главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Вып. 3. Материалы III Междунар. науч. конф. (Улан-Батор, 5-9 сентября 2012 г.). Т. 2. Улан-Батор: Изд-во Монг. гос. ун-та. 2012. А.А. Тишкин, С.С. Матрёнин, А.В. Шмидт

Наборный пояс из могильника Степушка-1
(Центральный Алтай).

// Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Вып. 3. Улан-Батор: 2012. Т. 2. С. 448-453.

 

Изучению наборных поясов кочевников Азии хуннуско-сяньбийско-жужанского времени (II в. до н.э. — V в. н.э.) уделено скромное место в работах современных исследователей. На материалах Алтая данная тема затронута в книге В.Н. Добжанского (1990), где представлены схематичные графические реконструкции поясов из могильников Былыктыюль (курган №227) и Кок-Паш (курган №39). Поясные гарнитуры из памятника Кок-Паш рассматривались А.С. Васютиным (2000). В общем виде они изданы в монографии «Восточный Алтай в эпоху великого переселения народов (III-VII вв.)» (Бобров, Васютин А.С., Васютин С.А., 2003). В работе В.И. Соёнова и А.В. Эбеля (1992) содержится выборочное описание находок поясных деталей из некрополя Верх-Уймон на Верхней Катуни. Наблюдения по поводу конструкции поясов сяньбийского времени из могильника Улуг-Чолтух-I сделаны Ю.С. Худяковым и А.Ю. Борисенко (2004). Следует указать, что на сегодняшний день имеется большое количество неопубликованных вещественных источников из других памятников булан-кобинской культуры, которые ещё не анализировались. Задача нашей публикации заключается в представлении материалов, полученных при раскопках могильника Степушка-I, который находился на правом берегу Урсула рядом с бывшим одноимённым селением в Онгудайском районе Республики Алтай.

 

В 2010 г. археологической экспедицией Алтайского университета было вскрыто несколько воинских погребений с разнообразными поясными гарнитурами (пряжки, бляхи, блоки, наконечник ремня, витые цепочки). Наиболее хорошо сохранившийся наборный пояс обнаружен в кургане №19, содержавшем не потревоженное захоронение мужчины в возрасте 35 лет и разнообразный инвентарь. В ходе раскопок металлические детали пояса зафиксированы в 10 см выше тазовых костей человека. Расположение большого количества железный изделий чётко передавало контур истлевшего кожаного ремня, некогда опоясывавшего покойного (рис. 1). Последовательная расчистка с оставлением на месте всех артефактов до и после снятия скелета позволила проследить порядок размещения отдельных предметов и их скоплений _«in situ»_ от пряжки до окончания ремня (рис. 1 и 2).

 

Пряжка лежала в проекции «живота» под поясничными позвонками под небольшим углом к ним. Она имела трапециевидную рамку размерами 2,5×2,5 см с неподвижным шпеньком на дужке и подвижный щиток вытянуто-трапециевидной формы длиной 13,8 см, шириной 1,7-2,2 см, представляющий собой пластину-полуобойму, перегнутую через основание рамки и фиксирующуюся к ремню с помощью девяти вставных шпеньков. Относительно покойного дужка пряжки ориентирована направо. Рядом с окончанием щитка, под левым локтевым суставом, зафиксировано скопление предметов (сегмент «А»). В него входили две бляхи-полуобоймы прямоугольной формы длиной 2,7 см и шириной 1 см, имеющие на короткой сомкнутой стороне по одному подвижному кольцу размерами 2,8×2,9 см и 2,4×2,9 см, обращённых по направлению к голове человека. Между данными изделиями находились бляхи-зажимы (не менее 20 экз.) в виде вытянуто-прямоугольных пластин длиной 2-2,1 см и шириной 0,3 см с сильно загнутыми на тыльную сторону верхними и нижними краями, напоминающими собой скобы. Они располагались вплотную друг к другу, образуя металлическую ленту на левом боку. Все описанные части гарнитуры лежали вверх лицевой стороной.

(448/449)

 

Самый большой фрагмент пояса протяженностью 28 см расчищен под скелетом (сегмент «В»). Точно под позвоночником располагались две прямоугольные бляхи-полуобоймы размерами 2,5×1 см с подвижными кольцами (2,3×2,9 см) на сомкнутой стороне, обращёнными вверх. Между ними, а также справа и слева располагались бляхи-зажимы (длиной 2-2,1 см и шириной 0,3 см) общим количеством 92 экз., которые составляли сплошную железную ленту по всей длине спины. Гарнитуры лежали вверх тыльной стороной, благодаря чему хорошо просматривались особенности их крепления к кожаной основе.

 

Резкий изгиб пояса в проекции правого бока представлен сегментом «С», выявленным в 7,5 см левее локтевого сустава. Там зафиксированы сильно фрагментированные предметы: бляха-полуобойма с кольцом размерами 3×2,7 см и спёкшиеся бляхи-зажимы (сохранилось 5 экз.), параметры которых аналогичны ранее описанным. Предметы лежали друг на друге. Продолжение изогнутой части пояса зафиксировано на правой половине скелета и представляло собой сплошную металлическую ленту из блях-зажимов (36 экз.) длиной 11 см, обращённую вверх лицевой стороной (сегмент «D»). Её замыкала группа железных предметов, обозначенная как «сегмент Е», в котором идентифицированы две сильно коррозированные бляхи-полуобоймы с подвижным кольцом размерами 2,9×2,7 см, спекшиеся с бляхами-скобами общим количеством не менее 14 экз. Кольца были обращены в направлении головы. Самый крайний металлический предмет на ремне (сегмент «F») расчищен рядом с пряжкой (немного ниже щитка). Это была бляха-накладка с шпеньковым креплением, выполненная из прямой пластины прямоугольной формы размерами 1,5×0,9 см и имеющая неподвижное кольцо диаметром 1,8 см на короткой стороне корпуса. Далее пояс продолжался обычным кожаным ремнём, который, к сожалению, не сохранился.

 

Обращает на себя внимание, что на всём протяжении пояса бляхи-полуобоймы лежали кольцами «вверх». Такое нестандартное положение свидетельствует о том, что пояс был надет на воина в перевёрнутом виде. В подтверждении данного заключения можно отметить, что рядом с поясом находился боевой нож в ножнах, ориентированный остриём к голове человека (рис. 1). Следует добавить, что в абсолютном большинстве захоронений, раскопанных на могильнике Степушка-I, ремни застёгивались слева направо.

 

На основании зафиксированных металлических предметов была выполнена графическая реконструкция представленного наборного пояса (рис. 3). Пояс включал: пряжку, семь блях-накладок в виде полуобойм с шпеньковым креплением, снабжённых подвижными подвесными кольцами (пара на спине по центру, два на правом, а три на левом боку) 3[1] не менее 167 блях-зажимов, расположенных вплотную друг к другу на спине и по бокам, а также одну бляху из прямой пластины с неподвижным кольцом ближе к окончанию ремня (рис. 2 и 3). Протяжённость металлических элементов с учётом щитка пряжки составляла 68-73 см. Общая длина пояса не превышала 1,2 м. Ширина кожаной основы была в районе 1,9-2 см и с незначительным сужением окончания, продеваемого в пряжку. При застёгивании ремень сначала заводился в прорезь под дужкой рамки, а затем перегибался почти на 180° на её лицевую сторону и насаживался на неподвижный шпенёк соответствующими отверстиями. Свободный конец ремня был без металлических гарнитур и, по-видимому, просто заправлялся под пояс или пропускался в кожаный тренчик, который не сохранился. В погребение пояс, скорее всего, был помещён в расстёгнутом виде.

(449/450)

 

В правильности предложенного варианта реконструкции убеждают похожие пояса, но с меньшим количеством блях-зажимов, обнаруженные на могильнике Степушка-I в курганах №17 и 21. Они также располагались _«in situ»_. В погребениях булан-кобинской культуры Алтая нам известно ещё восемь поясов с железными бляхами-скобами разной комплектации из памятников Айрыдаш-I, Булан-Кобы-IV, Белый-Бом-II и Кок-Паш. К сожалению, полноценно они ещё не публиковались.

 

Полученные материалы заставляют усомниться в некоторых деталях реконструкции пояса из кургана №39 могильника Кок-Паш, представленной в работах В.Н. Добжанского и А.С. Васютина. Определённо стоит сказать о том, что наличие железных колец, «вмонтированных» в кожаную основу (как это изображено на рисунке у указанных авторов) не вытекает из внешнего облика конкретных изделий в итоговой публикации вещественных источников (Бобров, Васютин А.С., Васютин С.А., 2003, рис. 40). Использование всех шести колец внутри пояса в качестве распределителей необоснованно с практической точки зрения, а также идёт в разрез с весьма сомнительной и без того защитной функцией такого пояса. На самом деле кольца присоединялись к железным бляхам-полуобоймам и, следовательно, висели на ремне. В случае отсутствия обоймы кольцо могло крепиться с помощью кожаной петли, охватывавшей несущий ремень.

 

Ременные гарнитуры реконструированного нами наборного пояса являются достаточно информативными для археологического датирования. Пряжки со шпеньком на рамке трапециевидной формы, оснащённые подвижным трапециевидным щитком-пластиной разных пропорций, имеют ограниченный ареал распространения, и связан он Алтае-Саянской горной страной. Центром их широкого применения была Тува, где они известны в памятниках кокэльской культуры (Кокэль, Бай-Даг-II, Алды-Бель-I, Аймырлыг-VI, Темир-Суг-I) со 2-й половины III в. н.э. (Вайнштейн, Дьяконова, 1966: табл. XIII — 17; Вайнштейн, 1970: рис. 100 — 1; Дьяконова, 1970: табл. XI — 35-38, 41, 58; XII — 30, 32, 48; и др.). На Среднем Енисее аналогичная пряжка найдена в могильнике Староозначенская переправа-I (Тетерин, 1999: рис. 2 — 12). Она может указывать на датировку данного комплекса в пределах конца III — начала IV вв. н.э. Похожие по конструкции пряжки в цветном металле представлены в таштыкском склепе №1 Изыхского чаатаса, который относится к более позднему времени (не ранее VI в. н.э.) (Вадецкая, 1999: 122, рис. 64, табл. 90). Населением Алтая пряжки с неподвижным шпеньком, совмещённые с подвижным пластинчатым щитком, скорее всего, были заимствованы из Тувы на рубеже III-IV вв. н.э., в период нестабильной военно-политической ситуации в Центральной Азии, когда имелись реальные условия для взаимодействия разных кочевых народов. Такие пряжки со щитками разной длины обнаружены в погребениях булан-кобинской культуры на некрополях Яломан-II и Булан-Кобы-IV (неопубликованные материалы раскопок А.А. Тишкина, Ю.Т. Мамадакова).

 

Поясные бляхи-накладки в виде пластин-полуобойм с подвижным кольцом появились у кочевников Центральной Азии во II в. н.э., а получили широкое распространение в III-V вв. н.э. у сяньби Восточного Забайкалья и Северо-Восточного Китая, а также у кокэльского населения Тувы (Вайнштейн, Дьяконова, 1966: табл. XIII — 12, 22; Дьяконова, 1970: табл. XI — 13-24, 47; XII — 5-7, 23-28; Николаев, 2000: рис. 3 — 4, 12; Панкова, 2003: рис. 4 — 6-8; 6 — 6; Кириллов И.И., Ковычев, Кириллов О.И., 2000: рис. 81 — 4, 18-20; Худяков, Бобров, 2005: 121; Zhang Xue-Yan, 2004: fig. 1 — 1; 3 — 10; 4 — 1-5; 6, 7; Чжан Даньлин и др., 2005: рис. 4 — 1,6; 14 — 1, 4; Гао Фэн, 2006: 62; Xi’an Municipal Institute..., 2008: 34). На Алтае они известны в булан-кобинских погребениях II-V вв. н.э. на многих могильниках и пока не зафиксированы в раннетюркских комплексах 2-й половины V — 1-й половины VI вв. н.э. (Кубарев,

(450/451)

Киреев, Черемисин, 1990: рис. 46 — 4, 5; Соёнов, Эбель, 1992: рис. 44; Тетерин, 1995: рис. 54, 61; Бобров, Васютин А.С., Васютин С.А., 2003: рис. 6 — 29-31; 7 — 1, 3, 4, 5, 7, 11, 12, 17, 19, 32, 33; 8 — 15,25,27; 11 — 25-27; 12 — 40; 13 — 9, 11-13, 16, 53; 16 — 33; 17 — 5-8, 10, 12; Борисенко, Худяков, 2004: рис. 2 — 2, 4; и др.).

 

Железные бляхи-зажимы обнаружены в Юго-Восточном Забайкалье в позднесяньбийском могильнике Дурой-I (погребение №20) 2-й половины III-IV вв. н.э., а также в захоронениях бурхотуйской кулыуры IV-VI вв. н.э. на памятниках Улан-Хода (погребение №13), Дворцы-I (погребение №5) и др. (Асеев, Кириллов, Ковычев, 1984: табл. XXI — 24; Зюзин, 2008: 168-169) 4[2] Подобные изделия происходят из материалов верхнеобской культуры V — начала VI вв. н.э. Тимирязевского курганного могильника-I в Томском Приобье (Беликова, Плетнёва, 1983: рис. 10 — 4; 11 — 5; 13 — 12). Имеющиеся археологические источники демонстрируют факт предпочтительного появления таких блях в ареале распространения поздесяньбийской общности кочевников. Начальный период бытования блях-зажимов на территории Алтая приходится на IV в. н.э., а сами они «живут» в данном регионе до V в. н.э. включительно. Бляха накладка с неподвижным кольцом на короткой стороне корпуса датируется в широких временных рамках II-V вв. н.э.

 

В заключение стоит отметить, что на материалах кургана №19 могильника Степушка-I удалось реконструировать один из вариантов наборных поясов кочевников Алтая позднесяньбийского — раннежужанского времени (IV-V вв. н.э.). На сегодняшний день это наиболее хорошо сохранившийся пояс с железными деталями из памятников булан-кобинской культуры.

 

Список литературы.   ^

 

Асеев И.В., Кириллов И.И., Ковычев Е.В. Кочевники Забайкалья в эпоху средневековья (по материалам погребений). — Новосибирск: Наука, 1984. — 202 с.

Беликова О.Б. Плетнёва Л.М. Памятники Томского Приобья в V-VIII вв. н.э. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1983. — 243 с.

Бобров В.В., Васютин А.С., Васютин С.А. Восточный Алтай в эпоху Великого переселения народов (III-VII века). — Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2003. — 224 с.

Бобров Л.А., Худяков Ю.С. Военное дело сяньбийских государств Северного Китая IV-VI вв. н.э. // Военное дело номадов Центральной Азии в сяньбийскую эпоху. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2005. — С. 80-199.

Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С. Наборные пояса кочевников Эдигана в сяньбийский период // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. — Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2004. — Т. X. — Ч. I. — C. 194-199.

Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. — СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. — 440 с.

Вайнштейн С.И. Раскопки могильника Кокэль в 1962 г. (погребения кызылганской и сыын-чурекской культур) // Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции. Т. III. Материалы по археологии и антропологии могильника Кокэль. — Л.: Наука, 1970. — С. 7-79.

Вайнштейн С.И., Дьяконова В.П. Памятники в могильнике Кокэль конца I тысячелетия до нашей эры — первых веков нашей эры // Труды Тувинской комплексно археолого-этнографической экспедиции. — М.;Л.: Наука, 1966. — Т. II. — С. 185-291.

Васютин А.С. Защитно-портупейные пояса предкудыргинского времени Восточного Алтая // Пятые исторические чтения памяти М.П. Грязнова. — Омск: Изд-во Омск. ун-та, 2000. — С. 24-25.

(451/452)

Гао Фэн. Северо-вэйские погребения на шоссе в городе Датун провинции Шанси // Вэньу. — 2006. — №10. — С. 51-71.

Добжанский В.Н. Наборные пояса кочевников Азии. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1990. — 164 с.

Дьяконова В.П. Большие курганы-кладбища на могильнике Кокэль (по результатам раскопок за 1963, 1965 гг.) // Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции. Т. III. Материалы по археологии и антропологии могильника Кокэль. — Л.: Наука, 1970. — С. 80-209.

Засецкая И.П. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху (конец IV-V вв. н.э.). — СПб.: Эллипс Лтд, 1994. — 224 с.

Зюзин А.В. Предметы вооружения из сяньбийского могильника Дурой-I в Восточном Забайкалье // Этнокультурная история Евразии: современные исследования и опыт реконструкций. — Барнаул: Азбука, 2008. — С. 168-169.

Кириллов И.И., Ковычев Е.В., Кириллов О.И. Дарасунский комплекс археологических памятников. Восточное Забайкалье. — Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2000. — 176 с.

Кубарев В.Д., Киреев С.М., Черемисин Д.В. Курганы урочища Бике // Археологические исследования на Катуни. — Новосибирск: Наука, 1990. — С. 43-95.

Николаев Н.Н. Поясные наборы могильника Кокэль // Мировоззрение. Археология. Ритуал. Культура. — СПб., Б.и., 2000. — С. 70-85.

Панкова С.В. Погребения середины I тыс. н.э. в Западной Туве // Древности Алтая. — Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2003. — С. 92-106.

Соёнов В.И., Эбель А.В. Курганы гунно-сарматской эпохи на Верхней Катуни. — Горно-Алтайск: Изд-во ГАГПИ, 1992. — 116 с.

Тетерин Ю.В. Поясные наборы гунно-сарматской эпохи Горного Алтая // Проблемы охраны, изучения и использования культурного наследия Алтая. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1995. — С. 131-135.

Чжан Даньлин и др. Родовое кладбище эпохи северной династии Суй на улице Хучаньцин в Сиане // Вэньу. — 2005. — №10. — С. 47-67.

Xi’an Municipal Institute of Archaeology and Preservation of Cultural Relics Tomb of Kang Ye the Northern Zhou in Xi’an, Shaanxi // Wenwu. — 2008. — №6. — P. 4-35.

Zhang Xue-Yan Types and Relative Questions of Koguryo Iron Belt Decorations // Research of China’s Frontier Archaeology. — Pecin, 2004. — P. 258-272.

 

Summary

A.A. Tishkin, S.S. Matrenin, А.V. Schmidt

THE COMPOSITE BELT FROM THE BURIAL GROUND STEPUSHKA-I   ^

(THE CENTRAL ALTAI)

 

Authors of this article had been executed reconstruction of uncommon specimen of a composing belt of nomads’ from burial ground number 19 named from Stepushka-I which are investigated in Ongudai’ area of the Altai Republic in 2010. Its some elements find out analogies in the population equipment of the Kokels’ culture in Tuva as well as similarities with the belt and headsets of the Duroys’ and Burhotuys’ tribes of Eastern Transbaikalian region. Similar belts have been found out on Altai in burial grounds of Belyj-Bom-II, Bulan-Koby-IV, Ajrydash-I, Kok-Pash. The comparative research has allowed to date the given belt with the later IV — the beginning of V centuries AD. The finding archaeological materials are expanding base of sources for studying nomads’ equipment of the Central and Northern Asia of second quarters of I thousand AD and it will allow to bring specifications in a design of belts from other monuments from Altai territory.

(453/453)

 

^   Рис. 1. Схема расположения железных деталей наборного пояса в погребении из кургана №19 на могильнике Степушка-I (Центральный Алтай).

Fig. 1. The scheme of an arrangement of iron details of a type-setting belt in burial from a barrow №19 on cemetery Stepushka-I (The Central Altai).

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

 

^   Рис. 2. Степушка-I. Сохранившиеся детали наборного пояса в развёртке.

Fig. 2. Stepushka-I. Remained details of a type-setting belt in expanded.

(Открыть Рис. 2 в новом окне)

 

^   Рис. 3. Реконструкция наборного пояса воина из кургана №19 могильника Степушка-I.

Fig. 3. Reconstruction of type-setting belt from a barrow №19 on cemetery Stepushka-I.

(Открыть Рис. 3 в новом окне)

 


 

[1] 3 Размещение накладных блях с кольцами на левой и правой половине ремня указано в том виде, как если бы он был одет на человека «в правильном» положении — застёгнутым на правую сторону.

[2] 4 Выражаем глубокую признательность Е.В. Ковычеву за возможность познакомиться с неопубликованными материалами бурхотуйской культуры, хранящимися в лаборатории археологии Забайкалья Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Чита).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки