К.А. Акишев
Древние и средневековые государства
на территории Казахстана
(Этюды исследования).
// Алматы: 2013. 192 с. ISBN 978-601-7312-28-2
Скачать файл: .pdf, 5,5 Мб
Оглавление
Глава I. Земледелие и скотоводство. — 11
Глава II. Социальная стратификация сакского общества. — 45
Глава III. Государство Усунь. — 79
Глава IV. Государства тюркоязычных народов. — 121
Глава V. Казахское ханство XV-XVI вв.: памятники, культура. — 135
Глава VI. Казахское ханство XVI-XVIII вв.: истоки, этапы эволюции и стабилизации. — 147
Заключение. — 163
Приложение [ Казахские батыры — герои борьбы за независимость Казахского государства. ]. — 171
Список источников и литературы. — 173
Список сокращений. — 187
От главного редактора. ^
Кималь Акишевич Акишев прожил яркую и самобытную жизнь учёного-археолога. Он был одним из лучших представителей своей эпохи и, по сути, являлся основателем советской археологической школы Казахстана. В становлении Кималя Акишевича как учёного-археолога сыграли значительную роль четыре выдающиеся личности — Каныш Сатпаев, Алкей Маргулан, Александр Бернштам и Михаил Грязнов.
Нелёгкой была биография будущего учёного. Ещё в детские годы, потеряв родных и близких, он сполна испытал на себе эксперименты советской власти, какими явились на то время коллективизация и голод. Своим спасением он обязан дяде — Канышу Сатпаеву (в те годы — руководителю геологоразведочной партии), который не только заменил ему отца, но и привил любовь к науке, полевой жизни и экспедициям. Юный К. Акишев, как и многие его ровесники, мечтал стать геологом, но этим мечтам не суждено было сбыться. Война по-своему распорядилась судьбой юноши: в 44-ом после тяжёлого ранения он был демобилизован и навсегда простился с геологией.
Настоящей «alma mater» стал для К. Акишева Казахский Государственный университет: здесь определился круг его научных интересов, здесь он получил путёвку в археологическую науку. С первого же курса студент К. Акишев участвует в археологических экспедициях А. Маргулана: вместе они объездили Сарыарку, Южный и Западный Казахстан. К. Акишев был активным участником раскопок знаковых памятников эпохи бронзы в Центральном Казахстане. Азы полевой археологии в экспедициях А. Маргулана оставят в памяти ещё молодого К. Акишева незабываемые впечатления и станут фундаментом его будущих научных работ.
Новые познания и впечатления получит К. Акишев на старших курсах университета, участвуя, начиная с 1949 года, в экспедициях А. Бернштама по Южному Казахстану. Знакомство с яркими памятниками городской культуры, такими, как Отрар, Туркестан, Сауран и др., определит в будущем и круг его научных интересов, и многолетние планы становления археологической науки Казахстана. Спустя двадцать лет К. Акишев организует и возглавит Южно-Казахстанскую комплексную археологическую экспедицию, которая и по сей день осуществляет свои исследования на памятниках Отрарского оазиса.
(5/6)
По окончании университета К. Акишев поступает в аспирантуру, его научным руководителем становится М. Грязнов. В Ленинград он отправляется с солидным научным багажом — результатами полевых работ, проведённых совместно с А. Маргуланом в ходе изучения памятников Сарыарки. И неслучайно кандидатская диссертация, блестяще защищённая в 1953 году К.А. Акишевым, называется «Эпоха бронзы Центрального Казахстана». Годы, проведённые в Ленинграде, знакомство с лучшими представителями этой научной школы, её методами и трудами сформируют К. Акишева как учёного и организатора археологических исследований.
С 1955 по 1989 гг. К. Акишев возглавляет казахстанскую археологию, которая за эти годы из скромного академического подразделения при Институте истории, археологии и этнографии АН КазССР превратится в крупную научную школу На её базе в 1991 году будет открыт Институт археологии им. А Маргулана.
Перу К. Акишева принадлежит около десяти монографий и свыше двухсот статей, написанных в разные годы и посвящённых многоаспектным исследованиям по археологии Казахстана — от эпохи бронзы до позднего средневековья, венцом которых станет открытие и изучение на кургане Иссык «Золотого человека».
Предлагаемая монография подготовлена к изданию в преддверии девяностолетнего юбилея К. Акишева Она была написана учёным незадолго до его кончины. Три её первые главы, по сути, являются фрагментами текста докторской диссертацией, защищённой ещё в советское время в форме доклада (декабрь 1987 года) в городе Москве. Завершена эта работа была уже в городе Астане, когда К.А. Акишев, переехав в новую столицу независимого Казахстана, возглавил лабораторию археологической реконструкции Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилёва. После смерти учёного на базе этой лаборатории университет создал Институт археологии, который носит его имя и успешно продолжает научные изыскания, начатые К.А. Акишевым на просторах Сарыарки.
При подготовке настоящего издания к печати мы максимально придерживались оригинала текста рукописи. Поэтому иллюстративный материал, терминологическая лексика, обороты речи оставлены так, как их подготовил в своё время сам К. Акишев.
Появлением этой книги мы поистине обязаны Марал Хабдулиной, продолжившей дело Кималя Акишева в Евразийском национальном университете, разделившей с ним последние годы его жизни и искренне любившей его не только как ученого, но и как человека.
Б.А. Байтанаев,
генеральный директор Института археологии им. А.Х. Маргулана,
член-корреспондент НАН РК.
(6/7)
Введение. ^
В историографии Евразии одной из малоизученных проблем является экономика и общественный строй кочевых и полукочевых племён и народностей в древние эпохи. Данный тезис сохраняет силу и на современном уровне развития исторической науки, хотя первые попытки исследования социально-экономических отношений у кочевников, преимущественно у скифов европейских, зачастую весьма плодотворные, делались ещё в 30-40-е годы XX века советскими историками и археологами (Равдоникас В.И. 1932; Толстов С.П. 1934; Смирнов А.П. 1934; Артамонов М.И. 1947, 1948). Акцент на скифское общество объясняется наличием солидного источниковедческого базиса — античного письменного и археологического.
Научные направления, намеченные в те годы, новые археологические материалы, накопленные с тех пор, новая интерпретация сведений древних авторов послужили основой дальнейших успехов в изучении отдельных аспектов скифской общественной системы или в целом всей проблемы (Граков Б.Н. 1947; он же 1971; Смирнов А.П. 1966; Тереножкин А.И. 1966; Хазанов A.M. 1975).
Но при этом, хотя результаты исследований скифского общества являются весьма обнадёживающими, многие выводы пока ещё находятся на стадии гипотез, нуждающихся в дальнейших поисках и дополнительных доказательствах. Тем не менее, предлагаемые в работах скифологов направления в установлении уровня общественного развития скифов, для теоретических поисков представляются правильными. Скифский социально-экономический прогресс в значительной степени стимулировался влиянием высокоорганизованной Греции, в частности,
(7/8)
интенсивным воздействием городов-полисов (Граков Б.Н. 1971: 10-12; Артамонов М.И. 1947: 72-73). При этом, несомненно, что роль внешнего фактора тем активнее, чем совершеннее устройство самого воспринимающего общества. Именно таким было скифское общество, стоявшее на стадии раннеклассовой организации.
Обществу савроматов-сарматов в исследованиях повезло в меньшей степени. Социологические изыскания у них ведутся по линии изучения роли женщин в обществе, поисков пережитков матриархальных отношений. Для построения концепции о низком уровне социального устройства сарматов активно привлечены все доступные доказательства: легенда об амазонках, наличие каменных алтарей-жертвенников и оружия в женских захоронениях и др. (Граков Б.Н. 1947: 100-120; Смирнов К.Ф. 1964: 200-214).
Не вызывает сомнения сама необходимость проведения и продолжения работ в этом направлении. При этом не следует упускать из виду того, что реликты былых общественных отношений могут демонстрировать недоразвитость социальных институтов, но не они определяют сущность новых, развивающихся производственных отношений. Напротив, информация, извлекаемая из археологического источника (градация размеров насыпей сарматских курганов, богатство погребального инвентаря, сопутствующие захоронения), предоставляет возможность полагать, что сарматское общество по уровню социального развития стояло не намного ниже скифского.
Предложена также первая попытка социологической интерпретации материалов из раскопанных курганных могильников, (большинство которых оказались не разграбленными) эпохи раннего железа Тувы. По А.Д. Грачу, курганы сакско-скифского времени Тувы так же как в Бесшатыре, принадлежали трём социальным прослойкам: царям, родовым дружинным аристократам и низшим социальным группам (Грач А.Д. 1980: 46-48).
В кургане Аржан - памятнике Тувы раннескифского времени, как полагает исследователь, были захоронены «царь» с «царицей» и 15 сопровождавших их «вельмож» (Грязнов М.П. 1980: 46-52).
В других регионах распространения локальных вариантов культур скифского и сакского типов — на восточном Памире, (Литвинский Б.А. 1972: 186-187, 194) в Центральном Казахстане (Кадырбаев М.К. 1967: 430) и южном Приаралье (Вишневская О.А. 1973: 129), где единичны царские курганы и они не раскапывались, социологические реконструкции не предпринимались. В этих регионах, вероятно, необходимы поиски иных критериев оценки уровня общественной развитости.
(8/9)
Недавно сделано, на наш взгляд удачное, монографическое обобщение накопленного опыта реконструкции социально-экономических отношений в древних обществах и остро поставлена проблема палеоэкономики и общественного строя, как одна из главных задач советской археологической науки (Массон В.М. 1976; Фёдоров-Давыдов Г.А. 1973).
Хотя успехи в изучении социального строя древних обществ очевидны, реконструкция социально-экономических отношений и этнополитических ситуаций в древних человеческих обществах сопряжена со многими объективными и субъективными трудностями.
Главными из них являются отсутствие или малочисленность основополагающих письменных источников, вольное и невольное осовременивание или, наоборот, принижение уровня древних социальных структур, как итог интерпретации извлечённой информации сквозь призму наших современных традиционных представлений о народностях и племенах — объектах изучения этнографической науки.
Несомненно, этнографический источник — маяк на пути исследования социальной структуры древних обществ. Однако, хотя едины объективные исторические закономерности развития человечества, но и неизбежно многообразие специфических черт древних обществ, складывающихся в различной среде у разных племён. В конечном счете эта специфика составляет индивидуальность конкретной социальной организации и отличает её от всех иных обществ, близких или далёких по времени. Мировая история не знает двух совершенно одинаковых общественных организаций. Поэтому привлечение данных этнографии для доказательства уровня развития и определения форм общественных отношений у древних племён чревато ошибками.
Более конкретен археологический источник, в нём заложены большие возможности для реконструкции социальной структуры. Но здесь трудности другого порядка. Археологический источник нем, для извлечения информации, необходимой для социологических заключений, нужна разработка своей особой методики распознания социальной развитости древнего общества, значительны трудовые усилия, которые вложены на сооружение того или иного привлекаемого памятника или группы памятников материальной и духовной культуры.
Научная новизна данной работы заключается в том, что в ней впервые в советской археологии разрабатывается проблема палеоэкономики и социального строя кочевых и полукочевых племён Средней Азии и Казахстана второй половины первого тысячелетия до нашей эры — первой половины первого тысячелетия нашей эры. На современном этапе
(9/10)
развития исторической науки теоретический уровень разработки не может быть выше стадии первого приближения к истине.
Актуальность темы заключается в слабой или вовсе неразработанности в историографии указанного региона таких кардинальных вопросов древней истории, как возникновение и развитие классов и государства и его экономического базиса — земледелия и скотоводства. В работе делается попытка на основе марксистско-ленинской методологии исследовать эти вопросы.
В разные годы отдельные аспекты проблемы излагались в наших монографиях и научных статьях.
|