главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
Л.Н. ГумилёвХунны в Китае.Три века войны Китая со степными народами. III-VI вв.// М.: ГРВЛ. 1974. 260 с.Отв.ред. Л.П. Делюсин. [ 10 ] Огни гаснут.
Плоды побед. — 185Феодальные учреждения в империи Вэй. — 186Воинствующий даосизм. — 191Поход на Юг. — 194Гибель тирана. — 196Гибель хуннов. — 199Плоды побед. ^
Нет сомнения в том, что табгачи проявили несравненное мужество, победив за полвека всех своих соперников, К середине V в. в бассейне Хуанхэ сгорело всё, что могло гореть, но, продолжая метафору, скажем, что раскалённые головни тлели повсюду и дышали таким жаром, который не уступал пожару. Окинем взглядом, хотя бы бегло, состояние новорождённой империи, так как ей пришлось пережить коллизии, по сложности и ответственности не уступавшие самым тяжёлым войнам.
Несмотря на блестящие победы, положение самого Тоба Дао и всего народа косоплётов было крайне сложным и напряженным. Прежде всего, надо учесть, что сяньбийцев-тоба (табгачей) было не очень много, а прочие племена были врагами империи Вэй. Одни — из-за родственных связей с вырезанными Муюнами; другие, как, например, кидани и хи (татабы), предпочитали дикую волю и охотничьи забавы службе в императорской коннице; третьи, жужани, не просто уклонялись от подданства, но вложили всю свою энергию в борьбу против новорождённой империи. Утрата Халхи лишила табгачских властителей возможности черпать людские пополнения из кочевого мира, поэтому одной из основных проблем тоба-вэйской политики была необходимость любыми средствами привязать к себе немногих телеутов, не откочевавших на север и обитавших по северную сторону Иньшаня. [1] Ещё более острым был китайский вопрос. Китайское население численностью значительно превосходило инородческое и уступало тому лишь в военном искусстве.
Но самым опасным врагом военной империи оказался буддизм. Эта система идеологии превращала закалённых воинов в пламенных аскетов и отшельников. Понятно, что такая пропаганда вырывала из рядов сяньбийского войска людей, абсолютно необходимых для военной службы. В V в. буддийская пропаганда в Центральной и Восточной Азии была особенно активна. Тоба Дао не мог её игнорировать, да и не хотел. Итак, империи Вэй пришлось вести беспощадную войну на три фронта и опираться при этом исключительно на свои собственные силы. [2] Феодальные учреждения в империи Вэй. ^
Приобретения Тоба Гуя на юге и потери на севере поставили табгачскую орду в совершенно непривычное положение. Кочевники утеряли степь, но оказались господами многолюдной земледельческой страны. Нужно было примениться к новым условиям. В подобных ситуациях способ был всегда один — феодализм как институт. [3]
Но прежде чем табгачи пришли к этому выводу, они перепробовали несколько возможностей приспособления орды к господству над культурной страной, сопряжённого со стремлением возможно большего сохранения своих кочевнических обычаев. Этот процесс нашел своё выражение в реформах Тоба Гуя. [4]
Ещё в 394 г., до победы над муюнами, Тоба Гуй создал земледельческие военные поселения, в которых табгачи в принудительном порядке обучались у китайцев возделыванию проса. В восьми аймаках, на которые разделялось коренное табгачское население, были назначены инспектора по земледелию. В зависимости от урожая табгачские земледельцы награждались или наказывались.
Победа над муюнами в 396 г. и приобретение богатых территорий поставили перед табгачским ханом проблему их использования. В 398 г. Тоба Гуй раздавал «новому народу» земельные участки и коров, т.е. стремился восстановить в завоёванных областях хозяйство, разрушенное войной. Естественно, он собирался получить с новых подданных налог, однако это ещё трудно рассматривать как феодальное обращение свободных крестьян в крепостных, так как сами табгачские кочевники в это время несли государственные повинности. Из этой затеи ничего не получилось; это видно из того, что уже в 410 г. Тоба Сэ стал селить на своих опустелых землях китайцев, ранее бежавших из-под власти кочевников и возвращавшихся домой, на условиях надельного землепользования. Так был сделан первый шаг примирения кочевой орды с китайским осёдлым населением. Эти мероприятия избавили табгачей от необходимости заниматься земледелием. Фискальные мероприятия 413 г., когда был установлен налог: с 60 дворов — 1 строевая лошадь, и 421 г.: от 100 голов рогатого скота — 1 строевая лошадь, показывают, что табгачи вернулись к привычному занятию скотоводством. [5] Затея Тоба Гуя, имевшая целью создать земледельческую орду из военнопоселенцев, последствий не имела.
Вместо того чтобы организовать табгачское собственное земледелие, Тоба Гуй восстановил для китайского населения своей державы китайский земельный налог и промысловую подать. Это позволило его преемникам сохранить большую часть своего племени как постоянную армию с пожизненным сроком службы. Можно ли считать такую ситуацию феодальной? Ни в коем случае! Это не что иное, как попытка стабилизации варварской орды, разумеется, обречённая на неудачу, как и любая попытка приостановки исторического процесса. Табгачские всадники ещё не были феодалами, а китайских крестьян нель- зя считать крепостными на том только основании, что они вносили налог государству на содержание армии.
В 398 г. при провозглашении империи, Тоба Гуй перевёл в свою столицу Пинчэн (в Шаньси) из различных областей свыше 100 тыс. семейств (цифра условна, но, видимо, близка к истине), среди которых было много ремесленников. Последние были закреплены за казной — частным лицам не дозволялось иметь рабов-ремесленников. За нарушение этого закона полагалось поголовное истребление виновного рода. Дети ремесленников в обязательном порядке наследовали занятие и профессию родителей.
Можно ли считать ремесленников государственными рабами? В европейском понимании слова раб — нет! Это были люди, закреплённые за местами работы, но охраняемые законом, не подлежащие купле и продаже. Это чисто кочевая форма зависимости. Такие же ремесленники были через 200 лет у тюркютов. Они назывались кул, что переводят как «раб», но этот перевод не адекватен. [6]
А настоящие рабы у табгачей тоже были — военнопленные и преступники. Существовало и долговое рабство. Рабов использовали сначала в качестве домашней прислуги, впоследствии — на земледельческих работах, причём рабам давался для обработки такой же надел земли, как и свободным крестьянам. Это показывает, что рабовладение не привилось у табгачей, ибо не развилась работорговля, без которой рабовладение неминуемо вырождается в колонат.
Чрезвычайно важным мероприятием Тоба Гуя был закон о престолонаследии. У всех сяньбийских племён положение женщины было очень высоким. Ханша имела подчас решающее влияние на государственные дела, а её родные проникали в органы правления. Отсюда возникала постоянная борьба за власть между родами хана и ханши. Чтобы избежать этой системы ограничения ханской власти, при преемниках Тоба Гуя была введена практика убийства ханши после объявления её сына наследником престола. В результате знатные табгачи старались не отдавать дочерей в императорский гарем и ханам приходилось брать в жёны чужестранок или пленниц. Это повело к отчуждению хана, ставшего императором, от своей аристократии и определило возможность китаизации табгачей сверху, ибо на замену табгачских родовичей во дворец приходили чуждые им китайцы — родственники цариц.
Однако без своей знати ханы не могли и не хотели обходиться. Для неё они создали систему чинов по китайскому образцу, но в отличие от китайских должности и титулы были наследственными. Это был ещё не совсем феодальный институт, но решительный шаг к нему. Распределение произошло в 404 г.
Первые четыре ранга, носившие китайские названия: ван, гун, хоу и цзы, принадлежали аристократам по праву рождения:
Следующие пять рангов — служилое дворянство, военные и чиновничество — состояли при вельможах. Вану полагалось 200 человек, гуну от 100 до 50, хоу — 25 и цзы — 12 чиновников. Вначале эта система действовала только на завоёванных территориях, но в 417 г. она была распространена на табгачские кочевья. Там было создано «Управление старшин шести аймаков», причём старшины получили титул «гун».
Несмотря на то что этот аппарат был скопирован с бюрократической системы империи Цзинь, наследственность должностей придала ему характер, позволивший ему перерасти в феодальную систему. На первых порах знатность подразумевала обеспеченность, но не богатство. С течением времени вельможи стали сосредоточивать в своих руках земли, которые превратились в латифундии.
Делались попытки учредить и ленные владения. После разгрома Хэси цзюйкюю Ухою была пожалована западная окраина современного Ганьсу и город Сучжоу на условии лояльного управления его собственной страной. Та же самая мера в 439 г. была применена к князю Уду, Ян Бао-цзуну, которому были «пожалованы» его родина и высокий военный чин. [7] Этим способом какой-то прожектёр из числа советников Тоба Дао хотел организовать управление завоёванными окраинами, а это и есть известная всем ленная система, без которой немыслим юридически оформленный феодализм. [8]
Однако то, что так блестяще привилось в Западной Европе, в Северном Китае оказалось мертворождённым. Племенные вожди, которых правительство Тоба-Вэй стремилось превратить в феодалов, не понимали, чего от них хотят. Будучи князьями, они оставались членами рода, установления и интересы которого воспринимались ими как очевидный императив. Они не могли предать своих соплеменников, потому что тем самым они предавали бы себя. Им просто в голову не приходило, что можно отказаться от своей среды и кровных взаимоотношений, потому что эта среда была для них воздухом, без которого организм гибнет. Их нельзя было подкупить, ибо шелка и золото имели для них лишь потребительскую ценность. Так, при избытке шёлка, когда у всех ханских жён было по халату, излишек отдавался жёнам сановников, боевых командиров и, наконец, отличившихся воинов. Ну как можно было растолковать такому князьку, что он должен блюсти интересы чужеземного завоевателя в ущерб своим родственникам?
Другое дело, если бы подданными подобного наместника были китайцы, но для управления этой частью населения была сохранена привычная ему бюрократия. Назначаемые и часто смещаемые чиновники совмещали административные и судебные функции; замещение должностей шло не по наследству, а по протекции.
Итак, юридический феодализм не получил развития в империи Тоба-Вэй в царствование Тоба Дао, что не мешало существовать экономическим формам феодальной эксплуатации. Задержка в социальном развитии в значительной мере объясняется теми потрясениями империи, которые вызвала религиозная нетерпимость Тоба Дао и связанные с ней экзекуции. Воинствующий даосизм. ^
Три идеологии оспаривали друг у друга первенство в Китае; даосизму выпала самая худшая доля. Конфуцианцы занимали первые места в бюрократических системах империй Цзинь и Сун; буддисты обрели приют при дворах тибетских, тангутских и хуннских царей; даосы нашли приверженцев в среде восстававших крестьян... и гибли вместе с ними. Однако учение их не исчезло и, наконец, обрело могучего покровителя.
Тоба Гуй был человеком веротерпимым и практичным. Завоевав Шаньси, он не преследовал сбежавшихся туда даосов, но служебные вакансии предоставлял конфуцианцам. Для даосов и это было благо, ибо их не жаловали даже кроткие буддисты. В тангутском и тибетском царствах Цинь за чтение даосских книг полагалась смертная казнь. А кому не надоест вечно скрываться?
Главный советник хана Тоба Сэ, начитанный и умный Цун Хао, терпеть не мог и даосов, и буддистов. Особенно последних. Он говорил: «Зачем нам, китайцам, почитать варварских богов?». [9] Этот открытый шовинизм вместе с повышенным вниманием советника к прекрасному полу позволили табгачским вельможам добиться его опалы. Очутившись в немилости, он начал увлекаться даосизмом. Как раз в это время от подпольной даосской общины к императору Тоба-Вэй прибыл «Учитель правил Небесного дворца» — Коу Цянь-чжи. Цун Хао оказал ему протекцию и благодаря этому сам вышел из-под опалы, так как теперь уже и Тоба Дао увлёкся даосским учением. Последнее понятно: каждому интересно научиться летать в пространстве, жить без пищи, узнавать будущее и т.п. Таким образом, союз фанатика и пройдохи обеспечили даосскому учению свободу проповеди в империи Тоба-Вэй и царское благоволение (423 г.).
Лиха беда начало! Поскольку врагами Тоба Дао были южнокитайские конфуцианцы, хуннские буддисты в Хэси и язычники-политеисты — жужани, то даосская идеология, отвергнутая повсюду, кроме табгачской столицы, стала для табгачского хана надёжной опорой во внешней и внутренней политике. А даосам было как нельзя более выгодно пользоваться милостью сильнейшего из владык. Союз трона и алтаря после каждой победы укреплялся и через пятнадцать лет стал давать плоды религиозной нетерпимости.
Наиболее опасными соперниками для даосов были буддисты, и первый удар пришёлся по ним. В 438 г., готовясь к войне с Хэси, Тоба Дао указом вернул в мир буддийских монахов моложе 50 лет, сославшись на нужду в воинах. [10] Это мероприятие остановило распространение буддизма. В 440 г. под влиянием Коу Цянь-чжи Тоба Дао учредил новую эру летосчисления и провозгласил себя «Государем-покровителем наивысшего покоя», чем официально включился в даосскую общину. [11]
Первые шаги на поприще даосизма были безвредны. Так, для уединённых размышлений царя было приказано построить высокую башню, куда бы не доносился никакой отвлекающий шум вроде лая собак и крика петухов. Башню начали, но не достроили. Дальше пошло хуже: начались казни за применение магии, и даже за толкование снов. В 444 г. был издан указ, согласно которому все, от князя до простолюдина, обязаны были выдавать властям известных им незарегистрированных буддийских монахов и частных колдунов; за уклонение от выполнения указа полагалась смертная казнь вместе с семьёй. Второй указ предписывал обязательное обучение в государственных школах и запрещение школ частных. [12] Мысль в государстве была взята под контроль даосской общины.
Затем пришла очередь язычников. Табгачи, попав в Китай, приняли местный культ — поклонение Небу, Земле, предкам и божествам (шэням), сохранив почитание своих древних богов. В 444 г. последнее было запрещено и всем родовичам предложено почитать лишь китайских богов. [13]
Вскоре последовали эксцессы. Тоба Дао, будучи в 446 г. в Чанъани, посетил буддийский монастырь и случайно обнаружил там склад оружия, винокурню и женщин. Это, конечно, нарушение устава, но казнь всех монахов была воспринята как неожиданность. Это была первая ласточка новой политики, а два года спустя, в 446 г., последовал указ об уничтожении всех буддийских икон и статуй, сожжении индийских книг и преданию смерти всех монахов, без учёта возраста. Каждый, почитавший чужеземных богов и делавший идолов из серебра или меди, обрекался на смерть вместе со всеми родственниками. Автором текста указа был не кто иной, как Цун Хао. [14] Такой ценой он снова обрёл царскую милость.
Указ поразил всех, в первую очередь табгачскую знать. Многие вельможи и принцы крови были знакомы с буддийским учением, и если не симпатизировали ему, то по крайней мере интересовались. Других оно увлекало. В их числе был принц Тоба Хуан, человек искренний и смелый. Он решился задержать опубликование указа, о содержании которого все уже знали, чем дал возможность многим монахам скрыться и спасти книги и иконы. Но кумирни были уничтожены все.
По поводу этого указа в исторической литературе сохранилась интересная полемика. Один известный автор считал казни монахов справедливыми, так как, живя в Китае, они чтили чужеземный закон, согласно которому не несли воинской повинности, нарушали долг детей перед родителями (отказываясь от мира) и родителей перед детьми (соблюдая целомудрие), изнуряли себя постом (грех перед телом) и собирали милостыню, т.е. не работали. Все вместе рассматривается как непростительное преступление.
Другой автор возражает первому. Если государь любит тех подданных, которые мудры, то он должен жалеть тех, которые глупы, и просвещать их, а не казнить, лишая возможности исправиться. Поэтому не следовало казнить буддистов, не предупредив их о недозволенности буддийского учения, нужно было дать им время и возможность пересмотреть свои верования. К тому же сердце человеческое непреоборимо склонно к одному либо к другому осмыслению действительности (мы бы сказали: «органически»). Поэтому Тоба Дао должен был распространять конфуцианскую истину, которая кладёт конец буддийским заблуждениям, без напрасного кровопролития. [15]
Итак, расправа над беззащитными мечтателями вызвала протест не только со стороны табгачей, но и слу- жилых китайцев, принципиальных противников буддизма, но поборников законности. Тоба Дао не склонен был терпеть оппозицию и решил добить конфуцианство, так же как он истребил буддизм. Поход на юг был предрешён.
Нельзя не отметить, что религиозная реформа больнее всего ударила по сторонникам и друзьям табгачского хана. В число чужеземных богов попали родовые табгачские духи-хранители, и космополитический буддизм был принесён в жертву идеологической диверсии китайцев, которые по-прежнему не любили завоевателей. Ведь эту акцию можно сопоставить с политическими авантюрами Цзинь Чжуна и Жань Миня: только на этот раз были использованы конфессиональный принцип и фанатическое ослепление хана. Даосизм был слишком заумен для того, чтобы стать системой мировоззрения кочевников. По существу он явился в данном случае формой китайского стремления к изгнанию иноземцев из интеллектуальной сферы. Но по неумолимой логике событий жертвой шовинистического движения должно было стать вполне китайское конфуцианство, на которое в 450 г. Тоба Дао обрушил то последнее, что у него оставалось, — военную силу. Поход на Юг. ^
Осенью 450 г. Тоба Дао, видимо, решил, что введение принудительного единомыслия достаточно укрепило его державу для того, чтобы покончить с Южной империей. Силы Вэй и Сун были не только не равны, а несоизмеримы; южане даже не надеялись устоять. Правителям пограничных областей была дана инструкция в случае серьёзного нападения табгачей отходить, уводя с собой население. Но нападение оказалось столь внезапным, что этот план не успели выполнить. И тут возник первый сюрприз. Небольшая крепость Хуань Пао с гарнизоном меньше тысячи человек отбила все приступы многочисленного противника и дождалась подкреплений, которые заставили табгачского хана снять осаду. Такого оборота дела не ожидал никто.
Больше того, отряд южнокитайских войск совершил глубокий рейд через долину р. Хань в долину р. Вэй и нанёс сильное поражение табгачам у крепости Ся, прикрывавшей горный проход из Шэньси в Хэнань. Захваченные в плен китайцы, состоявшие на службе Северной империи, сослались на безысходность своего положения — они были вынуждены драться против своих соотечественников. Довод был признан убедительным, и пленных отпустили на свободу. Этот акт великодушия получил широкий отклик. Хунны, тибетцы и прочие инородцы, жившие в долине р. Вэй, предложили свои услуги южнокитайскому полководцу, но, поскольку главные силы северян вели широкое наступление на востоке и уже захватили Шаньдун, южнокитайский отряд отошёл на юг, не закрепившись в Шэньси. [16]
Этот поход сам по себе был не более чем эпизодом, но он показал, насколько упала популярность табгачского правительства за последние годы. Однако вскоре мы увидим, что настолько же снизилась боеспособность табгачской армии, дотоле не знавшей поражений.
Оставив без внимания западную окраину, Тоба Дао пятью колоннами повёл наступление на долину р. Хуай. На этот раз Хуань Пао была взята и дорога на юг открыта. Полевые войска южнокитайцев были настигнуты при отходе и изрублены табгачской конницей. Но крепость Хуи на р. Хуай не открыла ворот противнику, и Тоба Дао был вынужден блокировать и оставить её в тылу, чтобы не снижать темп наступления. Его войска уничтожали всё на своём пути; китайское население бросало имущество и бежало на юг. Двигавшееся по опустошённой стране войско Тоба Дао начало испытывать голод, но хан довёл его до голубых вод Янцзы и стал станом против Цзянокана, находившегося на южном берегу. Только речные волны защищали южную столицу, где возникла паника, охватившая и начальство, и народ. С башни столичной цитадели стан врагов был виден как на ладони, и бледный от страха император плакал от горя и раскаяния.
Но и положение Тоба Дао было нелёгким. Кормить войско было нечем, организовать переправу — невозможно: кочевники не умели делать лодки. Поэтому табгачский хан счёл за благо предложить мир и богатые подарки. Обрадованный император согласился и послал ещё более роскошные дары. Торжественно отпраздновав (что праздновали, трудно определить)... Тоба Дао повернул свои войска на север и по дороге сделал попытку взять крепость Хуи. Он бросил на штурм этой крепости телеутов, хуннов, тангутов и тибетцев, крича осаждённым: «Убивайте их, если можете; вы окажете мне услугу, уменьшив число разбойников в моём государстве». [17] Бои шли тридцать дней; крепость устояла и дождалась флотилии речных судов, доставивших по р. Хуай подкрепление и продовольствие. Тоба Дао сжёг осадные машины и ушёл в свою страну. Преследовать его южнокитайские воеводы не решились. Гибель тирана. ^
Война 451 г. показала, что сравнительно с эпохой Фу Цзяня II и Север, и Юг потеряли ту пассионарную энергию, которая толкала людей IV в. на поступки, ставшие невозможными в середине V в . В самом деле, разве можно было обрекать на гибель хуннов Лю Яо и Ши Лэ или тибетцев Яо Хуна, заявляя, что смерть их пойдёт на пользу государству? Да они бы ни минуты не потерпели такого обращения с собой, потому что умели идти на смерть сами — за своё дело, за своё племя, за свою доблесть, а не ради каприза презиравшего их деспота. А в V в. их потомки стали больше бояться «палки капрала, чем штыков противника». Соответственно изменилась и власть. Если Тоба Гуй был табгачским ханом, Тоба Сэ — ханом и императором, то Тоба Дао стал императором Вэй и в то же время оставался ханом, не неся положенных хану обязанностей. Вместо консолидации степных племён долины Хуанхэ он учредил империю с китайской идеологией, где степняки, включая табгачей, лишились всех прав, кроме права на безусловное подчинение царю. Выиграли при этом только те китайцы, которые сумели втереться в милость к монарху и использовать его доверие для своих подлых целей. Таким был гвардейский офицер Цзун Ай, враг наследного принца Тоба Хуана.
Наследник престола зарекомендовал себя как человек смелый и добрый уже потому, что он спас много будди- стов от ярости своего отца. Можно было бы думать, что Цзун Ай был даосом и потому возненавидел царевича, но дело обстояло проще: Цзун Ай был всего-навсего мерзавцем. Когда Тоба Дао вернулся из похода и искал, на ком бы сорвать злобу, Цзун Ай обвинил в измене наследника и его друзей. Придворных казнили без суда и следствия. Царевич, «потеряв лицо», кончил жизнь самоубийством.
Такого оборота дела Цзун Ай не предвидел. Скандал получился такой, что к нему обратилось внимание двора и царя. Найти клеветника было просто, но Цзун Ай, пользуясь своим положением дворцового гвардейца, при помощи нескольких сообщников задушил царя. [18]
Хан умер, да здравствует хан! Табгачские вельможи предложили возвести на престол принца Тоба Ханя, но Цзун Ай успел тайно договориться с принцем Тоба Ю, пьяницей, страстным охотником и лентяем. Вооружив дворцовых евнухов, Цзун Ай пригласил во дворец министров, и по мере того как они входили, им рубили головы. Заодно Цзун Ай прикончил своих товарищей по заговору и принца Тоба Ханя, а затем возвёл Тоба Ю на престол, за что получил титул имперского маршала. Опять китаец-заговорщик захватывает власть в «варварском» царстве: случаев столько, что это уже система.
Дружба нового хана с фаворитом продолжалась недолго. К концу 452 г. они начали тяготиться друг другом, и Цзун Ай приказал дворцовому евнуху убить хана, что тот и исполнил. Но тут вмешался другой гвардейский офицер, Лю Ни, который крикнул толпе народа, что произошло убийство, и провозгласил царём законного наследника — Тоба Сюня. Народ его поддержал, убийцы были схвачены и после многих пыток казнены. Опять получилось так, как во всех описанных нами случаях, за исключением частных деталей.
Но здесь важно другое: взойдя на престол, Тоба Сюнь отменил указ своего деда о запрещении буддизма. Он даже разрешил строить пагоды, хотя и с ограничением: не больше одного монастыря с 40-50 монахами на уезд. [19] Смерть больше не грозила буддистам, и даже сам царь брил голову в знак уважения к «Учению».
И все-таки религиозная реформа Тоба Дао не прошла бесследно для его народа. Обрядовые традиции, принесённые табгачами, не восстановились. Конечно, табгачи не превратились в китайцев — сторонников даосизма, но за протекшие шесть лет они перестали обращаться к своим родовым духам и заполнили возникшую в психике пустоту... пьянством. Этот порок поразил больше всего их, не имевших повода бунтовать против своего хана и не хотевших принять чужой образ мысли. Пьянство развилось настолько, что в 458 г. Тоба Сюнь издал закон о смертной казни за самовольное курение вина. Но уже в 465 г. его пришлось отменить. [20] Было поздно.
Однако на первых порах двойное цареубийство оздоровило империю Тоба-Вэй. Проснулась табгачская военная доблесть, что немедленно испытала на себе империя Сун, попытавшаяся использовать гибель Тоба Дао для контрнаступления на табгачей. В 452 г. южнокитайская армия вторглась в империю Вэй и осадила крепость Гаонай. Защитники крепости вырыли подземный ход, неожиданно появились среди осаждающих и учинили там такую резню, что китайцы немедленно вернулись восвояси. [21]
Удачно стали складываться дипломатические дела. В 452 г. в Тогоне умер враг табгачей царь Мулиянь, а заменивший его Шэинь вступил в союз с империей Тоба-Вэй. Отмена указа о преследовании буддизма благотворно повлияла на отношения северокитайской империи с княжествами Западного края, и уже в 456 г. табгачи без сопротивления заняли оазис Хами, обеспечив себе контроль над великим караванным путём, по которому везли на Запад шёлк.
Но больше всего от реформы Тоба Дао выиграл сам буддизм. Поскольку непопулярный правитель ополчился на эту концепцию, то к ней примкнули все недовольные властью — тибетцы, тангуты и хунны, а также многие китайцы, как на Севере, так и на Юге. «Золотистое учение» давало утешение, нужное обиженным людям, и не требовало от неофита отказа от привычных воззрений. Число кумирен, идолов и икон возросло до такой степени, что южное правительство (Сун) обеспокоилось утечкой из обращения драгоценных металлов и шёлка. Еще опаснее было влияние монахов на женщин из знатных фамилий. В 458 г. в империи Сун был издан специальный указ, запрещающий монахам беседы с императорскими жёнами, а в 462 г. был восстановлен древний культ «Пяти царей», призванный заменить конфуцианство, бессильное против буддийской проповеди. Однако новый возврат к древности только дал повод для зубоскальства, потому что в этих «царей» уже никто не верил. [22]
Медленно и постепенно холодное золотистое сияние загасило жёлтое пламя на Севере и красное — на Юге Китая. Только синий хуннский огонёк мерцал в Турфанском оазисе, но вскоре угас и он. Гибель хуннов. ^
Последним реальным успехом Тоба Дао был разгром (хотя и не покорение) жужаньского ханства. Покорить жужаней было невозможно — они переносили войну в пространство и прятались в ущельях Хэнтея и Монгольского Алтая, дожидаясь, пока утомлённые враги уйдут, а потом собирались снова. Но каждое поражение уносило из их среды бойцов, а естественный прирост не восполнял убыли. В 445 г. умер отважный враг табгачей хан Уди, а сменивший его Тухэчжэнь вынужден был ограничиваться обороной или мелкими грабительскими набегами. В 448 г. Тоба Дао принял посольство княжества Юебань, т.е. среднеазиатской ветви хуннов, жившей в это время в Тарбагатае и Западной Джунгарии. Переговоры, занесённые в историю, означали заключение союза, который мог иметь только одну цель — войну с жужанями. Если бы юебаньцы стеснили жужаней с Запада, то те сразу бы потеряли возможность маневрировать. Правда, прямых сведений о войне в Джунгарии у нас нет, но, судя по ходу событий, мира там тоже не было и Жужань стала клониться к упадку.
Какова в этой ситуации могла быть позиция хуннского князя Аньчжоу? Он был союзником жужаней, но соплеменником юебаньцев; войска у него было мало, а население Турфанской котловины относилось к нему враждебно. Ему приходилось маневрировать, лгать, изворачи- ваться, но всему приходит конец. В 460 г. жужаньское войско осадило его крепость, а когда она сдалась, все хунны, находившиеся там, были убиты.
И не странно ли, что на эти самые годы приходится столь же трагический конец западной ветви хуннов, которую принято называть гунны, чтобы подчеркнуть этническую модификацию, возникшую вследствие смены места обитания и интенсивного смешения с уграми и аланами. [23] Могучее царство гуннов не только пало, но и исчезло без следа.
Трудно утверждать, что хронологическое совпадение гибели азиатских хуннов и европейских гуннов было случайностью, но столь же трудно усмотреть здесь прямую историческую закономерность. Однако нельзя не отметить, что если в 451 г. Аттила решал судьбы Римской империи, то уже в 454 г. его сын и наследник Эллак пал смертью храбрых у р. Недао, а его братья, Денгизих и Ирник, тщетно пытались закрепиться в причерноморских степях. Агония гуннов продолжалась до 469 г., когда голова Денгизиха была доставлена в Константинополь. Агония эта была осложнена событиями, происшедшими в Средней Азии, казалось бы равно далекой и от Турфана и от Чёрного моря.
Здесь мы отойдём от принятой манеры повествования, т.е. прямых ссылок на источники, потому что реконструкция хода событий, с одной стороны, слишком громоздка, а с другой — сделана нами в ряде узкоспециальных исследований. [24]
Но краткая справка о событиях в Средней Азии в V в. нужна, чтобы связать историю азиатских хуннов с всемирной историей.
В середине V в. хунны Юебань, базировавшиеся на склонах Саура и Тарбагатая, на юге граничили с племенем абар, или «истинных авар», называемых так в отличие от «псевдоавар», или племён «вар», живших на Яике и Эмбе. Около 460 г. эфталиты совершили поход на север и так напугали абар, что те бросились спасаться и напали на племя сабир, [25] обитавших в Западной Сибири, на границе тайги и степи. [26] Эти последние двинулись на Запад и столкнули с места угорские племена сарагуров, оногуров и урогов, которые в 463 г. победили гуннское племя акациров, чем лишили западных гуннов тыла и обрекли их на поражение. Дальнейшая история этих племён исчерпывающе изложена М.И. Артамоновым, [27] а нам важнее события, происходившие в Средней Азии.
Юебаньские хунны воспользовались ослаблением абар и распространились на всё Семиречье, куда абары вернулись, но уже не как самостоятельное племя. Им пришлось кооперироваться с мукринами, одним из сяньбийских племён, ещё во II в. прикочевавшим на склоны Тяньшаня и некоторое время существовавшим там самостоятельно под названием Западносяньбийской орды. В VI в. эти племена слились и образовали народ тюргешей. Юебань же просуществовала всего до конца 80-х годов V в. Её самостоятельность была уничтожена телеутами, отложившимися в 487 г. от Жужани. Но и счастье тех было недолговечно: их завоевали в 495-496 гг. эфталиты, а затем разгромили жужани и, наконец, в 547 г. покорили тюркюты. А потомки среднеазиатских хуннов уцелели. Они образовали четыре племени: чуюе, чуми, чумугунь и чубань, игравшие огромную роль во время существования Великого тюркского каганата и после него; но хуннами их уже называть нельзя, хотя они, бесспорно, потомки хуннов.
Но тут мы натолкнулись на основную проблему этнологии: что такое этнос? Все народы имеют предков, восходящих к палеолиту; большинство народов, исчезая, оставляет потомков. Этногенез хуннов — только фрагмент этнической истории человечества: в нём, как и в других отдельных случаях, частное перепутано с общим настоль- ко, что расчленить одно от другого невозможно. Поэтому отошлём читателя к нашим специальным рассуждениям о природе этноса и ритме этногенеза, а пока попытаемся ответить на поставленный выше вопрос: гибель хуннов случайна или закономерна?
Во второй половине V в. хуннский этнос исчез в четырёх районах, не похожих друг на друга ни по природным условиям, ни по населению, ни по культуре. Точнее, погибли четыре народа, в которых хунны присутствовали как необходимый компонент. Это скорее говорит о том, что хунны несли в себе зародыш гибели. Но это не значит, что сами члены хуннского этноса были неполноценными людьми. Как только исчезла этническая целостность, они нашли для себя возможности существования в рамках других этнических целостностей. Так, акациры смешались с сарагурами и породили древних болгар; ганьсуйские хунны вошли в состав орды тюркютов Ашина; чуйские племена поддерживали величие Западнотюркютского каганата и выделили из своей среды героическое племя тюрков-шато, в X в. вновь овладевшее Китаем. Наконец, хунны, оставшиеся в Ордосе, Шэньси и Шаньси, смешались с табгачами и разделили судьбу империи Тоба-Вэй, что понуждает нас вернуться к истории зоны этнического контакта, чтобы проследить исчезновение народа, хронологически отставшее от падения его политической самостоятельности.
П. Будберг, отмечавший кровные связи хуннов с табгачами, датирует последнее самостоятельное выступление хуннов в Шаньси 525-526 гг., когда их вождь Лю Ли-шэн принял титул хана. [28]
Правда, самоназвание этого племени было не хунну, а «ши ху», или в другом месте текста, «горные ху», что даёт повод усомниться в их генеалогии, но их этнокультурная принадлежность к хуннской культуре сомнений не вызывает. По-видимому, это был реликт, сохранявшийся на северной окраине империи Вэй до VI в. Это последнее упоминание о хуннах как об отдельном народе. Оно в сочетании со всеми высказанными соображениями даёт нам право проследить последнюю страницу истории этнического контакта в эпоху, когда межплеменные коллизии уступили место социальным.
[1] Г.Е. Грумм-Гржимайло, Западная Монголия, стр. 199-200.[2] R. Grousset et S. Regnault-Gatier, L’Extrême Orient, — Histoire Universelle, 1, Paris, 1965, стр. 1655.[3] Ibid.[4] Л.И. Думан, К истории государств Тоба Вэй и Ляо и их связей с Китаем, — Учёные записки ИВАН, т. XI (китайский сборник) , М., 1955.[5] Вряд ли будет правильно рассматривать закон 421 г. как усиление налогового обложения. Во-первых, сама система обложения основана на другом принципе, что было бы невозможно, если бы первый принцип сохранялся в силе. Во-вторых, в 413 г. табгачи ещё вели войну на три фронта, а к 421 г. уже одержали полную победу; странно было бы при этих обстоятельствах удваивать налог строевыми лошадьми. В-третьих, для осёдлого населения в это время была восстановлена китайская система обложения; если допустить, что закон 413 г. продолжал действовать, то придется считать, что осёдлые табгачи платили двойной налог, т.е. больше, чем китайцы, что исключается. На основании этих соображений следует сделать вывод, что закон 421 г. пришел на смену закону 413 г., а не дополнил его.[6] Л.Н. Гумилёв, Древние тюрки, стр. 54-55.[7] Н.Я. Бичуpин, История Тибета..., стр. 105.[8] «Происхождение феодализма коренится в организации военного дела у варваров во время самого завоевания, и эта организация лишь после завоевания, благодаря воздействию производительных сил, найденных в завоёванных странах, развилась в настоящий феодализм», — К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2, т. 3, стр. 74.[9] Wieger, стр. 1267.[10] Ibid., стр., 1313.[11] Ibid.[12] Ibid., стр. 315.[13] Ibid., стр. 316.[14] Ibid., стр. 1317.[15] Ibid, стр. 1317-1319.[16] Ibid., стр. 1306.[17] Ibid, стр. 1310.[18] Mailla, IV, стр. 80.[19] Wieger, стр. 1319.[20] Ibid, стр. 1338.[21] Ibid., стр. 1331-1332.[22] Ibid., стр. 1334-1335.[23] К.А. Иностpанцев, Хунну и гунны, Л., 1926.[24] См. работы Л.Н. Гумилёва: Эфталиты и их соседи в IV в. — ВДИ, 1959, №1; Некоторые вопросы истории хуннов, — ВДИ, 1960, №4; Три исчезнувших народа, — в кн.: Страны и народы Востока, II, М., 1961; Эфталиты — горцы или степняки?, — ВДИ, 1967, №3; В кн.: М.И. Артамонов. История хазар, Л., 1962, прим. ред. 13, стр. 106-107; Древние тюрки, стр. 35; Ирано-эфталитская война в V в., — в кн.: F. Althеim und R. Stiehl, Die Araber in der Alten Welt, Bd V, 2, Berlin, 1960.[25] Самодийское племя. См.: Р. Hajdu, Die ältesten Berührungen zwischen den Samojeden und die ienisseischen Völkern, — Acta Orientalin, t. III, стр. 88-189.[26] Предполагалось, что «абарами», толкнувшими сабиров, были жужани. Помимо всего прочего, читатель может видеть, что в 460 г. жужани были в таком положении, что скорее их можно было толкать; кроме того, они не граничили с народами Сибири, ибо их разделяла Юебань.[27] М.И. Артамонов, История хазар, Л., 1962, стр. 61.[28] P. Boodberg, Two Notes..., стр. 297 — n. 55.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги