главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Е.Ф. КорольковаБронзовые зеркала с выступом и «контурный» стиль зооморфных изображений.// Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции. Материалы тематической научной конференции. СПб: 2004. С. 130-133.
Несмотря на многочисленные исследования, объектом которых являются непосредственно зеркала скифской эпохи или в которых эта категория предметов затрагивается лишь в общем контексте погребального инвентаря, в этой области археологии по-прежнему остаются существенные лакуны. Бронзовые зеркала — предметы столь же загадочные, сколь и интересные для изучения, поскольку, несомненно, связаны с культовой сферой и чрезвычайно разнообразны по типу и способу оформления. Зооморфные изображения присутствуют на многих зеркалах и служат существенным элементом их оформления. При этом локализация звериных образов на предмете, способ их трактовки и технический аспект исполнения изображения могут быть увязаны с характерной формой зеркала и его конструкцией, то есть звериный стиль служит типологическим признаком.
Совершенно вне поля исследования оказался чрезвычайно интересный и яркий тип зеркал скифской эпохи, имеющих острый выступ в верхней части и зооморфное изображение на диске (за исключением одного экземпляра). Тип представлен небольшой серией предметов, не вошедших ни в одну из классификационных схем зеркал скифского времени. Вещи из этой группы связываются рядом исследователей с «савроматской» культурой (Археология СССР 1989. Табл. 66, 18; Дж. Ортис 1993. №213 [фото с сайта georgeortiz.com]) исключительно из-за того, что три из пяти зеркал найдены в поволжском регионе. Правда, лишь одно зеркало происходит из надёжного комплекса. Оно найдено в погребении 87 Зуевского могильника в Прикамье, датированном А.В. Збруевой IV в. до н.э. (Збруева 1952 [стр. 87; стр. 133, Табл. XXVI, 12]). Ещё одно зеркало с изображением кабана обнаружено на Селитренном городище в Астраханской области, и только один экземпляр того же типа, отличающегося острым выступом на диске, не имеет изобразительного оформления — он происходит из находки на реке Казанке (Татарстан). Ещё два зеркала с выступом и зооморфным изображением в центре опубликованы в каталоге Sotheby’s и в каталоге коллекции Дж. Ортиса. Оба предмета неизвестного происхождения. [См. также: Королькова, 1997, Рис. 1.]
Несомненно, в целом мы имеем дело с единым типом зеркал, отличающимся общностью формы, пропорций, стилем зооморфных изображений и манерой их исполнения. Однако эта небольшая группа предметов таит немало загадок, первая из которых — сама форма и её мотивация. Дело в том, что все пять зеркал имеют определённые различия в конструктивных деталях и повреждения, не позволяющие полностью реконструировать форму.
Так, зеркало, опубликованное в каталоге Sotheby’s, повреждено в нижней части, где, возможно, могла находиться ручка, но её могло и не быть вовсе, так как никаких следов крепления не сохранилось. Зеркало из Селитренного городища имеет утрату как раз в верхней части, и наличие выступа можно лишь предположить, опираясь на стилистическое сходство в зооморфном изображении с остальными изделиями этой серии. У этого зеркала нет бортика, но оно изначально снабжено ручкой, которая отсутствует во всех прочих экземплярах, имеющих в соответствующем месте слом с утратой металла. Зеркало из коллекции Дж. Ортиса отличается очень низким бортиком и менее острым выступом. Оно имеет слом в нижней части, по краям которого явственно заметны следы крепления ручки и, возможно, ремонта. На зеркале из Татарстана нет ни бортика, ни зооморфного изображения. Слом нижнего края с незначительной утратой металла и следы крепления позволяют предположить существование утраченной ручки. Вероятно, ручки у большинства зеркал этого типа не были изначальным конструктивным элементом, и мы имеем дело с вторичным использованием инородных предметов и с их адаптацией к новому функциональному назначению и форме бытующего типа зеркал.
Единственный экземпляр полной сохранности, представляющий этот необычный для скифского мира тип зеркал, находится в Нью-Йорке в частной коллекции Eugene V. Thaw. Именно это зеркало может служить основанием для реконструкции формы других находок аналогичного типа. Предмет демонстрирует совершенно неожиданный вариант формы: острый выступ расположен не только в верхней части диска, но и в нижней. На диске размещены четыре рельефных фигуры копытных животных: козёл, бык, верблюд и лошадь. В каталоге в качестве территории происхождения зеркала указан регион Волги, однако есть все основания не доверять этой информации, поскольку зеркало приобретено посредством аукционной продажи и, как показывает практика, определение происхождения беспаспортной археологической находки опирается на уже известные аналогии. Зеркало с двумя выступами датируется VIII-VII вв. до н.э.
Почти все зеркала с выступом имеют зооморфные изображения, причём в определённом стиле: фигура животного выполнена в графической манере, профильное плоскостное изображение передано чрезвычайно выразительной рельефной контурной линией; поверхность тела внутри внешнего контура имеет орнаментальную разработку в виде разнообразных завитков и ритмически выстроенных полос. Изображения на зеркалах отличаются высокой степенью стилизации. В числе диагностирующих стилистических элементов — трактовка головы животного, а также весьма обобщённый рельефный контур рисунка.
В некоторых случаях изобразительная трактовка демонстрирует инвариантную для разных животных схему. Для сравнения может быть привлечено зеркало с двумя выступами из нью-йоркской коллекции. Стилизованные профильные изображения четырёх видов копытных животных выполнены также в обобщённой манере, но не контурным рисунком, а силуэтом. Весьма показательной деталью оказывается идентичная трактовка морд у различных видов животных. Во всех случаях наблюдается резкое сужение при переходе от лобной части морды к носовой. Сужение морды делит голову животного примерно в равных пропорциях. Та же схема использована в изображениях свернувшегося хищника на зеркале из коллекции Дж. Ортиса и лошади на зеркале, опубликованном в каталоге Sotheby’s. Ближайшей аналогией в трактовке зооморфных форм служат пантеры на петроглифах Киргизии (Жалтырак-Таш).
Морды кабанов на поволжских находках трактованы несколько иначе. Туловища и ноги животных выполнены по одной схеме, и лишь диагностирующие, или функциональные, признаки позволяют опознать вид животного. К их числу относятся рога, ухо, хвост, грива, горбы верблюда.
В поисках истоков изобразительной традиции, прослеживающейся на всех зеркалах с выступом, вероятно, следует обратиться к другой категории изобразительных памятников, в которых основными выразительными средствами являются контурная линия и силуэт. Речь идёт о петроглифах. Практически полное совпадение в выборе изобразительных и орнаментальных мотивов в оформлении рассмотренной серии зеркал и наскальных рисунках Киргизии, Казахстана и Южной Сибири заставляет усматривать в них генетическое сходство. Петроглифы Жалтырак-Таша особенно близки в стилистическом отношении изображениям на зеркалах.
Контурный рисунок, выполненный рельефной линией, весьма характерен для художественного оформления бронзовых изделий IX-VII вв. до н.э. центральноазиатского и китайского происхождения. Круглое зеркало с ручкой-петелькой из собрания Берлинского музея восточноазиатского искусства со свернувшимися пантерами, вписанными в фигуру кошачьего хищника большего масштаба, бухтарминское зеркало с круговым расположением оленей и козла и другие художественные изделия, выполненные в той же технике, несомненно, примыкают к этой группе памятников. Истоки этой художественной традиции и технических приёмов следует искать в Центральной Азии и Китае.
|