские кыргызы. Погребальные комплексы собственно уйгуров VIII-IX вв. ещё так и не выявлены, хотя краткое описание погребального обряда уйгуров имеется в письменных источниках. Из представителей каких племён состояло войско Чжучи, проходившее через Саяны «по льду замерзшего Енисея», можно только догадываться. Но по своей культуре они отличны от древних тюрков, уйгуров, енисейских кыргызов — это монголы.
наверх |
главная страница / библиотекаоглавление книги / обновления библиотеки