главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Л.П. Гаген, Н.Г. Герасимова, Е.Г. ШейнинаЗакрепление резного обуглившегося дерева.// СГЭ. [ Вып. ] XXXV. Л.: «Аврора». 1972. С. 80-83.
Консервация обуглившегося дерева — процесс специфический, потребовавший разработки специальной методики. Мастерская реставрации монументальной живописи занимается консервацией обуглившихся резных деревянных предметов с 1951 г., когда при раскопках в Пенджикенте были впервые найдены скульптура и фрагменты обугленных резных балок, покрытых орнаментом. Методика обработки, предложенная П.И. Костровым, вытекала из характера и состояния найденных предметов, которые без закрепления на месте нельзя было вынуть из земли. Даже в самом лучшем случае, когда обуглившаяся резная поверхность сохранялась целиком, она состояла из хрупких пористых угольков, не сцеплённых ни между собой, ни с нижележащей обуглившейся древесиной. Такое состояние не допускало основательной расчистки и заставляло удовлетвориться лишь удалением с поверхности лёссового завала; затем следовало немедленное закрепление быстросхватывающим составом. [1] В качестве такого состава наиболее удобен кипящий парафин, которым заливают очищенный от лесса предмет. Открытую поверхность укреплённого парафином предмета заклеивают несколькими слоями марли также на парафине. После остывания парафина обуглившееся дерево осторожно вынимают из земли и затем таким же способом обрабатывают его тыльную сторону. [2]
В мастерской парафин растапливают электроотражателями, проводят тщательную очистку поверхности угля от лёсса, забившегося в углубления резьбы, трещины и щели. Окончательное закрепление экспоната производят смесью воска и канифоли (1:1) таким образом, чтобы уголь был достаточно закреплён, но фактура его не утратила своего характера. Для большей прочности и лучшего выявления изображения — щели и утраты заполняются мастикой из толчёного угля, замешанного на растворе синтетической смолы ПБМА (полибутилметакрилат). Способ монтировки на деревянную основу выбирался в соответствии с характером объекта.
Эта методика позволила извлечь из завалов и обработать целый ряд интереснейших памятников деревянной резьбы, представленных в настоящее время в экспозиции искусства и культуры Средней Азии.
Подобный способ консервации оказался наиболее целесообразным для закрепления предметов, имеющих большие размеры. В некоторых случаях для обработки небольших предметов, которые невозможно было вынуть из завала без закрепления, применяли несколько иную методику — закрепление раствором ПБМА на ацетоне. Этот раствор создает обволакивающую плёнку и позволяет вынуть предмет из земли почти без предварительной расчистки. В мастерской, после растворения плёнки, проводят расчистку и глубинное закрепление раствором ПБМА на ксилоле.
Чтобы незакреплённый уголь сделать прочным, в него надо ввести достаточное количество закрепляющего материала, в данном случае синтетической смолы ПБМА. Пропитку раствором приходится повторять многократно, вводить его в большом количестве, чтобы в итоге, после испарения растворителя, в порах угля сконцентрировалось достаточное количество смолы. Естественно, что это очень замедляет процесс закрепления. Казалось более целесообразным ввести в уголь не раствор ПБМА, а жидкий мономер БМА (бутилметакрилат), который легко проникает в поры угля и в определенных условиях превращается в полимер, то есть полимеризация происходит внутри самого объекта. Для мокрого дерева такая методика уже применялась в Эрмитаже. [3] Использование этого метода для обуглившегося резного дерева потребовало проведения ряда экспериментальных работ, чтобы определить оптимальные условия пропитки и полимеризации.
Непосредственным поводом послужило поступление в Государственный Эрмитаж деревянных обуглившихся пластин с тончайшим резным рисунком на обеих сторонах. Эти пластины были обнаружены при раскопках склепа на горе Тепсей на правом берегу Енисея Красноярской археологической экспедицией в 1968 г. [4] Пластины, распавшиеся на отдельные небольшие куски (3-12 см длиной), были вынуты археологами без предварительного закрепления.
Рисунок на пластинах выполнен по контурам изображений тонкой углублённой резьбой, а детали ещё более тонкой штриховкой. [5] Обуглившиеся фрагменты, очень хрупкие и ломкие, были покрыты сетью мелких трещин.
Наслоения, приставшие к поверхности и частично скрывающие рисунок, нельзя было удалить до закрепления. Несмотря на такое состояние, фрагменты всё же оказалось возможным погрузить в ванну с меномером.
Для пропитки использовался мономер БМА, предварительно очищенный от ингибитора (гидрохинон) и содержащий 1% катализатора (перекись бензоила). [6] Пропитка велась двумя способами — при нормальном давлении и в вакуумном шкафу. При нормальном атмосферном давлении образцы выдерживались в ванне, заполненной мономером БМА, без доступа света от 20 до 200 часов. При этом воздух, заполнявший поры угля, постепенно вытеснялся мономером. Через 20 часов вес фрагментов увеличивался на 68-120%, в зависимости от степени пористости и величины фрагмента. За следующие 25 часов вес увеличивался всего на 10%, а дальнейшее нарастание веса шло ещё медленнее (в среднем 10% за следующие 160 часов). Таким образом, пропитка происходила эффективно лишь в первые 48 часов. [7] Обычно за это время вес фрагмента увеличивается в 2 раза. Меньшая насыщенность мономером нежелательна, поскольку проверка показала, что при содержании 50-70% мономера уголь иногда оказывался недостаточно прочным.
В отдельных случаях, зависящих от свойств древесины, степени обугленности её, при нормальном давлении не удаётся добиться необходимого увеличения веса. Поэтому были проведены опыты по пропитке фрагментов мономером в вакуумном шкафу при давлении от 160 до 10 мм ртутного столба. Опыты показали, что в этих условиях необходимое увеличение веса достигается уже через 20-40 минут, поскольку при пониженном давлении происходит отсос воздуха из пор угля и замещение его мономером.
Таким образом, для резного обуглившегося дерева можно рекомендовать пропитку мономером БМА либо в закрытой ванне при нормальном давлении в течение 40-60 часов в темноте, либо в вакуумном шкафу при давлении около 85 мм ртутного столба в течение 20-50 минут. И в том и в другом случае привес должен быть не менее 80-100%.
После того, как резное обуглившееся дерево пропитано мономером БМА, производится полимеризация, то есть превращение БМА в ПБМА. Полимеризация идёт в термостате в закрытой термостойкой посуде при температуре 90-106° в течение 6-7 часов. Наиболее целесообразен объём посуды, превышающий объём образца в 4-6 раз. При таком соотношении на поверхности предмета не образуется смоляная плёнка. Экспонат должен иметь возможно меньше точек касания с посудой, чтобы не произошло приклеивание. Для этого посуду изнутри и тонкие палочки, которые подкладываются под предмет, обёртывают папиросной бумагой, пропитанной осетровым клеем. В процессе полимеризации происходит некоторая потеря мономера (испарение и вытекание). Чтобы уменьшить вытекание, предмет следует устанавливать не на торцовый, а на продольный срез. После 6-7 часов полимеризации уголь оставляют в отключённом термостате для медленного остывания. Вынимать фрагмент горячим не рекомендуется, так как резкое остывание может привести к расширению трещин. Вес окончательно обработанных предметов в 1,8-2,0 раза превышает их первоначальный вес.
В итоге такой обработки (пропитки и полимеризации) обуглившееся дерево приобретает необходимую прочность, сохраняя размеры, форму и фактуру поверхности. Поры угля заполняются низковязким ПБМА (удельная вязкость 0,2-0,3), какой применяется для глубинной пропитки. Он легко растворяется ацетоном и ксилолом. Фрагменты, которые до закрепления невозможно было расчистить, после обработки хорошо поддаются расчистке.
Закреплённые таким способом отдельные фрагменты резных пластин были склеены раствором высоковязкого ПБМА на ацетоне и восстановлены в первоначальных размерах — до 1 м длиной.
Метод обработки обуглившегося дерева путем полимеризации мономера внутри закрепляемого объекта был утверждён реставрационным советом Государственного Эрмитажа в феврале 1970 г.
[1] П.И. Костров, Исследование, опыт реконструкции и консервация живописи и скульптуры древнего Пенджикента. Скульптура и живопись Древнего Пенджикента, М., 1959, стр. 177.[2] В указанной статье П.И. Кострова в качестве закрепляющего состава была рекомендована воско-канифольная смесь, однако в полевых условиях более удобным оказался парафин.[3] И.Л. Ногид, А.И. Поздняк, Консервация мокрой археологической древесины, СА, 1965, 3, стр. 277-279.[4] М.П. Грязнов, М.Н. Комарова, Раскопки у горы Тепсей на Енисее. — В сб.: Археологические открытия 1968 года. М., 1969, стр. 179.[5] Предположения авторов раскопок о полихромности пластин не подтвердились.[6] Следует отметить, что мономер БМА токсичен, и работать с ним можно, только принимая необходимые меры предосторожности, используя вытяжной шкаф, защитные перчатки и пр.[7] Следует отметить, что мономер БМА токсичен, и работать с ним можно, только принимая необходимые меры предосторожности, используя вытяжной шкаф, защитные перчатки и пр.
наверх |