главная страница / библиотека / обновления библиотеки

B.Н. Чернецов

[Рец. на:] С.И. Руденко. Культура населения Горного Алтая в скифское время.

// СЭ. 1954. №2. С. 183-187.

 

Капитальный труд С.И. Руденко «Культура населения Горного Алтая в скифское время» представляет собою монографию, посвящённую изучению Пазырыкских курганов на Алтае. Книга содержит более 400 страниц обильно иллюстрированного текста и свыше 120 чёрно-белых и цветных таблиц. Первая глава книги посвящена описанию ландшафта и географических условий Улаганского нагорья и вопросам курганной мерзлоты, этого специфического явления, обусловившего сохранность пазырыкских находок. Во второй главе даётся общее описание курганов и процесса их раскопок, а в третьей — описание физического типа пазырыкцев по костным материалам и мумиям, обнаруженным в погребениях. В последующих главах описываются хозяйство и образ жизни, одежда и украшения, средства передвижения и техника обработки различных материалов. В восьмой главе автор затрагивает трудные для разрешения в археологическом исследовании вопросы об общественном строе. Далее очень подробно даются описание и анализ предметов искусства, для чего Пазырыкские курганы представляют богатейший и разнообразный материал. Десятая глава посвящена верованиям и культу пазырыкцев, вопросам, не менее трудным для разрешения их на археологическом материале, чем общественный строй. В заключительной, одиннадцатой, главе автор подводит итоги своего исследования, формулирует датировки и высказывает некоторые соображения относительно этнической принадлежности пазырыкцев.

 

Как в процессе полевых работ, так и в дальнейшем исследовании автор уделил много внимания комплексному изучению географических условий Улаганского нагорья, вопросам палеоботаники и исторической климатологии. Тщательно анализируя собранные данные, С.И. Руденко убедительно показывает, что в период, к которому относится сооружение Пазырыкских курганов, как климатологические условия, так и состав флоры и фауны не отличались сколько-нибудь существенно от современных. Эти выводы в дальнейшем служат автору конкретной базой для реконструкции форм хозяйства, в силу чего эта реконструкция весьма выигрывает в своей убедительности. Особо был поставлен вопрос об изучении курганной мерзлоты, для чего в состав экспедиции были приглашены соответствующие специалисты. Изучение этого интересного явления, обусловившего сохранение не только таких материалов, как дерево, кожа и ткани, но даже и конских трупов, позволило автору детально разобраться в вопросах о времени и условиях, при которых было совершено ограбление. Можно вполне согласиться с автором, что ввиду чрезвычайной затруднённости работы, которую требовалось проделать в условиях промёрзшего грунта, эти ограбления могли иметь место лишь после того, как пазырыкцы покинули долину Улагана.

 

Коснуться в настоящей рецензии всех вопросов, затронутых С.И. Руденко в его обширном исследовании, не представляется возможным. Остановимся лишь на некоторых, как нам представляется узловых, вопросах.

(183/184)

 

Реконструируя формы хозяйства пазырыкцев, С.И. Руденко считает, что оно был комплексным, причём ведущая роль принадлежала скотоводству. Как полагает автор, известную роль играла и охота, особенно среди беднейших слоёв населения, где она, вероятно, являлась немаловажным подсобным промыслом в отличие от более зажиточных хозяйств. Если судить по имеющимся материалам, охота носила уже не только потребительский, но отчасти и товарный характер. О последнем говорит обилие вещей из меха пушных зверей, среди которых особо ценились белка и соболь. «Не случайно, — пишет автор, — что во всех захоронениях племенных вождей или старейшин, там, где сохранилась меховая одежда, мы встречаем одежды из меха соболя» (стр. 75).

 

Вопрос о существовании земледелия у пазырыкцев автор оставляет открытым. Ни в одном из курганов не было найдено ни зёрен культурных злаков, ни даже зернотёрок, что, впрочем, может объясняться и высоким общественным положением погребённых. С.И. Руденко указывает, что и климат Улаганской долины слишком суров для существования в ней земледелия, однако он не исключает возможности, что у населения Центрального Алтая, в частности, в долине Урсула, где климат теплее и мягче, и могло существовать, хотя и едва ли в значительных размерах.

