М.В. Крюков, Л.С. Переломов, М.В.Софронов, Н.Н.Чебоксаров
Древние китайцы в эпоху централизованных империй.
// М.: ГРВЛ. 1983. 416 с., вклейка.
[ аннотация: ]
Коллективная монография посвящена проблемам этнической общности древних китайцев в III в. до н.э. — III в. н.э. и является продолжением книги «Древние китайцы: проблемы этногенеза» (1977 [1978]). Основное внимание уделяется вопросам соотношения этноса и государства, а также формирования особенностей культуры, языка и этнического самосознания. Работа основана на изучении исторических, антропологических, этнических и лингвистических материалов. Снабжена библиографией и указателями.
См. файл .pdf, 66,6 Мб.
Содержание
Введение. — 3
Этнические и этнополитические общности. — 3
Проблема специфики этносов эпохи рабовладения. — 4
Некоторые итоги дискуссии о характере ханьского общества. — 6
Проблема древнекитайской «нации особого типа». — 9
Общая характеристика источников. — 11
Глава 1. Этнос и государство. — 15
Древние империи: централизация и сепаратизм. — 15
Предпосылки объединения. — 15
Реформы Цинь Шихуана. — 16
Наследственные владения в первый период династии Хань. — 19
Мероприятия У-ди по централизации империи. — 21
Восстания I в. н.э. и реставрация Хань. — 24
Централизованная империя как этноконсолидирующий фактор. — 26
Социальные факторы этнического развития. — 28
Социальная и имущественная дифференциация. — 28
Положение рабов. — 31
Источники рабства. — 33
Проблема социальной мобильности. — 36
Территория и население. — 38
Карты ханьского времени. — 39
Данные переписей населения. — 41
Белые пятна на карте империи Хань. — 43
География ханьских погребений. — 45
Градостроительная деятельность. — 48
Динамика размещения древнекитайского населения. — 50
Особенности этнических процессов на юге и севере. — 52
Глава 2. Древние китайцы и их соседи: этнорасовая характеристика. — 56
Этническое окружение. — 56
Юэчжи и усуни. — 56
Сюнну. — 57
Ухуани и сяньби. — 60
Динлины. — 62
Когурёсцы. — 64
Наньмани. — 66
Юэ. — 67
Дянь и другие юго-западные «варвары». — 71
Ба, шу и ди. — 74
Цяны. — 75
Антропологическая характеристика древних китайцев и их соседей в III в. до н.э. — III в. н.э. — 76
«Гвардейцы» Цинь Шихуана. — 77
Данные письменных источников. — 81
Захоронения в Наньшаньли. — 84
Черепа из бассейна Тарима. — 87
Расовые типы западных и северных соседей. — 96
Глава 3. Древние китайцы и их соседи: политические аспекты взаимоотношений. — 105
Взаимоотношения централизованных государств с северными соседями. — 105
Древние китайцы и сюнну в эпоху Цинь. — 105
Великая китайская стена. — 108
Военные поселения — один из методов освоения завоёванных территорий. — 110
Древние китайцы и сюнну в начале правления династии Хань. — 111
«Договоры о мире, основанные на родстве», и их место во внешнеполитической доктрине Китая. — 115
Завершение многолетней войны ханьского Китая с сюнну. — 119
Китай и Западный край. — 125
Великий шёлковый путь и его роль в контактах ханьского Китая со странами запада. — 125
Военные походы ханьских императоров в Западный край. — 128
Взаимоотношения централизованных государств с южными соседями. — 130
Аулак и древний Китай накануне создания империи Цинь. — 131
Походы Цинь Шихуана против древних вьетнамцев. — 131
Создание независимого государства Наньюэ. — 136
Покорение Намвьета ханьскими войсками. — 138
Глава 4. Хозяйство. — 141
Природная среда. — 141
Ландшафтные зоны. — 141
Колебания в уровне увлажнённости. — 143
Температурный режим. — 146
Основные занятия. — 148
Земледелие. — 148
Скотоводство. — 154
Шелководство и шелкоткачество. — 156
Другие отрасли ремесла. — 160
Добывающие промыслы. — 163
Город. — 165
Крупнейшие городские центры ханьского времени. — 165
Столица империи. — 166
Город как политический и торговый центр. — 168
Рынок — средоточие жизни города. — 171
Роль города в трансформации традиционного уклада жизни. — 172
Хозяйственно-культурное районирование. — 174
«Девять областей». — 175
Концепция Сыма Цяня и Бань Гу. — 176
Глава 5. Материальная культура. — 185
Одежда. — 185
Состав костюма. — 185
Наплечная одежда. — 189
Поясная одежда. — 194
Обувь. — 195
Головной убор. — 198
Пища. — 200
Фань и мучные блюда. — 200
Мясные и овощные блюда. — 204
Приправы и специи. — 208
Напитки. — 209
Посуда и приспособления для еды. — 210
Жилище. — 212
Основные конструктивные особенности жилища. — 213
Усадьба. — 215
Интерьер жилища. — 219
Музыкальные инструменты. — 222
Традиционный набор музыкальных инструментов. — 222
Состав ханьского оркестра. — 223
Ударные инструменты. — 226
Струнные инструменты. — 228
Духовые инструменты. — 230
Заимствованные музыкальные инструменты. — 231
Письменные принадлежности. — 233
Материалы для письма. — 233
Нож и кисть. — 236
Тушь и тушечница. — 239
Глава 6. Бытовые аспекты духовной культуры. — 241
Обряды жизненного цикла. — 241
Свадьба. — 241
Похороны. — 244
Календарные праздники. — 248
Основы ханьского календаря. — 248
Двадцать четыре сезона года. — 250
Начало весны. — 251
Летний праздник (фу жи). — 253
Середина осени (цю фэнь). — 254
Зимние праздники. — 255
[ Цветная вклейка между стр. 256-257 ]
Народные верования. — 257
Мифы о сотворении мира. — 257
Вера в загробную жизнь. — 260
Предрассудки и суеверия. — 263
Магическая практика. — 265
Представления о человеческом счастье. — 268
Эволюция понятия «счастье» в эпоху Чжоу. — 268
Типология ханьских благопожеланий. — 270
Личные имена и социальная психология эпохи. — 273
Глава 7. Язык, письменность, формирование филологической традиции. — 278
Китайский язык в III в. до н.э. — III в. н.э. — 278
Структурное развитие китайского языка в эпоху Хань. — 278
Диалекты китайского языка эпохи Хань. — 281
Диалекты и общий язык. — 285
Китайская письменность в эпоху Цинь и Хань. — 290
Реформа письма и развитие графики. — 290
Теория китайской письменности. — 295
Этимология и графическая система китайского письма. — 299
Основы письменной традиции. — 302
Письменные тексты китайской культуры. — 303
Судьба письменных памятников эпохи Чжоу. — 306
Формирование канонических текстов. — 309
Формирование письменной традиции. — 313
Устная традиция и «малое учение». — 313
Комментарии и своды комментариев. — 316
Словари. — 320
Глава 8. Этническое самосознание. — 326
Философские школы древнего Китая и проблемы этноса. — 326
«Обособленное» и «всеобщее» в учениях Конфуция и Моцзы. — 326
Моцзы о функциях культуры. — 329
Соотношение понятий «врожденные качества человека», «привычки», «нравы и обычаи». — 330
Этноцентризм и его критика. — 332
Легисты и конфуцианцы о заимствовании культурных достижений соседей. — 334
Нравы и обычаи тринадцати областей Поднебесной. — 337
Централизация страны и «местные обычаи». — 337
Даосская концепция соотношения обычаев и методов управления государством. — 338
Сыма Цянь о происхождении особенностей человеческого характера, обычаев и привычек. — 339
Проблема местных нравов в изложении Бань Гу. — 340
Факторы, оказывающие воздействие на нравы и обычаи. — 342
Чжун го и чжун го жэнь. — 344
Два значения термина «чжун го». — 344
Конфуцианская контроверза «чжун го — варвары». — 346
Конфуцианцы о войнах с «варварами». — 347
Антиконфуцианские мыслители об отсутствии принципиальных различий между жителями Срединного государства и «варварами». — 349
Этнические самоназвания древних китайцев. — 352
Заключение. — 355
Развитие древнекитайского этноса в эпоху Цинь — Хань. — 350
Социально-экономические отношения и специфика этноса. — 357
Влияние государства на этнические процессы. — 358
Империя Хань и эллинистические государства как этнополитические общности. — 361
Эволюция этнического самосознания. — 363
Основные аспекты и этапы развития внешнеполитической доктрины древнего Китая (III в. до н.э. — III в. н.э.). — 364
Приложения. — 370
Иероглифы к тексту. — 373
Библиография. — 375
Указатель имён. — 392
Указатель географических названий. — 398
Указатель этнических названий. — 404
Предметный указатель. — 405
Summary. — 407
[ Цветная вклейка, 4 л. — между стр. 256-257 ]
|