● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Этнография народов СССР.// Л.: Геогр. общество СССР. 1971. 153 с.
Отв.ред. выпуска М.В. Воробьёв. Содержание
От отделения этнографии. — 3
Л.Н. Гумилёв. С.И. Руденко и современная этногеография аридной зоны евразийского континента. — 6Т.А. Крюкова. Коллекции С.И. Руденко в Государственном музее этнографии народов СССР. — 15С.И. Руденко. Сравнительная этнография тангутов и их потомков. — 21А.И. Зайцев. Конь предсказывает гибель хозяину. — 32М.И. Артамонов. Роль климатических изменений VIII-VII вв. в переселении киммерийцев и скифов в Азию и возвращение их в степи Восточной Европы в начале VI века до н.э. — 45А.В. Гадло. Этнографическая характеристика перехода кочевников к осёдлости. — 61А.А. Шенников. Земледельческая неполная осёдлость и «теория бродяжничества». — 76И.Н. Уханова. Народные ремёсла Лесного края. — 94Н.А. Фёдорова-Дылева. Северные русские крестьянские берестяные изделия. — 110Н.А. Мальцева. Обряды получения имени, женитьбы и погребения в алтайском героическом эпосе. — 123П.И. Каралькин. Тувинские шахматы. — 136Е.П. Орлова. Религиозные пережитки у нивхов (гиляков), сохранившиеся в обрядах погребения. — 146
От отделения этнографии. ^
С.И. Руденко, памяти которого посвящается этот сборник, — один из последних представителей могучей плеяды русских учёных, чьё научное творчество едва умещалось в рамках комплекса дисциплин, называемого Географией — в прежнем понимании этого термина, который охватывал всё многообразие отношений в сфере «Земля и Люди». Такая география плодотворно и в течение ряда десятилетий разрабатывалась и разрабатывается в нашей стране Географическим обществом, с которым С.И. Руденко тесно связал свою судьбу. Если вести счёт на современные, узкие отрасли наук, то С.И. Руденко трудился в области общей географии, гидрологии, мерзлотоведения, антропологии, этнографии, археологии, культуроведения, искусствознания, истории — и в каждой из них сделал так много, что на юбилейных заседаниях в его честь представители этих специальностей оспаривали друг у друга область преимущественных интересов юбиляра. Не предполагая придать этому вступлению значение полного очерка деятельности С.И. Руденко, мы намерены оттенить ту сторону деятельности учёного, которая связана с Географическим обществом СССР.
С.И. Руденко родился 25 января 1885 г. и в 1904 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, а через год уже организовал на отделении географический кружок. В 1908 г. ещё студентом он опубликовал в парижском журнале первую печатную работу, посвящённую этнографии башкир, изучению которых он потом посвятил десятки лет. В 1909-1910 гг. он провёл этнологические и археологические исследования в северо-западной Сибири. 14 декабря 1911 г., по представлению С.Ф. Ольденбурга, Ф.К. Волкова, Э.А. Вольтера, его, как руководителя антропологической экспедиции для изучения башкир, самоедов, вогул, остяков, приняли в число членов Географического общества. В то время С.И. Руденко исполнял обязанности секретаря Антропологического общества при Санкт-Петербургском университете. Впоследствии С.И. Руденко был удостоен звания почётного члена Общества.
В 1913 г. С.И. Руденко — в то время профессор Томского университета — награждён по Отделению этнографии серебряной медалью за доклад: «Жертвоприношения черемисов-язычников Бирского уезда Уфимской губернии». В годы первой мировой войны, работая в Географическом институте, он публикует в Записках Императорского Русского Географического Общества по отделению этнографии (Пг., т. XLIII, вып. 1. 1916) 1-ю часть капитальной монографии «Башкиры. Опыт этнологической монографии» — «Физический тип башкир». В эти же годы он стал принимать активное участие в работе Комиссии по составлению этнографической карты России при Географическом обществе, в особенности по второму отделению — Сибири и Средней Азии.
В 20-е годы С.И. Руденко работал параллельно в Этнографическом отделе Русского музея, в Географическом институте, в Ленинградском университете, состоя учёным секретарём Комиссии АН СССР по изучению племенного состава населения России и сопредельных стран и активно участвуя в деятельности Общества. В 1925 г. в Записках Русского Географического Общества по отделению этнографии (т. XLIII, вып. 2) он опубликовал 2-ю часть своих «Башкир» — «Быт башкир». В начале 30-х годов С.И. Руденко был оторван от привычного круга этнографических занятий. В новой обстановке развились его гидрологические интересы, приведшие его впоследствии в стены Гидрологического института. Эти годы увенчались монографией «Испарение с водной поверхности и потери на испарении с водной поверхности» (1945), степенью доктора технических наук и званием профессора по кафедре физической географии ЛГУ.
В послевоенные годы центральное место в деятельности С.И. Руденко заняли археологические и этнографические проблемы. Появляются монографии, снискавшие их автору мировую известность: в 1947 г. «Древние культуры Берингова моря и эскимосская проблема», в 1949 г. «Искусство скифов Алтая» (вместе с Н.М. Руденко), в 1952 г. «Горноалтайские находки и скифы», в 1953 г. «Культура населения горного Алтая в скифское время», в 1960 г. «Культура населения Центрального Алтая в скифское время», в 1961 г. «Искусство Алтая и Передней Азии», в 1962 г. «Культура хуннов и Ноинулинские курганы» и «Сибирская коллекция Петра I», в 1968 г. «Древнейшие в мире художественные ковры и ткани из оледенелых курганов Горного Алтая».
Возобновление в 1945 г. деятельности Отделения этнографии ещё теснее связало С.И. Руденко с Географическим обществом СССР. В 1956 г. он вошёл в состав бюро Отделения, а с 1957 г. стал его бессменным председателем, членом Учёного совета. Многолетняя плодотворная деятельность С.И. Руденко высоко оценена Обществом: 4 мая 1964 г. ему присуждена медаль П.П. Семёнова-Тян-шанского.
Повседневная деятельность С.И. Руденко в стенах Географи- ческого общества отличалась разнообразием. В 1914 г. по поручению Общества он ездил в Харьковскую губернию для проведения антропологических обмеров и подготавливал к печати своих «Башкир», в 1916 г. — докладывал о схеме составления будущего предметного указателя к этнографическим трудам по Сибири, а также ездил в Оренбургскую и Уфимскую губернии для изучения башкир (в плане работы по составлению этнографической карты России), поднял вопрос об антропологических обмерах нерусских военнопленных. За 10 дней до Октябрьской революции он участвовал в организации Комиссии по составлению племенных карт России. В 20-е годы он вместе с М.К. Азадовским работал над картотекой для «Указателя» (собрано свыше 22 тыс. карточек) и подготавливал к печати 2-ю часть «Башкир».
После окончания Отечественной войны он неоднократно выступал в Отделении этнографии с докладами, неизменно собиравшими обширную аудиторию: «Результаты горноалтайской экспедиции 1948 г.» (11.V.1949), «Алтай и его древние обитатели» (на ежегодных чтениях в память Л.С. Берга), «К вопросу о формах скотоводческого хозяйства и о кочевничестве» (8.Х.1958), «Культура хунну» (19.XI.1959), «Искусство палеолита у народов северо-восточной Азии» (24.Х.1963), «Царские усыпальницы в долине р. Или» (12.XII.1964), «Культура бронзы Минусинского края и радиокарбоновые датировки» (2.II.1967), «Опыт применения естественно-научных методов в исследовании археологических объектов (18.V.1967), «Эдзина — город древнего тангутского царства» (8.XII.1968). Большинство их опубликовано или публикуется, в том числе и в настоящем сборнике. С.И. Руденко вёл в Географическом обществе большую научно-организационную работу. Кроме руководства Отделением, текущими заседаниями, редакционно-издательской частью, он возглавил проведение двух дискуссий: о кочевниках (1958 г.) и о этногенезе (1967 г.).
В своих докладах, статьях, монографиях, в практической и полевой деятельности С.И. Руденко последовательно отстаивал идею комплексного изучения проблемы и привлечения новейших приёмов исследований. Именно поэтому его труды не стареют и блестящим подтверждением этого служит переиздание спустя 30-40 лет его первой монографии «Башкиры. Историко-этнографические очерки» М., 1955 — факт замечательный в наш век быстрого роста и смены научных концепций.
наверх |