главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Древний Восток и античный мир. Сборник статей, посвящённый профессору Всеволоду Игоревичу Авдиеву. М.: 1972. Б.Н. Граков

Бортничество у отдельных первобытных племён
европейской части СССР.

// Древний Восток и античный мир. М.: МГУ. 1972. С. 8-12.

 

По сообщению Полибия, а позднее Плиния Старшего, [1] воск из Северного Причерноморья вывозился наряду с предметами роскоши. Плиний упоминает, наряду с понтийским воском, пунический, корсиканский и критский и указывает на высокое качество черноморского. В его сообщении много технологических данных, но только о применении воска в медицине и в быту. Между тем всякому археологу-античнику хорошо известно об употреблении этого природного вещества в кораблестроении, в письменности для табличек (tabellae), в живописи и скульптуре, в медицине (пунический и корсиканский сорта). Греки городов — апойкий Причерноморья, конечно, как греки и римляне Средиземноморья, занимались пчеловодством. [2] Но таких остатков нет и едва ли они когда-нибудь достанутся археологам. Так, по крайней мере, обстоит дело в апойкиях Северного Причерноморья. Ещё А.С. Лаппо-Данилевский высказал предположение, что у степных скифов существовало «медоводство», под которым маститый автор, вероятно, подразумевал бортничество. [3] Последнее началось очень рано, во

(8/9)

всяком случае в конце первобытности, точнее, в конце бронзового века.

 

В.А. Городцовым в Черногоровке (бывшего Изюмского уезда Харьковской губернии) были найдены удила и уздечный набор; на удилах, судя по фототипии, заметны следы отпечатков пальцев и другие признаки лепки, [4] хотя удила, конечно, подвергались обработке после отливки (рис. 1).

 

Эти коллекции Харьковского музея погибли во время фашистского вторжения. Однако их видели до войны А.М. Талльгрен и А.А. Иессен, которые указали совершенно ясно на существование в эту позднюю пору бронзового века литья по восковой модели. [5] А.М. Талльгрен удила видел и описал, но указания о литье с утерей восковой модели не сделал, да и не привёл на рисунках, а лишь вообще указал на их бытование в предскифских культурах степи. Он видел черногоровский экземпляр в Харькове в начале текущего века и, конечно, имел их в виду, цитируя находку в кургане Черногоровки, но по ходу слишком общего изложения он вскользь отметил эти удила как известные от Волги до Днепра.

 

Литьё по восковой модели отлично изучено на примере браслетов ,и других вещей. А.И. Тереножкиным в близкой по времени к Черногоровке чернолесской культуре, центр которой находился на притоке Днепра Тясмине, на верхнем течении Ингульца и по р. Ворскле в Днепровском среднем левобережье. [6]

 

По сложности изделий в зверином стиле, по крайней мере, тех, которые относятся к VI-V вв. до н.э., следует часто предполагать литьё с потерей восковой модели. [7] Некоторые из вещей в зверином стиле из лесостепной полосы исследовал с технической стороны в своей докторской диссертации «Хозяйство лесостепных племён Восточной Европы» харьковский учёный Б.А. Шрамко и установил их изготовление с утерей восковой модели. Особенно тщательно он исследовал бронзовое навершие из кургана у села Волковца. Но и на многих других превосходных фотографиях альбома, приложенного к диссертации, я вижу явные следы лепки по воску.

 

Замечательное изделие, изготовленное с утратой восковой модели — фигура предполагаемого скифского Зевса Папая. [8] На его

(9/10)

(10/11)

Рис. 1. Комплекс бронзовых изделий из Черногоровки:

1 — иголка, 2, 3 — пряжки, 4 — шило, 5, 7 — псалии, 6 — удила, 8-11 — бляшки, украшавшие уздечку.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

Рис. 2. Бронзовая фигурка Папая из Киевского исторического музея.

(Открыть Рис. 2 в новом окне)

 

лице и оперении осеняющих его четырёх орлов превосходно видны следы лепки по воску (рис. 2). Впрочем, на подлиннике то же заметно и в других деталях. Время этой фигуры, вероятно, рубеж VI-V вв. до н.э. В Киевском историческом музее под одним номером с Папаем значится происходящая из той же случайной находки целая хиосская амфора того же времени. А.И. Тереножкин несколько лет назад открыл части такого же навершия из одной литейной формы с упомянутым выше экземпляром Киевского музея. Новая находка сделана при разведке в одном из курганов на полях между сёлами Алексеевкой и Покровкой к западу от города Никополя. Углубимся к племени лесных городищ. Начнём с ананьинской культуры. Здесь встречаются стремечковидные удила, как в Черногоровке, тонко выполненные головки зверей на обушках бронзовых клевцов, парадные, возможно, жреческие топоры с мордами медведей. [9] Украшения, несомненно, литые по восковой модели есть на городищах дьяковских, юхновских, милоградских и смоленских. Например, на дьяковском городище «Щербинка» на обороте бляшки ясно виден отпечаток большого пальца. С полным успехом занялся разделением на этапы бронзовых вотивов Гляденовского костища А.П. Смирнов, причём он предположил бортничество по фигуркам пчёл, которые, как и все вотивы Гляденова, отлиты, конечно, по восковой модели. Теперь уже не надо обращаться к неолитической живописи Альмерии, на которой женщина

(11/12)

лезет с кувшином к диким пчёлам. [10] В мировой археологической литературе, насколько я знаю, не связывают с литьём по восковой модели, неизбежно следующее отсюда бортничество. Фреска из Альмерии предшествует бронзовому веку. Благодарю А.И. Тереножкина и Р.Л. Розенфельда за сообщение неопубликованных данных.

 

 


 

[1] Pol. IV, 36; Рlin. N. h. XXI, 83.

[2] См. под словом Bienenzucht в RealEnc. Pauly Wissowa.

[3] Записки Отделения Русской и славянской археологии императорского Русского археологического общества, IV, СПб., 1887, стр. 504.

[4] В.А. Городцов. Результаты археологических исследований... «Труды XII археологического съезда», т. I. М., 1914, табл. XIII, стр. 5-11.

[5] А.М. Tallgren. La Pontide Prescythiaque apres l’introduction des metaux. «Eurasia septentrionalis antiqua», II. Helsinku, 1926, pp. 209-210.
А.А. Иессен. К вопросу о памятниках VIII-VII вв. до н.э. на юге Европейской части СССР. «Советская археология», 1953, т. XVIII, стр. 50.

[6] А.И. Тереножкин. Предскифский период на Днепровском правобережье. Киев, 1961, стр. 106-174.

[7] М.И. Артамонов и Ян Филип. Сокровища скифских курганов. Прага — Ленинград, 1966, стр. 24-36.

[8] Б.И. и В.И. Ханенко. Древности Приднепровья. Киев, 1899, вып. II, стр. 13; «Нариси стародавньої історії Украіньскоі РСР». Київ, 1957, стр. 161. М.И. Артамонов. Антропоморфные божества в религии скифов. «Археологический сборник Эрмитажа», №2. Л., 1961, стр. 75, рис. 19.

[9] А.В. Збруева. История населения Прикамья в Ананьинскую эпоху. «Материалы и исследования по археологии СССР», №30. М.-Л., 1952.

[10] А.П. Смирнов. Очерки древней и средневековой истории Среднего Поволжья и Прикамья. «Материалы и исследования по археологии СССР», №28. М., 1952. О бортничестве, стр. 103, вотивы Гляденова, стр. 85 и 86, табл. XVIII и XIX; Г. Кларк. Доисторическая Европа. М., ИЛ, 1963, стр. 44, рис. 12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки