главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

B.C. Ольховский. Монументальная скульптура населения западной части евразийских степей эпохи раннего железа. М.: 2005.B.C. Ольховский

Монументальная скульптура
населения западной части евразийских степей
эпохи раннего железа.

// М.: 2005. 300 с. ISBN 5-02-010271-7

 

Введение.

 

Археологические исследования, проводившиеся в последние 100-150 лет, привели к открытию в евразийской степной зоне значительного количества памятников древней (преимущественно каменной) скульптуры; в публикациях подобные памятники именуются стелами, каменными бабами, менгирами, балбалами, обелисками, идолами, статуями-менгирами, изваяниями, скульптурами, антропоморфами, оленными камнями и т.д. Неоднократное обнаружение изваяний in situ, как правило в ходе раскопок погребальных или культовых комплексов, достоверно подтвердило существование монументального пластического искусства у части осёдлого, полуосёдлого и кочевого населения степной (и не только степной) зоны Евразии, по крайней мере с эпохи энеолита. Так, менгиры и стелы разной степени антропоморфизации выявлены в Мариупольском и Чаплинском могильниках, в комплексах нижнемихайловского типа и среднестоговской культуры (Шапошникова и др., 1986, с. 35; Довженко, 1984). Традиция создания и использования каменных изваяний была хорошо известна племенам ямной культурно-исторической общности причерноморско-приазовского региона (Формозов, 1965; 1969; 1980; Щепинсъкий, 1973; Новицкий, 1990; Шапошникова и др., 1986; Telegin, Mallory, 1994; Телегiн, Потехiна, 1998); с данным фактом резко контрастирует значительно меньшее распространение её у носителей катакомбной и срубной культурно-исторической общности (Довженко, 1991; Отрощенко, 1982; Пиоро, 1996; Самойленко, 1997). Прекрасные образцы монументальной каменной скульптуры эпох энеолита и бронзы обнаружены на территории Болгарии и Румынии (Тончева, 1984; Canarache, 1953; Канараке, 1967, с. 21). Своеобразная группа стел, именуемых окуневскими или тазминскими и датируемых эпохой энеолита или бронзы, выявлена в южносибирском ареале (Вадецкая, 1967; 1980; Кызласов, 1986, с. 85-187). Весьма выразительные изваяния (менгир-плиты, менгир-стелы и менгир-статуи) известны среди древностей кеми-обинской культуры середины III — середины II тыс. до н.э. в Причерноморье и в Крыму (Щепинский, 1985, с. 333-335; Крылова, 1976).

 

Не столь многочисленные, но разнообразные каменные изваяния и стелы, датируемые эпохой бронзы, известны и на Северном Кавказе (Чеченов, 1973; Ольховский, Ложкин, 1992). В Закавказье, в частности на территории Армении и Грузии выявлена разнообразная антропоморфная и неантропоморфная скульптура, датируемая эпохой бронзы и раннего железа (Марр, Смирнов, 1931; Меликсет-Беков, 1947; Аракелян, 1976; Есаян, 1980).

 

Около рубежа II-I тыс. до н.э. каменные изваяния («баранные камни» и др.) использовались носителями бегазы-дандыбаевской культуры Центрального Казахстана (Маргулан, 1979, с. 275-295). Менгиры и стелы, связываемые с населением эпохи поздней бронзы, близким к срубным племенам более северных районов, найдены в восточноприкаспийской зоне Западного Казахстана (Баландина, Астафьев, 1996, с. 155).

 

В 1-й половине I тыс. до н.э. в восточной части евразийского степного пояса, особенно в Монголии и прилегающих районах, основным видом изваяний были так называемые оленные камни — каменные столбы и плиты, нередко покрывавшиеся изображениями животных (преимущественно оленей), оружия и т.д.; по последним данным, на территории Монголии, Северного Китая, Алтая, Тувы, Забайкалья зафиксировано до 700-800 подобных памятников (Волков, 1981; Кубарев, 1979; Савинов, 1994; и др.). Западнее, в причерноморско-кавказских степях (вплоть до кавказских предгорий) обнаружены немногочисленные, но весьма выразительные синхронные и по визуальным признакам родственные азиатским оленным камням каменные изваяния; в научной литературе они именуются «киммерийскими» стелами, «камнями-обелисками» или «европейскими оленными камнями» (Тереножкiн, 1978; Членова, 1984; Савинов, 1977; Ольховский, 1990; Атабиев, 2000).

 

Вне европейской степной зоны, в Прикамье, прежде всего в Новомордовском, Тетюшском и некоторых других могильниках, в последние десятилетия зафиксирована довольно большая группа своеобразных стел, относимых к числу

(5/6)

древностей ананьинской культуры IX-VI вв. до н.э. (Халиков, 1963; 1977, с. 62, 80).

 

Для эпохи раннего железа причерноморско-кавказских степей весьма характерными являются антропоморфные изваяния, связываемые с носителями скифской археологической культуры (Шульц, 1976; Белозор, 1986; Ольховский, Евдокимов, 1994). В Крыму традиция создания монументальных изваяний доживает вплоть до III-IV вв. н.э., то есть до конца существования крымского варианта позднескифской культуры (Богданова, 1961; 1965; Шульц, 1967; и др.).

 

В последнее время в урало-казахстанских степях выявлена немногочисленная и, вероятно, неоднородная группа изваяний, имеющих сходство как со скифскими антропоморфами европейского региона, так и с оленными камнями и датирующихся 2-й половиной I тыс. до н.э. (Таиров, Гуцалов, 1999; Гуцалов, Боталов, 1999; Гуцалов, Таиров, 2000). Важным, хотя и неожиданным событием последних лет, стало открытие ранее неизвестного очага древнего монументального искусства в арало-каспийском междуморье, преимущественно на плато Устюрт и в прилегающих районах плато Мангышлак (Казахстан). Обнаруженные здесь многочисленные культовые комплексы, предварительно датируемые III-I вв. до н.э., оказались насыщенными памятниками разнообразной каменной скульптуры, имеющими заметное сходство как со скифскими изваяниями, так и с оленными камнями (Самашев, Ольховский, 1996; Ольховский, Галкин, 1990; 1997). Разновременные, но очень интересные памятники, предварительно относимые к эпохе раннего железа, в последние годы выявлены на южных окраинах евразийского пояса степей и в прилегающих регионах — в северном Китае, Иране, Закавказье и т.д. (Wang Во, Xiao-Shan Qi, 1996; Wang Lin-shan, Wang Во, 1996; Boehmer, 1998; Ковалёв, 1998; Kovalev, 1998; 1999).

 

Весьма интересные раннесредневековые изваяния, выполненные в абстрактно-схематическом стиле, обнаружены в Карабахской степи и в предгорьях Малого Кавказа (Геюшев, Халилов, 1986).

 

С эпохи раннего средневековья на востоке, а затем и на западе степного пояса в (ранне)тюркской кочевой среде распространяется традиция установки антропоморфных изваяний и стел-балбалов (Евтюхова, 1952; Грач, 1961; Шер, 1966; Кубарев, 1984; Чариков, 1986; Новгородова, 1989; Худяков, Плотников, 1990; Ермоленко, 1991; Худяков, 1997; Елеукенова, 1999; и др.). При этом наряду с решительно преобладающими антропоморфными памятниками встречаются и довольно редкие зооморфные, изображающие лошадей, львов и, возможно, медведей; выявлены они в составе преимущественно культово-поминальных комплексов, оставленных ранними тюрками, болгарами (?), половцами (Отрощенко, 1987; Ольховский, 1993; Швецов, 1979; и др.).

 

Не вызывает сомнения факт существования сакральной скульптуры и у ранних славян (Винокур, Забашта, 1989).

 

В XII-XIII вв. н.э. одной из основных зон бытования монументальной скульптуры, связываемой с тюркоязычными кочевниками (половцами и др.), становятся северопричерноморско-кавказские степи, где выявлено не менее 2000 памятников — антропоморфных изваяний (Плетнёва, 1974; Гераськова, 1982; 1991; 1999). Позже практика создания монументальных изваяний в евразийских степях и прилегающих к ним районах постепенно исчезает, что, вероятно, следует объяснять серьёзной трансформацией мировоззренческой концепции её носителей, связанной с распространением ислама и христианства.

 

Таким образом, традиция монументальной скульптуры оказывается издавна и достаточно прочно связанной с евразийским степным миром. Однако степь в этом отношении не является уникальным регионом: изваяния, менгиры и стелы, датируемые эпохами энеолита, бронзы и раннего железа, известны в Северной (Швеция), Центральной и Западной (Франция, Великобритания, Германия и др.), Южной (Италия, Корсика, Португалия, Испания) Европе; в ранних государствах Балкан, Малой и Передней Азии, в Китае искусство монументальной скульптуры достигло очень высокого уровня. Вышеприведённые данные свидетельствуют о неслучайности и, следовательно, об особой значимости феномена монументальной скульптуры в истории человечества, о необходимости и перспективности углублённого исследования данного вида исторических источников. К настоящему времени далеко не все выявленные локальные группы древней скульптуры хорошо изучены, что, однако, не препятствует использованию их в ходе синхронно-диахронного анализа конкретных совокупностей памятников.

 

Предметом предлагаемого исследования является феномен монументальной скульптуры населения западной части евразийского степного пояса эпохи раннего железа, материальными воплощениями которого являются изваяния. Изваяния — это преднамеренно изготовленные (изваянные, вырубленные, вырезанные) из камня или дерева крупные объёмные изображения

(6/7)

реальных или вымышленных существ, предметов или символов. Наряду с другими образцами пластического искусства, отлитыми или вылепленными, они вполне могут именоваться скульптурами (каменными, деревянными), являясь художественными произведениями, памятниками древнего изобразительного искусства.

 

Искусство есть проявление (феномен) культуры. В самой общей форме культура определяется как совокупный способ и продукт человеческой деятельности, реализующийся в процессах опредмечивания и распредмечивания и предстающий в предметной форме, которая связывает эти процессы. Культура, таким образом, характеризует и самого человека как творца (субъекта деятельности), и создаваемую им (для себя и вокруг себя) предметную среду — материальную, духовную и художественную (Каган, 1987, с. 9). Но так как человек, являясь элементом социального организма (общества), творит культуру из существующего материала природы, культура, безусловно, должна рассматриваться и как элемент (точнее, подсистема) глобальной онтологической системы, включающей, кроме собственно культуры, природу, общество и человека (ил. 1).

 

Искусство, нередко именуемое художественной культурой, является и специфическим процессом, и результатом художественной деятельности человека, в котором нет разделения на материальную и духовную составляющие, оно представляет собой одновременно и теоретическое, и практическое освоение мира (Каган, 1987). Основной же функцией искусства в традиционных (архаических) и раннеклассовых обществах является функция информационно-коммуникативная. Произведение искусства — это вещественный результат целенаправленного художественного творчества, скульптура же относится к пространственным (пластическим) видам искусства, являясь в то же время и историческим, и археологическим источником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги