главная страница / библиотека / обновления библиотеки

В.Г. Луконин. Иран в эпоху первых сасанидов.Очерки по истории культуры. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 1961. В.Г. Луконин

Иран в эпоху первых сасанидов.

Очерки по истории культуры.

// Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 1961. 116 с.

 

Содержание

 

Предисловие (К.В. Тревер). — 3

 

Глава I. Вопрос о так называемом «сасанидском ренессансе». — 5

Глава II. Первые сасанидские монеты. — 25

Глава III. Официальный портрет раннесасанидской эпохи.

1. Резные камни. — 39

2. Серебряные блюда. — 55

 

Заключение. — 65

 

Каталог монет Арташира I Папакана. — 67

Таблицы. — 81

 

Список сокращений. — 113

 


 

Предисловие.   ^

 

Настоящая работа посвящена наиболее интересному и в то же время наименее изученному периоду истории Ирана — времени первых Сасанидов, пришедших на смену парфянским Аршакидам.

 

Период от 226 года — года воцарения Арташира Папакана из рода Сасана — и до 302 года (конец правления Нарсе) — это то время, когда на Переднем Востоке возрастает пошатнувшееся при последних Аршакидах политическое значение Ирана на международной арене. Войны с Римом за торговые пути и рынки в Месопотамии и в Закавказье были ознаменованы крупными победами и таким неслыханным событием, как взятие в плен римского императора Валериана в 251 году при Шапуре I.

 

В III веке феодальные отношения в Иране начинают принимать более чёткие формы, и в этот же период зороастризм в качестве официальной, государственной религии становится одной из опор власти царя царей. В области культуры III век замечателен тем, что главные исторические явления находят отражение в памятниках искусства: в монументальной скульптуре, в торевтике и глиптике, а также в медальерном искусстве — нумизматике. Искусство этого времени носит своеобразный характер: древние местные традиции в сочетании с образами и художественными приёмами, привнесенными эллинистической и римской культурой, создают в III веке тот новый, сасанидский стиль, которому суждено было оставить длительный след и в самом Иране, и в соседних, и в отдалённых странах.

 

Историю сасанидского Ирана и историю его искусства принято делить на три периода. Первый — от воцарения Сасанидов до начала IV века, — когда идёт процесс становления централизованного государства, которому приходилось выдерживать натиск мощного Рима и вести борьбу с приверженцами низложенных Аршакидов в Средней Азии и Закавказье. В этот период искусство служит главным образом делу упрочения и возвеличения новой династии.

 

В два последующих периода, в связи с укреплением положения Сасанидов, официальное искусство понемногу перестает играть первенствующую роль. Во второй период — от первой половины IV века и до конца V века — централизованное государство ведёт борьбу с сепаратистски настроенными феодалами, простирает свою экспансию на Закавказье и с переменным успехом сдерживает натиск кушанов и эфталитов с востока;

(3/4)

усиление феодальной эксплуатации приводит к крупному восстанию крестьян и ремесленников (маздакитское движение в конце V века).

 

В третий период — от 500 до 650 года — продолжается борьба на востоке и на западе — с тюркским каганатом и с Византией. После ликвидации маздакитского движения и разгрома крупных феодальных родов Сасанидам удаётся несколько упорядочить налоговую систему, не уменьшая феодального гнёта, но упадок в экономической жизни страны, борьба за престол между членами дома Сасанидов, усиление Византии и, наконец, нашествие арабов положили конец государству, возглавлявшемуся потомками Арташира Папакана.

 

Искусство каждого из этих периодов носит свой, специфический характер, но, несмотря на обилие памятников официальной скульптуры, фиксирующих все знаменательные события этого времени, гемм с портретными изображениями вельмож и членов царского дома, серебряной утвари и монет с портретами Сасанидов, — особенно первый период в истории сасанидского искусства до сих пор оставался наименее изученным, так как не выяснен был ряд исторических моментов (в частности, вопрос о происхождении Сасанидов). Этим затруднялось понимание и объяснение своеобразных черт памятников официального искусства, созданных в тот период и носящих качественно иной характер, чем официальные памятники времени Аршакидов.

 

В.Г. Луконин поставил себе задачу выяснить вопрос о генеалогии Сасанидов и о путях сложения интереснейшего искусства этого времени, до художественного уровня которого искусство двух последующих периодов уже не поднималось.

 

Чтобы осветить узловые вопросы истории III века, автору пришлось изучить все известные письменные источники, а также вещественные памятники; при этом большую роль сыграли данные нумизматики и глиптики, сравнительно мало до сих пор привлекавшиеся. Всему этому посвящена первая часть работы; выводы её легли в основу второй части.

 

Во второй части работы рассматривается вопрос о формах землевладения в III веке, о зороастризме как государственной религии, об учреждении при первых Сасанидах официальных «огней» (храмов огня) в разных частях государства и, наконец, вопрос об официальном портрете, игравшем в это время исключительно большую роль.

 

Для более полного обоснования выдвигаемых положений автору пришлось предварительно углубиться в вопросы и техники чекана, и метрологии, и палеографии III века, а также детально заняться вопросом о признаках, позволяющих более точно датировать резные камни.

 

В приложении даётся каталог имеющихся в собрании Эрмитажа замечательных монет Арташира I, так как для выяснения вопроса о происхождении Сасанидов и для характеристики основных исторических и историко-культурных явлений III века высокохудожественные различных типов монеты, чеканенные при первом Сасаниде, имеют первостепенное значение.

К.В. Тревер

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки