И.Р. Пичикян
Культура Бактрии
(ахеменидский и эллинистический периоды). Очерки.
// М.: ГРВЛ. 1991. 344 с. ISBN 5-02-017234-0.
[ аннотация: ]
В монографии впервые дана панорамная картина высокой культуры Бактрии (VI-II вв. до н.э.): архитектура, изобразительное искусство и памятники письменности. На базе анализа материалов трёх крупнейших археологических открытий нашего времени — Амударьинского клада, храма Окса на Тахти Сангине (южный Таджикистан) и греческого города Ай Ханум (Северный Афганистан) — развеяна легенда об искусстве этой страны как о «бактрийском мираже».
Содержание
Введение. — 3
Часть I. — 15
1. Бактрия в легендах и достоверной традиции. — 15
Коротко о датах. — 15
Легендарная Бактрия. — 16
Новеллы Ктесия о Нине и сказочной Семирамиде. — 17
На пути Кира бактрийский народ! — 21
Сведения о завоевании Бактрии. — 23
Гибель Кира. — 23
Бактрия — сатрапия Ахеменидов (тексты и изображения). — 24
Мужество бактрийцев, воспетое противником. — 26
Сатрапы Бактрии (от Таниоксарка до Бесса). — 28
2. Особенности ахеменидской культуры. — 30
Нерасторжимые связи. — 30
Тоталитарный характер, прокламативность. — 31
Канон. — 32
Симбиоз разнородных традиций. — 35
Органичность вместо эклектизма. — 36
Семантические индикации ахеменидского искусства. — 39
Космогоническая символика. — 40
Причины невыявленных датировок. — 42
3. Амударьинский клад — Клад Окса. — 45
Проблемы исследования. — 45
От знойного Окса до туманного Альбиона. Английские версии о находке Клада Окса. — 47
Русские версии о находке клада. Локализация места находки. — 50
И меч Кира, и бактрийский грош. Предметы Клада Окса. — 53
От Астиага до Агафокла. Датировка. — 57
От Средиземноморья до Бактр. Региональные разграничения. — 68
Сокровище храма. Атрибуция Клада Окса. — 72
4. Ахеменидские вотивы храма Окса. — 84
Ключ к разгадке. — 84
Золотые пластины. — 84
Золочёная пластина с изображением противосидящих пантер. — 89
Часть посоха или жезла со сценой приношения сосудов. — 91
Ножны акинака с изображением льва, держащего оленя. — 94
Ритон со скульптурной протомой льва. — 100
Рукоять, увенчанная протомой грифона. — 102
Лев, впряжённый в колесницу. — 103
Предметы ахеменидского и греческого классического вооружения. — 104
Ахеменидские изделия из золота. — 106
Выводы. — 110
Часть II. — 119
5. Эллинистическое искусство и архитектура в Западном Иране и Бактрии. — 119
Коротко о датах. — 119
Эллинизм в Иране. — 120
Греческие божества в эллинистической эпиграфике и изобразительном искусстве Западного и Восточного Ирана. — 126
Открытие бактрийского эллинизма. — 134
6. Открытие храма Окса на Тахти Сангине. История Каменной крепости. — 138
История Каменной крепости. — 138
История открытия храма Окса. — 143
Композиция храма Окса в контексте архитектурных сопоставлений. — 144
Ордер храма Окса. Строительные конструкции. — 148
Функциональное назначение помещений. — 150
Контекст архитектурных сопоставлений. — 152
Атешгахи — необходимый компонент храмов огня. — 155
7. Эллинистическое искусство храма Окса. — 158
Тематический репертуар. — 158
Изображение бога реки Окса-Вахша. — 160
Ахелой в схватке с Гераклом. — 172
Гиппокампесса. — 179
Скульптура из местной глины. — 180
Скульптура Аполлона. — 181
Статуи кор. — 182
Александр-Геракл. — 183
Портреты Селевкидов из необожжённой глины. — 189
Голова пожилого царя. — 189
Голова молодого царя. — 191
Голова жреца в башлыке-кирбасии. — 194
Шагающий персонаж в хитоне. — 196
8. Греческий город Ай Ханум. Архитектурные памятники. — 200
Значение раскопок. — 200
История открытия Ай Ханум и историческая география. — 201
Ай Ханум. Градостроительство и архитектура. — 204
Пропилеи центральной улицы. — 207
Дворец. — 214
Пропилеи дворца. — 215
Гипостильный вестибюль №2. — 217
Сокровищница. — 218
Библиотека. — 221
Гимнасий. — 222
Фонтан. — 224
Театр. — 225
Общественное сооружение на краю главной улицы. — 228
Арсенал. — 230
Мавзолеи Ай Ханум. — 232
Периптеральный мавзолей. — 232
Героон Кинея. — 236
Мавзолей за стенами города. — 238
Храмы с уступчатыми нишами. — 239
9. Искусство Ай Ханум. — 244
Скульптура. — 244
Нога Зевса. — 245
Атлет, увенчанный венком. — 246
Глиняные скульптуры. — 249
Каменный рельеф с изображением эфеба. — 250
Герма с головой бородатого палестрита. — 251
Различные находки в Ай Ханум. — 253
Бронзовая статуэтка Геракла. — 253
Статуэтки, выполненные в разном материале. — 254
Марионетки с подвесными руками. — 254
Муляжи-отливки. — 255
Изображения богов и героев. — 256
Эпифания Кибелы на серебряном диске. — 256
Скарабеоид с изображением собаки. — 259
10. Эпиграфика Ай Ханум. — 262
Посвящение Гермесу и Гераклу. — 262
Посвящение Клеарха и дельфийские афоризмы. — 263
Финансовые и хозяйственные документы сокровищницы. — 267
Философский трактат из библиотеки Ай Ханум. — 272
Выводы. — 274
Приложение. — 288
Город Бранхидов. — 288
Примечания. — 306
Список сокращений. — 319
Библиография. — 321
Заключение. ^
Политическая история Бактрии ахеменидского и эллинистического периодов охватывает четыре столетия с конца VI до конца II в. до н.э. Как показывает история, при всём различии этих двух эпох в их политической и культурной жизни существовала нерасторжимая связь, преемственность и даже намеренное копирование несокрушимых ахеменидских традиций в наиболее важных направлениях — политической организации государства и в самом монументальном из искусств — архитектуре.
Политическая организация Бактрии была уменьшенной копией политической организации империи Ахеменидов. Это объясняется непосредственной связью царского дома с сатрапом Бактрии: ею правили Таниоксарк, сын Кира Великого, братья Дария, Ксеркса, Артаксеркса I, вплоть до родственника Дария III Бесса (Артаксеркса IV), казнённого Александром как самозванца и цареубийцу. Предельная централизация власти в политической системе Ахеменидской империи сформировала специфические черты её культуры: прокламативность, каноничность, стандартизированный символизм и элитарность.
Предметы материальной культуры, найденные в Бактрии в составе Клада Окса, являют собой примеры высоких шедевров ахеменидского искусства. Но именно высокое художественное достоинство бактрийских находок препятствовало правильному пониманию сокровища и истолкованию его как принадлежащего к культуре Бактрии. При всей эклектичности набора и стиля предметов, составляющих Клад Окса, назначение их проясняют количественно превалирующие прямоугольные золотые пластины с гравированными изображениями жрецов и донаторов. Они позволяют атрибуировать Клад Окса как изъятое из святилища храмовое сокровище. Для более точной идентификации назначения Клада Окса исходной информацией послужили произведения искусства, найденные в храме Окса на Тахти Сангине, сделанные с 1976 по 1989 г. Южнотаджикской экспедицией.
Локализация Клада Окса, синхронное соответствие его составляющих предметов ахеменидским и греко-бактрийским находкам в храме Окса (название храма определенно [определено] по грече-
(284/285)
скому посвящению на алтарике: Оксу), но главное — совокупное рассмотрение сокровищ как вотивов храма, имеющих культовое назначение, подтвердило одну из альтернативных версий, которые высказывались учёными и ранее: Клад Окса первоначально был храмовым сокровищем. Золотые пластины из храма Окса, аналогичные пластинам Клада Окса, — свидетельство в пользу этой версии. В храме они представлены и «полуфабрикатом», и золотой пластиной с изображением бактрийца, ведущего верблюда, и многочисленными (более 50) мелкими золотыми изделиями, и орнаментированными пластинами, и золотой фольгой, и другими посвятительными предметами из золочёного металла и слоновой кости.
