главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Б.А. Литвинский. Храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан). Т. 3. Искусство, художественное ремесло, музыкальные инструменты. М.: «Восточная литература». 2010. Б.А. Литвинский

Храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан).

Т. 3. Искусство, художественное ремесло, музыкальные инструменты.

// М.: «Восточная литература». 2010. 664 с.+ илл. и цв. вклейка.
ISBN 978-5-02-036438-7, ISBN 5-02-018126-9 [см. также Т. 1 и Т. 2.]

 

Приложение IV.

 

Л.Н. Новикова.
Техника и технология изготовления глиняной скульптуры в Средней Азии (на материалах Тахти-Сангина).

 

Наиболее распространёнными и типичными видами искусства Средней Азии в VI в. до н.э. — IV в. н.э. были архитектура, скульптура, настенная живопись, прикладные искусства. Эллинизм ознаменовал в искусстве Средней Азии начало целой эпохи. Процесс эллинизации охватил в основном Бактрию, Парфию и Маргиану, меньше затронув Хорезм, Фергану и Согдиану. Синтез двух художественных течений — греческого и местного — привёл к подъёму художественной культуры Средней Азии.

 

Одними из самых древних глиняных и глино-гипсовых скульптур, обнаруженных при археологических раскопках на территории Бактрии, говорящих о высоком уровне развития этого вида изобразительного искусства эллинистического периода, можно, по-видимому, считать скульптуры Тахти-Сангина. Изготовлены они были, скорее всего, сразу после завершения сооружения архитектурного ансамбля в III в. до н.э. [Литвинский, Пичикян, 1980, с. 60-62], а некоторые из них — позднее.

 

Остановимся на подробной характеристике техники изготовления некоторых скульптур. [см. рис. 42 и илл. 21]

 

Женская фигура (кора I), предполагаемой высоты около метра, передана в стремительном движении, правая рука (уцелевшая почти до локтя) и правая нога выставлены вперёд, левая рука (обломанная в локте), расположенная вдоль тела, слегка отведена назад. Статуя одета в плотно облегающий формы фигуры «лёгкий» хитон с мягкими драпирующимися складками, подпоясанный под грудью лентой шириной 2 см, окрашенной в ярко-красный цвет. На груди складки хитона образуют треугольный мыс, распределяясь равномерно по груди и по бокам. На плече около шеи — завиток. От ленты вниз идут мелкие складки, постепенно переходящие в глубокие, у подножия фигуры они распластаны веером, «оторочены» красной каймой шириной 5-7 см. Статуя объёмная. От неё уцелели две части: верхняя (бюст) и нижняя (от таза до подножия).

 

Верхняя часть торса:

наиболее сохранившаяся высота — 21 см;

(504/505)

ширина в плечах — 24 см;

ширина под мышками — 18 см;

ширина по уцелевшему низу (по облому) — 21 см;

расстояние между сосками — 11 см;

толщина — 10 см;

d руки в плечевой части — 8 см;

d руки в локте — 6 см;

d шеи — 6,7 см;

d отверстия в шее — 1,4 см.

 

Торс деформирован, немного сплющен, сзади опоясывающая лента вместе с прилегающими к ней участками хитона вдавлена внутрь торса. Наружный моделирующий торс фигуры выполнен в гипсе (зафиксировано пять слоёв его различной толщины; основа — из лёсса с вкраплениями кусков ганча *. [сноска: * Ганч — среднеазиатское название вяжущего материала, получаемого обжигом содержащей гипс и глину камневидной породы (так называемого алебастрового камня) или из смеси гипса и песка.] Толщина моделирующего слоя на некоторых участках доходит до 2,5 см.

 

Нижняя часть фигуры:

наибольшая высота — 41 см;

ширина вверху — 24 см;

ширина внизу — 41 см (со складками хитона);

толщина вверху (по объёму) — 15 см;

толщина внизу (у подножия) — 35 см.

 

Спереди моделирующий ганчевый слой наложен в четыре приёма, сзади — в два. Основу этой части составляет лёсс с вкраплениями ганчевых кусков. На уровне 12 см вниз от уцелевшего верхнего края фрагмента со стороны спины отмечается обращённый вовнутрь скульптуры надлом по всей задней плоскости по горизонтали.

 

Женская фигура (кора II), предполагаемой высоты около 80 см, так же как и первая фигура, изображена в стремительном движении, одета в облегающий торс хитон, с мягкими драпированными складками. На левом плече хорошо сохранилось украшение хитона, выполненное в виде возвышающейся широкой прямоугольной ленты, окрашенной в коричнево-красный цвет, которая, огибая плечо, с одной стороны опускается от плеча вниз, как бы отделяя левую руку от груди, образуя там треугольный вырез, и поднимается к правому плечу (лента имеет ширину 2 см, толщину 1,5-2 мм). Под грудью фигура подпоясана окрашенной красной краской лентой (её ширина 12 см, толщина 2 мм). Сзади лента нарисована и состоит из двух окрашенных в красный цвет полосок, каждая шириной 4 мм, расположенных одна над другой на расстоянии 12 мм друг от друга. Под лентой хитон вновь собирается мелкими складками, которые, постепенно утолщаясь, изгибаясь, веером ниспадают у подножия фигуры. От этой фигуры, как и от первой, сохранились верхняя и нижняя части торса.

 

Верхняя часть торса:

наибольшая сохранившаяся высота — 21,5 см;

ширина в плечах — 23 см;

(505/506)

ширина под мышками — 18 см;

ширина по обломанному краю — 21 см;

расстояние между сосками — 11 см;

толщина торса — 15 см;

d руки в локте — 5 см.

 

Левая рука согнута в локте, до локтя располагается вдоль тела, слегка отведена назад. Спереди моделирующий ганчевый слой нанесён в четыре приёма, сзади — в два. Основу составляют лёсс, куски ганчевых складок от разбитой скульптуры.

 

Торс деформирован: на 1,5-2 см от шеи (плеча) отошла грудь, образовав щель, заполненную ныне лёссом: рука обломалась вдоль, обломанная часть покоится на лёссовом заполнении двухсантиметровой толщины. Сбито левое плечо. Частично деформирована, вдавлена вовнутрь ближе к обломанному краю спина. Деформация фиксируется и в районе лопаток. Вдоль туловища по бокам проходят щели шириной в 1 см.

 

Нижняя часть фигуры:

наибольшая сохранившаяся высота — 30 см;

ширина вверху — 23 см;

ширина внизу — 32 см;

толщина по верхнему облому — 14 см;

толщина по низу — 28 см.

 

Моделирующий слой выполнен ганчем в четыре приёма. Внутреннее заполнение этой части, судя по облому, составляет лёсс с вкраплениями ганчевых кусков. Со стороны спины отмечается деформация — надлом по горизонтали на уровне 10 см от уцелевшего края фрагмента.

 

В процессе реставрации возникла необходимость облегчить вес уцелевших тяжелых частей путём замены рыхлой лёссовой основы на более прочный и лёгкий материал. Зачистки лёсса изнутри до ганчевого слоя требовал и процесс безопасного устранения деформации, искажающих во многих участках форму скульптуры.

 

В результате проведения этих работ удалось получить интересные данные, позволившие детально воссоздать технику и технологию изготовления названных скульптур, данные, которые обычно скрыты от глаз исследователей даже при тщательном визуальном осмотре.

 

Так, в уцелевшей верхней части торса коры (I) изнутри по бокам обнаружены ганчевые крепления конусовидной формы с ромбовидными отверстиями (1×0,6 см), установленные вертикально один над другим на расстоянии 5 см (по 2 конусовидных крепления на каждом боку, места их соответствуют подмышкам). Они примыкают своей плоской частью непосредственно к самому нижнему слою ганча скульптуры. На них — отпечатки ткани. В отверстия, по всей вероятности, вставлялись деревянные штыри, которые сгнили со временем, оставив незначительные следы трухи. Штыри были установлены параллельно друг к другу, один над другим, горизонтально по отношению к подножию фигуры. Отверстия — следы от вертикально установленной арматуры обнаружены: одно — по центру

(506/507)

торса (d — 1 см), два — непосредственно упираются в каждую грудь (2×0,6 см), два — по бокам, идут к плечевым частям рук — 1×1 см.

 

В нижней части этой фигуры также обнаружены ганчевые крепления конусовидной формы от горизонтальной арматуры. Первые четыре крепления расположены по бокам, но не так, как на бюсте (один над другим), а в одной плоскости по горизонтали на 1 см выше коленной чашечки. Два крепления находятся на левом боку, на расстоянии 6 см друг от друга, два расположены симметрично на правом боку. По направлению отверстий можно точно сказать, что вставленные в них штыри перекрещивались, прочно соединяя правый бок фигуры задней стороны с левым боком передней стороны и наоборот. В той же последовательности располагались под первыми на глубине 15 см от них и следующие четыре крепления. Вдоль правого бока, как бы деля его пополам между креплениями, фиксируется ганчевый валик (на расстоянии 12 см вглубь от колеса). Обнаружены крепления, штыри которых соединяли ноги в районе подъёма.

 

В тазобедренной части в объёме ног, впереди, непосредственно у ганчевой поверхности, имеются два ганчевых крепления (объёмные лепешечки) со сквозными отверстиями прямоугольной формы (1,2×0,7 см) от вертикальных штырей каркаса. Длина лепёшечки с отверстием 7 см. Штыри, проходящие через них, внутри фигуры (на глубину 15 и 10 см), в свою очередь, упирались в ганчевые крепления круглой формы, вставленные в передние части ног.

 

Внутреннее заполнение состояло из рыхлого лёсса, обломков ганчевых складок (от ранее разбитой скульптуры). Небольшие скопления гальки наблюдались в самом низу скульптуры. Кроме кусков ганча, смешанной с лёссом гальки в скульптуру были вставлены и бесформенные куски глины. На многих участках ганчевой поверхности (изнутри фигуры) фиксировался тонкий, в 1-2 мм, слой плотной глиняной обмазки с крепко державшейся в ней галькой.

 

У второй женской фигуры (кора II) в верхней части торса имеются четыре ганчевых крепления конусовидной формы, установленные, в отличие от первой фигуры, не по вертикали, друг над другом, а по горизонтали, по два на каждом боку, на расстоянии 3,5 см друг от друга, вблизи (на расстоянии 1 см) от соединительных швов в районе подмышек. Деревянные штыри, судя по направлению ромбовидных в сечении отверстий и отпечаткам внутри креплений, были соединены крест-накрест. На плоской части креплений, примыкающих к ганчевой поверхности фигуры, чёткие отпечатки ткани. Нижний трёхмиллиметровой толщины слой ганча в районе груди смещён вглубь, разломан.

 

В плечевой части торса обнаружены in situ два замыкающих крепления-замка, выполненные из ганча, расположенные почти под прямым углом по отношению к основанию фигуры, на расстоянии 14 см друг от друга. Направление отверстий и отпечатки точной формы сгнивших стержней показывают, что в них были вставлены деревянные заострённые штыри прямоугольного сечения (13×7 мм), выполняющие роль вертикальной арматуры каркаса.

 

Кроме этого, в верхней части торса обнаружены следы дополнительных креплений арматуры, располагавшейся наклонно (пустоты от сгнивших штырей, идущих к плечам, — 2, от центрального — 1). В процессе зачистки в нижней час-

(507/508)

ти этой фигуры на высоте 1 см над уровнем коленной чашечки правой ноги обнаружены по бокам по два конусовидных ганчевых крепления, расположенных по горизонтали фигуры. Направление отверстий ромбовидного сечения говорит о том, что деревянные штыри, вставленные в них, соединялись крест-накрест. Под этими креплениями на глубине 17 см от них (на уровне верха распластанных складок хитона) проходят ещё четыре ганчевых крепления точно такой формы и с такими же отверстиями. На этом уровне обнаружено ещё два крепления с отверстиями, прямоугольными в сечении (1×1 см), отпечатки которых указывают на то, что вставленные в них штыри соединяли между собой ноги скульптуры в районе подъёма.

 

По правому боку изнутри от подножия складок до верха уцелевшего фрагмента фиксируется ганчевая полоска, вылепленная от руки ровно по вертикали. По всей вероятности, эта ганчевая полоска служила вначале ориентиром для установки горизонтальных креплений каркаса, в последующем — для лепки и формовки фигуры.

 

Внутреннее заполнение этой части торса состояло из множества некрупной гальки, в основном образующей основание фигуры (вперемешку с лёссом), выше — из лёсса, кусков ганча от старой разбитой скульптуры, кусков глины зеленоватого и красноватого цвета. Скопление ганчевых кусков отмечается в колене и бедре фигуры (правом). Ганчевыми кусками выполнены и распорки фигуры. С тыльной стороны к ганчевому слою фигуры плотно примыкает тонкая глиняная обмазка, во многих участках с вкраплениями гальки. Изнутри на ганчевом слое фигуры всюду видны отпечатки ткани.

 

Суммируя наши наблюдения, попытаемся воссоздать процесс ваяния статуи древним скульптором. На постаменте, прямоугольном в плане, трапециевидном по вертикали, с основанием 35×35 см, с помощью отвеса и различных измерительных приборов была произведена разметка точного места расположения будущей скульптуры, возможно, очерчены контуры ступней, край одежды. Учитывая движение фигуры, поворот фигуры, масштаб, пропорции, направление, в постаменте сделано два паза размером 5×1, глубиной 8 см, для установки вертикальной арматуры каркаса. Для правой, выставленной вперёд ноги паз находится ближе к переднему краю постамента, чем для левой. Расстояние между пазами — 15 см, длина штырей должна была соответствовать высоте задуманной фигуры (без головы и шеи) — основы, выполненной в лёссе. Вставленные в пазы в нужном направлении деревянные штыри — бруски, имеющие прямоугольное сечение, выполняющие функцию опоры, были тщательно укреплены (возможно, с помощью заливки в пазы ганча). В соответствии с очерченным краем развевающегося хитона начали заполнять и утрамбовывать основание фигуры галькой вперемешку с лёссом, одновременно вставляя куски от старой разбитой ганчевой скульптуры. Утрамбовав основание (толщиной в 7-8 см), опять произвели разметку размещения торса.

 

По всей вероятности, перед глазами скульптора была модель, согласно размерам которой, ракурсу он безошибочно мог выполнить заготовку для последующей формовки моделирующего слоя из гипса непосредственно на месте её нахождения.

(508/509)

 

На месте, соответствующем середине правого бока будущей фигуры, на утрамбованном основании небольшими участками стали делать узкую тонкую ганчевую полоску, наращивая её небольшими участками вертикально по отношению к подножию фигуры (она на 2-3 см упирается в основу). Можно предположить, что ганчевая полоска выполняла роль ориентира при установке, а также при лепке и формовке фигуры. Взяв приготовленные заранее деревянные заготовки — штыри ромбического сечения нужной длины — укрепили их концы гипсовым раствором, сведя их вовнутрь на конус, одновременно придав им завершение в виде расплющенной лепёшки, плоскость которой должна была соответствовать плоскости участка фигуры, где они устанавливались (возможно, окончания — лепёшечки концов штырей выполнялись после укрепления последних на свои места и после окончательной лепки основы).

 

Подготовив основание, на нём по бокам фигуры горизонтально установили два коротких штыря с укреплёнными ганчевыми концами таким образом, что они образовали перекрестье, в треугольниках которых проходили вертикальные штыри; возможно, для прочности их связали. Штырём с ганчевыми креплениями по краям соединили наружные лодыжки ног. Затем стали наращивать форму фигуры лёссом и кусками ганча от разбитой старой скульптуры, иногда вводя бесформенные куски глины светло-зелёного и красноватого цвета, а также гальку.

 

Сформировав ещё часть торса, через 17 см вновь установили по ориентиру — ганчевой полоске, горизонтальной по отношению к подножию скульптуры, — два штыря с ганчевыми креплениями, крест-накрест, параллельно нижним, продолжая наращивать форму лёссом, кусками ганча. От колена до середины бедра опорной ноги (правой) фигура наращивалась в основном кусками ганча, уложенными плашмя. Вертикально поставленными ганчевыми кусками создали распорки. По всей вероятности, ганчевую вертикальную полоску продолжали наращивать по мере лепки фигуры, вставляя на определённых уровнях горизонтальные крепления каркаса, связывая их с вертикальными.

 

В передней части тазобедренного пояса вертикально установленные штыри были прикреплены к лёссовой основе ганчевым креплением в виде налепа — лепёшечки, затем форма продолжала наращиваться. По мере лепки лёссовой основы были установлены и скреплены с уже имеющейся в торсе арматурой дополнительные крепления: два деревянных плоских в сечении штыря для поддержки груди, два — для плечевого пояса, круглые в сечении. Под мышками вновь установлены горизонтально расположенные два штыря с ганчевыми конусовидными креплениями (крест-накрест), затем крепления для плечевого пояса и рук. Заострённые концы вертикальных штырей в плечевом поясе были завершены ганчевыми замками, установленными под большим углом почти вертикально по отношению к подножию фигуры. Готовая модель подправлена глиняной обмазкой с одновременным вдавливанием в неё гальки с целью лучшего сцепления основы с ганчем. Эта же цель преследовалась и при покрытии модели влажной тканью. Следующий этап создания скульптуры заключался в покрытии лёссовой модели тонким трёхмиллиметровым слоем гипсового раствора. Затем производилась формовка поверхностного моделирующего слоя гипсовым раствором, с приме-

(509/510)

нением формы — калыба — отдельно для лицевой и тыльной сторон торса. Это обстоятельство подтверждает и наличие довольно широких сантиметровых швов по бокам торса.

 

Отдельно формовались голова, руки, кисти рук и ступни ног. Голова вставлялась в отверстие в шее (у статуй кор головы изображены в наклоне), затем послойно выполнялась шея. Руки также формовались отдельно, скреплялись с туловищем, затем отформованная статуя покрывалась тонким миллиметровым слоем ганча и раскрашивалась. У статуй кор окрашены в красный цвет только отделка туники, лента под грудью и кайма у подола туники. Остальная фигура не окрашена (головы не сохранились).

 

Зачистка лёсса дала чёткую картину исправления бюста коры II. Уже после формовки второго слоя мастер решил исправить грудь, сильно вдавив её по нижнему краю и в месте соединения по центру в болванку, отчего ганчевые слои поломались и сместились. Подправив грудь лёссом и ганчем, переднюю часть бюста вновь отформовали, причём форма была немного отклонена. По облому передней части бюста читаются четыре слоя ганча разной толщины: первый, нанесённый от руки (внутренний), — толщиной от 2 до 3 мм, следующий за ним формовочный — от 3 до 7 мм, третий формовочный — от 2 до 7 мм и, наконец, последний, самый тонкий, верхний, нанесённый кистью слой имеет толщину в 1 мм. Торс со стороны спины и вся нижняя часть торса отформованы один раз. При визуальном рассмотрении создаётся впечатление, что вторая статуя коры была подвергнута ремонту (поверх четырёх предыдущих слоёв, один из которых был формовочным, довольно грубо наложен ещё один слой). Ремонтный слой имеет толщину от 1 до 6 мм, на плечевой части он сходит почти на нет; складки, образованные в нём, нечёткие, оплывшие.

 

Из других скульптур Тахти-Сангина, выполненных в глино-гипсовой технике, приведём статую эрота [см. илл. 22] — изображение обнажённого мальчика с перевязью, перекинутой от правого плеча к левому бедру (обнаружена в трёх фрагментах).

 

Общая высота сохранившейся фигурки — 31,3 см;

ширина в плечах — 13 см;

ширина в талии — 8 см;

толщина в талии — 8 см;

высота головки с шеей — 9,5 см;

диаметр головки (ширина) — 6,5 см.

 

Статуя объёмная, уцелела до середины бёдер.

 

Основу торса составляет лёсс с включениями кусочков ганча. Поверхностный моделирующий слой его выполнен из гипса, наложенного в два приёма, каждый слой ганча имеет толщину 2-3 мм (они хорошо отделяются друг от друга). Скорее всего, гипсовый слой выполнен в форме, состоящей из двух половин: передней и задней (фиксируются по бокам продольные щели шириной в 1 см).

 

В процессе устранения деформации и сборки статуи из отдельных разрозненных фрагментов удалось выявить такую технологическую особенность её изготовления: для лучшего сцепления глиняной основы торса с последующими ганчевыми слоями в поверхность основы почти равномерно по всему объёму было

(510/511)

вдавлено 25 штук мелкой гальки разной формы, цвета и величины (диаметр от 3 до 20 мм).

 

Кроме того, обнаружено, что с тыльной стороны нижний ганчевый слой туловища целиком закрывает отверстие, которое фиксируется в плечевой части руки, как бы замыкая форму туловища. Это может говорить о том, что руки формировались отдельно. Уцелевшая правая рука с частью запястья полая, толщина ганчевого слоя от 3 до 5 мм.

 

Голова отформовывалась из ганча, толщина его неравномерна (от 4 мм на затылке и макушке до 1,5 см на шее). В головке фиксируются следы от каркаса, возможно деревянного штыря овальной формы, оставившего пустоту диаметром от 1,5 до 2 см, идущую на глубину 8,2 см; в пустоте на участке, соответствующем лицу, — налеп плотной глины. На шее чётко видны три слоя ганча, расположенные на разных уровнях, их срезы заглажены, как бы отполированы. Слои плотно примыкают друг к другу. Голова с помощью штыря, который был в неё введён, скреплялась с туловищем. После того как отформованные части были объединены, вся статуя покрывалась тонким, до 1 мм, слоем ганча и раскрашивалась: обнажённое тело — в розовый цвет; губы и перевязь колчана — в красный. Красными штрихами подчёркнуты и естественные складочки обнажённого тела.

 

Из интересной по технике исполнения глиняной скульптуры этого объекта можно назвать изображение коленопреклонённой фигурки (торс в хитоне), выполненной в круглом объёме, в ⅕ натуральной величины.

 

Сердцевину его составляет гуваляк *, [сноска: * В строительном деле Средней Азии гуваляк — это лепёшкообразный кирпич с выпуклыми гранями; здесь — крупный ком глины выпуклой формы.] вылепленный из хорошо отмученной тонкого помола глины красноватого цвета, в грубом приближении к форме скульптуры состоящий из двух частей, соединённых между собой на месте изгиба фигурки под углом, по типу сочленения костей. Верхняя часть гуваляка (у таза) заканчивается выпуклой головкой, нижняя, наоборот, начинается выемкой (вогнутостью), точно пригнанной по форме к выпуклой поверхности первой части. Рабочие поверхности их обработаны. Гуваляк на месте слома имеет овальную, почти яйцевидную форму, его диаметр 6×4 см; обе части скреплены небольшими отрезками прутьев или деревянных палочек круглого сечения диаметром 5 мм. В объёме той и другой части насчитываются четыре чётких круглых отверстия, совпадающих по направлению. Три палочки заглублены в верхней части на 13 мм, одна — на 6 мм, в нижней две палочки заглублены на 70 мм, две — на 40 мм. Моделирующий слой выполнен из той же глины, что и гуваляк, глина наложена в четыре приёма, толщина его в разрезе равномерная и составляет 12 мм. В согнутых локтях рук по слому фиксируются круглые отверстия (того же сечения, что и в гуваляке), оставленные сгнившими деревянными штырями.

 

Поверхность покрыта тонким миллиметровым слоем ганчевой обмазки и раскрашена по нему. Читаются только пятна красной и чёрной красок. По всей поверхности хитон, изображённый у ворота рельефно, вначале был окрашен в красный цвет, а во время ремонта — в чёрный. На поясе — следы красной краски. Тыльная сторона грубо обработана, но так же, как и лицевая, окрашена.

(511/512)

 

Фигурка была прикреплена к стене, об этом можно судить по сквозным отверстиям диаметром в 5 мм, находящимся около места стыка локтей с торсом.

 

В другой технике исполнена голова молодого правителя. Наибольшая высота — 15,5 см, наибольшая ширина — 13 см; выполнена в круглом объёме.

 

Внутренняя основная часть её изготовлена из хорошо просеянной глины бежевого цвета с примесью камышового пуха на деревянном каркасе, который, истлев, оставил овальные отверстия диаметром 2,5-3,5 см, глубиной 11 см, практически на всю высоту головы, почти до причёски. Толщина внутреннего слоя различна, в зависимости от формы головы, и варьирует от 1,5 до 3 см; поверхностный моделирующий слой получен тонко просеянной запесоченной глиной светло-зелёного цвета. Его толщина 0,5 см. Изъяны, образовавшиеся на голове в период разрушения, в какой-то степени помогают выявить технику изготовления. Так, мы видим, что моделирующий слой, выполненный из запесоченной зелёной глины, одновременно был нанесён на всю голову, единым слоем (если на лице в нём чётко проработаны все мельчайшие детали, то на участке, соответствующем причёске, он служит подслоем под кудри). Кудри вырезаны в такой же глине, как и моделирующий слой. Вначале была выполнена диадема в виде валика толщиной в 7 мм, шириной в 15 мм. Затем вырезаны кудри: обрамляющие лоб перед диадемой в виде отдельных завитков расположены в один ряд; идущие назад от диадемы волосы оформлены красивыми волнистыми прядями, собранными как бы в различного вида пучки, убегающие назад. Поверхность лица, щёк, ушей загрунтована слоем ганча миллиметровой толщины и окрашена краской кирпично-красного цвета. Волосы чёрные, краска на них нанесена непосредственно по глине, без ганчевой подгрунтовки.