 

Судя по находкам в Пазырыке, состав стада был разнообразным. Пазырыкцы разводили как крупный рогатый скот — коров и яков, так и мелкий — коз и овец, однако центральное место, несомненно, занимало коневодство. Несмотря на то, что скотоводство играло доминирующую роль в хозяйстве пазырыкских племён, С.И. Руденко, в противоположность М.П. Грязнову, [1] не считает возможным рассматривать пазырыкцев как кочевников. Действительно, как полагает автор, развитию кочевого быта не способствовала и естественная среда. Обильные пастбища Горного Алтая вполне обеспечивали потребности местного скотоводства и не только в летнее время, но и зимой, даже при самых незначительных сезонных передвижениях стад. О полуосёдлом, если даже не осёдлом, образе жизни древних насельников Горного Алтая говорит хорошо развитая строительная техника. Следует вполне согласиться с автором в том, что искусство, с которым сделаны срубы погребальных камер, могло сложиться лишь в условиях длительного постоянного совершенствования в сооружении рубленых домов. Можно поэтому не сомневаться в том, что у пазырыкцев существовали осёдлые поселения, хотя некоторая часть населения могла находиться постоянно при стадах. Подобный тип хозяйства, сочетающий в себе осёдлый быт с кочевыми формами хозяйства, хорошо известен по этнографическим данным. В качестве примера можно указать на башкир, у которых при наличии осёдлости, существовал не только летний, но и зимний выпас скота в условиях, даже менее благоприятных, чем в Горном Алтае. Ещё более ярким примером могут служить зыряне-ижемцы, у которых лишь отдельные хозяйства или даже отдельные члены семьи вели кочевой образ жизни, уходя со стадами за сотни километров (а не десятки, как это могло быть на Алтае), в то время как основная часть населения жила совершенно осёдло, занимаясь охотой и ремёслами: ткачеством, изготовлением медных котлов, бронзовых украшений и других предметов, предназначавшихся на продажу, главным образом ненцам-кочевникам.

 

Не исключена, конечно, возможность, что у пазырыкцев существовали хотя и постояннные, но сезонные поселения типа летников и зимников. Такой тип осёдлости также хорошо известен у некоторых народов Сибири с комплексными формами хозяйства, как, например, у манси, хантов и некоторых других. У них можно было наблюдать существование зимних, летних, а иногда и весенних поселений, состоявших из постоянных рубленых жилищ. Выбор мест для сезонных селений обусловливался спецификой хозяйственного года и местными климатическими условиями. Расстояния между зимними и летними селениями обычно бывали порядка нескольких километров, изредка больше — пятнадцати-двадцати. Здесь обитала основная часть населения, и лишь небольшая группа его, состоявшая, как правило, из отдельных представителей больших семей, часть года или даже круглый год кочевала с оленями, уходя в горы или тундру.

 

Дополнительным аргументом в пользу осёдлости пазырыкцев является отмеченный В.О. Виттом и С.И. Руденко факт, что кровные кони из Пазырыкских погребений должны были содержаться в стойлах на концентрированных кормах, что также едва ли могло иметь место при кочевом быте.

 

В соответствии с комплексным развитым хозяйством и достаточно высоким уровнем развития техники у пазырыкцев автор реконструирует их общественный быт. Он устанавливает наличие глубокого имущественного расслоения и отчётливой общественной дифференциации, хотя ещё и в пределах первобытно-общинного строя. Вполне убедительно и наличие военной организации, причём следует согласиться с автором в том, что должность вождя была скорее выборной, чем наследственной, и при избрании его предпочтение отдавалось личным качествам воина. Едва ли приходится возражать и против выдвинутого автором положения о семейном владении скотом, что не исключало возможности личного владения конями, ходившими под седлом. Убедительно показан развитой характер обменно-торговых связей как с соседними, так и с более отдалёнными областями.

 

Следует отметить, что автор очень осторожен в своих выводах как в отношении общественного строя, так в ещё большей степени в отношении религиозных представлений. Однако в этом его едва ли можно упрекнуть, учитывая неполноту и односторон-

(184/185)

ность материала, при полном отсутствии данных, касающихся поселений того времени. Тем не менее и те сведения, которые приводит в своей книге С.И. Руденко, представляют совершенно исключительный интерес. Обряды бальзамирования трупов, татуировка на телах вождей, пышное и красочное искусство пазырыкцев — всё это открывает перед нами совершенно новый мир. Открытия С.И. Руденко заставляют полностью отбросить старые представления об отсталых народах, якобы влачивших тусклое существование в захолустной сибирской глуши. Автор даёт представление о совершенно иной картине жизни древних алтайских племён с их удивительным народным творчеством и их обширнейшими связями, уходившими в Китай и Переднюю Азию.

 

Довольно подробно С.И. Руденко останавливается на одной очень интересной детали конского убранства, вызвавшей в своё время оживлённую полемику в литературе. Деталью этой являются маски и наголовья, изображающие фантастических животных и борьбу зверей, обнаруженные в ряде конских захоронений. Как известно, в своё время Н.Я. Марр в маскировке коней увидел подтверждение своей теории о смене оленеводства, хотя, по существу говоря, маска с оленьими рогами из 1-го Пазырыкского кургана изображает нападение барса на оленя, в то время как вторая маска из того же кургана вообще не содержит оленьих черт. К точке зрения Н.Я. Марра в одной из своих ранних работ присоединился и С.И. Руденко. [2] Позднее и связи с анализом пазырыкских материалов эту теорию поддержали С.В. Киселёв и М.П. Грязнов. [3] В рецензируемой работе С.И. Руденко отмечает, что раскопки последующих курганов не только привели его к полному отказу от этой теории, но и показали всю её необоснованность. Он подчёркивает, что «из восьми наверший конских головных уборов только в одном мы видим оленью голову и в другом оленьи рога, все же остальные шесть представлены иными мотивами» (стр. 226). Уже это одно заставляет отбросить всякую мысль о маскировке коня под оленя. Мало того, наголовье в виде оленя из 6-го кургана показывает, что эти вещи не являлись специально погребальными, а служили, скорее всего, церемониальным убранством. Следы употребления и ремонта на последнем наголовье свидетельствуют об этом достаточно убедительно.

 

Остановимся на вопросе о датировках, по которому в литературе было высказано несколько различных точек зрения. Исходя из всего комплекса находок в Пазырыкских курганах, С.И. Руденко считает возможным «первые два и, вероятно, пятый датировать V веком до н.э., а остальные концом V, вернее IV в. до нашей эры» (стр. 360). От более точной их датировки автор пока воздерживается. Очень близкую позицию в отношении датировки 1-го Пазырыкского кургана занимает М.П. Грязнов, исходя из «ясно прослеживаемых культурных связей с народами Ирана и Средней Азии ахеменидского времени». [4] Однако, в отличие от С.И. Руденко, он считает, что наиболее вероятной датой является IV в до н.э., поскольку он не усматривает в комплексе вещей майэмирского типа.

 

Следует заметить, что это соображение М.П. Грязнова о невозможности датировать 1-й Пазырыкский курган V в. до н.э. не является бесспорным. В своей работе, посвящённой 1-му кургану, на основании изучения пробоин на конских черепах он даёт весьма убедительную реконструкцию клевца, которым были убиты погребённые кони. Подобного типа клевцы С.В. Киселёв относит к первой стадии тагара. [5] Дополнительные данные С.И. Руденко показывают, что аналогичными клевцами были убиты кони и из других курганов и, что ещё интереснее, от удара этим же оружием погиб и вождь, погребённый во 2-м кургане.

 

Всё это вместе взятое указывает на то, что бронзовые клевцы как боевое оружие ещё широко бытовали в пазырыкское время. Хотя они и продолжали встречаться в IV в. до н.э., основное распространение их всё же падает на более раннее время, что в известной степени идёт в разрез с приведённым выше доказательством М.П. Грязнова о невозможности датировать 1-й курган V в. до н.э.

 

Иную позицию в датировке Пазырыкских курганов занимает С.В. Киселёв. Признавая наличие в материале Пазырыкских курганов традиций, уходящих к древности классического Востока и ахеменидского Ирана, С.В. Киселёв относит эти черты за счёт своеобразной архаизации, якобы свойственной пазырыкцам, и считает, что Пазырыкские курганы относятся ко времени с конца III до I в. до н.э. [6] Основанием для столь поздней датировки С.В. Киселёву послужило прежде всего сходство пазырыкских вешей с материалами из курганов Шибэ и Ноин-Улы и главным образом ссылка на так называемый аму-дарьинский клад. Как указал С.И. Руденко, Шибинский курган, по комплексу вещей действительно очень близкий к 3-му и 4-му Пазырыкским, был датирован М.П. Грязновым и Голомштоком II в. до н.э. — I в. н.э. Эта дата основана на определении японским археологом Умехарой обломка китайской лаковой чашечки. С.И. Руденко указывает, что в настоящее время этого обломка в коллекции нет, почему и проверить определение Умехары невозможно. Последнее было бы крайне

(185/186)

интересно ещё и потому, что в современной китайской археологической литературе [7] типологический метод Умехары подвергнут суровой критике, ввиду чего и определения его не могут считаться бесспорными. Что же касается сходства с Ноин-Улой, то оно легко объясняется тем, что традиции, сложившиеся в Пазырыке, могли бытовать и позднее, почему оно и не может служить доказательством синхронности памятников.

 

Наконец, аргументация аму-дарьинским кладом с его якобы поздней датой является недоразумением, поскольку, как известно, аму-дарьинский клад является случайным собранием вещей, т.е. не представляет собой комплекса и в целом служить основанием для датировки не может.

 

Против поздней датировки 1-го Пазырыкского кургана возражал и М.П. Грязнов, отмечавший отсутствие в нём вещей греко-бактрийского происхождения. Добавим от себя, что это соображение, равно как и отсутствие ханьских вещей, столь обычных и многочисленных даже в рядовых памятниках Сибири, может быть распространено и на все остальные исследованные курганы Пазырыкской группы.

 

Есть ещё одно обстоятельство, которое позволяет судить о верхнем пределе существования пазырыкской культуры. Как С.И. Руденко, так и М.П. Грязнов отмечают, что основным, если даже не единственным орудием, применявшимся для рубки и обтёсывания дерева при сооружении погребальных камер, был бронзовый кельт, насаживавшийся на рукоятку либо как топор, либо как тесло. Более того, бронзовым кельтом орудовали и грабители, оставившие в 1-м кургане сломанную рукоять такого кельта, Как уже отмечалось, ограбление пазырыкских курганов было единовременным и произошло уже после того, как долина Улагана была покинута пазырыкцами. Последнее обстоятельство позволяет говорить о том, что бронзовые кельты продолжали бытовать даже некоторое время спустя после конца пазырыкского культурного этапа. В то же время известно, что бронзовые кельты, тем более как рабочее орудие, полностью исчезают из употребления в III в. до н.э.

 

Таким образом, нам представляется, что датировка Пазырыкских курганов концом V — IV веком до н.э., выведенная на основании анализа всего комплекса находок, является убедительной. Может быть, в дальнейшем её придется несколько расширить (до начала III в. до н.э.), но такие уточнения будут возможны лишь после дальнейших исследований. Для датировки Пазырыкских курганов несомненный интерес представляет статья Э. Роуз о влиянии ахеменидского искусства на искусство кочевников. Интересно при этом, что автор, видимо, незнакомый с русским языком исходит из анализа лишь ахеменидского искусства.

 

Э. Роуз отвергла дату Миннза (для 1-го кургана — III в. до н.э.) и Кюна «около начала нашей эры» — и приходит к тем же выводам, что и М.П. Грязнов, датируя первые два кургана IV в. до н.э. Датировку V в. до н.э. она считает сомнительной. [8] Однако в этой части её доводы не представляются вполне убедительными, и, может быть, изучение Пазырыкских курганов поможет внести некоторые уточнения в хронологию I тысячелетия до н.э. и позволит установить даты возникновения отдельных форм, получивших широкое распространение в последующее за пазырыкским сарматское время.

 

При знакомстве с интереснейшей пазырыкской культурой у каждого читателя естественно возникает вопрос, с какой же этнической группой и с какими народами древности её следует связывать. Приходится отметить, что в этом вопросе автор проявил излишнюю осторожность. В книге мы не находим прямого ответа на этот вопрос. Вместе с тем, привлекая многочисленные сведения античных писателей о народах, обитавших на степных пространствах Евразии, автор подаёт их столь суммарно и обобщённо, что они перестают служить каким-либо критерием для этнической характеристики. В частности, едва ли уместно столь безоговорочное перенесение на алтайскую почву скифского пантеона в той форме, как он известен нам по данным Геродота. Это тем более неправомерно, что автор как будто не связывает пазырыкцев ни с одним из крупных этнических массивов древности. Наоборот, он говорит о многочисленных племенах, «различных по своему происхождению и языку, обитавших в данную эпоху на огромных пространствах восточноевропейских и азиатских степей и предгорий…» (стр. 361). Даже в пределах Горного Алтая он видит возможность в дальнейшем «выделить из общей массы населяющих его племён более или менее обособленные этнические группы» (там же). Очевидно, у автора нет ясности в этом вопросе; поэтому становятся не вполне правомерными и приводимые им исторические параллели. Нам представляется, что автору следовало бы этим аналогиям и параллелям предпослать свои соображения о возможной этнической принадлежности пазырыкцев, тем более, что для таких соображений, как нам думается, известный материал в распоряжении автора имеется.

 

С.И. Руденко на протяжении всей книги многократно говорит о близости пазырыкской культуры с культурой населения Северного Причерноморья скифского времени. В то же время, исходя из анализа предметов искусства, С.И. Руденко возражает С.В. Киселёву по поводу высказанного последним предположения, что «изображения грифонов на пазырыкских псалиях происходят с запада, из области эллино-скифского

(186/187)

художественного ремесла». [9] С.И. Руденко указывает, что подобные изображения известны равным образом по ахеменидскому и ассирийскому искусству. Именно для этих областей — для Передней и Средней Азии — читатель и обнаруживает в книге С.И. Руденко наиболее многочисленные и яркие параллели. Мы не будем останавливаться на их перечислении, читатель легко найдёт их в книге. Коснёмся лишь одного факта, который, несмотря на свою малозаметность, является, по нашему мнению, весьма существенным для понимания истоков пазырыкской культуры. Как М.П. Грязнов, так и С.И. Руденко, описывая керамику, обнаруженную в Пазырыкских курганах, отмечают, что сосуды изготовлены от руки, но не ленточным налепом, характерным для сибирской керамики, а по способу четырёх поясов, характерному для Средней Азии. Можно говорить об импорте оружия, украшений, художественных изделий, можно говорить о воздействиях и влиянии в области изобразительного искусства, но едва ли допустимо говорить о заимствовании техники изготовления лепной посуды. Как уже отмечалось, для Сибири и Северного Казахстана типична ленточная техника. Лепка по способу четырёх поясов здесь не применялась, но в то же время в данную эпоху она была характерна для территории распространения сакских племён. [10] Как полагают, эта территория достигала западного Алтая, и не исключена возможность, что именно с сакским миром следует связывать происхождение пазырыкской культуры.

 

В целом, появление работы С.И. Руденко представляет собой большое событие, далеко выходящее за пределы интересов сибирской археологии. Прекрасно подготовленная и хорошо изданная книга найдёт себе многочисленных читателей как среди широких слоёв интеллигенции, так и среди специалистов — не только археологов, но и представителей ряда смежных дисциплин. Она послужит ценным источником для дальнейших исследований и в области древней истории народов нашей родины, и в области истории искусств, и в общей мировой ориенталистике. Эта книга является прекрасным завершением большой и напряжённой работы, проведённой хорошо слаженным коллективом Горно-Алтайской экспедиции под руководством С.И. Руденко.

 

В.Н. Чернецов


 

[1] М.П. Грязнов, Первый Пазырыкский курган, Л., 1950, стр. 50.

[2] С.И. Руденко, Скифское погребение Восточного Алтая, «Изв.ГАИМК», 1931, №2.

[3] С.В. Киселёв, Древняя история Южной Сибири, «Материалы и исследования по археологии СССР», 9, 1949, стр. 207; М.П. Грязнов, Указ.соч., стр. 85.

[4] М.П. Грязнов, Указ.соч., стр. 43.

[5] С.В. Киселёв. Указ.соч., стр. 115, 131.

[6] Там же, стр. 215-216.

[7] «Чжунго коагу [каогу] сюэбао», Шанхай, 1948, №3 (статья Ли-Цзи, перевод Р. Итса и М. Воробьёва).

[8] Anne Roes, Achaemenid Influence upon Egyptian and Normand Art, «Artibus Asiae», т. 15, вып. 1 и 2, 1952, стр. 24-30.

[9] С.В. Киселёв, Указ.соч., стр. 204.

[10] И.И. Копылов, Сакские племена Сыр-Дарьи и Семиречья по археологическим данным (автореферат), Л., 1953, стр. 13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки