П.Б. Коновалов
Усыпальница хуннского князя в Суджи
(Ильмовая падь, Забайкалье).
// Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. 2008. 98 с. ISBN 978-5-7925-0260-4
[ аннотация: ]
В монографии впервые в хуннологии публикуются результаты раскопок «царского кургана» на хуннском некрополе в Ильмовой пади на юге Бурятии. Излагается процесс раскопок, последовательно прослеживается устройство сложного и оригинального погребального сооружения. Отдельными главами представлены материалы сопровождающих рядовых могил «соумирающих» и характеристика погребального инвентаря всего комплекса в целом. По находкам жертвоприношений и следам ритуального огня в могиле и вокруг неё даётся реконструкция погребального церемониала. Заключительная глава посвящена сравнительному обзору элитных погребальных памятников предшествующих и синхронных культур Средней, Центральной и Восточной Азии и определению среди них историко-культурного своеобразия памятников хуннской знати.
Издание рассчитано на историков, археологов, этнологов и всех, кто интересуется историей и культурой народов Центральной Азии.
Оглавление
§1. Внешний вид кургана №54. Обследование насыпи, верхнего заполнения ямы, грабительского хода. — 8
§2. Расчистка внутримогильной каменной конструкции. — 14
§3. Расчистка уступов ямы и перекрытия погребальной камеры. Следы жертвоприношения животных и погребального огня в могиле. — 16
§4. Обследование погребальной камеры. — 19
Приложения. — 49
Светлой памяти
моего научного руководителя
академика Алексея Павловича Окладникова
посвящаю.
Введение. ^
В 1970-1975 гг. археологической экспедицией Бурятского института общественных наук СО АН СССР были осуществлены раскопки одного из крупных погребальных сооружений на Суджинском хуннском некрополе в Ильмовой пади, что находится на юго-западе Забайкалья вблизи г. Кяхты, у российско-монгольской границы. Таких памятников из числа самых крупных на могильнике (некрополе), с размерами курганной насыпи в 15-20 м в диаметре, можно насчитать семь-восемь. Предварительные сообщения о раскопках данного кургана были опубликованы мной, с применением к подобным памятникам дефиниции «курганы хуннской знати» [см.: Коновалов 1973: 218-220; 1974: 220-233; 1976: 247-248].
Исследования больших курганов хунну имеют не очень длинную историю, связанную с территорией западного Забайкалья и северной Монголии. Лишь в последнее десятилетие имеет место повышенный интерес и повальное увлечение раскопками царских могил, однако конечные результаты этих исследований ещё не опубликованы, находятся на стадии обработки.
В прошлом были раскопки удачные, признанные в своё время крупными археологическими открытиями, были и менее удачные. Случилось так, что ранние исследования больших курганов дали относительно много вещественного материала, предметов материальной культуры, но недостаточно было получено данных об устройстве погребальных сооружений подобного ранга царских и/или княжеских усыпальниц, о погребальных обрядах и церемониальных действиях в процессе похорон (см. ниже — об истории исследований). Нашими раскопками одного из таких курганов в Ильмовой пади как раз удалось получить такого рода важные и интересные данные, хотя, к сожалению, сравнительно мало найдено остатков погребального инвентаря. Малочисленность вещественных находок явилась следствием былого основательного ограбления кургана. Но сей недостаток был компенсирован тем материалом, который мы получили, благодаря неспешной тщательной работе по выявлению общей архитектуры памятника, подробному исследованию надмогильной конструкции.
С учётом отмеченной ситуации дефицита материалов об устройстве могил хуннской знати результаты наших исследований, думается, не только существенно пополняют материалы по археологии хунну, но и представляют интерес в качестве опыта раскопок подобных памятников. Именно поэтому считаю необходимым в данной работе представить подробное описание хода раскопок с указанием всех понятных и непонятных деталей полевых наблюдений, со всеми, быть может, ошибками и упущениями в методических приёмах исследования и в разгадке некоторых секретов конструкции сооружения. В связи с вышесказанным полагаю уместным предварить своё изложение кратким экскурсом в историю изучения царских могил хунну.
[с 4-й стр. обложки:]
^ Прокопий Батюрович Коновалов –
историк-археолог, работает в Бурятском научном центре СО РАН с 1960 года. В 1976-1992 гг. возглавлял сектор археологии Института общественных наук СО РАН. В 1992-2005 гг, руководил кафедрой истории, археологии и этнологии Бурятского государственного университета. В 1981-1991 гг. участвовал в археологических исследованиях Советско-монгольской историко-культурной экспедиции АН СССР и АН МНР. В 2007-2008 гг. участвовал в раскопках хуннских памятников в монголо-российских и монголо-американских экспедициях. П.Б. Коновалов является специалистом в области древней и средневековой истории и культуры Центральной Азии, Южной и Восточной Сибири, этногенеза и культурогенеза монгольских народов. Основные опубликованные труды – монографии «Хунну в Забайкалье» и «Этнические аспекты истории Центральной Азии (древность и средневековье)».
(Открыть фото в новом окне)
|