● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
И.Л. ТихоновАрхеологическая библиография.Учебно-методическое пособие.// СПб: Изд-во ВВМ. 2008. 68 с. ISBN 978-5-9651-0276-1
Оглавление
Введение. — 3
Программа курса «Археологическая библиография». — 5Вопросы к зачёту по курсу «Археологическая библиография». — 7Основные понятия библиографии. — 8История книги и библиотек. — 14Общеисторическая библиография. Энциклопедии. Справочники. Археологические словари. — 21История археологической библиографии в России в XIX — начале XX вв. — 28Археологическая библиография в СССР и современной России. — 32Серийные и периодические издания русской археологии XIX — начала XX вв. — 39Серийные и периодические издания советской и современной российской археологии. — 43Курсовая работа. — 48Современная организационная структура археологии в России. — 52Отечественные и зарубежные Интернет-ресурсы по археологии. Электронные каталоги библиотек. — 57
Заключение. — 61
[ Приложения 1-5. — 62-67 ]
«Если не сведут с ума Римляне и Греки, Сочинившие тома для библиотеки, Если все профессора, что студентов учат Горемыку-школяра насмерть не замучат» Из Вагантов Введение. ^
«Где мне найти литературу по этой теме?» — часто преподавателям приходится слышать вопрос от студентов. Подобный вопрос сразу же настораживает преподавателя, так как свидетельствует о неумении самостоятельно работать с научной литературой и каталогами библиотек. Вот чтобы не начинать знакомство с научным руководителем с этого типичного вопроса и нужно знание библиографии по своей отрасли науки.
Толковый словарь русского языка даёт по меньшей мере три значения слова «библиография» [от греч. biblion — книга и grapho — пишу]: 1. Наука об описании книг и составлении указателей литературы. 2. Перечень книг и статей по какому-нибудь вопросу или роду литературы. 3. Отдел журнала или газеты, в котором помещаются мелкие рецензии и аннотации вновь выходящих книг.
Археологическая библиография — типичный пример отраслевой библиографии, т.е. вспомогательной научной дисциплины, занимающейся сбором, упорядочиванием и распространением информации о любых печатных изданиях по археологии. В последнее время всё больше проявляется тенденция не сводить библиографию только к книгоописанию, а рассматривать её как науку об информационно-комуникативной деятельности. Подобный подход близок автору-составителю данного пособия, поэтому в него включаются и такие разделы, которые на первый взгляд впрямую не относятся собственно к библиографии, но в отсутствие других учебных курсов, посвящённых подобной теме, должны дать студентам первичное представление о всей информационной среде современной археологии. Соответственно, основными целями курса «Археологическая библиография» являются знакомство студентов первого курса кафедры археологии с процедурой поиска информации, и подбора литературы, а также формирование навыков самостоятельной работы с научной литературой и создания текстов в соответствии с правилами «академической манеры», снабжённых необходимым справочно-библиографическим аппаратом. Знакомство с основными справочными, периодическими и серийными изданиями по археологии и смежным научным дисциплинам, а также с библиотеками и архивохранилищами должно обеспечить будущую учебную и научную работу студентов. Особое место занимает знакомство с собственно библиографическими указателями и изданиями по археологии, в качестве главной библиографической базы археологической науки. В рамках курса также излагаются основные требования кафедры, предъявляемые к письменным работам студентов (рефераты, курсовые, дипломные работы) и правила их подготовки и оформления, что должно помочь первокурсникам при создании их первой курсовой работы. Обозрение современной организационной структуры археологической науки в России и за рубежом может помочь будущим специалистам археологам быстрее адаптироваться в профессиональной среде. Изложение материала даётся в соответствии с утвержденной программой курса и вопросами к зачёту.
Заключение. ^
Конечно, в этой небольшой брошюре мы не могли рассмотреть абсолютно все проблемы, которые могут возникнуть у студентов по мере знакомства с научной литературой по археологии и в ходе подготовки первой курсовой работы. Не стесняйтесь задавать вопросы преподавателям, в конце концов, им зарплату платят, в том числе и для того, что бы они отвечали на ваши вопросы. Никакие теоретические знания и сведения не могут в полном объёме заменить практику. Поэтому попробуйте самостоятельно применить полученные знания на практике: поработайте с каталогами доступных вам библиотек; затем составьте с помощью библиографических указателей и каталогов список литературы по интересующей вас теме. При чтении научной литературы обращайте внимание не только на содержательную сторону, но и на то, как оформлены сноски, примечания, приложения, указатели, т.е. весь справочно-библиографический аппарат. Чтобы научиться плавать — надо войти в воду. Что бы научиться писать и грамотно оформлять свои первые научные работы — надо начинать это делать. В добрый путь!
наверх |