главная страница / библиотека / обновления библиотеки

В.Я. Бутанаев, Ю.С. Худяков. История енисейских кыргызов. Абакан: 2000. В.Я. Бутанаев, Ю.С. Худяков

История енисейских кыргызов.

// Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2000. 272 с. ISBN 5-7810-0119-0

 

Содержание

 

Предисловие. — 4

 

Часть I. Водоворот проблем. — 7

История изучения. — 7

Дискуссия об этнониме «кыргыз». — 18

Новый виток полемики о термине «хакас». — 34

Полемика об историческом названии «Хонгорай» (Хоорай). — 40

Дискуссионные вопросы истории енисейских кыргызов XVII в. — 48

 

Часть II. Кыргызское государство (VI-XII вв.). — 57

История формирования древнекыргызского этноса. — 57

Борьба за Саяно-Алтай в VI-VIII вв. — 65

Эпоха «кыргызского великодержавия». — 73

Прощальный дар танского императора кыргызскому кагану (из истории дипломатии государства кыргызов на Енисее). — 83

Кыргызы в начале II тыс. н.э. — 90

Происхождение кыргызской культуры. — 94

Эволюция кыргызской культуры. — 99

Культурно-хозяйственный тип енисейских кыргызов. — 114

Памятники кыргызской письменности. — 121

Торговые и культурные связи енисейских кыргызов. — 126

Военное дело кыргызов. — 130

Саяно-Алтай и Тянь-Шань. — 137

 

Часть III. Кыргызы во времена монголо-Джунгарского владычества (ХIII-XVIII вв.). — 145

Монгольское завоевание Саяно-Алтая. Кыргызы в составе Монгольской империи. — 145

Образование этнополитического союза «Хонгорай». — 153

Особенности хозяйства и культуры. — 157

Общественный строй Хонгорая. — 161

Взаимоотношения Хонгорая с Монголией и Джунгарией. — 169

Угон кыргызов в Джунгарию. — 174

Присоединение Хонгорая к России и административное преобразование кыргызских улусов. — 180

 

Заключение. — 189

Примечания. — 193

 

Рис. 1-45. — 226-269 ]

Список хакасских фамилий, относящихся к сеоку кыргыз. — 270-271 ]

 


Из аннотации (стр. 2):

Часть I — авторы Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С., часть II — автор Худяков Ю.С., часть III — автор Бутанаев В.Я.


(/4)

Предисловие.   ^

 

События древней и средневековой истории кыргызов, воинственного и стойкого тюркоязычного кочевого народа, населявшего около двух тысячелетий Южную Сибирь и Центральную Азию, вряд ли могут оставить равнодушным исследователя, прикоснувшегося к их полной драматизма исторической судьбе. Вышедшим на арену политической борьбы в Центральной Азии в конце III в. до новой эры кыргызам на протяжении всей своей последующей длительной и бурной истории приходилось с оружием в руках отстаивать свою свободу и бороться за гегемонию в центральноазиатском регионе с могущественными кочевыми империями хуннов, жуань-жуаней, тюрок, сейяньто, уйгуров, киданей, монголов и др. В IX веке наступил звёздный час кыргызской истории. Прорвав оборонительные заслоны уйгуров, кыргызы смогли подчинить степные просторы Центральной Азии и пронести свои боевые знамёна до Забайкалья, Маньчжурии, Китая, Алашаня, Восточного Туркестана, Прииртышья и Приобья. Азиатские степи от границ сибирской тайги до северных отрогов Тянь-Шаня вошли в состав Кыргызского каганата. Этот период был справедливо назван выдающимся специалистом по истории кыргызов, академиком В.В. Бартольдом временем «кыргызского великодержавия». Однако эти небывалые, ошеломляющие успехи стали причиной их ослабления кыргызов в начале II тысячелетия новой эры. Расселившиеся на бескрайних просторах азиатских степей от Иртыша до Амура, утратившие постоянную связь между отдельными ордами, потерявшие в бесчисленных боях цвет своего войска, кыргызы не смогли сдержать напора надвигающихся с востока, набирающих силы монголоязычных племён: киданей, найманов, монголов. Отдельные этнические группы кыргызов осели в отдалённых землях и вошли в качестве родоплеменных подразделений в состав ряда тюркоязычных и монголоязычных народов. В то же время в степи обезлюдевшей Минусинской котловины начали просачиваться из окрестных таёжных районов зависимые охотничьи племена киштымов, а из Центральной Азии переселялись осколки номадов исчезнувших кочевых

(4/5)

империй. Таёжные звероловы постоянно перенимали навыки скотоводческой культуры, переходили на тюркскую речь, заселяли часть степных районов Минусы. В X веке, после вторжения в степи Монголии киданей, единый кыргызский этнический массив оказался разделённым надвое. Часть кыргызов осталась в Саяно-Алтае, объединив под своей властью племена киштымов. Другая группа кыргызов осталась в Восточном Туркестане, населяя северные склоны Восточного Тянь-Шаня. Кыргызское государство распалось на отдельные княжества. Когда в начале XIII века к верховьям Енисея подступила могучая сила монгольской конницы, посланная Чингиз-ханом, она погребла под собой кыргызские княжества, которые не смогли оказать монголам серьёзного сопротивления. Кыргызы оказались разбросанными по бескрайним пространствам Монгольской империи. Кыргызские военные отряды несли службу в Каракоруме, в северном Китае, в Маньчжурии, участвовали в междоусобных войнах чингизидов. В Могулистане окрепла этническая группа туркестанских кыргызов, переселившаяся в XV веке на Западный Тянь-Шань, которая составила ядро современного кыргызского народа.

 

Кыргызы на Енисее в XVII веке распадаются на четыре княжества, находившихся в вассальной зависимости от халха-монголов и джунгар. В начале XVIII века ойраты под напором Российского государства увели енисейских кыргызов в Джунгарию. После разгрома джунгар маньчжурами, часть кыргызов была переселена в Маньчжурию, часть вместе с калмыками бежала в Поволжье, войдя в состав современных народов Саяно-Алтая, Казахстана и Поволжья.

 

Эти далекие по времени, но волнующие воображение события давно привлекали внимание учёных-историков, археологов, этнографов Европы, России, Китая, Турции. В последние десятилетия всё большую роль в изучении исторического прошлого кыргызов играют учёные Хакасии, Тувы, Алтая. Учёные-кыргызоведы пытаются по крупицам сведений, разбросанных в исторических хрониках разных эпох, результатам археологических раскопок, материалам фольклора, топонимики и родоплеменного состава коренного населения Саяно-Алтая и Тянь-Шаня восстановить канву исторических событий, оценить уровень развития хозяйства, духовной культуры, военного искусства, проследить основные этапы этнической истории кыргызов. Достижения богатой и оригинальной средневековой культуры енисейских кыргызов привлекали внимание современников многих других стран и народов. Решение сложных и порой запутанных вопросов кыргызской истории важно для понимания исторических судеб всей кочевой цивилизации Центральной Азии и сложения культур тюркских народов Саяно-Алтая.

 

Однако рамки традиционного научного исследования не всегда позволяют вместить увлечённость, вдохновляющую исследователя в работе

(5/6)

над подобной темой, дать волю рискованным и заманчивым гипотезам, без которых невозможно познание, осознание сопричастности давно прошедшим событиям, без которой нет и не может быть восстановления истории. Только после введения в оборот среди широкого круга читателей исторических знаний, они обретают свой действительный смысл.

 

Своими впечатлениями, предположениями и заключениями, возникшими в ходе многолетнего путешествия в поисках исторического прошлого кыргызов с берегов Енисея, авторы надеются заинтересовать пытливые умы подрастающего поколения.

 


(/189)

Заключение.   ^

 

История кыргызов на Енисее полна яркими и драматическими событиями. В ней нашлось место и выдающимся военным победам, бросившим к ногам победителей необозримые просторы Центральной Азии, и расцвету культуры в эпоху «Кыргызского великодержавия», когда кыргызские мастера-оружейники и ювелиры изготовляли оружие и украшения, ставшие образцами для подражания в кочевом мире, и горьким поражениям, когда кыргызы теряли независимость, утрачивали многие достижения культуры. Однако, несмотря на поражения, выселения, утрату самостоятельности, кыргызский этнос вновь и вновь возрождался, как феникс из пепла, просуществовав на Енисее полторы тысячи лет, в то время как его более могущественные и многочисленные противники в кочевом мире степного пояса Евразии — хунны, жужани, карлуки, басмылы и другие навсегда канули в небытие истории. Так было до рокового 1703 года, когда джунгары угнали большую часть кыргызского населения из Минусинских степей в Джунгарию и тем самым закрыли последнюю страницу истории многовековой кыргызской государственности на Енисее. История енисейских кыргызов во многом интересна и поучительна и для людей сегодняшнего дня, когда во всей стране набирает силу необратимый процесс возрождения национального самосознания, традиций, культуры.

 

Как и в истории любого народа, в истории кыргызов на Енисее ещё немало нерешённых, остро дискуссионных проблем. В последние десятилетия особую остроту приобрели вопросы исторической этнонимики. После принятия в 1923 году литературного, книжного термина «хакасы» в качестве названия реально существующего коренного населения долины Среднего Енисея неоднократно предпринимались попытки доказать его историчность, противопоставив его этнониму «кыргызы». Существующий обширный корпус древних и средневековых письменных источников, данные этнографии, фольклора, топонимики, лингвистики не оставляют и тени сомнения в том,

(189/190)

что в Центральной Азии, в том числе в Минусинской котловине, обитал один из древнейших тюркоязычных кочевых этносов, вошедший в историю под своим гордым самоназванием «кыргызы». На Енисее кыргызы обитали с V века до начала XVIII века и были известны у других народов и в других странах под своим настоящим самоназванием. Вошедший в научную литературу термин «хягасы», «сяцзясы», «хакассы» и т.д. является одной из китайских транскрипций этнонима «кыргызы». Однако вот уже на протяжении нескольких десятилетий Л.Р. Кызласовым с редким упорством, достойным лучшего применения, делаются безуспешные попытки отрицать этническое содержание термина «кыргызы» и приписать события средневековой истории и памятники кыргызской культуры на Енисее мифическим «древним хакасам». Научное сообщество учёных, специалистов-историков, археологов, этнографов, тюркологов, кыргызоведов вынуждено раз за разом давать отпор подобным попыткам искажения истории.

 

В последние десятилетия, благодаря изысканиям этнографа В.Я. Бутанаева, было выяснено, что коренное население долины Среднего Енисея в период позднего средневековья имело общее этническое название хоорай (хонгорай), которое в русских письменных источниках обозначалось именем «кыргызы». Факт преемственности современного хакасского населения и народа хоорай (хонгорай) установлен по историческим, этнографическим и фольклорным материалам и не вызывает сомнений. Попытки Л.Р. и И.Л. Кызласовых отрицать этническое значение термина хоорай совершенно не состоятельны.

 

После присоединения Минусинской котловины к России в 1727 году по Кяхтинскому миру название Хонгорай постепенно исчезает с политической карты Южной Сибири и Центральной Азии. В качестве самоназвания коренного населения Минусинской котловины в этот период закрепился термин «тадарлар» (татары). Этим термином русские называли многие тюркские народы. Этноним хоорай (хонгорай) ушёл в область преданий. Он перестал соответствовать реальному содержанию новой формирующейся этнической общности. После присоединения Хакасии к России было упразднено военное сословие батыров, исчезла полуфеодальная форма эксплуатации киштымов. Все коренное население Хонгорая было уравнено в правах в качестве ясачного инородческого сословия. Вместо господствующей группы кыргызов среди них выдвинулась новая элитарная группа, основой которой служила не принадлежность к определённому роду, а имущественная дифференциация, владение скотом и служба в царской администрации.

 

Современное хакасское население сложилось из разных племенных групп: как бывших кыргызских киштымов, так и поредевшей части кыргызской элиты. К началу XIX века хакасы были объединены в четыре степные думы и уже представляли собой единый этнос с общими чертами культуры и

(190/191)

быта, общим разговорным языком и самоназванием «тадарлар». Этноним татары широко применялся в Центральной Азии для обозначения разных племен и государственных образовании. Если в кыргызских памятниках письменности IX в. н.э. этнонимом «татар» обозначался враждебный народ, то спустя тысячелетие, в результате превратностей судьбы, он закрепился за коренными жителями Среднего Енисея. В русских источниках он вовсе не имел оскорбительного оттенка, как пытается бездоказательно утверждать Л.Р. Кызласов. После революции 1917 года, по инициативе С.Д. Майнагашева, был принят в качестве названия коренного населения Хакасского уезда искусственный термин «хакасы», почёрпнутый из сибирской, областнический публицистики. Он был официально закреплён решением ВЦИК в 1923 году. Однако за прошедший период искусственный термин «хакас» не привился в языке коренного населения Хакасии, которое в обиходе продолжает именовать себя «тадарлар». Среди патриотически настроенной национальной интеллигенции ширится понимание того, что необходимо вернуть исторически оправданное самоназвание «хоорай». Уже сделаны первые шаги в деле восстановления исторической справедливости. В связи с образованием республики решением Ассоциации хакасского народа «Тун» 3 июля 1991 года был проведен всеобщий праздник под названием «Ада-Хоорай», посвящённый Дню восстановления государственности и памяти предков, погибших за свободу Хакасии, начиная с мифического Хоорай-хана.

 

Вопросы этнонимии, несмотря на всю остроту и дискуссионность, не являются в истории енисейских кыргызов самыми актуальными и нерешёнными. Важнейшей проблемой для решения вопросов этнокультурогенеза остаётся недостаточная изученность памятников эпохи средневековья. Выделение памятников кыргызской культуры, относящихся к позднесредневековому периоду, откроет возможность для реконструкции процесса её эволюции на протяжении всего времени существования и позволит проследить характер взаимоотношений кыргызов с иными этническими группами, проживавшими на Енисее и вошедшими в этническую общность Хоорай (Хонгорай). Актуальной задачей этноархеологии остаётся выделение и изучение памятников различных этнических групп, обитавших в Минусинской котловине в период позднего средневековья и нового времени, что позволит проследить процесс их слияния в единый этнос и возникновение общих культурных традиций.

 

История кыргызского этноса и культуры в период их существования на Енисее является не только частью истории современного хакасского народа и других тюркоязычных народов Саяно-Алтая, она является неотъемлемой частью истории кочевой цивилизации Центральной Азии в целом. Согласно нашему предположению, в период Кыргызского каганата элитарной группой кыргызов было племя «ач» или «аз» (ажэ китайских летописей). Во вре-

(191/192)

мена этнополитического союза Хонгорай на смену ему выдвинулась этническая группа «кыргыз» — часть древнего населения, сумевшая сохраниться в эпоху монголо-джунгарских завоеваний и давшая своё имя для обозначения «Кыргызская земля» в русских документах.

 

Эволюция кыргызской культуры в периоды раннего и развитого средневековья является своеобразным эталоном для изучения других кочевнических культур Центральноазиатского очага цивилизации. Благодаря своему уникальному географическому положению кыргызское государство на Енисее было на протяжении долгих веков ключевым пунктом торговых и культурных связей, фактором передачи культурных достижений из центров оседло-земледельческих регионов в кочевой мир Северной Азии кочевого мира, а в период «Кыргызского великодержавия» объединило скотоводческие племена Северной и Центральной Азии в единый каганат и стало центром кочевой цивилизации. В этот период кыргызские правители умели не только побеждать врагов на поле боя и умело вести дипломатические дела, но и пытались строить города, развивать земледелие, вводить денежное обращение, проявляли интерес к мировым прозелитарным религиям.

 

«Звёздный час кыргызской истории» — период Кыргызского великодержавия — по историческим данным был сравнительно недолгим, он продолжался около 80 лет. Захватив огромные пространства степной Азии, кыргызы не смогли удержать их под своим господством, объединить все кочевые племена, закрепить военные и политические достижения. Кыргызский каганат распался. Кыргызский этнос был разделён надвое вторжением киданей. Часть кыргызов осталась в Восточном Туркестане и в дальнейшем составила основу современного кыргызского народа на Тянь-Шане. Этнические группы кыргызов оказались в иноэтническом окружении и вошли в состав других тюркских и монгольских народов. Поэтому весьма актуальными остаются задачи изучения кыргызской культуры не только на Енисее, но и на всей территории Центральной Азии. Необходимо выявить границы распространения кыргызской культуры на разных этапах её развития, в особенности в древний период кыргызской истории в Центральной Азии. Необходимо продолжить поиск памятников кыргызской культуры на путях миграции с Енисея на Тянь-Шань, в Восточном Туркестане, проследить этапы эволюции кыргызской культуры в данном регионе и её обособления от общих «енисейско-кыргызских черт» после разделения кыргызского этноса. Эти проблемы невозможно решить без широкой координации научных исследований учёных археологов, историков, этнографов, тюркологов из разных стран Центральной Азии. Привлечение в науку учащейся молодёжи, которую не оставит безучастной историческая судьба кыргызов, позволит заняться дальнейшей разработкой этой поистине неисчерпаемой, сложной и интересной темой [темы].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки