П.П. Азбелев. Древние кыргызы. Очерки истории и археологии.
назад | оглавление | далее
Глава IV. Сложение и развитие кыргызской культуры:
минусинские чаатасы как историко-культурный источник.
IV. 5. Относительная хронология кыргызских памятников.
В предыдущих разделах
сделаны попытки выяснить происхождение и проследить развитие двух важнейших
компонентов культуры енисейских кыргызов — оград чаатасов и круговых ваз;
построены более или менее достоверные эволюционные ряды, имеющие абсолютные
хронологические привязки. Они легко сопрягаются и между собой — ведь вазы
находят в могилах под оградами; а это позволяет заложить в дальнейший анализ
“автоматическую” оценку достоверности относительной хронологии памятников и
эволюции культуры (Азбелев 1989б) — ведь совпадение линий развития — едва ли не
лучший критерий правильной диахронизации массива памятников.
Соответствие типологических этапов эволюции орнаментов ваз (по рис.36)
размерно-конструктивным группам оград не может быть полным, поэтому
соответствие этапов векам может быть дано лишь ориентировочно — развитие разных категорий
материала отражает действие разных закономерностей развития культуры.
Хронологическая таблица строится по материалам десятка показательных
памятников; критерием отбора была точность отнесения ограды к той или иной
группе, безусловная принадлежность декора вазы тому или иному этапу развития
орнаментики и наличие абсолютно датитрующих обстоятельств; кроме того, сюда
введены не только ограды, но и курганы - с показательными вазами и
хорошими датами; причина в том, что вазы из могил под оградами IV группы, как
правило, разбиты и не восстановлены.
Относительная хронология кыргызских памятников строится путём соотнесения трёх независимых
эволюционных рядов, построенных для подквадратных оград со стелами, а также для
волютовых и зигзагообразных орнаментов круговых ваз. Соответствие
последовательностей памятников, на которых представлены конструкции и варианты
декора, позволяет принять общую последовательность в качестве хронологического
ряда.
Конструкции оград от одного этапа к другому становятся всё более сложными, сами ограды —
всё более монументальными; появление новых типов сооружений не сразу приводит к
прекращению воспроизведения старого типа (ср.кург.7 Уйбатского чаатаса);
орнаменты ваз постепенно гипертрофируются, уплотняются, словно стремясь
полностью покрыть вернюю часть тулова, так что поздние узоры уже совершенно не
похожи на исходную таштыкскую композицию. Перелом в постепенном развитии декора
произошёл одновременно с началом повсеместной имитации устройства склепов в
оформлении кыргызских могил. Нет никакого сомнения в том, что изменение
ритуальных норм, одновременное с началом нового этапа в развитии керамической
традиции, как-то связанное с таштыкскими элементами в культуре енисейских
кыргызов - результат каких-то
важнейших процессов, возможно, ключевых для понимания кыргызской истории и
культуры. В соответствии с указанными выше хронологическими ориентирами время
этих событий - вторая половина VIII - первая половина IX веков.
Конечно же, это прежде всего время кыргызо-уйгурских войн. Развитите культуры
этого периода должно стать предметом особого внимания.
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
зигзагообразные узоры |
конструкции оград |
даты |
волютовые узоры |
Арбанский чаатас, огр.5 (I этап) |
Арбанский чаатас, огр.5 (I группа) |
VII век |
______ |
______ |
Кёзеелиг-хол, кург.2 (I группа) |
. |
Кёзеелиг-хол, кург.2 (I этап) |
______ |
Новая Чёрная, огр.1-2 (I группа) |
. |
Новая Чёрная, огр.1-2 (II этап) |
Обалых-биль, кург.2 (II этап) |
Обалых-биль, кург.2 (II группа) |
. |
______ |
______ |
Тепсейский чаатас,мог.7 (II группа) |
. |
Тепсейский чаатас,мог.7 (II этап) |
Гришкин лог, кург.3 (III этап) |
Гришкин лог, кург.3 (II группа) |
. |
______ |
[Капчалы I, к.3] (IV этап) |
[Капчалы I, к.3] |
IX-X вв. |
______ |
______ |
Уйбатский чаатас, кург.7 (III группа) |
Х век |
Уйбатский чаатас, кург.7 (IV этап) |
Вышеприведённая таблица показывает, что эволюционные ряды, независимо построенные
для конструкций оград и декора ваз, коррелируют и, всего вероятнее, отражают реальное развитие традиций.
Чтобы охватить хронологическим построением максимальное число памятников,
воспользоваться испытанным, можно даже сказать классическим методом, построив обычную корреляционную таблицу.
[ таблица и комментарий к ней будут добавлены позже ]
назад | оглавление | наверх | далее
|