● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

В.М. Соколовский Монументальная живопись VIII — начала IX века дворцового комплекса Бунджиката, столицы средневекового государства Уструшаны. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2009. В.М. Соколовский

Монументальная живопись VIII — начала IX века
дворцового комплекса Бунджиката,
столицы средневекового государства Уструшаны.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2009. 232 с. ISBN 978-5-93572-351-4

 

Оглавление

 

Введение. — 7

 

Глава I. Реставрация. — 9

Глава II. Реконструкция росписей и их описание. — 20

1. Росписи коридоров. — 25

2. Роспись помещения № 11. — 29

3. Росписи Большого тронного зала. — 29

4. Роспись Малого парадного зала. — 32

Глава III. Материалы и техника живописи. — 58

Глава IV. Художественные и стилистические особенности росписей. — 72

 

Приложение.
Некоторые сведения о пигментах, применявшихся при составлении красок шахристанских росписей. — 94

 

Резюме. — 98

Иллюстрации [ Илл. 1-130 ]. — 100

Список иллюстраций. — 228

Принятые сокращения. — 231

 

 

 


 

Введение.   ^

 

Монументальная живопись, разнообразная по тематике и художественному воплощению, проходит сквозь все этапы исторического развития Центрально-Азиатского региона, достигая в эпоху раннего Средневековья своего наивысшего расцвета. В этот период росписи не только покрывают стены культовых сооружений, дворцов правителей и замков феодалов, но и широко проникают в дома богатых горожан, украшая парадные залы и жилые помещения. Среди памятников этого времени выдающееся значение имеют росписи Варахши, Афрасиаба и Пенджикента, открытые благодаря интенсивным археологическим раскопкам, проводившимся на территории Узбекистана и Таджикистана.

 

Найденные росписи со всей полнотой отражают идеологию феодального общества. Велико их значение как памятников высокой художественной культуры. Благодаря этим находкам теперь с полным основанием можно утверждать, что «Средняя Азия в целом занимает особое, вполне самостоятельное место в общей истории развития восточного искусства». [1] В свете этого большое значение приобретают последующие открытия росписей древности и Средневековья, которые в археологической практике совершенно справедливо рассматриваются как особо ценная категория находок. К подобным открытиям с полным основанием могут быть отнесены и росписи конца VIII — начала IX в., обнаруженные при раскопках дворца правителей средневекового государства Уструшаны на городище Калаи Кахкаха I близ современного посёлка Шахристан, расположенного у подножия Туркестанского хребта (Республика Таджикистан). Раскопки дворца, разрушенного и сожжённого арабскими завоевателями в IX в., проводились в 1965-1972 гг. Северотаджикским археологическим отрядом Института истории им. А. Дониша АН Таджикской ССР под руководством доктора исторических наук H.H. Негматова при участии Отдела реставрации Государственного Эрмитажа. Являясь главным сооружение Бунджиката, столицы феодального государства Уструшаны, здание дворца располагалось на возвышенной восточной части городища (ил. 1). Его помещения занимали площадь около 38х47 м, стены в центре сооружения уцелели на высоту до 4 м, к краям значительно меньше. Часть их сложена из пахсовых блоков, часть — из сырцовых кирпичей. Своими размерами и планировкой во дворце выделяются два парадных помещения: большой прямоугольный тронный зал (помещение № 1) размером 17,69х11,77 м и меньший квадратный (помещение № 4) размером 9,65х9,50 м (ил. 2). Помещения дворца делятся на группы системой коридоров. Один из них, меридиональный (помещение № 7), разделяет здание на две неравные части. С ним стыкуются под прямым углом два других (помещение № 5 и 6). Длина сохранившейся части этого коридора около 32 м,

(7/8)

ширина 3,10 м, вдоль западной стены тянется суфа. Восточная часть дворца примерно пополам разделена другим коридором (помещение № 6), который, соединяясь с меридиональным коридором, образует Т-образную фигуру. Напротив соединения двух коридоров в западной стене помещения № 7 находится ниша, суфа перед которой образует немного повышенную и выдвинутую вперёд площадку. Эти архитектурные особенности дают основание полагать, что коридор, начинающийся в восточной части здания, является парадным входом. Его ширина — 3,15 м, а длина достигает 16 м (к сожалению, восточная стена дворца не сохранилась). Следующий коридор, ведущий к Большому тронному залу, имеет длину 18,75 м, ширину 3,25 м (помещение № 5). Вдоль южной стены коридора обнаружена суфа, которая тянется до входа в тронный зал. Западное окончание коридора в торце также завершается суфой. В восточной и северной частях дворца располагались сравнительно небольшие, по-видимому жилые комнаты. Дворец был одноэтажным, но в центре его находилась массивная, сложенная из пахсы площадка-цоколь, служившая основанием для квадратной башни, возвышавшейся над зданием.

 

Ряд особенностей дворцовой постройки указывает на то, что отдельные части здания перестраивались или воздвигались в разное время: можно предполагать, что существовало по крайней мере два строительных периода. К первому относится меридиональный коридор (помещение № 7), все восточные помещения, а также Малый парадный зал (помещение № 4) и башня. К более позднему периоду относится помещение № 5, Большой тронный зал и ряд комнат в северной части дворца. При кладке стен этих помещений использовались не пахсовые блоки, а сырцовые прямоугольные кирпичи. [2]

 

В процессе раскопок дворца во всех основных его помещениях в завалах было найдено большое количество обугленного дерева, на котором во многих случаях сохранилась резьба с орнаментальными и зооморфными изображениями, а также сюжетными сценами.

 

В течение нескольких лет автор публикации принимал участие в раскопках дворца, возглавляя реставрационные работы по снятию росписей со стен и извлечению из завалов расписной штукатурки и фрагментов обугленного резного дерева. После завершения раскопок часть найденных росписей была перевезена в Государственный Эрмитаж для окончательной реставрации и исследования. Другая часть живописи и фрагменты резного дерева были отправлены в Душанбе в Институт истории им. А. Дониша АН Таджикской ССР. На основании изучения подлинных фрагментов, прошедших реставрацию в Государственном Эрмитаже, а также фотографий и многочисленных прорисовок, выполненных в полевых условиях, оказалось возможным: 1) определить характер и технику живописи; 2) в значительной степени реконструировать стенопись в одном из парадных залов дворца; 3) получить общее представление о распределении росписей в различных помещениях здания; обратить внимание на их художественные и стилистические особенности. При этом большое значение имела разработка (при активном участии старшего научного сотрудника Химической лаборатории Государственного Эрмитажа B.П. Виноградовой) метода реставрации, позволившего закрепить хорошо сохранившиеся части росписей без каких-либо изменений колорита и авторской фактуры.

 


 

[1] Беленицкий А.М. Монументальное искусство Пенджикента. М., 1973. С. 51.

[2] Воронина В.Л., Негматов Н.Н. Открытие Уструшаны // Наука и человечество. 1975. М., 1974. C. 51-71.

 


 

Принятые сокращения.   ^

 

ВЦНИЛКР — Всероссийская центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и реставрации музейных художественных ценностей.

ГАУ МВД СССР — Главное архивное управление при Министерстве внутренних дел СССР.

ИИ АН ТаджССР — Институт истории Академии наук Таджикской ССР.

ИКОМ (ICOM) — Международный совет музеев (International Council of Museums).

КСИА АН СССР — Краткие сообщения Института археологии Академии наук СССР.

МК СССР — Министерство культуры СССР.

СА — Советская археология.

СГЭ — Сообщения Государственного Эрмитажа.

ТГЭ — Труды Государственного Эрмитажа.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки