П.П. Азбелев. Древние кыргызы. Очерки истории и археологии.
назад | оглавление | далее
Глава V. Эпоха, которой не было:
енисейские кыргызы на рубеже тысячелетий.
V.6. Развитие культуры и общества енисейских кыргызов в IX-X вв.
Рассмотренные в предыдущих разделах историко-археологические обстоятельства служат основой
для изучения истории кыргызской культуры IX-X вв. и отразившихся в ней
процессов общественного развития. Как было уже показано, их нельзя
анализировать на основе концепции “кыргызского великодержавия” — она неверна по
сути и некорректна по методологическому обеспечению. Кыргызов было слишком мало
для того, чтобы осуществить настоящую великодержавную экспансию; их вожди не
происходили из знатных кочевнических родов и не могли расчитывать на
династическую поддержку степных племён; мифическое родство с Ли Лином и его
якобы потомками — императорами династии Тан — не заменяло кровного родства с
элитной аристократией номадов. Кыргызская культура была дестабилизирована как
войнами, так и притоком подмоги с запада, она теперь представляла собой нечто
весьма динамичное, готовое к восприятию инноваций — этакая капля ртути, легко
сливающаяся с подобными шариками. Кроме того, военные успехи всегда опасны для
любого государства, ибо возвышают полководцев над правителями. Захват и
освоение новых земель провоцирует сепаратизм. Ко всему этому была бы готова
мощная, высокоразвитая и крепко организованная цивилизация — а кыргызское
общество всегда оставалось этнокультурным конгломератом с заимствованной государственностью
и никоим образом не было готово ко всем этим испытаниям. Государство
енисейских кыргызов было обречено стать жертвой собственного, случайно
выпавшего военного успеха; так и произошло.
Главным фактором дальнейшей истории кыргызов было разделение их
государства на две обособленные части — минусинские котловины Среднего Енисея
(“метрополия”) и тувинские котловины Верхнего Енисея (“колония”). Именно такая
ситуация зафиксирована письменными источниками, а именно — “Сборником
летописей” (“Джами’ ат-таварих”) Рашид-ад-Дина (1247-1318),
везира (1298-1317) в правительстве Газан-хана (1271-1304) и Олджайту-хана,
образованнейшего энциклопедиста, придворного историографа, влиятельного
политика, финансиста и феодального реформатора. Таланты не спасли его от навета
и казни, но труды Рашид-ад-Дина увековечили его имя. “Сборник летописей”
представляет ситуацию по состоянию на конец XIII — начало XIV века, однако в
Южной Сибири эта ситуация сложилась намного раньше как раз в рассматриваемые
времена. “Сборник летописей” в разделе “О тюркских племенах, имевших своего
государя и вождя...” содержит рассказ и о “племени киргиз”. Приведём важнейшие
для нашей темы фрагменты.
“Киргиз и Кэм-Кэмджиут две области смежные друг с другом; обе они
составляют одно владение. Кэм-Кэмджиут — большая река, одною стороною она
соприкасается с областью монголов и одна (её) граница — с рекой Селенгой, где
сидят племена тайджиутов; одна сторона соприкасается с (бассейном) большой
реки, которую называют Анкара-мурэн, доходя до пределов области Ибир-Сибир.
Одна сторона Кэм-Кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят
племена найманов. Племена кори, баргу, тумат и байаут, из которых некоторые
суть монголы и обитают в местности Баргуджин-Токум, также близки к этой
области. В этих областях много городов и селений, и кочевники многочисленны.
Титул их государя, хотя бы он имел другое имя, — инал, а родовое имя тех из
этой области, кто пользуется уважением и известностью — иди. Государь её был
... (пропуск). Название другой области — Еди-Орун, государя тамошнего называли
Урус-инал.” (Рашид-ад-Дин 1952, т.I, кн. I: 150).
Кэм — безусловно, Енисей. Кэмджиут — монг. мн.ч. от “кэмджи”.
А.А.Семёнов в комментарии к переводу предлагает связать это название с
позднейшими татарами-камачи, или камаши, обитавшими в верховьях Енисея
(Рашид-ад-Дин 1952, т.I, кн. I:123-прим.1); можно, кроме того, по примеру “Кэм —
Хем/Енисей” трактовать “кэмджи” как “хемчик” — “енисейчик”, название одного из
притоков Верхнего Енисея; таких притоков там множество, и называть район
верховий Енисея словосочетанием, обозначающим “Енисей и енисейчики”, вполне
естественно.
В труде Рашид-ад-Дина есть и другие упоминания о кыргызах, позволяющие
кое-что уточнить. В разделе о племени тумат говорится: “Местопребывание этого
племени было поблизости вышепоименованной Баргуджин-Токум. ... (Tyматы) жили в
пределах области киргизов” (Рашид-ад-Дин 1952, т.I, кн. I:122). Выше
говорилось, что туматы живут не поблизости от области Баргуджин-Токум, а именно
в ней, и не “в пределах области киргизов”, а неподалёку. Это мелкое
противоречие подчёркивает и условность границ того времени, и недостаточность
представлений автора о географии региона.
В повествовании о татарах Рашид-ад-Дин пишет об Ангаре: “Та река
находится вблизи города по имени Кикас и в том месте, где она и река Кэм
сливаются вместе. Город тот принадлежит к области киргизов” (Рашид-ад-Дин 1952,
т.I, кн. I:102).
В повествовании о найманах, крупном монголоязычном племени, доставившем
Чингиз-хану немало хлопот, говорится: найманы “были кочевыми, некоторые обитали
в сильно гористых местах, а некоторые — в равнинах. Места, на которых они
сидели..., таковы: Большой Алтай, Каракорум, ... горы: Элуй-Сирас и Кок-Ирдыш
(Синий Иртыш), — в этих пределах обитала также племя канлы, — Ирдыш-мурэн, который
есть река Иртыш, горы, лежащие между той рекой и областью киргизов и
соприкасающиеся с пределами той страны, до местностей земель Могулистана, до
области, в которой живал Он-хан, ... до области киргизов и до границ пустынь,
соприкасающихся со страной уйгуров” (Рашид-ад-Дин 1952, т.I, кн. I: 136-137;
изъяты фрагменты, не имеющие касательства к локализациям). Итак, между Иртышом
и областью киргизов существовали горы, принадлежавшие найманам, то есть Алтай.
Из контекста следует, что относится это сообщение к XII веку.
Таким образом, безусловно кыргызскими областями были тувинские и минусинские
приенисейские котловины, а на север кыргызские владения, возможно, простирались до Ангары.
Нет никаких намёков на то, что Алтай когда-либо принадлежал кыргызам (хотя
когда и как он отошёл к найманам, тоже неизвестно). Не совсем ясно, что стоит
за словами источника о том, что кыргызы “должны опасаться предприимчивости царя
кимаков” (Кумеков 1972: 120). До найманов Алтай, как известно, принадлежал
кыпчакам, входившим в кимако-кыпчакский союз, так что поле вероятного
соприкосновения существовало, но подробности, к сожалению, неизвестны. Источник
указывает на единство и одновременно разделённость тувинской и минусинской
частей кыргызского ареала; уточнить, в чём состояло единство и что, кроме
Западного Саяна, разделяло эти области, по письменным источникам невозможно.
Однако археологические данные в этом случае более репрезентативны.
Если культура минусинской части кыргызского государства в течение
какого-то срока после 840 года оставалась в целом прежней, то тувинский вариант
культуры ярко своеобразен. Господствующий тип памятников —
ограды различной конструкции, возведённые над погребениями по обряду
трупосожжения, совершёнными на дневной поверхности. Иногда погребения совершены
в небольшой ямке-”ячейке” (как подхоронения на чаатасах). В отличие от старых
кыргызских обычаев, по которым всаднический комплект клали лишь в захоронения
по обряду трупоположения, погребения кремированных останков теперь также
сопровождаются оружием, поясными принадлежностями и сбруей. Группировка
тувинских памятников, разработанная Г.В.Длужневской (1994: 39) с привлечением
дат по ляоским аналогиям, надёжно обосновывает периодизацию истории тувинского
владения кыргызов. Материальные ориентиры периодизации — морфология предметов
сопроводительного инвентаря и особенности погребального обряда. Г.В.Длужневская
выделяет три этапа:
I. Время памятников с преобладанием изделий “общетюркского облика”, то есть
принадлежащих к катандинской традиции, и элементов погребального обряда
чаатасов. Середина IX — первая четверть Х века (то есть от победы кыргызов над
уйгурами в 840 году до — ориентировочно — 924 года, когда кидани впервые
появились в центральноазиатском регионе).
II. Время памятников с преобладанием изделий в копёно-тюхтятском стиле, то есть опять же
катандинских, но декорированных в соответствии с ляоскими традициями, и с
различными вариантами похоронного ритуала. Вторая четверть Х — середина XI века
(верхняя дата продиктована ляоскими аналогиями; выше сказано об условности
такого подхода, но в данном случае это не так важно).
III. Время памятников с преобладанием изделий аскизского облика и унифицированным
погребальным обрядом. XI - XII вв. (верхняя дата — по позднейшим датам находок
аскизских вещей и с ориентацией на сведения письменных источников).
Следует отметить, что тувинские памятники I этапа хронологически
предваряются наиболее ранними кыргызскими комплексами IX в. южнее Саян — это
погребения, исследованные А.Д.Грачом в Овюрском районе Тувы. Специфика этих
погребений — необычно большие для кыргызских памятников Тувы могильные ямы.
Среди инвентаря встречена маленькая византийская пряжка VIII-IX вв. и
знаменитые тибетские охранительные тексты на берёсте. В целом эти комплексы
сопоставимы с курганами могильника Капчалы I, хотя в тувинских погребениях нет
керамики, а наземные конструкции по сравнению с капчальскими очень велики. Эти
тувинские курганы, несомненно, должны быть отнесены к тому краткому периоду (840-е гг.),
когда кыргызская ставка находилась южнее хребта Танну-ола (Рис.47).
Рис.47. Кыргызские курганы IX в. в Овюрском районе Тувы (по А.Д. Грачу).
Исследователи не выделяют в тувинском массиве памятников кыргызские
погребения по обряду ингумации; таковые, безусловно, существуют, ведь
кыргызское общество было полиэтничным, и вряд ли большой южный поход
предприняла какая-то одна из этнических групп; источники прямо указывают, что
на войну “выступают все поколения”. Следует отметить, что тувинские памятники с
погребениями по обряду ингумации с изделиями “общетюркского облика” никто как
кыргызские не рассматривал. При поиске этих погребений следует ориентироваться
на такие минусинские комплексы, как Капчалы II или, возможно, Сабинка I. Можно
указать, например, кург.72 и 75 могильника Чааты II, курган в посёлке Аксы-Барлык,
кург. № 24-2 близ деревни Успенской, кург. № 46 в Уюк-Тарлыке, № 142 на Могое и
др. (Кызласов 1979: 188-196).(Рис.48-51). Возможно, эти погребения могут быть
признаны кыргызскими — в том смысле, что захороненные в них люди не обязательно
считали себя кыргызами, но входили в воинскую элиту самопровозглашённого
каганата и участвовали в большом набеге на уйгуров. Вместе с тем даты
упомянутых памятников не вполне ясны, и после того, как будет разработана
генеральная хронология саяно-алтайских погребений с конём, установленные даты
могут и не подтвердить предполагаемую здесь интерпретацию перечисленных могил.
Однако современные представления о хронологии таких памятников её не исключают.
Рис.48-51. Вероятные памятники кыргызов в Туве (по Л.Р. Кызласову).
Вместе с тем на втором этапе кыргызские памятники легко распознаваемы по
инновациям ляоского происхождения, и это сплошь кремированные погребения.
Инокультурное население либо ушло, либо уже было ассимилировано. На третьем
этапе обряд уже унифицирован, а ляоский стиль вытеснен новым, аскизским.
Согласно выводам Г.В. Длужневской, в начале второго этапа в “колонии”
происходили сложные внутренние процессы, связанные с переселением отдельных
групп, с борьбой за власть между различными кланами — иными словами, в
кыргызском обществе случились неурядицы. В те же годы ставка переносится из
Тувы на север, в Минусинскую котловину, где вскоре появляется Копёнский чаатас.
В Туве же понемногу распространяются изделия, относящиеся уже к аскизскому
культурному комплексу. К концу второго этапа ляоские традиции исчезают.
Исследование, аналогичное труду Г.В. Длужневской, на минусинских
материалах не проводилось, да и не могло быть проведено, ибо основные памятники
раскопаны по давно устаревшей, малоинформативной методике. Однако и неполные
материалы, будучи рассмотрены с учётом сделанных выше выводов, позволяют в
целом представить себе ход культурных процессов.
К рассматриваемому периоду следует относить чаатасы с оградами III и
главным образом IV групп, а также все памятники с вазами, имеющими орнаменты IV
этапа (с гипертрофированными и уплотнёнными элементами декора). Из чаатасов
реально датируются лишь два, Копёнский и Уйбатский, причём если копёнские
материалы обильны и в основном опубликованы, то уйбатские — наоборот (заявленная
в книге Л.А. Евтюховой монографическая публикация Уйбатского чаатаса по каким-то
причинам не состоялась). К этому же периоду относятся могильники Капчалы I-II,
Над Поляной, у железнодорожной станции Минусинск, комплексы впускных
всаднических ингумаций на могильниках Степновка I и Кирбинский лог. Эти
памятники образуют систему, подробно рассмотренную в разделе IV. 6. Ко всему,
что там сказано, нужно добавить ряд наблюдений и заключений.
Высказывалось мнение, будто позднейшим из датируемых чаатасов является
Уйбатский (Савинов 1984: 96). Между тем единственные указания на
хронологическую принадлежность дают две находки: покорёженная решма с бубенцом
и коленчатый кинжал. Решмы с бубенцами заимствованы у киданей в Х веке.
Коленчатые кинжалы, скорее всего, появились как сравнительно недорогое подражание палашам и саблям, где, как
показывают расчёты, коленчатый отгиб рукояти повышает эффективность рубящего оружия
(Соловьёв 1985); они датируются по изваяниям, несущим их изображения вместе с
изображениями вещей VIII-IX вв., по находке такого кинжала в более позднем
комплексе Архиерейской заимки, и по соображениям общего характера касательно
времени введения отогнутых рукоятей (Рис.52). Для выяснения даты Уйбатского
чаатаса важно, что ляоские типы в данном случае не серийны, а единичны.
Вероятно, общая дата памятника лежит в пределах второй четверти Х века, когда
уже появились ляоские типы, но ханскую ставку на север ещё не перенесли.
Рис.52. Коленчатые кинжалы и их культурный контекст.
Следует обратить внимание на то, что в доляоский период крупные Т-образные
тройники в кыргызских памятниках почти не встречаются, а среди мелких абсолютно
преобладают тройники с фигурными лопастями. Тройники с прямоугольными лопастями
становятся массовым явлением лишь вместе с усвоением ляоских инноваций. В этом,
по-видимому, проявилась неоднородность потока западных влияний и асинхронность
появления в Центральной Азии разных типов одной категории.
Одним из распространённых образов декора Х века становятся изображения
крылатых животных, в том числе собак или волков (возможно, это упрощение образа
сенмурва). Показательно, что появился новый для Южной Сибири стандартный приём
изображения крыла в виде треугольного паруса; эта деталь, вероятно, имеет
западное происхождение, так как прежде крылья изображались иначе, с завитком на
конце, а “парусные” изображения крыльев с угловым завершением в предшествующий
период известны в Европе (Рис.53).
Рис.53. Изображения крылатых хищников и их аналоги.
В целом различия между минусинским и тувинским вариантами кыргызской
культуры показывают следующее. Если на Среднем Енисее сохранялась и продолжала
усложняться прежняя ранжированная социокультурная система общества, то в
завоёванной Туве происходила постепенная стандартизация похоронного обряда,
свидетельствующая об упрощённой общественной организации. Обстоятельства
развития тувинского варианта кыргызской культуры, выявленные трудами
Г.В. Длужневской, позволяют предположить, что к середине — третьей четверти Х
века в Туве назрел некий конфликт — всего вероятнее, между старой аристократией
(с которой следует связывать заимствование ляоского стиля оформления престижных
изделий) и выдвинувшейся в войне с уйгурами и центральноазиатских рейдах новой
дружинной воинской элитой (в среде которой складывается новый — аскизский стиль
металлической фурнитуры костюма и сбруи, новые традиции декора). Следует
помнить, что престижный стиль декора у средневековых кочевников — не просто
дань моде, он имел то же значение, что теперь имеет военная форма со знаками
различия и наградами; именно благодаря этой особенности у нас есть возможность
реконструировать многие историко-культурные процессы (Азбелев 1988). Следствием
конфликта был перенос ханской ставки из Тувы в Минусинскую котловину, а это
привело к фактическому обособлению тувинской части кыргызов. Несмотря на полное
молчание письменных источников, можно заключить, что во второй половине Х века
две кыргызские области, будущие Киргиз и Кэм-Кэмджиут Рашид-ад-Дина, встали на
грань распри и войны между собой.
Итогом, как мы знаем, стало распространение традиций аскизской культуры,
зародившихся в Туве, на обе кыргызские области. Кыргызская культура глубоко
изменилась, и в первую очередь нужно обратить внимание не на то, как она в
результате стала выглядеть, а на то, что ушло из культуры предшествующего
времени. Список утраченного в высшей степени интересен.
В области погребального обряда: исчезли погребения всадников по
обряду ингумации с конём. Исчезли могилы с внутренними деревянными
конструкциями, да и могильные ямы вообще (погребения стали наземными). Обряд
трупоположения сохранился лишь в так называемых “кыштымских” (чаще всего
безынвентарных) погребениях, которых раскопано и опубликовано пока слишком мало
для того, чтобы всерьёз их анализировать. Из всего разнообразия наземных
погребальных конструкций остались лишь округлые и полигональные оградки.
Исчезли сооружения со стелами по периметру; теперь лишь изредка около оградки
устанавливалась одна стела. Радикально изменился и кыргызский предметный
комплекс. Исчезли кыргызские вазы — либо их вообще перестали делать, либо
их, как и горшки, более не помещали в могилы. Исчезли вещи, имитирующие ляоские
образцы, и вещи, изготовленные в старой таштыкской традиции. Произошли перемены
и в духовной культуре: исчезли эпитафийные рунические надписи; во всяком
случае, тексты, достоверно датируемые позже Х века, на Енисее отсутствуют.
Изменилась социально-политическая структура: исчезли претензии на
каганский титул, и теперь, судя по позднейшему свидетельству Рашид-ад-Дина,
кыргызские вожди назывались иналами.
Суммируя, следует отметить, что в списке утраченного оказались все
основные признаки, определявшие специфику кыргызской культуры, начиная с VII
века, причём эти признаки связываются главным образом с аристократической
правящей верхушкой кыргызского общества. Это позволяет говорить о том, что
конфликт, ранее приведший к переносу ставки из Тувы на север за Саяны,
завершился-таки военной усобицей. Речь не идёт о постепенной эволюции или о
поэтапном вытеснении старых признаков — они исчезли сразу и в комплексе. Это
были традиции людей, обладавших реальной властью — а власть просто так не
отдают. Поэтому я считаю возможным заключить, что во второй половине Х века
тувинская группа кыргызов просто захватила Минусинскую котловину, но не
скопировала прежнее государственное устройство, а отказалась от централизации
власти; в итоге возникли две области одного владения, о которых пишет
Рашид-ад-Дин. Старая аристократия уступила новой; в истории так бывало не раз.
Вместе с господством старой знати пресеклось и господство традиций её престижной
субкультуры.
Существуют памятники, позволяющие проследить судьбу проигравших в этой
“гражданской войне” (Азбелев 1994). Это — могильники, исследованные в зоне
затопления Шульбинской ГЭС на Иртыше (Трифонов 1987: 115-246). Наземные
сооружения двух десятков курганов на могильниках Джартас, Темир-Канка, Акчий
I-III, Карашат I-II, Когалы — по серии признаков сближаются с оградами
чаатасов. Это и техника сухой многорядной и многослойной кладки из плитняка, и
планировка сооружений, и небрежность оформления внутренних сторон кладки при
тщательном выравнивании снаружи, и акцентирование углов кладки каменными
стелами (в публикации таких чертежей нет, но участвовавший в работах
Н.А. Боковенко сообщил мне о существовании таких деталей), и скругление
внутренних углов путём усиления мощности кладки (на эту параллель мне указал
раскопщик и публикатор данных памятников покойный Ю.И. Трифонов). Как и на
большинстве чаатасов, могилы ориентированы в основном широтно, а валик выброса
часто подстилает ограды, возведённые после устройства могил. Размеры
шульбинских оград колеблются в тех же пределах, что и на минусинских чаатасах.
Из наиболее типичных конструктивных особенностей чаатасов шульбинские не имеют
лишь входных конструкций (не всегда присутствующих и на Енисее), да стелы по
углам на Иртыше практически не устанавливались (это опять же не обязательно и
для чаатасов; кроме того, в шульбинских оградах погребения совершены по обряду
ингумации, а на Енисее этот обряд редко сочетается с установкой стел; нужно
также заметить, что на Иртыше нет и тагарских могильников, откуда кыргызы
предпочитали выкорчёвывать стелы для чаатасов). (Рис.54-55).
Рис.54-55. Шульбинские памятники типа чаатасов (по Ю.И.Трифонову).
Весьма показательно сходство между копёнским курганом № 5 и объектом 2
могильника Акчий II. Шульбинский комплекс исследован на высоком методическом
уровне, и его первоначальная конструкция вполне ясна. Копёнский курган
раскопан, наоборот, в соответствии с методологическими нормами 1930-х гг., то
есть по нынешним меркам плохо, но на опубликованном чертеже показано
расположение стел и контур развала наземного сооружения, так что можно
экстраполировать на этот комплекс представления, сложившиеся при анализе новых
памятников. Во всех поддающихся проверке случаях средний диаметр развала
каменных оград примерно в 1,5 раза больше, чем длина стороны ограды. Учитывая
это и сообразуясь с ориентацией стел (здесь тоже есть свои правила), можно
достоверно реконструировать копёнский курган и сравнить его с Шульбинским
(Рис.56). Совершенно очевидно, что принцип расширения комплекса за счёт
пристроек в обоих случаях один и тот же, причём совпадает даже приём увода
подбоя из пристройки под стену основной ограды и пристройки.
Рис.56. Минусинско-шульбинская аналогия: 1,3 — Копёнский чаатас, кург. 5, план и разрез; 2,4 — Акчий II,5, разрез; (по Л.А.Евтюховой, С.В.Киселёву, Ю.И.Трифонову). 1,2 — графические реконструкции первоначального облика наземных сооружений.
По сумме данных можно уверенно говорить о том, что шульбинские
сооружения построены людьми, переселившимися в Прииртышье из Минусинской
котловины примерно в копёнское время.
Д.Г. Савинов, комментируя историческую ситуацию рубежа I/II тыс. в связи с
публикацией могильника Эйлиг-хем III, упоминает и шульбинские
комплексы; процитировав название моей статьи (Азбелев 1994), Д.Г. Савинов не
соглашается с моим определением этих памятников как сооружений “типа
минусинских чаатасов”, поскольку “на самом деле это ... только воспоминание о
них, о том, как надо (и можно) делать подобные сооружения (при полном отличии
обряда захоронения и предметов сопроводительного инвентаря)” (Грач, Савинов,
Длужневская 1998: 74). По сути,
Д.Г. Савинов пришёл к тем же выводам, что и я, но не принял термина “памятники типа чаатасов”. Что ж, пусть будет "воспоминание", а не "тип". Однако Д.Г. Савинов не прав, когда, имея в виду отсутствие
кремаций под шульбинскими оградами, говорит о "полном отличии обряда захоронения"
(шульбинского от чаатасовских традиций) — треть погребений в центральных могилах на чаатасах
совершена по обряду ингумации, так что можно говорить лишь о частичном несоответствии обряда шульбинских погребений чаатасовскому. Шульбинские погребения, совершённые по обряду
трупоположения, нужно сравнивать не с кремациями, а с ингумациями на чаатасах;
именно для ингумаций характерен всаднический набор вещей, найденный под
шульбинскими оградами. Вазы в минусинских могилах с ингумациями встречаются
редко, нет их и в шульбинских могилах; да и вряд ли на новом месте мигранты
могли бы серийно воспроизводить престижную посуду Кыргызского каганата. Морфология и
декор инвентаря шульбинских могил в целом обычны для кимакских областей —
значит, мигранты вошли в состав населения Кимакского каганата, и развитие
знаковых элементов кыргызской культуры должно было прекратиться.
Шульбинские ограды не идентичны между собой; некоторые отличия позволяют
проследить на примере этих памятников финал традиции, столь внезапно
пресечённой (возможно, усобицей) на Енисее. Некоторые шульбинские ограды построены на
выровненных площадках, а у других кладка стоит на валиках выброса — в сущности,
на наклонной плоскости. Этот наклон уже в следующем поколении стали считать
обязательным и воспроизводили, имитировали выемкой грунта так, чтобы площадка
превратилась с уплощённую усечённую пирамиду. Налицо необычное проявление
правила деградации типа без точного его понимания: те, кто строил позднейшие
ограды не на плоских, а на “усечённо-пирамидальных” площадках, помнили о том,
что ограды ставили не на плоскость, а на скос, но забыли, что скос этот
происходит не от выемки грунта вокруг могилы, а от валика выброса из самой
могильной ямы (Рис.57). Таким образом, традиции мигрантов быстро вырождались, и
скорее всего, эта группа быстро была ассимилирована.
Рис.57. Деградация конструкций шульбинских оград.
Полагаю, шульбинские комплексы доказывают, что в середине — второй
половине Х века часть высшей кыргызской знати была вынуждена переселиться на запад, проще говоря, бежать из своей
страны. Судьба этих беженцев очевидна; важно отметить, что эта локальная
миграция ни о каком переселении кыргызов на Алтай или тем более на Тяньшань не
свидетельствует — это не более чем бегство нескольких аристократических семей,
вскоре совершенно растворившихся в новой этнокультурной среде.
Некоторые авторы во многих работах указывают памятники, по их мнению,
маркирующие расселение кыргызов на запад, и типы, якобы фиксирующие кыргызское
присутствие в Притяньшанье. Разобрав минусинско-шульбинскую аналогию, следует
рассмотреть и другие.
назад | оглавление | наверх | далее
|