 

Остановимся ещё на одном приёме техники, использованном древним скульптором на Тахти-Сангине. Речь идёт о позолоченной голове пожилого правителя, выполненной в ½ натуральной величины, в круглом объёме. [см. илл. 19]

 

Высота головы — 13,8 см;

наибольшая ширина — 9,5 см;

ширина в районе подбородка — 4 см;

толщина — 11,5 см.

 

Голова выполнена на всю толщину из глины желтовато-бежевого цвета, наложенной в несколько приёмов при наращивании формы на каркасе, возможно тростниковом. От каркаса осталось овальное отверстие диаметром 2,3 см, глубиной 9,5 см с отпечатками на глине вогнутых полос, располагающихся вдоль отверстия. На поверхности лица нанесён тонкий слой ганча, а по нему — позолота. Зрачок и веки дополнительно подведены чёрной краской.

 

Причёска же выполнена из ганча, затем позолочена. Этот приём встречен впервые. Ганчевые жгутики сделаны от руки и ещё во влажном состоянии уложены в кудри на гладкой поверхности глиняной основы головы, соответствующей причёске. По всей голове идёт опоясывающая повязка в виде сплошной ленты шириной в 14 мм, высотой 2 мм, выполнена, так же как и кудри, — вручную, из ганча. Завитки выполнены в мелком рельефе (от 1-2 до 55 мм). Создаётся впечатление, что причёска выполнена произвольно: с правой стороны ганчевые жгу-

(512/513)

тики образуют завитки, с левой — волны, где тоненькие жгутики располагаются без определённой системы.

 

Голова жреца в башлыке — кирбасии [см. илл. 17] выполнена в круглом объёме (12×7,4 см) из ганча. По всей вероятности, голова отформована тонким слоем (3 мм), а затем с обратной стороны для придания прочности пальцем нанесли дополнительный слой ганча в районе носа и подбородка (бороды) толщиной около 7 мм. На нашлёпке с тыльной стороны — следы отпечатков ткани плотного плетения (20×20 на 1 кв.см).

 

Шагающий персонаж в складчатом хитоне, изображающий бактрийца (11×5 см), целиком выполнен из ганча: на каркас указывает сквозное отверстие диаметром в 1 см.

 

Кроме перечисленных скульптур в коллекции Тахти-Сангина нужно назвать ещё две головы мальчиков, торс в хитоне, выполненный в половину натуральной величины, торс в гиматии в 1,5 натуральной величины, кисти рук от скульптур разной величины, части лиц, многочисленные фрагменты от складок одежды.

 

Судя по уцелевшим фрагментам, скульптура Тахти-Сангина была разномасштабной. Нужно отметить, что сложно-комбинированная глино-гипсовая техника изготовления на этом памятнике преобладала и использовалась как для крупных фигур, так и два [для] более мелких. Итак, остовом фигур служил каркас, состоящий из сложной системы креплений — реечек, установленных вертикально и горизонтально, на разных уровнях (к примеру, в скульптурах кор горизонтально установленные крепления шли через каждые 15-17 см), с использованием ганчевых замков. Лепка фигуры, передававшей её общие контуры, производилась вручную из лёссовой глины, с введением в болванку в качестве распорок кусков от старой разбитой гипсовой скульптуры, а также кусочков глины разного цвета. В поверхность отмоделированной в глине будущей скульптуры вдавливали мелкую гальку для лучшего сцепления с гипсом, затем покрывали тканью полотняного плетения, смоченной в гипсовом растворе, наносили тонкий слой гипса. Затем производилась отливка моделирующего слоя гипсом с помощью калыбов — матриц. Калыб состоял из двух половин — для передней и задней стороны фигуры.

 

Руки и головы формовались отдельно, после прикрепления их вся поверхность фигуры покрывалась кистью тонким миллиметровым слоем гипса и по нему по мере необходимости раскрашивалась.

 

Подводя итоги, можно сказать, что древние мастера Тахти-Сангина при создании скульптурных произведений использовали как глину, так и гипс, в случае надобности умело сочетали их, в совершенстве владели различными техническими приёмами, создавая высокохудожественные произведения искусства.

 

Со временем меняется техника изготовления скульптуры, хотя используются одни и те же материалы — гипс и лёссовые глины (суглинки). К периоду поздней античности (III-IV вв. н.э.) относятся два буддийских памятника, раскопанные на территории южной оконечности Таджикистана, с остатками былого убранства помещений, — Тепаи-шах [Литвинский, Седов, 1983, с. 145-146] и Уштур-мулло [Пугаченкова, Ртвеладзе и др., 1978, с. 238 (неверная ссылка?)], расположенные в нескольких километрах друг от друга на склонах, обращённых к Амударье.

(513/514)

 

На Тепаи-шах в домашней молельне был обнаружен фрагмент алебастрового рельефа — правая рука с частью плеча фигуры, «одетой» в лёгкую ткань с довольно большим рельефным обшлагом в виде складок. Рука согнута в локте, на запястье — браслет в виде тонкого валика, в вертикально поднятой ладони — пять пятилепестковых цветков, сжатых пальцами. Пальцы длинные и тонкие. Фигура выполнена в ⅓ натуральной величины (высота фрагмента 12 см, ширина 14 см) из алебастра низкого качества сероватого цвета. В плечевую часть внутри, как видно по сколу, был вставлен кусок старой скульптуры. Рука была прикреплена с помощью палочки диаметром 12 мм (от неё осталось овальное отверстие). Рельеф выполнен с помощью штампа, о чём говорят чёткие острые очертания складок.

 

В этом же помещении обнаружен и фрагмент глиняной скульптуры — часть торса в складчатой одежде (40×25 см). Наибольшая сохранившаяся толщина этого фрагмента 6 см, причём выполнен он целиком в запесоченной глине тонкого помола путём лепки и вырезания. Поверхность покрыта тонким слоем белого ганча, на который сплошь нанесена тонким слоем красная краска. Орнаментирована одежда звёздами из золотой фольги, разбросанными по всей поверхности одежды.

 

В Уштур-мулло уцелело шестнадцать фрагментов из ганча от человеческих фигур: ступня, пальцы рук, глаза, уши, ушниша, часть лица с привеской и украшения. Из этого количества девять фрагментов от фигур, выполненных в натуральную величину. Исследование показывает, что на памятнике представлена как гипсовая скульптура, так и скульптура, выполненная в сложнокомбинированной глино-гипсовой технике.

 

Судя по всему, в комбинированной технике здесь выполнялись фигуры размерами больше натуральной величины. С обратной стороны эти фрагменты имеют ясные отпечатки грубой ткани типа мешковины, с «въевшимся» в отпечатки-углубления лёссом. Уцелевшие фрагменты показывают, что внутренний гипсовый слой очень неровный, бугристый, с посторонними включениями. Верхний слой, наоборот, выполнен из гипса тонкого помола, лучшего качества. Между гипсовыми слоями, в свою очередь, также фиксируются отпечатки ткани, но уже не типа мешковины, как с обратной стороны, а ткани довольно плотного полотняного переплетения (на один квадратный сантиметр 14×15 нитей). Окраска на фрагментах скульптуры Уштур-мулло производилась непосредственно по формовочному слою гипса. Волосы окрашивались чёрной краской, лица — светло-розовой, участок соединения лица с причёской подчёркивался ярко-красной полоской.

 

О том, что на Уштур-мулло были представлены скульптуры, отлитые целиком из гипса, говорит ступня. Её толщина доходит до 5,8 см, отштампована она единым слоем в один приём, окрашена в розовый цвет. На месте слома след от штыря — крепления овальной формы диаметром в 3 см. Ушниша же выполнена как бы в два приёма, третьим слоем ганча толщиной в 2-3 мм она была прикреплена к голове. На поверхности ушниши вырезаны от руки извилины-углубления, создающие волнистую причёску. О том, что на этом памятнике при изготовлении скульптуры были использованы матрицы, говорит находка в одном из помещений калыба — штампа овальных очертаний (14,5×12 см), на рабочей стороне ко-

(514/515)

торого вырезано изображение хищной птицы с распростёртыми крыльями, в изогнутом клюве повёрнутой влево головы птица держит змею. [прим. сайта: здесь цитируется: Зеймаль Т.И. 1986: 197]

 

Наиболее близкими по технике исполнения тахтисангинской скульптуре являются скульптуры Ай-Ханум, Дальверзин-тепе, Фаяз-тепе, Кара-тепе, Халчаяна. Как правило, скульптуры этих памятников выполнены в сложнокомбинированной, глино-гипсовой технике с использованием деревянного каркаса. Напомним, что на Тахти-Сангине при исполнении круглых фигур были применены сложные каркасы с целой системой вертикально и горизонтально установленных деревянных креплений с применением ганчевых (гипсовых) замков. Этот приём встречен и описан нами впервые.

 

На Ай-Ханум каркас состоял из деревянной арматуры с накрученными на неё веревками, далее выполнялся внутренний массив из глины, внешний — гипсом с прокладкой под ним ткани крупного плетения [Кошеленко, Мунчаев, 1976, с. 118-124].

 

На Дальверзин-тепе внутренняя глиняная болванка, передававшая общие контуры фигуры, выполнялась на деревянных пробках. Этот массив был обмотан в один, иногда в 2-3 слоя тканью редкого плетения, обильно смоченной жидким раствором гипса, поверх наносился внешний гипсовый слой, в котором осуществлялась лепка. Гипс наносился в 2-3 слоя. В последнюю очередь наносились выполненные с помощью матриц отформованные украшения одежды, головные уборы. Штампом исполнены пальцы рук, уши, локоны. Затем производилась раскраска [Пугаченкова, Ртвеладзе и др., 1978, с. 238 (цитируется стр. 93)].

 

На Фаяз-тепе сами скульптуры сделаны из глины с большой примесью соломы, сверху покрыты слоем гипса. Головы, руки, уши отливались в гипсе в специальных формах, затем компановались [компоновались] и раскрашивались [Альбаум, 1974, с. 53-58].

 

На Кара-тепе фрагменты глино-гипсовых статуй имеют полости внутри с отпечатками тканей [Грек, Пчелина, Ставиский, 1964, с. 22-24].

 

Практически для всех памятников этой территории в греко-бактрийский и кушанский периоды характерно применение позолоты при окончательной отделке скульптуры. Сюда же можно отнести и такие известные памятники, как Зар-тепе [Массон, 1973, с. 559 (стр. 485)], Дильберджин (I-II вв. н.э.) [Кругликова, Пугаченкова, 1977, с. 130 (?)]. Иногда наряду со скульптурой, выполненной в глино-гипсовой технике, интерьеры храмов, монастырей, святилищ украшали и скульптуры из глины. Пока сложно ответить на вопрос, почему на одном объекте они были использованы одновременно.

 

Для получения данных, дополняющих визуальные исследования техники изготовления скульптуры Тахти-Сангина, гипс и заполнитель (лёсс) были подвергнуты спектральному, рентгеноструктурному анализу.

 

Установлено, что внутренняя часть (основа) статуй кор имеет лёссовый характер. Это подтверждается следующими типичными для лёссов чертами: рыхлой пылеватой структурой; слабой примесью песчаных частиц; «палевым» — типично лёссовым цветом; способностью материала в условиях открытого пространства выветриваться, переходя в мелкую пыль, обычную для разрушающихся лёссовых образований Средней Азии.

(515/516)

 

По данным спектрального анализа наибольшим распространением в заполнителе и ганче используются следующие элементы (табл. 1).

 

Таблица 1.

Химический состав заполнителя и ганча скульптуры Тахти-Сангина, %

 

Элемент

Заполнитель

Ганч

Si

>10

1-10

А1

3-10

1-3

Са

>10

>10

Mg

1-3

0,3

Fe

0,1-10

0,03

Ti

0,01-1

0,01-1

Na

10

0,01-0,1

Ba

0-1

0-0,3

Sr

0-0,01

0-0,1

Mn

0,01-0,1

0,01-0,001

 

Кроме того, в материале наблюдается примесь (обычно тысячные доли процента) Be, Cu, Ag, Sn, Co, Li, Pl, Cr, Zr. Определённой закономерности в распределении элементов-примесей практически не наблюдается.

 

Кальций является одним из основных элементов и заполнителя, и ганча, хотя в каждом конкретном случае он связан с различными исходными компонентами. В лёссе (заполнителе) кальций является составной частью кальцита, который входит как наиболее существенная составляющая данной породы. Лёсс является смесью глинистых и кальцитовых частиц с добавкой солей магния и некоторых других. Поэтому присутствие большого количества кальция в изделиях, исходным материалом которых послужил лёсс, является обязательным.

 

Для ганча основным продуктом, послужившим для изготовления, является гипс. Следовательно, и здесь должно быть весьма значительное содержание кальция, что и подтверждается анализом.

 

Лёсс представляет собой продукт сложного состава, существенную роль в котором играют частицы глинистой и пылеватой размерности (менее 0,05 мм) с небольшой примесью песчаных более крупных частиц. Дисперсный материал при этом представлен так называемыми глинистыми минералами. Основную роль среди них играют, как это установлено рентгеноструктурным анализом, гидрослюды, хлорит и каолинит. Все они являются алюмосиликатами.

 

Кроме того, в песчаной фракции основное место занимают кварц и полевой шпат (алюмосиликаты натрия, калия и кальция).

 

В связи с этим наличие в анализируемых пробах кремния и алюминия, являющихся существенными компонентами твёрдой минеральной части лёссов, вполне объяснимо. В то же время достаточно высокий процент кремния по сравнению с алюминием может свидетельствовать о том, что в основу-заполнитель скульптуры вводился кварцевый песок в качестве отощителя глинистого мате-

(516/517)

риала. Вероятно, делалось это с целью предохранения массы глиняной основы от растрескивания при высыхании *. [сноска: * Спектральный анализ выполнен в Аналитическом центре АН ТаджССР, рентгеноструктурный — в Институте геологии АН ТаджССР. Автор выражает большую благодарность А.Б. Маркову за помощь в расшифровке.]

 

Объёмная усадка, неизбежно возникающая при сушке глинистых изделий, тем более в условиях жаркого климата Средней Азии, всегда сопровождается трещинообразованием, что приводит к порче изделий. Отощающая же добавка способствует снижению величины усадки и, следовательно, уменьшает образование дефектов в изделиях, особенно в поверхностном слое. Возможно, при приготовлении гипса в него вводили примесь лёсса. В то же время достаточно значительный разброс в результатах анализа свидетельствует и о разном содержании в исходном продукте примеси лёсса.

 

В заполнителе наблюдается достаточно высокий процент магния — до 3%, тогда как в ганче его на порядок меньше. Обычно лёссы помимо кальцита содержат и некоторое количество доломита. Причём содержание доломита даже в пределах одной лёссовой толщи весьма неравномерно, что и отражается на результатах анализа. Можно также предположить (это подтверждается результатами анализа водной вытяжки) наличие в веществе и сульфата магния, также распределённого неравномерно.

 

Ганч же, содержащий глинистый продукт в меньшем количестве, чем заполнитель, характеризуется и меньшим содержанием магния. Магний в ганче связан также и с тем, что гипсовые слои в природе часто содержат доломит, т.е. магнезиальную соль, одновременно с сульфатом кальция отлагавшуюся в морских солеродных бассейнах.

 

Лёссовые породы обычно содержат достаточно большое количество натрия, который обязан своим происхождением поваренной соли. Последняя, вероятнее всего, адсорбировалась глинистой составляющей при циркуляции подземных вод по капиллярам и порам лёссов. Существеннейшую роль при этом играло капиллярное подтягивание солесодержащих водных растворов к поверхностному слою грунта, где залегали скульптурные фрагменты.

 

Преобладание испарения над инфильтрацией воды, т.е. преобладание подтягивания влаги с солями к наиболее высоким горизонтам земной поверхности над промывкой, связанной с проникновением в грунт дождевых и талых вод, способствовало накоплению натрия в глинистых продуктах.

 

В ганче, имеющем более плотное сложение, выразившееся, по всей видимости, в меньшей величине по сравнению с лёссом открытой пористости, меньше происходил процесс обогащения натрием.

 

В ряде образцов лёссовых продуктов наблюдается повышенное содержание железа. В этих случаях материал приобретает красноватый оттенок, характерный для оксидов железа, в связи с развитием, скорее всего, материала гематита.

 

В состав лёссовых продуктов и ганча входит примесь бария и стронция. На территории Южного Таджикистана, где расположен Тахти-Сангин, развиты карбонатно-глинистые породы палеогенного возраста. Для них характерна опреде-

(517/518)

лённая заражённость баритом и целестином. Естественно, что эти минералы переходили в лёсс при его формировании. Это могло происходить следующим образом. Во-первых, путём выветривания палеогеновых пород и образования так называемой элювиальной коры выветривания. В подобных условиях происходило преимущественно глубокое изменение структуры материнских пород с её преобразованием в лёссовую, более рыхлую и более пылеватую. Во-вторых, путём привнесения барита и целистина с окружающих возвышенностей при формировании лёссов делювиального (склонового) и аллювиального (речного) генезиса. При всём этом перенос вещества не должен быть длительным, поскольку сульфаты бария и стронция являются достаточно хрупкими материалами и легко разрушаются при транспортировке даже на небольшие расстояния.

 

Наличие бария и стронция в ганче объясняется тем, что эти минералы могут входить в состав сульфатной (гипсовой) толщи как примесь. Отсюда они могли легко переходить в строительный материал при приготовлении строительного гипса.

 

Присутствие бария и стронция в материале скульптуры можно объяснить ещё одним обстоятельством. Дело в том, что они могут идти на изготовление красок, и поэтому определённая заражённость продуктами красочного производства может оказаться весьма вероятной. Но пока это достаточно спорный вопрос, доказать или опровергнуть который ещё предстоит.

 

Среди элементов-примесей определённый интерес вызывает наличие в ряде проб лёссов (заполнителя) циркония. Присутствие его связано с песчаной фракцией, где среди так называемых «тяжёлых минералов» (с удельной массой выше 2,75 г/см3), всегда присутствующих в обломочных породах, минерал циркон занимает ведущее место. По этой же причине оправдано его присутствие в ганче.

 

Химический состав коленопреклонённой фигуры, выполненной из хорошо отмученной глины красноватого цвета, по данным спектрального анализа, приведён в таблице 2.

 

Таблица 2.

Химический состав глины, %

 

Элемент

 

Элемент

 

Si

>10

Ti

0,3

Аl

>10

Cu

0,3

Са

>10

Pl

0,001

Fe

1

V

0,01

Mg

1

Ni

0,003

Na

>10

Cr

0,03

Mn

0,1

Mo

0,001

 

Сравнение химического состава материала коленопреклонённой фигуры с составом заполнителя фигур (с лёссом) не показывает существенной разницы между ними. Это свидетельствует об идентичности исходного материала, пошедшего на изготовление всех глинистых (лёссовых) скульптур изучаемого объекта. Раз-

(518/519)

личие заключается в приготовлении материала. Если для заполнителя брался природный лёсс, в который, по всей вероятности, добавлялся в качестве отощителя песок, то для коленопреклонённой фигурки использовался отмученный глинистый продукт. Готовить его могли путём отмучивания лёссов в больших сосудах, когда крупные частицы оседали на дно, а мелкие сливались в отдельный сосуд. Воду испаряли, а дисперсный продукт брали для формовки. При промывании исходного вещества могли использовать сито.

 

Отправным пунктом спасения и гарантией надёжной долговечности археологической скульптуры, выполненной из таких материалов (лёсс и гипс), является возвращение им утраченной механической прочности, что достигается прежде всего путём введения в их основу укрепляющих растворов. Тахтисангинская скульптура была укреплена по методике с применением синтетического полимера — полибутилметакрилата (ПБМА) [Костров, 1954, с. 161-197].

 

Из множества других реставрационных процессов, которым подвергалась скульптура, особенно можно выделить устранение различного рода деформаций (смешение, вдавливание, взбугривание моделирующей поверхности, надломы ганчевого слоя, сплющенность и т.п.). К примеру, три разрозненных фрагмента (голова, передняя половина туловища и задняя) являлись составными частями одной фигуры обнажённого юноши (амура), выполненного в круглом объёме. Прежде чем соединить эти части, необходимо было устранить деформацию задней половины туловища, сильно зауженной книзу до 3,5-4 см вместо 10 см, соответствующей ширине бёдер передней части. Кроме того, поверхность спины испорчена вмятинами, буграми, выбоинами; плечи слегка сплющены. При расчистке выяснилось, что часть левой половины туловища со стороны спины в нижней части перекрыта наслоившейся на неё правой. Расчистив обе плоскости, сдублировав их на марлю, удалив с тыльной стороны внутреннее заполнение лёсса до ганчевого моделирующего слоя (толщина ганча 6 мм), произвели разъединение их и отделение друг от друга. При примерке оказалось, что обе части спины деформированы, как бы вдавлены внутрь вдоль всей уцелевшей фигуры (по позвоночнику). Деформация устранялась с помощью приведения толщи каждой части в эластичное состояние (путём наложения ацетоновых компрессов на 5-10 минут с тыльной стороны). Форма контролировалась примеркой с передней частью туловища и обеих половин задней. Когда было получено правильное положение деформированных частей, оно было зафиксировано, затем фрагменты были склеены между собой. Утраты по месту стыка заполнили лёссово-ганчевой мастикой. Одновременно были исправлены вмятины, бугры, устранена небольшая сплющенность плеч. Задняя часть стала стыковаться с передней. Из трёх разрозненных фрагментов собрана целая фигура, сохранившаяся до середины бёдер. Для её монтировки использован заливочный пенопласт. Аналогичным образом были устранены деформации и на фигурах кор.

 

Мы уже упоминали, что с целью безопасного устранения деформации, облегчения веса уцелевших частей, придания им прочности рыхлая лёссовая основа была заменена на лёгкий, крепкий материал. Этим материалом послужил заливочный пенополиуретан-305, который мы широко применяли с 1970 г. по реко-

(519/520)

мендации лаборатории реставрации монументальной и фресковой живописи Государственного Эрмитажа.

 

Каркас лёгкий, прочный, обладает хорошей адгезией, инертен по отношению к материалу, на который нанесён. Однако после затвердевания не размягчается растворителем, и если возникает необходимость его удаления (к примеру, при устранении деформации на памятнике, на который уже нанесён каркас), то его приходится спиливать, скалывать или выдалбливать, прилагая усилия, которые могут привести к разрушению и порче объекта.

 

Экспериментальным путём мы нашли оптимальное соотношение ингредиентов каркасной массы, несколько изменив инструкцию по её получению и применению, получив тем самым более пластифицированную полиуретановую композицию. Каркас, полученный при найденном соотношении компонентов, обладает хорошей адгезией, прочен и после затвердевания может быть без труда размягчён ацетоновыми компрессами. Это даёт возможность достаточно просто привести в эластичное состояние и толщу объекта и каркаса (если необходимо каркас или какой-то его участок удалить и вновь напенить), легко и быстро устранить деформацию.

 

Необходимо отметить, что мы отказались от применения электромешалки, перейдя на изготовление каркасной массы вручную. Это позволяет контролировать качество получаемой массы, даёт возможность применять маленькие порции, что немаловажно, учитывая дорогостоящие материалы. Указанная пенополиуретановая композиция была применена при изготовлении каркасов для тахтисангинской скульптуры.

 

Литература.   ^

 

Альбаум Л. Раскопки буддийского комплекса Фаяз-тепе (по материалам 1968-1972 гг.) // Древняя Бактрия. Л., 1974.

Грек Т., Пчелина Б.[Е.], Ставиский Б. Кара-тепе — буддийский пещерный монастырь в Старом Термезе. М., 1964.

Зеймаль Т. Буддийский комплекс Уштур-мулло [Шутур Мулло] // Археологические работы в Таджикистане. Вып. XIX. Душанбе, 1986.

Костров П.И. Техника живописи и консервация росписей древнего Пенджикента // Живопись древнего Пянджикента. М., 1954.

Кошеленко Г., Мунчаев Р. Раскопки на городище Ай-Ханум в 1965-1968 гг. // Древняя Бактрия [Бактрийские древности]. Л., 1976.

Кругликова И., Пугаченкова Г. Дильберджин (раскопки 1970-1973 гг.). Часть 2. М., 1977.

Литвинский Б., Пичикян И. Второе открытие Бактрии // Азия и Африка сегодня. 1980, №9.

Литвинский Б.А., Седов А.В. Тепаи-шах. Культура и связи кушанской Бактрии. М., 1983.

Массон В. Изучение кушанских памятников на юге Узбекистана // Археологические открытия 1973 года. М., 1974.

Пичикян И.Р. Культура Бактрии. Ахеменидский и эллинистический периоды. М., 1991.

Пугаченкова Г.А. Искусство Бактрии эпохи кушан. М., 1979.

Пугаченкова Г., Ртвеладзе Э. и др. Дальверзин-тепе — кушанский город на юге Узбекистана. Ташкент, 1978.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги