главная страница / библиотека / оглавление книги

А.Д. Грач, Д.Г. Савинов, Г.В. Длужневская. Енисейские кыргызы в центре Тувы

А.Д. Грач, Д.Г. Савинов, Г.В. Длужневская

Енисейские кыргызы в центре Тувы

(Эйлиг-Хем III как источник по средневековой истории Тувы)

// М.: Фундамента-Пресс, 1998. 84 с.

 

Глава II.
Могильник Эйлиг-Хем III — памятник енисейских кыргызов в Центральной Туве.

Отчёт о раскопках 1965 года.
Д.Г. Савинов, Г.В. Длужневская

Могильник Эйлиг-Хем III — памятник енисейских кыргызов в Центральной Туве. — 12-13
    I. Погребальный обряд (с. 14-21)
    II. Сопроводительный инвентарь (с. 22-44)
          1. Предметы вооружения.
          2. Предметы снаряжения верхового коня.
          3. Бытовые предметы.
          4. «Приклад».
    III. Историко-культурная интепретация (с. 44-53)

Могильник Эйлиг-Хем III — самый крупный из всех известных памятников начала II тыс. н.э. в Центральной Азии и Южной Сибири. В четырёх курганах этого могильника (кург. 1-4), по данным А.Д. Грача, было найдено более 200 предметов [Грач, 1966, с. 31], наиболее полно характеризующих культуру енисейских кыргызов в Туве. Особое значение материалов могильника Эйлиг-Хем III заключается в том, что здесь, в традиционных для енисейских кыргызов погребениях по обряду трупосожжения, не только представлены многочисленные серии некоторых видов предметов сопроводительного инвентаря, но и в одних и тех же комплексах сочетаются отдельные типы вещей, характерные как для предшествующего времени, так и для последующих этапов развития культуры енисейских кыргызов. Это придаёт материалам могильника Эйлиг-Хем III значение ключевого памятника для понимания исторических событий, происходивших в северных районах Центральной Азии в начале II тыс. н.э.

 

Могильник находится почти в самом центре обширной долины р. Эйлиг-Хем, правобережного притока р. Енисей (Улуг-Хем). «Могильное поле», составной частью которого является комплекс Эйлиг-Хем III — независимая от других группа курганов, насчитывает более двухсот сооружений разных типов и исторических периодов Тувы [Длужневская, 1983, с. 196-197]. Полевые исследования 1981-1983 гг. показали, что в долине р. Эйлиг-Хем раскопаны все курганы позднего этапа культуры енисейских кыргызов (конца X-XII вв. н.э.), что даёт основания для решения конкретных культурно-исторических проблем, связанных с пребыванием енисейских кыргызов в Центральной Туве.

 

Могильник Эйлиг-Хем III включает 10 сооружений, в том числе 4 кургана погребального характера (№ 1-4), 4 ритуально-поминальные выкладки (№ 5-8) и две стелы с тюркскими руническими надписями и тамгами, установленные в оградках (№ 9-10) (табл. I, II). При этом стела № 9 — «стела Багыра» находится в центре могильника, а № 10 — «Кара Йаша» отстоит от крайнего сооружения № 6 на 70 м к юго-западу. Курганы и выкладки образуют цепочки из двух-трёх сооружений, вытянутые по линиям юго-запад — северо-восток и север-юг. Общее направление расположения объектов, включая стелу № 10, — юго-запад — северо-восток. Погребальные сооружения 1 и 2 возведены севернее «стелы Багыра», остальные южнее её. При этом ритуально-поминальная выкладка № 5 определенно сопутствует кургану № 3 и размещена к северо-северо-западу от него; сооружения № 6-8 образуют линию, параллельную курганам погребального характера № 3-4. Курганы 1 и 2 не имеют поминальников, а при двух сооружениях — 3 и 4 находится четыре поминальных объекта. Определённо можно говорить только о связи курганов 3 и 5 и о том, что в целом сооружения поминального характера, размещённые к западу от погребальных, бесспорно, связаны с погребальными сооружениями.

(12/13)

 

Традиция установки стел к юго-востоку от курганов, к которым они относятся, прослеживается на памятниках предшествующего этапа культуры сер. IX-X вв. н.э. [Кызласов, 1969, с. 108, 112]. Причем стелы могли находиться как на площади могильника — Бай-Булун, Элегест, Чинге; Ир-Холь; Хербис-Баары [Кызласов, 1983, с. 153-170; Кызласов, 1965, с. 104-113; Вайнштейн, 1963, с. 264-267], так и в некотором удалении от него — Ортаа-Хем, Демир-Суг [Арагачи, 1963, с. 253-256; Кляшторный. Самбу, 1971, с. 245-249], то есть визуально не были связаны с курганами. Это явление более характерно для памятников позднего этапа кыргызской культуры. Обычай установки стел доживает до XI-XII вв. — Малиновка [Кызласов. 1969, с. 112; Кызласов И., 1981, с. 206-207]. К этому времени со стел исчезают тамговые знаки, и только на двух могильниках конца X-XI вв. имеются стелы с руническими надписями, установленные в оградках, — Эйлиг-Хем III и Алдыы-Бель I [Батманов и Кунаа, 1965, с. 15-18].

 

Таким образом, как «стела Багыра», установленная в 1,5 м к юго-востоку от кургана 2, так и «стела Кара Йаша», находящаяся поодаль, по тамгам чаа-хольского типа датируются временем не позднее начала XI в. [Кызласов, 1960, с. 91-120]. Поминальные стелы с нанесёнными на них руническими надписями и тамгами являются важной составной частью погребально-поминального обряда кыргызов.

 

Таблица II. План могильника Улуг-Хорум (Эйлиг-Хем III).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.Д. Грач, Д.Г. Савинов, Г.В. Длужневская. Енисейские кыргызы в центре Тувы

главная страница / библиотека / оглавление книги