главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

В.М. Соколовский Монументальная живопись VIII — начала IX века дворцового комплекса Бунджиката, столицы средневекового государства Уструшаны. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2009. В.М. Соколовский

Монументальная живопись VIII — начала IX века
дворцового комплекса Бунджиката,
столицы средневекового государства Уструшаны.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2009. 232 с. ISBN 978-5-93572-351-4

 

Приложение.

Некоторые сведения о пигментах, применявшихся при составлении красок шахристанских росписей.

 

Белые пигменты.

 

Кроме мела, как непосредственно в живописи, так и при составлении грунта применялся гипс или водный сульфат кальция — CaSO4 • 2 Н2О. Он находится в изобилии в природе в виде гипсового камня. Для краски брали самые белые куски этого камня и растирали в порошок. Гипсовая краска с древнейших времён употреблялась только в клеевой живописи [1] и, как отмечают специалисты, трудно найти что-либо белее её. [2]

 

Чёрные пигменты.

 

Чёрная краска изготавливалась из различных сортов угля и сажи. Главная составная часть — углерод. Угли, из которых делалась краска, получали прокаливанием без доступа воздуха различных частей растений, например виноградной лозы или отходов виноделия (так называемая виноградная чёрная). Применение чёрных углеродосодержащих пигментов относится к глубокой древности. Изобретателями способов получения сажи являются китайцы, которые сжигали древесное, сезамовое и другие масла под фарфоровым конусом и 3-4 раза в час сметали оседавшую на конус сажу. [3]

 

Жёлтые пигменты.

 

а) Жёлтые охры. Наиболее распространённый в природе вид охры самых различных оттенков состоит из гидрата окиси железа Fe2O3 • Н2О с примесью каолина. Цвет краски зависит от содержания гидроокисей железа. Краска очень прочная. Широко использовалась в росписях Древнего Египта и с тех пор стала одной из основных красок в живописи. Уже древнеримские живописцы насчитывали более десятка различных оттенков этой краски (золотистая охра, светло-жёлтая, жёлтая, тёмно-жёлтая, мраморовидная и так далее). [4]

 

б) Массикот — искусственно приготовленная краска, являющаяся порошкообразной окисью свинца — PbO. Способ приготовления был следующим: в глиняных горшках при свободном притоке воздуха плавился свинец (температура при этом не должна быть слишком высокой), расплавленный металл помешивали кочергами для улучшения процесса окисления. С течением времени весь металл переходил в окись, имеющую жёлтый цвет. Впервые массикот стал применяться в древнеримской живописи.

(94/95)

 

Красные пигменты.

 

а) Красные охры. Цвет этих красок, от ярко-красного до приглушённого красно-коричневого, обуславливается содержанием безводной окиси железа — Fe2O3 (красный железняк, кровавик). Различаются краски естественные и приготовляемые искусственно путём прокаливания с доступом воздуха жёлтой охры. [5] Процесс приготовления природной краски из окислов железа состоит в измельчении красочных зёрен и отмучивания.

 

б) Марена. Изготавливалась из корней многолетнего травянистого растения Rubia tinctorum, произраставшего повсеместно в южных районах Центральной Азии и Закавказья. Красящие начала (ализарин и пурпурин) находятся в корнях в виде сложных соединений с другими веществами. Количество пигмента возрастает после 3-4-летнего выдерживания необработанных корней в сухих помещениях. В соединении с солями (например, железными, оловянными и так далее) краска даёт различные тональные оттенки от чёрно-фиолетовых до огненно-красных. [6] Краска, отличающаяся чистотой оттенков и долговечностью, применяется с древнейших времён в основном как краситель тканей.

 

Коричневые пигменты.

 

Все они относятся к группе железосодержащих красок и по своему составу близки к жёлтым и красным охрам. Наряду с угольной чёрной краской красно-коричневая охра является древнейшей краской, использовавшейся человеком уже 25 000 лет до н.э. [7] Как уже отмечалось, все охры самых различных оттенков (жёлтые, оранжевые, красные и коричневые) в виде железной руды и полевого шпата на территории Таджикистана встречаются почти повсеместно.

 

Зелёные пигменты.

 

Установлено, что применявшаяся в шахристанских росписях зелёная краска медного происхождения: малахит или хризоколла. Дать более точное определение из-за разложения её от высокой температуры оказалось невозможным. Но подобные краски имеют общее древнее название «горная зелень». Сюда относятся как малахит [CuCO3 • Cu(OH2)], так и хризоколла (CuSiO3nH2O). Краска эта, приготовленная путём стирания в порошок и дальнейшего отмучивания, отличается прочностью, однако не выдерживает воздействия высокой температуры. Известно, что медь принадлежит к числу металлов, открытых ещё в древности. В природе встречается в красиво окрашенных соединениях, и не исключено, что производство искусственных медных красок началось вскоре после открытия меди. [8] Впервые широкое применение эта краска получила в древнеегипетских росписях, и с тех пор использовалась в живописи Древней Греции, Рима и более поздних эпох. [9] Медьсодержащие зелёные краски (малахит и хризоколла) применялись в средневековой живописи Востока в росписях Дунхуаня, Кизила, Бамиана, в буддийской живописи Японии. [10] Как малахит, так и хризоколла встречаются в различных районах Таджикистана. Имеются выходы медных руд, из которых могла быть приготовлена зеленая краска, и в непосредственной близости от городища Калаи Кахкаха в районе города Ура-Тюбе. [11]

 

Синие пигменты.

 

Представляют собой натуральный ультрамарин. Изготавливались из непрозрачного синего минерала — ляпис-лазури, встречающегося в природе в виде плотных и твёрдых

(95/96)

мелкозернистых масс. Это сложный алюмосиликат натрия, содержащий серу, с примерной формулой Na8-10Al6Si6O24S2-4. Из всех пигментов, применявшихся как в древности, так и в более позднее время, эта краска занимает особое место. Её глубокий синий тон приводил в восхищение не одно поколение живописцев. Поистине легендарным становится и сам минерал. «Этот замечательный камень цвета неба проходит в течение семи тысяч лет через всю историю человеческой культуры», — отмечает академик А.Е. Ферсман, высказывая предположение, что, прежде чем лазурит стал использоваться в украшениях, «он получил применение в виде краски». [12] О лазурите писал Аристотель, замечая, что его цвет по красоте не уступает блеску золота. Подобное же восхищение вызывал лазурит и у других античных авторов — Теофраста и Плиния. Не меньше внимания уделялось лазуриту и на Древнем Востоке, где он распределялся на три сорта: лучший — цвета индиго, «neeli» (видимо, от персидского nil — синий); «asmani» — светло-синий (от персидского asman — небо); и, наконец, худший — «suvsi» (от персидского sebz — зелёный). [13] То, что из лазурита «получается красивая краска, с которой не сравнится ни одна», отмечал Бируни. [14] Более поздние авторы (Ибн-Хаукал, Шехаведдин, Истахри, Тейфаши, Эдризи, Ибн-Батута) писали об ультрамарине как об излюбленной краске художников. [15]

 

Само месторождение лазурита для древних оставалось загадочным, и сведения о районах его добычи были крайне противоречивы. Одни считали, что он добывается в Хорасане и Андалузии, другие, как Плиний и Теофраст, указывали на Египет, Скифию или Кипр. [16] Между тем хорошо известно, что в древности существовало только одно месторождение лазурита — горная область в современном Афганистане — Бадахшан.

 

Кроме того, несмотря на неоднократные упоминания древних авторов об использовании лазурита в качестве краски, применение её не установлено ни в живописи Древнего Египта, ни в живописи Греции и Рима. [17] В то же время химические анализы синих пигментов при исследовании живописи показывают широкое применение азурита — медной синей краски. Всё это даёт основание полагать, что в древности синяя краска из лазурита если и применялась, то являлась большой редкостью и из-за высокой стоимости постоянно заменялась или фальсифицировалась другими пигментами.

 

В Древний Египет и на Ближний Восток лазурит доставлялся, по-видимому, через Персию или водным путем по Инду и Персидскому заливу, [18] а позднее как на запад, в Европу, так и далеко на восток, в Китай, попадал по Великому шёлковому пути, один из каналов которого проходил через перевалы в Бадахшане. [19] В эпоху Возрождения, пигмент из лазурита получил в Европе название, которое повсеместно утвердилось за ним до настоящего времени, — ультрамарин, то есть «заморский». [20] И вплоть до 1834 г., когда был открыт способ приготовления искусственного ультрамарина, бадахшанский ультрамарин, по словам Ченнино Ченнини, «благороднейшая и совершеннейшая из всех красок, которой нельзя нахвалиться», [21] использовался европейскими художниками только для самой тонкой, в основном миниатюрной живописи.

 

Для Центральной Азии и прилегающих стран лазурит не являлся «заморским». Документально подтверждено, что уже в IV в. н.э. приготовленная из него краска применялась в монументальных росписях царского дворца в Сузах (Иран), а начиная

(96/97)

с VI в. — в монументальной живописи Центральной Азии и в Бамиане. Появился он также в живописи Кизила и Аджанты. [22] Наиболее широко природный ультрамарин начал применяться в центральноазиатской стенописи конца VII-VIII вв.

 

В шахристанских росписях был отмечен ультрамарин самых различных оттенков и яркости — от очень бледного до густо-синего. Единственное в своём роде широкое использование натурального ультрамарина в центральноазиатской живописи обусловлено прежде всего близостью бадахшанских разработок. Кроме того, залежи лазурита обнаружены и на территории Таджикистана, причём не исключено, что они могли разрабатываться и в древности.

 

 

[1] Лавров Н.И. Описание красок. СПб., 1869. С. 21.

[2] Ферсман А.Е. Цвета минералов. М.;Л., 1936. С. 13.

[3] Беленький Е.Ф., Рискин И.В. Химия и технология пигментов. М.;Л., 1974. С. 541.

[4] Виннер А.В. Материалы и техника монументальной живописи. М., 1953. С. 22, 49, 50.

[5] Беленький Е.Ф., Рискин И.В. Указ.соч. С. 409.

[6] Ромин В.В. Кустарное и домашнее производство красок. Киев, 1929. С. 91-92.

[7] Вагнер Г. Красочные пигменты. Л., 1935. С. 200.

[8] Там же. С. 152.

[9] Там же. С. 22.

[10] Виннер А.В. Указ.соч. С. 513.

[11] Бездека И.И. Месторождения полезных ископаемых Таджикской республики // Таджикистан. Ташкент, 1926. С. 245.

[12] Ферсман А.Е. Очерки по истории камня. Т. I. M., 1954. С. 267.

[13] Wood J. A Journey to the source of the river Oxus. London, 1872. P. 169-172.

[14] Бируни А. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия). М.;Л., 1963. С. 128.

[15] Юдин Г.Л., Хабаков А.Б., Лукницкий П.Н. Месторождение ляпис-лазури на Памире // Памирская экспедиция 1930 г. Л., 1932. С. 8.

[16] Там же. С. 10.

[17] Там же. С. 3.

[18] Сарианиди В.И. О великом лазуритовом пути на древнем Востоке // КСИА. 1968. Вып. 114. С. 3-9.

[19] Абаева Г. Очерки истории Бадахшана. Ташкент, 1964. С. 63.

[20] Plesters J. Ultramarin Blue, Natural and Artificial // Studies in Conservation. N2. 1966. P. 62.

[21] Ченнини Ч. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. М., 1933. С. 52.

[22] См.: Михалевич Г.П. Сведения о лазурите в персидской минералогической литературе XII-XVII вв. // Художественное наследие. №2(52). 1977. С. 194-202.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги