главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Искусство Востока и античности.// М.: 1977. 168 с.Отв. ред. М.А. Коростовцев. Содержание
От редактора. — 3
Н.А. Померанцева. Принцип композиции древнеегипетских памятников додинастического периода и эпохи первых двух династий. — 5Е.Е. Кузьмина. Семантика изображения на серебряном диске и некоторые вопросы интерпретации Амударьинского клада. — 16Л.И. Ремпель. Бронзовый ковшик Центрального музея Казахстана. — 26Э.Л. Семенцова. Некоторые проблемы ассирийской глиптики IX-VIII вв. до н.э. и три печати собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. — 32Б.Я. Ставиский. Заметки об Амударьинском кладе. — 42С.И. Ходжаш. Ассирийская печать из Эребуни. — 48Н.М. Никулина. О древней глиптике и её материале. — 51Г.А. Пугаченкова. Два предмета римского художественного экспорта на бактрийской земле. — 62Г.И. Соколов. О технике исполнения римских мраморных портретов. — 72Б.В. Веймарн. К. вопросу об эстетических основах изобразительного искусства средневекового Ирана. — 84Н.А. Виноградова. Символика алтарной композиции средневековой Японии. — 92М.В. Горелик. О содержании некоторых миниатюр школы Джазиры. — 112Е.В. Завадская. Эстетика камня в китайской живописи. — 123С.И. Тюляев. Свами Вивекананда об искусстве. — 129И.Ф. Муриан. Ли Кэ-жань — современный китайский пейзажист. — 137Н.С. Николаева. Некоторые тенденции в современном искусстве Японии. — 157
Список сокращений. — 165
От редактора. ^
Сборник «Искусство Востока и античности» посвящён актуальным проблемам истории и теории искусства античной Греции, Рима, Северного Причерноморья, древнего, средневекового и современного Востока. Проблематика представленных в сборнике статей касается различных аспектов искусства. В них анализируются символика средневекового искусства Японии, принципы построения древнеегипетских рельефов, раскрываются сложная семантическая структура ассирийских печатей и среднеазиатской бронзы, основные тенденции в современном искусстве Японии. Исследования, положенные в основу статей, составивших сборник, представляют творческое развитие принципов, заложенных в науке об искусстве Востока известным востоковедом Всеволодом Владимировичем Павловым (1898-1972).
В.В. Павлов относился к той категории учёных, которые не замыкались на каком-то отдельном участке науки, а, отдавая все свои силы и способности любимой специальности, никогда не теряли из виду смежные дисциплины, хорошо их знали и творчески разрабатывали. Поэтому результаты их деятельности в «своей» специальной отрасли отличались глубиной и широтой, содержали новые творческие мысли и наблюдения. В.В. Павлова отличал широкий искусствоведческий подход к памятникам древней культуры. Труды его, рассчитанные и на учёных-специалистов, и просто на любителей прекрасного, хорошо знакомы каждому, кто интересуется искусством древнего Востока. В них нашли отражение многие важные вопросы современной египтологии и взаимосвязи древнейших цивилизаций Востока. Научный горизонт учёного охватывал культуры древнего мира, средневекового Ближнего и Дальнего Востока и современности. Занимаясь в основном искусством древнего мира, В.В. Павлов всегда интересовался и событиями культурной жизни сегодняшнего дня тех стран и народов, историческое прошлое которых составляло предмет его углублённого изучения.
Более тридцати лет своей жизни В.В. Павлов отдал работе в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Там он занимался исследованием первоклассных памятников египетской коллекции, изучая и систематизируя все имеющиеся подлинники египетского искусства. Там он стал настоящим историком искусства, учёным, никогда не отрывавшимся от живого материала. Одновременно В.В. Павлов изучал и собирал резные камни. В этой области он был одним из лучших советских специалистов.
Параллельно с музейной работой В.В. Павлов вёл преподавательскую — читал лекции в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова.
Искусство древнего Египта — первый курс по специальности в университетской программе, а потому на него возложена самая сложная и ответственная задача: формирование профессионального подхода к изучению искусства, навыков искусствоведческого анализа и овладения материалом, формирование художественного вкуса. Самым ценным в этом курсе было то, что В.В. Павлов прививал любовь к изучению истории искусства, закладывая основы научного познания. И хотя сравнительно немногие из слушавших В.В. Павлова стали египтологами, все они осознали для себя критерий красоты, истины и вкуса, привитый В.В. Павловым с первых шагов студенческих лет.
Итогом научной работы В.В. Павлова явились статьи и книги, посвящённые как отдельным памятникам, так и целым видам искусства. Он автор более ста работ в области искусства древнего Востока. Уже в первых его статьях проявились основные качества, характеризующие метод работы учёного — непосредственное общение с подлинными памятниками. Теоретические положения автора всегда основаны на исторических данных и анализе конкретных вещей, которые играли первенствующую роль в его работах. Исследования В.В. Павлова в области египетского искусства легли в основу таких монографий, как «Очерки по искусству Древнего Египта» (1936 г.), «Египетский скульптурный портрет» (1938 г.), «Фаюмский портрет» (1965 г.), «Египетский портрет I-IV вв.» (1967 г.).
Работы В.В. Павлова всегда отвечали самым актуальным требованиям современной науки, в частности исследованию важной проблемы взаимоотношений различных древних культур, а также культуры древней Руси и Востока, Востока и античного мира. Он особенно отмечал «значение и силу воздействия греко-римского мира на художественную культуру Ближнего, Среднего и Дальнего Востока». «Задача заключается, — говорил он, — в изучении самобытных и специфических особенностей каждой из тех культур, которые рождались и развивались в тесной исторической взаимозависимости с великой эллинской культурой. Ведь лучи античного искусства по-разному отражались на каждой из многочисленных культур Переднего Востока и проникали на разный уровень глубины».
Именно этот аспект исторической взаимозависимости различных культур и положен в основу статей сборника, предлагаемого вниманию читателя. Искусство Востока и искусство античного мира не только связаны между собой, но и послужили основой искусства многих современных стран и народов. Можно надеяться, что настоящий сборник расширит наши знания в этой области.
Академик М.А. Коростовцев
Список сокращений. ^
АСГЭ — «Археологический сборник Государственного Эрмитажа». Л.ВДИ — «Вестник древней истории». М.ГАИМК — Государственная Академия истории материальной культурыГМИИ — Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. ПушкинаЖМНП — «Журнал Министерства народного просвещения». СПб.КСИА — «Краткие сообщения Института археологии». М.-Л., М.КСИИМК — «Краткие сообщения о докладах и полевых наследованиях Института истории материальной культуры». М.МИА — «Материалы и исследования по археологии СССР». М.СА — «Советская археология». М.ТашГУ — Ташкентский государственный университетЮТАКЭ — Южно-Туркестанская археологическая комплексная экспедицияABSA — «Africa Bibliography Series Archéologie»AJA — «American Journal Archéologie»BBM — «Bulletin of the British Museum»BCM — Bulletin Cincinnati Art MuseumCRAIBL — «Comptes rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-letteres [lettres]». ParisJA — «Journal asiatique», ParisJAOS — «Journal of the American Oriental Society». New YorkJAS — «The Journal of Asian Studies». Ann ArborJASB — «Journal of the Asiatic Society of Bengal». CalcuttaJRAS — «Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland». LondonMDAFA — Mémoires de la Délégation archéologique française en Afghanistan». ParisSPA — «A Survey of Persian Art». London — New York, vol. I, IV, V, 1938; vol. II, III, VI, 1939
наверх |