главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Е.Е. ФилипповаТагарские ножи с изображением рыб из собрания ГИМ.// Проблемы археологии Евразии. К 100-летию со дня рождения А.Я. Брюсова. / Тр.ГИМ. Вып. 74. М.: 1990. С. 89-92.
Среди многочисленных коллекций сибирских бронз, хранящихся в ГИМ, обращают на себя внимание два тагарских ножа с изображениями рыб на рукоятях. [1]
Первый нож (инв. №33832/40), в соответствии с типологией С.В. Киселёва, относится к разряду дугообразнообушковых [2] и имеет следующие размеры: длина 16,8 см (кончик отломан), наибольшая ширина — 1,5 см. Лезвие ножа плавно переходит в рукоятку; расширяясь к концу, она завершается выпуклым поперечным валиком, на котором находится фигура кабана с опущенной вниз мордой. Изображение объёмно и одинаково с обеих сторон. По переднему краю рукояти расположен плохо сохранившийся орнамент, имитирующий шнур и заканчивающийся в месте перехода рукояти в лезвие стилизованным и едва различимым изображением головы птицы.
Интересующее нас изображение рыбы помещено на лицевой плоскости рукояти, под валиком (рис., 1). Оно выполнено углублённым рельефом и передаёт овальное, сигарообразное тело рыбы в фас, с головой, обращённой вверх, и небольшим раздваивающимся хвостом. На тело рыбы нанесено десять поперечно-параллельных полос (чешуя?), которые особенно чётко прослеживаются в верхней половине туловища и у хвоста. Голова рыбы упирается в валик рукояти, резко выделяются большие круглые глаза, при этом правый глаз изображён так, что выступает за границы туловища. Слегка намеченным углублённым рельефом показаны головные и хвостовые плавники. Длина рыбы — 3,2, ширина — 0,5 см.
Под рыбой расположено неясное изображение в профиль какого-то животного. У него небольшая круглая голова с широкой тупой мордой, слегка выступающими острыми ушками, одним глазом и широкое туловище с овальной спиной. Его голова почти упирается в хвост рыбы. Длина изображения 1,9 см.
В целом изображения, помещённые на рукояти этого ножа, за исключением рыбы, полустёршиеся и плохо сохранившиеся. Это может объясняться как длительностью существования предмета, так и следствием нечёткости изображения, вырезанного в литейной форме.
Исследователи датируют ножи этого типа, широко распространённые в тагарской культуре, VI-V или V-IV вв. до н.э. [3] Однако подчёркивают, что к концу этого времени они отличаются меньшими размерами и меньшей массивностью. [4]
Второй нож (инв. №36228), также в соответствии с типологией С.В. Киселёва, относится к разряду змейчатообушковых, однодыр- Рис., 1, 2.(Открыть Рис. в новом окне)
чатых, а Н.Л. Членова присоединяет их к классу коленчатых; они датируются авторами V-IV вв. до н.э. [5]
Длина ножа 17,0 см, рукоять переходит в лезвие под углом 174 , она расширена вверху и имеет небольшое круглое отверстие диаметром 3 мм. На лицевой плоскости рукояти ножа тончайшими нарезными линиями нанесены изображения двух рыб и трёх поперечных полос, расположенных одна над другой (рис., 2). Наиболее чётко сохранилось изображение правой рыбы: её головные плавники и голова переданы одной линией, образующей острый угол, от неё отходят две, постепенно сужающиеся прямые линии, образующие тело рыбы. Несколько расширяясь к концу, они переходят в хвост, левая сторона которого немного длиннее правой, маленькими чёрточками показаны хвостовые плавники. На тело рыбы нанесено 28 небольших поперечных нарезок (чешуя?). Длина рыбы 2,5 см. Вторая рыба передана в той же манере изображения и выдержана в таких же вытянутых пропорциях, но сохранилась она значительно хуже и едва различима. Она расположена у края рукояти и идёт параллельно ей. Длина рыбы 2,0 см. Полосы шириной 4-5 см, в каждой из которых находится ряд треугольников, расположены над головами рыб. К сожалению, эта часть изображения едва различима из-за начавшейся коррозии металла.
В целом изображения рыб настолько реалистичны, что можно предположительно их определить: в первом случае — это налим, с тупой мордой, большими глазами и толстым бревнообразным телом; во втором, вероятно, изображены щуки с треугольно вытяну- тыми острыми головами и тонкими изворотливыми туловищами.
Итак, перед нами памятники сибирского изобразительного искусства скифского времени, для которого наиболее характерна определённая манера изображения окружающего мира — звериный стиль. К кругу этого стиля относятся изображения разных животных, но наиболее распространённые — бараны, козлы, кабаны, олени, кошачьи хищники, грифоны. Изображения рыб, как отмечают исследователи, достаточно редкое явление как для тагарской эпохи Хакасско-Минусинской котловины, так и для примыкающих регионов. [6] Однако первые изображения рыб встречены в Сибири уже в памятниках каменного века. [7] А в интересующее нас время обнаружены в скифских курганах Алтая, в памятниках усть-полуйского времени в Приобье, среди предметов Амударьинского клада, в памятниках Приднепровья, на бляшках из Куль-Обы и на ножнах Мельгуновского клада. [8]
Наиболее близкими аналогиями для первого ножа являются изображения рыб на ноже и втоке из коллекции Государственного Эрмитажа. [9] Оба ножа относятся к одному классу, имеют идентичное оформление рукоятей, место расположения рисунков и технику их исполнения — глубокий рельеф. Разница прослеживается в тематике рисунков (на ноже из ГЭ показаны две рыбы, при этом верхняя направлена головой вниз) и в передаче некоторых деталей (голова, глаза, чешуя, хвост). В технике глубокого рельефа выполнена рыба и на втоке, сходство прослеживается и в том, что она расположена головой вверх, однако стиль её изображения не находит ничего общего с рыбой, помещённой на ноже из ГИМ.
Пока не найдено аналогий изображениям рыб на втором ноже. Можно только отметить, что техника их исполнения может быть сходна с гравировками усть-полуйского времени. [10]
Наиболее сложной проблемой является расшифровка семантики этих изображений. Исследователи скифского искусства связывают изображения рыб с космологическими воззрениями скифов и относят их к представителям нижнего (подводного) мира. [11] Вероятно, композиция рисунка на первом ноже, передающая сцену преследования рыбы каким-то животным, отражает определённые аспекты мировоззрения тагарских племён, воплощая идею о смерти и возрождении, о взаимодействии и борьбе стихий. Именно так трактуются сцены преследования и терзания животных, известные в памятниках Европейской Скифии [12] и совершенно не характерные для памятников Сибири. [13]
Вероятно, иной смысл вложен в композицию второго рисунка, где две рыбы стремительно движутся к какой-то преграде. Может быть, здесь представлен один из мотивов рыбной ловли: рыбы плывут в сеть, и в целом это уже связано с промысловым культом. Наиболее близок к этому изображению рисунок рыбы с сетью, встреченный на неолитической керамике. [14]
Таким образом, на ножах тагарской эпохи с изображениями рыб представлены два сюжета, раскрывающие сложные и многогранные аспекты не только скифского изобразительного искусства, но и восприятия этими племенами окружающего их мира. Возможно, что в каждом из этих сюжетов нашла отражение та традиция в изображении рыб, которая сложилась ещё в неолите, где они несли в себе двойную функцию: рыбки-приманки (промысловое значение) и рыбки-амулета (культовое значение). [15] Разумеется, эти предположения не являются окончательными и требуют дальнейшего уточнения, разработки и решения вопросов, связанных со сложным и многообразным искусством тагарской эпохи.
[1] Они происходят из частных собраний XIX в.: первый принадлежал И.А. Лопатину и был найден у д. Яново Красноярского округа; второй — А.В. Адрианову и был найден у д. Калы Минусинского округа.[2] Киселёв С.В. Древняя история Южной Сибири // МИА. 1949. Т. 9. Табл. ХХIII, 2.[3] Членова Н.Л. Происхождение и ранняя история племён тагарской культуры. М., 1967. С. 184; Завитухина М.П. Древнее искусство на Енисее. Л., 1983. С. 44.[4] Членова Н.Л. Указ.соч. С. 168.[5] Киселёв С.В. Указ.соч. С. 155, 161. Табл. XXIII, Рис. 18; Членова Н.Л. Указ.соч. С. 186 (сноска 163).[6] Членова Н.Л. Указ.соч. С. 134-135; Завитухина М.П. Указ.соч. С. 20; Косарев М.Ф. Западная Сибирь в древности. М., 1984. С. 197.[7] Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья // МИА. 1950. Т. 18. Ч. I, II. С. 332.[8] Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л., 1953. С. 282, 294. Рис. 80, 172; Он же. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.; Л., 1960. С. 260. Рис. 134; Чернецов В.Н. Усть-полуйское время в Приобье // МИА. 1953. №35. С. 231; Амударьинский клад: Каталог выставки Л., 1979. С. 41, №16; Граков Б.Н. Заметки по скифо-сарматской археологии // Новое в советской археологии. М., 1965. С. 215-216; Ильинская В.И., Тереножкин А.И. Скифия VII-IV вв. до н.э. Киев, 1983. С. 150, 161; Придик Е. Мельгуновский клад // МАР. СПб., №31. 1911. С. 8.[9] Завитухина М.П. Указ.соч. С. 45, №64; С. 96, №325.[10] Чернецов В.Н. Указ.соч. С. 231-232. Рис. 1б.[11] Раевский Д.С. Антропоморфные и зооморфные мотивы в репертуаре раннескифского искусства // АСГЭ. Л., 1983. №23. С. 11: Чернецов В.Н. Указ.соч. С. 235; Косарев М.Ф. Указ.соч. С. 201-202.[12] Раевский Д.С. Из области скифской космологии // ВДИ. 1978. №3. С. 126-127.[13] Завитухина М.П. Указ.соч. С. 24-25.[14] Хороших П.П. Зооморфные изображения на неолитической керамике из Прибайкалья // СА. 1960. №2. С. 228-229.[15] Студзицкая С.В. Соотношение производственных и культовых функций сибирских неолитических рыб // Из истории Сибири. Томск, 1976. Вып. 21.
наверх |