главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Скифы и сарматы в VII-III вв. до н.э. Палеоэкология, антропология и археология. М.: ИА РАН. 2000. Н.В. Полосьмак

Бальзамирование у пазырыкцев Укока.

// Скифы и сарматы в VII-III вв. до н.э. Палеоэкология, антропология и археология. М.: ИА РАН. 2000. С. 67-72.

 

О том, что традиция сохранения тел умерших распространялась не только на представителей высших слоёв пазырыкского общества, а и на знать среднего ранга и рядовых воинов-всадников, стало известно после того, как в 1993 г. на Укоке было открыто забальзамированное тело молодой женщины (Полосьмак Н.В., 1996, с. 142-168), а в 1995 г. — мужчины (Молодин В.И., 1995, с. 87-89).

 

Всестороннее изучение мумий позволило составить довольно точное представление о способах сохранения тел, практиковавшихся у пазырыкцев Укока. [1] В исследовании мумифицированных тел принимали участие д.м.н. В.Л. Козельцев (ВИЛАР, Москва), главный ассистент Института судебной медицины Цюрих-Ирхенского Университета, доктор Р. Хаури-Бионда, д.х.н. В.В. Малахов (Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН), н.с. В.Г. Степанов (Институт биоорганической химии СО РАН), специалист по анатомии дерева В. Шох (Федеральный институт леса, снега и ландшафта, г. Бирменсдорф, Швейцария).

 

Термин «бальзамирование» происходит от латинского слова «balsamum» и означал первоначально «сохранение в бальзаме» (Фингарет С.И., 1970, с. 56). Бальзамы — природные вещества, в состав которых входят эфирные масла и растворённые в них смолы, ароматические и другие соединения. Они образуются главным образом в субтропических и тропических растениях (Словарь античности, 1989, с. 70). Бальзамирование, таким образом, — это пропитывание тканей трупа веществами, препятствующими их разложению (СЭС, 1984, с. 106). В этом значении термин «бальзамирование» используется мною применительно к пазырыкским мумиям. В Древнем Египте и других странах Востока для бальзамирования применяли бальзамы. Пазырыкцы Укока использовали для этих целей другие вещества, речь о которых пойдёт ниже, но от этого суть самого явления не менялась.

 

Как известно, все пазырыкские мумии обнаружены в древнем льду «замёрзших» могил. Это обстоятельство, а не далёкие от совершенства приёмы пазырыкского бальзамирования, стало главным условием их сохранности. Если бы в погребении с «замёрзшей» могилой оказалась не бальзамированная мумия, а просто тело умершего, то и оно, при удачном стечении обстоятельств, могло сохраниться также [так же] хорошо. Лёд и холод — прекрасные консерванты, чему есть не мало примеров: сохранение туш мамонтов, тел людей, например, т.н. Ice Man в Альпах (5 тыс.лет) (Der mann im eis, 1992), Ice maiden — перуанской девочки в Андах (культура инков, 500 лет назад) (Reinhard J., 1997, р. 4), князя Меньшикова, чей гроб был вскрыт через сто лет после захоронения в Берёзово (Рязанцев С., 1994, с. 164) и др.

 

В то же время, великолепное состояние пазырыкских мумий к моменту их нахождения (после ~ 2,5 тыс. лет, проведённых во льду) свидетельствует о том, что население Алтая владело приёмами и средствами, использование которых позволяло сохранять тела умерших в хорошем состоянии довольно длительное время, предшествующее моменту погребения. Как свидетельствуют открытия на Укоке, в среде пазырыкцев широко практиковалась искусственная мумификация тел умерших, охватывающая, вероятно, основную часть населения. Но сохранились только те из них, чьи мумии волею обстоятельств оказались замороженными. При этом изощрённость методов бальзамирования не имела значения, ведь не сохранялись мумии не только рядовых пазырыкцев, для консервации тел которых применялась лишь одна операция по извлечению внутренних органов из грудной и брюшной полостей, но и мумии высокопоставленных мертвецов, оказавшиеся в незаполненных льдом погребальных камерах. Последний пример — раскопки казахскими и французскими археологами большого кургана на Берели, в котором сохранность костей знатных умерших оставляет желать лучшего (Francfort H.-R, 1995, р.44,57).

 

Время погребения (сезон) так же не влияло на сохранность пазырыкских мумий. Так, по данным В. Шоха, погребение женщины в кургане 1 могильника Ак-Алаха 3 было совершено в середине июня. Об этом свидетельствует последний корм одной из лошадей, обнаруженных в этом погребении, который состоял из ветвей, у которых на годовых кольцах уже имелись новые клеточные образования, характерные для этого периода времени. Из анализа пыльцы также следует, что захоронение происходило в природно-климатических условиях, сходных с весенним периодом алтайского высокогорья.

 

Для того, чтобы мумия женщины дошла до нас в том состоянии, в котором мы её увидели и сохраняем сейчас, уже в следующую зиму (первую после похорон) должно было произойти полное и окончательное замораживание тела. Судя по его сохранности, как считают патологоанатомы, замороженное состояние тела было постоянным, периодическое замораживание и оттаивание исключаются. Действительно, впервые в истории изучения «замёрзших» могил пазырыкцев на

(67/68)

Укоке были обнаружены непотревоженные погребальные камеры, полностью заполненные льдом, образовавшимся вследствие достаточно быстрого наполнения могильных ям водой, причём на Укоке — это почвенные воды. Глубина могильных ям в курганах знати (около 3 метров) соответствовала среднему уровню многолетнемёрзлых пород в этих местах, которые, по оценке геологов, имеют не сплошное, а прерывистое распространение (Чайко A.B., 1994, с. 10). В самый разгар лета на этой глубине мы натыкались на непробиваемый, промёрзший до состояния камня, фунт. Прорвавшиеся в могильную яму грунтовые воды, заполнив деревянную погребальную камеру, попадали в своего рода природный «холодильник», где замерзали, возможно, ещё до наступления зимы. Нет сомнения, что пазырыкцам Укока были знакомы проявления и свойства мерзлоты, они хорошо представляли способность холода и льда предотвращать процессы гниения и разложения, поскольку в условиях высокогорного плато Горного Алтая эти знания являлись частью их повседневного жизненного опыта.

 

При появлении мумии женщины из льда, заполнившего колоду, удивила хорошая сохранность её не скрытых одеждой кистей рук и обнажившегося левого плеча с синей татуировкой, ясно видной на светлой коже. По первому впечатлению от особенностей сохранности мумии речь может идти о предварительном (предшествующем захоронении) просушивании тела женщины. Однако, как известно, при долговременном воздушном просушивании кожа обнаруживает отчётливую усадку, на ней появляются морщины и она приобретает коричневую окраску. К моменту открытия колоды все эти признаки на теле женщины отсутствовали. Вероятно, тело просушивали, часто и осторожно вытирая и сохраняя всё время сухим, как это делали со своими мумиями алеуты (Лафлин У.С., 1981, с. 35), но не высушивали, такой цели не ставилось. До похорон мумия хранилась в прохладном, сухом месте, вероятно, приспособленном для этих целей зимнике.

 

При дальнейшем изучении мумии оказалось, что степень сохранности разных участков тела женщины неодинакова. Кожа лица, груди, брюшной стенки были в очень плохом состоянии. Кожа лица отсутствует почти полностью, кроме остатков в области правого виска вплоть до скулового изгиба и некоторых фрагментов кожи, обнаруженных в области верхней челюсти. На затылке имеется отверстие диаметром 4-5 см с неровными краями, проделанное для извлечения мозга. На внутренней части черепа не было обнаружено никаких царапин, которые могли остаться, если бы для извлечения мозга были использованы острые металлические инструменты (нож, например). Поэтому, вероятнее всего, для этих целей применяли деревянную лопаточку или какое-то иное приспособление, сделанное из дерева. Как было установлено патологоанатомами, тонкие кости между глазницами были пробиты и через образовавшееся отверстие диаметром в 2 см с неровными зазубренными краями, соединяющее носовую и околоносовую полости, возможно, были удалены оба глазных яблока и слизистая оболочка носа и околоносовых пазух. Через искусственно проделанные отверстия освободившиеся полости внутри черепа были заполнены наполнителем: грубым лошадиным волосом, тонкой овечьей шерстью, волокнами растений длиной 1-2 см, тонкими корешками, песчаным и глинозёмным материалом. В области рта, прилегающих полостях, носовом отверстии и наружных ушных проходах были обнаружены: вещество, похожее на землю, мелкий песок, корешки и трава. Несмотря на трепанацию и очищение черепа, потеря «лица», т.е. лицевой кожи, произошла ещё до захоронения, в процессе хранения мумии. К моменту захоронения мягкие ткани головы были уже значительно подвержены разложению. С чем это связано? С несовершенством бальзамирования и, скорее всего, достаточно долгим хранением.

 

Есть основания предполагать, что лицо умершей посмертно моделировалось, т.е. было покрыто специальным составом, позволяющим, несмотря на происходящие с лицом посмертные изменения, сохранять портретное сходство до момента захоронения. Об этом могут свидетельствовать обнаруженные в обеих глазницах мелкие комочки вещества типа глинозёма, по цвету напоминающего кирпичную крошку, и вещества, более всего похожего на воск. В левой глазнице был найден маленький (примерно 2 мм) кусочек голубого стекла. Предположительно, уже повреждённое, тронутое разложением лицо женщины было обмазано скорее всего глиной с небольшим количеством воска, т.е. тем веществом, остатки которого сохранились в глазницах и, конечно, не могли сохраниться на лицевой части черепа, где вследствие своей незначительности, уже в погребении, были смыты водой. Следы этой своеобразной маски, её остатки — глина, фиксируются в области лица мумии. Эта версия выглядит правдоподобно ещё и потому, что подобным же образом, по свидетельству д.м.н. В.Л. Козельцева, поступают и в настоящее время при временном бальзамировании: наносят массы на основе парафина, имеющего необходимую тональность. Это позволяет «держать» портретное сходство вплоть до нескольких недель.

 

Из-за сильных изменений и разрушений в области шеи, шейная кожа и органы отсутствуют полностью, в этом месте виден наполнитель — сухая трава, поэтому невозможно дать точный ответ, как происходило препарирование в этой области. Есть следующая гипотеза патологоанатомов: шейные органы, включая мягкие ткани рта, могли быть полностью удалены посредством медиального продольного шейного разреза, через который впоследствии осуществлялась набивка шеи и полости рта. После тщательного изучения мумии патологоанатомами и оценки ими рентгеновских снимков было сделано заключение, что кости черепа вместе с частью шейного позвоночника были отделены от туловища, вероятно, при препарировании тела, до его захоронения.

(68/69)

 

В отличие от пазырыкских мумий «царственных» мертвецов, никаких разрезов или швов на спине мумии женщины обнаружено не было. Наиболее вероятной, по мнению патологоанатомов, была вентральная препарация тела женщины, т.к., помимо всех внутренних органов, были удалены рёбра в хрящевых частях и грудина. Грудная, брюшная и тазовая области были наполнены веществом, визуально напомнившим патологоанатомам торф, в котором прослеживались тонкие корешки растений.

 

Левая рука, помимо искусственного повреждения в области сустава кисти, цела и довольно хорошо сохранилась. В области повреждения виден наполнительный материал (тонкие корешки, трава), шва не видно. От правой руки в мумифицированном виде сохранились только часть предплечья и ладонь. Правая плечевая, лучевая и локтевая кости лежали рядом с туловищем Под правой плечевой костью были обнаружены тонкие шерстяные волокна, а под правым предплечьем лежало немного сухой травы и вещества, похожего на землю — всё это следы наполнителя. Все органические составные (шерсть, волосы, трава, корешки) являлись включениями в вещество чёрного цвета, напоминающее визуально по консистенции торф, а в высохшем виде — чёрную землю. На левой стороне тела женщины сохранилась грудь, реконструированная при помощи набивки этим материалом при мумификации.

 

Обе ноги выглядят неповреждёнными. Они, так же как и спина, не были препарированы и хорошо сохранились. По свидетельству В.Л. Козельцева, на ногах женщины есть следы покрытия кожи какой-то смолоподобной массой. Видимо, отдельные участки кожи мумии всё-таки были защищены от разрушения искусственно нанесённым покрытием. Есть аналогия с современным бальзамированием, при котором как у нас, так и за рубежом, кожу предохраняют от высыхания путём нанесения вазелина, масел, специальных масс.

 

Рентгеновские снимки показали, что суставы у женщины не имеют следов изношенности или артрозных изменений. Последние очень характерны для пазырыкцев Укока, у большинства из которых фиксируется тотальное поражение костной ткани патологическими процессами, предопределённое, как полагают, микроклиматом Укока, социально-бытовыми, профессиональными и эндокринными условиями данной популяции (Молодин В.И. и др., 1998, с. 312). По имеющимся материалам у молодой женщины не диагностируются никакие заболевания: суставы и позвоночник не имеют патологических отклонений, все внутренние органы отсутствуют по причине препарации, поэтому по поводу их состояния ничего сказать нельзя, зубы здоровые. Единственным распознаваемым отклонениям является отсутствие верхних премоляров, утраченных при жизни. Потеря здоровых зубов в молодом возрасте могла быть искусственно нанесённым увечьем, связанным с особым социальным статусом женщины, который подчёркивался и татуировкой на её руках. Интересно, что подобным же образом отмечали вхождение в брачный возраст у тулаомань (одного из тайских народов, населявших крайний северо-восток Юньнани). Автор XIV в. так характеризует особенность их культуры: «К 14-15 годам юноши и девушки выбивают себе справа и слева два зуба, после чего могут вступать в брак...» (Крюков М.В. и др., 1987, с.80).

 

Уже у патологоанатомов, изучавших тело женщины, сложилось впечатление, что тщательно препарировались и реконструировались только видимые части тела (не прикрытые одеждой голова, шея и покрытые татуировкой руки), моделировалась грудь. О брюшной полости заботились мало. Это предположение нашло подтверждение после того, как была открыта мумия мужчины в кургане 3 могильника Верх-Кальджин 2, у которого вскрытая брюшная полость была очищена от внутренних органов и, вероятно, обработана каким-то веществом, но ничем не заполнена, т.е. объём тела в этой части не восстанавливался. В этом не было необходимости, поскольку мумия мужчины была одета в широкую меховую шубу, скрадывающую объёмы и контуры тела. Как и все охотники и скотоводы, пазырыкцы обладали знаниями в сравнительной анатомии, что помогало им легко справляться с препарированием тел умерших. В традиционных культурах препарирование тела умерших нередко было обязательным и никак не связывалось с мумификацией. Так, например, у чукчей вскрывали труп человека, умершего от болезни, чтобы рассмотреть внутренности и таким образом установить, какие из них были съедены вредоносным существом (кэм) (Вдовин И.С., 1976, с. 247). У туземцев Габона было принято проводить обряд вскрытия для того, чтобы узнать, кто «съел душу покойного» или какие другие души «съел» сам покойник (Леви-Брюль Л., 1994, с. 498). Возможно, что и у пазырыкцев препарирование всех умерших преследовало, в том числе, подобные цели.

 

Бальзамирование тела женщины по своей методике более всего напоминает современным бальзамировщикам изготовление чучела (животного или птицы), для набивки которого также применяют сухие гигроскопические вещества (сухую траву, шерсть и т.п.). Уже при первом осмотре мумии было сделано предположение о том, что набивка трупа различными органическими наполнителями, вероятно, выполнялась, прежде всего, с реконструктивными целями. Разумеется, удаление внутренних органов сразу после смерти препятствовало естественному разложению тела, но замена их веществами не обладающими ни антисептическими, ни консервирующими свойствами не способствовала его сохранности.

 

Рассмотрим, что за состав наполнял освободившиеся полости тела мумии. Прежде всего, это заметные и легкоопределяемые тонкая овечья шерсть и конский волос, затем трава и корешки растений. И то и другое местного, укокского происхождения, эта же трава и сейчас растёт вокруг пазырыкских курганов. Тонкие корешки растений и трава в набивке мумии могли символизировать непрерывность жизни. Среди

(69/70)

универсалий культуры существует представление о бессмертной жизни растений, «потому что корень остаётся в земле и растение вечно может поддерживать своё бытиё» (в представлениях телеутов — Функ Д.А., 1997, с. 204). Кроме того, посредством корней прослеживается связь растений с миром мёртвых (например, в древнеяпонской культуре обиталище мёртвых Нэнокуни означает «страна корней») (Ермакова Л.М., 1995, с. 216), Конский волос может являться остатками ниток, которыми зашивались разрезы, сделанные при препарировании на теле женщины. Что касается овечьей шерсти, то, как известно, в традиционной культуре скотоводческих народов магическая символика шерсти связана, главным образом, с плодородием и богатством. Учитывая также её огромную роль в системе жизнеобеспечения населения Горного Алтая скифского времени, набивка мумии, в числе других компонентов, шерстью овец выглядит вполне закономерно.

 

Вещество, похожее на торф и землю, взятое из области грудной клетки мумии, было проанализировано В.Г. Степановым. По его данным, в веществе также обнаружены конский волос, растительные остатки и песок, которые составляли не более 10% объёма образца. Основным компонентом образца является мелкодисперсный пластичный материал светло-коричневого цвета без видимой внутренней структурированности. Часть материала карбонизирована, что придавало исходному образцу почти чёрный цвет. Не карбонизированные частицы этого вещества были отобраны вручную под микроскопом, объединены и подвергнуты кислотному гидролизу. На основании данных анализа В.Г. Степанов сделал предположение о том, что т.н. светло-коричневый пластичный материал является тканью внутренних органов (не мышечной!). Как нам представляется, эти данные могут послужить ответом на вопрос — куда же делись внутренние органы, изъятые из тела женщины? Хорошо известно, как тщательно египтяне бальзамировали и хранили в специальных сосудах (канопах), захораниваемых вместе с умершим, внутренние органы мумий. Внутренние органы великих тибетских лам при мумификации помещали в герметично закрываемые кувшины. Судя по результату анализа, внутренние органы знатных пазырыкцев могли после их преобразования в однородную массу вместе с другими веществами возвращаться в качестве наполнителя внутрь мумии. Таким образом, из имеющихся на сегодняшний день материалов следует, что наполнители пазырыкских мумий Укока не были случайным набором ингредиентов и, хотя не обладали антисептическими и консервирующими свойствами, несли не менее важную для пазырыкцев смысловую нагрузку, а их сочетание было символичным.

 

Возникает другой вопрос, что же послужило консервантом, позволяющим, как установлено патологоанатомами, долгое время, возможно, до трёх месяцев, хранить мумию женщины, прежде чем предать её земле. Интересные данные получены при исследовании фрагмента кожи мумии методом рентгеноспектрального микрозондового анализа: среди неорганических компонентов кожи обнаружено присутствие ртути. Это признак использования соединений ртути для бальзамирования или же для лечения. Маловероятна другая возможная причина присутствия ртути — сорбция её из воды, затопившей захоронение, поскольку ртуть не обнаружена в других объектах, прежде всего, в веществе тщательно проанализированного головного убора — парика. Наличие ртути на коже мумии женщины может быть связано с процессом обработки тела с целью его сохранения. Антисептические свойства ртути и её соединений известны и используются давно. В рецепте бальзамирования скифских царей (по Геродоту) ртуть не упоминается, как впрочем не применялась она и египетскими бальзамировщиками. Зато у ближайших соседей пазырыкцев — населения древних государств Китая, ртуть или её основной минерал — киноварь использовались для создания «эликсира бессмертия». Вера в бессмертных в Китае к середине I тыс. до н.э. контаминируется с независимо возникшим представлением о возможности обретения телесного бессмертия и бесконечного продления жизни через употребление различных снадобий, главные из которых содержат ртуть либо киноварь (Торчинов Е., 1993, с. 79). Как известно, культ тела умершего получил широкое распространение в древнем Китае. Поразительным примером сохранности мумифицированных тел являются погребения женщины из могильника Мавадуй [Мавандуй] 1 и мужчины в Фэнхуаншань 168 (начало II в. до н.э.) (Крюков М.В. и др., 1983, с. 260; Brothwell D., 1991, р. 110, 111). Есть какие-то неясные упоминания об использовании ртути для сохранения этих тел. В частности, говорится о том, что тело женщины было частично погружено в раствор, содержащий соединения ртути (Чанша Мавадуй [Мавандуй]..., 1980, с. 215-225).

 

Древние китайцы знали способы добычи ртути из киновари. Вероятно, это не было секретом и для пазырыкцев. Установлено, что они употребляли киноварь в качестве минерального красителя для окраски деревянных и кожаных вещей (Руденко С.И., 1953, с. 248, 249). Крупнейшее месторождение киновари известно не так далеко от Укока, в районе нынешнего Акташа. Сейчас появились данные, позволяющие предположить, что пазырыкцы могли использовать ртуть для выделения золота из природных руд и изготовления золотой фольги. Кажется вероятным, что у пазырыкцев Укока использовался свой вариант бальзамирования, с применением ртути в качестве консерванта, отличающийся от всего что мы знали ранее по письменным источникам или по находкам мумий, как в ближайшем к ним районе (имеются в виду многочисленные мумии Синьцзяна), так и в отдалённых регионах. Возможно, что этот вариант бальзамирования связан с культурой государств древнего Китая, где процветала в это время наука о бессмертии — алхимия, в которой ртути и её главному минералу киновари от водилась основная роль.

(70/71)

 

Следует отметить, что по данным ЛЛ. Барковой, [2] полученным при недавнем изучении мумий из Второго и Пятого Пазырыкских курганов, на их телах и головах обнаружены следы смол и воска, причём смолы расшифровываются как даммара (смола некоторых тропических деревьев) (СИС, 1979, с. 147) и шеллак (смола, выделяемая насекомыми — лаковыми червецами, обитающими на побегах некоторых тропических растений) (СИС, 1979, с. 562). Т.е. для сохранения «царственных» мертвецов использовались, вероятно, настоящие бальзамы с входящими в их состав смолами, привезённые издалека. И вся традиция «царского» пазырыкского бальзамирования имеет переднеазиатские корни, так же как и скифская (Каменецкий И.С., 1995, с. 68-76). Тогда как у тех, чей ранг был ниже и кто жил ближе к границам непосредственного влияния китайской цивилизации, для сохранения тела использовались другие, более доступные средства, заменившие бальзамы.

 

Причины бальзамирования у пазырыкцев. С.И. Руденко считал, что бальзамирование тел пазырыкских вождей и сопровождавших их женщин производилось для того, чтобы сохранить тела с момента смерти до момента погребения, а этот срок мог быть достаточно длинным (1959 [1953], с. 326). [3] О бальзамировании, предпринятом для сохранения тела на время далёкого путешествия (из Египта в Ханаан), предшествовавшего погребению, упоминает Библия: после кончины Иакова «повелел Иосиф слугам своим — врачам — бальзамировать отца его и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование...» (Бойд Р.Т., 1991, с. 119). Тело самого Иосифа по его завещанию тоже было бальзамировано и оставалось в сохранности долгое время, пока Моисей не перенёс его в землю обетованную (Бойд Р.Т., 1991). Конечно, бесспорный факт длительного прощания с умершим не мог быть единственной причиной обычая бальзамирования у пазырыкцев. Он может объяснить необходимость бальзамирования с точки зрения здравого смысла. Но существовали и другие причины, делавшие бальзамирование необходимой частью погребального обряда пазырыкцев. Ритуал бальзамирования должен был иметь какие-то идеологические обоснования, выраженные, вероятно, в форме мифа. Так, в Древнем Египте существовало известное всем мистическое представление о том, что расчленение бога обуславливает его возрождение (миф об Осирисе) и что уподобление человека богу есть залог его воскресения (см. напр.: Перепёлкин Ю.Я., 1988, с. 381, 382). Из этого следовало, что разъятие тела, а затем его сложение означало возобновление жизни, палингенесию (Иванов Вяч., 1994, с. 183, 184).

 

«Есть все основания полагать, — писал У. Бадж, что люди додинастической эпохи верили, что умершие возрождаются к жизни в тех же самых телах, которыми они обладали на земле, т.е. верили в материальное воскресение» (1995, с. 40). Но уже в династическую эпоху бальзамирование тел умерших осуществлялось потому, что «в материальном теле растёт и развивается духовное тело» (Бадж У., 1995, с. 41). «Египтяне желали (по крайней мере, это представляется весьма вероятным), чтобы их духовное тело имело форму сходную с формой их физического тела» (Бадж У., 1996, с. 143). У древних иранцев, по мнению М. Бойс, «вместе с надеждой, что существует вероятность достичь рая, развивалась вера в восстановление тела. Очевидно, невозможно было помышлять о том, что только душа могла испытывать небесные радости» (Бойс М., 1988, с. 23). Вероятно, только в привычной форме их собственного физического тела представляли своё посмертное существование и пазырыкцы. В традиционных культурах само тело человека нередко наделялось сверхъестественными свойствами. Одним из ярких примеров этого являются мумии в культуре алеутов Алеутских островов. Их исследователь У.С. Лафлин пишет: «До тех пор пока тело оставалось неповреждённым, оно продолжало быть членом родной общины и было потенциально опасно для любого человека, который убил его. По представлениям алеутов, части неповреждённой мумии или жир с её поверхности содержат силу: напротив, расчленённые тела теряют силу и могут безнаказанно оскорбляться... расчленение с целью рассеять силу, заключённую в теле, было прямо противоположно обычаю мумификации...» (1981, с. 38). Эти сведения получены У.С. Лафлином от самих алеутов, из их мифов, сказок и легенд. Обычай изготовления мумий у алеутов предположительно появился и существовал сравнительно недавно, в XVIII в., поэтому ещё остались в памяти местного населения объяснения причин мумификации и целый ряд мировоззренческих представлений с ней связанных (Лафлин У.С., 1981, с. 33-44).

 

Судя по материалам пазырыкских курганов и учитывая исторические параллели обряду бальзамирования, можно предположить, что у населения Горного Алтая скифского времени существовали представления о том, что посмертная судьба человека неразрывно связана с состоянием и судьбой его тела, что могло явиться одной из главных причин практиковавшегося пазырыкцами на всём протяжении существования их культуры обряда бальзамирования.

(71/72)

 

Примечания.   ^

 

[1] Так как опыт изучения пазырыкских мумий показывает, что способы бальзамирования, применяемые населением Алтая, были очень разнообразны и отличались не только в связи с социальным статусом умерших, но и в зависимости от ряда других, в том числе и неизвестных нам пока причин и обстоятельств, переносить данные о бальзамировании пазырыкцев на Укоке на всё население Горного Алтая скифского времени представляется не корректным.

[2] Хочу поблагодарить Л.Л. Баркову и И.И. Гофмана [Гохмана] за возможность ознакомиться с ещё не опубликованной статьёй.

[3] Давно установлено и подтверждается последними исследованиями, что у пазырыкцев было принято совершать погребения в т.н. переходные периоды — весенние и осенние месяцы, связанные с неустойчивым состоянием Природы. Умерших зимой — хоронили весной, а тех, кто умер летом — осенью. О причинах такого довольно распространённого обычая написано достаточно много, что позволяет нам не повторяться, а сослаться на работы С.И. Руденко, А.В. Головнёва, Э.Л. Львовой, И.В. Октябрьской, А.М. Сагалаева, М.С. Усмановой и других исследователей.

 

Литература.   ^

 

Бадж У., 1995. Путешествие души в царстве мёртвых. Египетская книга мёртвых. М.

Бадж У., 1996. Египетская религия. Египетская магия. М.

Баркова Л.Л., Гофман [Гохман] И.И. Ещё раз о мумиях человека из Пазырыкских курганов (в печати).

Бойд Р.Т., 1991. Курганы. Гробницы. Сокровища. Иллюстрированное введение в библейскую археологию. Чехословакия.

Бойс М., 1988. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.

Вдовин И.С., 1976. Природа и человек в религиозных представлениях чукчей // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л.

Ермакова Л.М., 1995. Речи богов и песни людей. М.

Иванов Вяч., 1994. Дионис и прадионисийство. СПб.

Каменецкий И.С., 1995. О бальзамировании умерших царей у скифов // Историко-археологический альманах. Вып. 1. Армавир-М.

Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н., 1983. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М.

Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов MB., 1987. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М.

Лафлин У.С., 1981. Алеутские мумии: их значение для исследования продолжительности жизни и изучения культуры // Традиционные культуры Северной Сибири и Северной Америки. М.

Леви-Брюль Л., 1994. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.

Молодин В.И., 1995. Укок-1995 — новые находки и открытия // III годовая итоговая сессия Института археологии и этнографии СО РАН, ноябрь 1995. Новосибирск.

Молодин В.И., Ромащенко A.T., Воевода М.И., Ситникова В.В., Чикишева Т.А., 1998. Палеогенетический анализ генофонда населения Сибири // Интеграционные программы фундаментальных исследований. Новосибирск.

Перепёлкин Ю.Я., 1988. Старое Царство (большая часть III тыс. до н.э. — III-VIII династии) // История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладелыческой цивилизации. Часть вторая. Передняя Азия. Египет. М.

Полосьмак Н.В., 1996. Погребение знатной пазырыкской женщины // ВДИ. №4.

Руденко С.И., 1953. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-Л.

Рязанцев С., 1994. Танатология (учение о смерти). СПб.

Словарь античности, 1989. М.

Словарь иностранных слов, 1986. М.

Советский энциклопедический словарь, 1984. М.

Торчинов К., 1993. Даосизм. СПб.

Фингарет С.И., 1970. Искусство Древнего Египта в собрании Эрмитажа. Л.

Функ Д.А., 1997 Телеутское шаманство. М.

Чайко A.B., 1994. Геоморфология Бертекской котловины и её горного обрамления // Древние культуры Бертекской долины. Новосибирск.

Чанша Мавандуй чхас [чхао] ханьму гуши яньцзю (Изучение древней мумии из могилы 1 в Мавандуй, г. Чанша), 1980. Пекин.

Brothwell D., 1986. The Bog Man and the Archaeology of People. British Museum Publications. London.

Der mann im eis, 1992. Eigenverlag der Universität Innsbruck. Printed in Austria.

Francfort H.-P., 1999. The Frozen Mausoleum of the Scythian Prince // Ligabue Magazine, Take Percue Venise, Numero 35.

Reinhard J., 1997. Discovery of a Lifetime // The Rolex Awards for Enterprise Journal, №51. Geneva.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки