главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.М. КулемзинВоины древнего тагарского общества.// Археология Северной Азии. Новосибирск: 1982. С. 71-75.
Археологический материал, накопленный по тагарской культуре, в настоящее время позволяет приступить к решению одного из основных вопросов конкретного исторического исследования — социальной истории тагарского общества. Успешное изучение процесса социального развития у народов степных регионов скифского времени, история которых протекала во многом параллельно с историей тагарцев, также способствует исследованию уровня развитая общественных отношений у последних. Тагарцы, как и многие их современники, — племена скифского мира, вступившие в стадию складывания государственности, достигли относительно высокого уровня общественного развития. Об этом свидетельствует уровень развития производительных сил и значительная дифференциация в обряде погребения. [1]
В связи с разложением родового строя и оформлением отношений, свойственных стадии военной демократии, [2] большое значение приобретает война, которая, по словам С.В. Киселёва, «прочно вошла в быт древнетагарского населения». [3] Воин становится центральной фигурой общества. Следует заметить, что проблема социального развития тагарского общества исследована недостаточно. Имеются немногочисленные специальные статьи [4] и упоминания в работах общего характера. [5] Одному из аспектов этой большой проблемы — археологическим данным, проливающим свет на положение воинов в тагарском обществе, посвящается настоящая статья.
Впервые на существование воинских погребений как особой категории погребений в тагарских курганах указал С.В. Киселёв. [6] М.А. Дэвлет в основу своей классификации тагарских погребальных сооружений также кладет признаки социальной дифференциации. Она выделяет погребения родовых общинников, глав патриархальных семей и богатых членов рода — представителей родовой знати. [7]
Принимая в основе классификацию М.А. Дэвлет, мы предприняли попытку анализа погребений воинов с целью выявления более дробной градации внутри погребального обряда. Для своих суждений в качестве исходного материала мы использовали обряд захоронения около 1000 погребений различных этапов тагарской культуры 25 могильников Хакасии [8] и Ачинско-Мариинского района. [9]
Среди исследованных погребений значительная доля приходится на захоронение воинов. Их насчитывается 210, т.е. 21% от всех погребённых и 84% от всего мужского взрослого населения. Иначе говоря, почти всё взрослое мужское население с 17-18-летнего возраста (при средней продолжительности жизни 37 лет) [10] являлось в тагарском обществе воинами. Но это соотношение не всегда было постоянным. Так, в погребениях баиновского этапа (VII-VI вв. до н.э.) только 20% тел мужчин положено с оружием. [11] На подгорновском этапе (VI-V вв до н.э.) их уже 50%, а на сарагашенском (IV-III вв. до н.э.) — 90%. Как мы видим, процент воинов в тагарском обществе быстро возрастал от этапа к этапу. Не клали оружие в погребения детей и подавляющего большинства женщин (5% «вооружённых» погребений — женские).
Имеются предположения, что в тагарском обществе не только оружие, но и некоторые предметы украшений символизировали принадлежность человека к числу воинов. Это коромыслообразные украшения, или «панги», бляшки «олень», диадемы; «штандарты», или «факелы». [12] С целью уточнения нашего предположения выделена и исследована группа из 336 погребений, в которую включены погребённые с оружием, с названными украшениями, а также мужские погребения без оружия.
Прежде всего различия наблюдаются в количестве и составе оружия и украшений. Оказалось, что из 210 погребённых с оружием украшения имели 84 (40%), в то время как у погребённых без оружия украшения встречаются почти в два раза реже. У всех 112 погребённых с украшениями, т.е. у 75%, имелось оружие Отсюда можно сделать вывод, что украшения являлись преимущественно атрибутами воинов.
Рассмотрим видовой состав оружия и украшений с точки зрения общественного положения их владельца (табл. 1).
Данные табл. 1 свидетельствуют, что с теми погребёнными, среди останков которых встречается несколько видов оружия, чаще клали и украшения. Отсюда можно сделать обоснованное предположение, что и предметы вооружения, и украшения являются символами, подчёркивающими принадлежность погребённого к воинам. Эти данные показывают также, кто удостаивался «большей чести». На первом месте стоят воины, вооружённые чеканами и втоками, на втором — кинжалами, на третьем — луком со стрелами, на четвертом — кельтами. Из 210 погребён-
Таблица 1. Соотношение между украшениями и оружием в погребениях, %.
ных с оружием чеканы были положены со 132, втоки — с 95, стрелы — с 57, кинжалы — с 36, кельты — с 11, топоры — с 4. Значительная часть воинов (43%) была вооружена не одним, а несколькими видами оружия.
Закономерности в комплектовании различных видов вооружения не наблюдается. Но чаще всего употреблялись вместе чеканы и втоки (38%), чеканы и кинжалы (25%), втоки и наконечники стрел (10,5%). Отдельно чаще использовался топор, реже лук со стрелами.
Украшения почти не встречаются на баиновском этапе и распространяются только на подгорновском. А на сарагашенском, когда почти всё мужское население хоронили с оружием, украшения клали более чем с 95% воинов.
Между отдельными видами оружия и украшений существовала зависимость, хотя и не всегда чётко прослеживаемая. Самыми распространёнными украшениями были «панги» и диадемы. Они имелись почти во всех захоронениях, но преимущественно у тех, кто был вооружён чеканами и втоками. Реже всего украшения клали вместе с топорами и стрелами. «Штандарты» и «олени» обычно встречаются в погребениях воинов вместе с чеканами (табл. 2).
Украшения с самого начала, видимо, не были предметами чисто эстетическими или символическими, а развились из вещей утилитарного назначения, которыми пользовались при жизни воины. Впоследствии они, по-видимому, стали отличительными знаками субординации, которая, по словам К. Маркса, у скотоводческих племён развивается из условий образа жизни. [13] Так, по мнению некоторых археологов, «диадемы», встречающиеся на берцовых костях ног, могли являться жёсткими ободками для голенищ кожаной обуви. [14] По-видимому, такую обувь носили преимущественно воины. Тагарские «штандарты» — это не что иное, как факелы, служившие для поддержания священного, «очищающего» огня. [15] «Панги» по форме напоминают лук, и чем дальше в древность, тем это сходство больше. Лук, по представлениям древних, обладал магическими силами и отвращающими зло свойствами. [16] Тагарские «панги»
Таблица 2. Взаимовстречаемость оружия и украшений, число случаев.
Атрибуты погребений воинов первого (а) и второго (б) «ранга».1 — чекан с втоком; 2 — оленная бляшка; 3 — панги; 4 — штандарт; 5 — кинжалы; 6 — диадемы; 7, 8 — наконечники стрел.(Открыть в новом окне)
также могли служить оберегами, предохранявшими воина от опасностей.
На основе анализа предметов вооружения и украшений, положенных с погребёнными, можно выделить несколько категорий тагарских воинов. Первая — воины, вооружённые чеканами и втоками. Они часто на своих костюмах носили оленную бляшку и, видимо, имели право носить любые другие украшения (см. рисунок). С ними довольно часто помещался в могилу факел. Это были, если так можно выразиться, воины высокого ранга, они имели более всего украшений и дополнительных видов оружия. Воины, вооружённые чеканами, приобретают большую популярность и значение в тагарском обществе на подгорновском этапе, когда чекан стал применяться на длинной рукоятке и сделался довольно эффективным оружием. На ранних этапах тагарской культуры этим оружием был топор. На подгорновском этапе с освоением верховой езды на лошади топор быстро выходит из употребления. [17] У четырёх погребённых с топорами нет другого оружия. Но двое из них имеют украшения. Топор, видимо, служил не столько оружием, сколько символом власти, как это было у скифских племён.
Вторая категория — воины, вооружённые луками и стрелами, кельтами, кинжалами. В их погребениях встречаются «панги» и «диадемы», изредка «штандарты». К этой категории относится менее влиятельная часть населения тагарского общества: молодёжь, женщины. Так, возраст лучников значительно ниже (27 лет), чем средний возраст воинов (35 лет).
Однако не только этими атрибутами погребального ритуала выделялись погребения воинов. На примере могильников, рас- копанных в Ачинско-Мариинском районе, нам удалось проследить, что жертвенные куски мяса от туши быка или барана с вооружёнными людьми клали в 2,5 раза чаще, чем с невооружёнными. В погребениях кургана 12 могильника Ягуня с тремя вооружёнными погребёнными были положены бычьи хвосты. По всей вероятности, здесь были погребены воины-пастухи. У некоторых скотоводческих народов понятия «воин» и «пастух» обозначались одним термином.
Таким образом, есть все основания утверждать, что среди тагарского населения выделяется особая категория людей — воины, функцию которых одновременно выполняли чаще всего пастухи.
Примечания. ^
[1] Гришин Ю.С. Производство в тагарскую эпоху. — МИА, 1960, №90; Киселёв С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1949; Дэвлет М.А. Погребальные сооружения тагарской культуры. — Вестник ЛГУ, 1958, №4.[2] Кулемзин А.М. История вооружения и военного дела племён тагарской культуры. Автореф. канд. дис. Кемерово, 1972.[3] Киселёв С.В. Древняя история..., с. 285.[4] Бернштам А.М. К вопросу о классовом расслоении. (Распад первобытного коммунизма по вещественным остаткам древнего минусинского общества). — ПИМК, 1933, №7-8; Киселёв С.В. Разложение рода феодализма на Енисее. — Изв. ГАИМК, 1933, вып. 65; Грязнов М.П. Боярская писаница. — ПИМК, 1933, №7-8.[5] Киселёв С.В. Древняя история...; Левашова В.П. Из далёкого прошлого южной части Красноярского края. Красноярск, 1939; Гришин Ю.С. Производство...; Кулемзин А.М. Тагарское оружие. — Изв. ЛАИ, Кемерово, 1972, вып. 4; Мартынов А.И. Ягуня. Кемерово, 1973.[6] Киселёв С.В. Древняя история..., с. 227.[7] Дэвлет М.А. Погребальные сооружения..., с. 109 и далее.[8] Тепсей IX, Подгорное озеро, Черновая I, Гришкин Лог, Тепсей VIII, Черновая IV, Каменка I, Барсучиха V, Кочергино, Кривинское I, Тагарский остров, Узун-Оба, Кара-Курган, Абаканская управа, Малые копёны, Усть-Тесь, Тесь I, Самохвал, Туран II, Туран I, Тесь II.[9] Тисуль, Шестаково, Ягуня, Серебряково.[10] Половозрастные определения погребённых из могильников Ачинско-Мариинского района произведены канд. мед. наук Г.А. Кошкиным.[11] Оружием мы считаем чеканы, втоки, кинжалы, наконечники стрел, топоры, кельты.[12] Липский А.Н. Погребение тагарских воинов на р. Биджа. — СА, 1966, с. 115-116; Бобров В.В. Назначение тагарских «оленных» бляшек. — Изв. ЛАИ, Кемерово, 1974, вып. 5, с. 40; Кулемзин А.М. История вооружения и военного дела племён тагарской культуры. Канд. дис. Новосибирск, 1972, с. 181.[13] Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. М., 1940, с. 24.[14] Мартынов А.И. Ягуня, с. 195, 217.[15] Там же, с. 170-171.[16] Зеленин Д.К. Магическая функция примитивных орудий. — Изв. АН СССР (отд. обществ. наук), 1931, №6, с. 552; Потапов Л.П. Лук и стрела в шаманстве алтайцев. — СЭ, 1934, №3, с. 71.[17] Кулемзин А.М. История вооружения..., с. 98-102, 203.
наверх |