На наш взгляд, справедливым может считаться лишь мнение учёных, обративших внимание на сакральное назначение золотых пластин с контурными изображениями донаторов и жрецов.
В связи с открытием в храме Окса посвящения на древнегреческом языке: По обету Атросок посвятил Оксу, для атрибуции Клада Окса особое значение приобретает адекватное посвящение Оксу — Вахшу, выгравированное на перстне из Клада Окса (№105): Вахшу, прочтение которого стало общепризнанным [Й. Маркварт, В.А. Лившиц, Е.В. Зеймаль, Ф. Грене и др.].
Произведения искусства из слоновой кости высокого художественного уровня, относящиеся к ахеменидскому времени и найденные в храме Окса, — ножны и рукояти акинаков, костяное навершие и втулка месопотамского посоха со сценой приношений сосудов (обычно символизирующих водные потоки), нижнее завершение ритона в виде скульптуры льва, рукоять, увенчанная рогатым грифоном, — свидетельствуют об идентичности посвящений, составляющих оба комплекса, как храма Окса, так и Клада Окса.
Во второй части книги после краткого обзора разрозненных археологических открытий в Западном Иране подвергнуты достаточно подробному рассмотрению два археологических открытия в Бактрии — греческий город Ай Ханум и храм Окса на Тахти Сангине.
Храм Окса с архитектурной точки зрения стал эталонным памятником для истории развития композиции иранских храмов огня. При его исследовании выявлены атешгахи и другие неясные моменты планировки и функциональной структуры восточных храмов огня, открытых ранее в Иране. Комплекс находок одного только храма Окса демонстрирует во всём многообразии богатство и разнообразие эллинистического искусства и культуры в Бактрии, по качеству не уступающих главным
(285/286)
культурным центрам Западного Ирана и эллинистического Средиземноморья. Особого внимания заслуживают такие шедевры, как изображение Александра Македонского, образы речных божеств, а также полихромная высокохудожественная скульптура из местной глины, в том числе галерея портретов эллинских и восточных правителей.
B последних трёх очерках последовательно рассмотрены архитектура, искусство и эпиграфика греческого города Ай Ханум, открытого в 1964-1978 гг. французской археологической миссией в Афганистане под руководством П. Бернара. Прекрасные публикации французских коллег облегчили комплексное рассмотрение разнообразных по своему характеру источников эллинистической Бактрии. Автор приходит к выводу, что все объективные причины привели к тому, что именно Ай Ханум, а никакой другой город на Востоке, дал лучшее представление об эллинистической градостроительной практике, планировке разнообразных типов зданий полиса, о конструкциях, материале, пропорциях и многом другом, что уже оценено, но пока ещё не учитывается наукой.
Благодаря открытию Ай Ханум и блестящему изданию результатов этого открытия состояние изученности эллинизма в Бактрии выдвинуло её на первый план из всей гигантской территории Востока.
Произведения искусства из храма Окса на Тахти Сангине и Ай Ханум в полной мере дают представление о монументальном и прикладном искусстве, о культуре эллинистической Бактрии в целом, о которой до недавнего времени можно было судить лишь по монетным изображениям на чеканах греко-бактрийских царей. Теперь, не строя никаких умозрительных реконструкций, а опираясь на многочисленные и разнообразные памятники монументального и прикладного искусства, открытые раскопками в Ай Ханум и на Тахти Сангине, можно считать пресловутый «греко-бактрийский мираж» рассеянным.
Стимулятором эллинизации искусства и культуры Бактрии после 329 г. до н.э. было: насильственное установление политической власти македонян, основание новых эллинистических полиоов и крепостей, в архитектуре которых преобладали местные и восточные влияния. В эллинистическое время, в период вхождения Бактрии в государство Селевкидов, а затем во время самостоятельного Греко-Бактрийского государства контакты с греческими городами Средиземноморья были регулярными. Они обеспечивались последующими волнами колонизации, притоком греческих контингентов в Бактрию, о чём свидетельствуют художественные школы, отразившие непосредственное влияние селевкидского искусства.
(286/287)
Образование архитектурного и художественного восточноэллинистического койне на гигантской территории Востока способствовало развитию изобразительного искусства и расцвету местных локальных школ. На этом этапе этнические, религиозные и культурные компоненты греков и бактрийцев слились в единый и неповторимый греко-бактрийский культурный феномен.
|