● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

А.Я. Борисов, В.Г. Луконин. Сасанидские геммы. Л.: Изд-во Государственного Эрмитжа. 1963. А.Я. Борисов, В.Г. Луконин

Сасанидские геммы.

// Л.: Изд-во Государственного Эрмитжа. 1963. 224 с.

 

Скачать файл: .pdf, 62,7 Мб

Оглавление

 

От редактораК.В.Тревер ]. — 3

 

Предисловие. — 5

 

В.Г. Луконин. Сасанидские геммы. — 7

Введение. — 9

Вопросы датировки сасанидских гемм. — 12

«Штриховая резьба» и проблема парфянской глиптики. — 23

Сюжеты. — 31

1. Типы. — 31

2. Символика. — 34

3. Образы. — 35

4. Знаки. — 38

Техника обработки резных камней. — 46

Надписи. — 48

Палеография. — 55

Summary. — 66

 

А.Я. Борисов, В.Г. Луконин. Каталог сасанидских гемм Государственного Эрмитажа. — 71

 

Иллюстрации. — 195

 

Указатели. — 217

I. Список коллекционеров и антикваров. — 217

II. Указатель сюжетов. — 218

III. Указатель к надписям. — 219

 

Библиографические сокращения. — 220

 


 

[ От редактора. ]   ^

 

«Никакое явление, никакое произведение искусства — тем более искусства народного — тем более бывшее в пользовании и предназначавшееся для пользования широких народных масс, не может быть исключаемо из круга всех прочих явлений, из круга тех фактов, в окружении которых этот памятник возник...» При изучении глиптики «нужно знание культурной среды, знакомство со всеми иными памятниками, литературой, религией, фольклором, языком...»

 

Этими словами И.А. Орбели в 1927 г. обосновал в Эрмитаже своё положение о назревшей необходимости выделить из общего отделения глиптики восточные, главным образом сасанидские, резные камни. Прошедшие с тех пор 35 лет подтвердили правильность его точки зрения по этому вопросу.

 

После поступления собраний глиптики в отдел Востока началось изучение этой богатой коллекции, причём самое интенсивное участие в нём принял И.А. Орбели, которым, между прочим, были изготовлены на карточках-указателях многие сотни сургучных отпечатков с камней.

 

На помощь отделу Востока пришли М.И. Максимова, введшая нас в понимание технических приёмов, которыми пользовались мастера, создававшие портреты, тончайшие изображения зверей, птиц, чудовищ, а также А.Е. Ферсман, не один час посвятивший минералогическому определению камней, которыми пользовались восточные резчики.

 

Хотя И.А. Орбели с самого начала работы указывал на необходимость палеографического анализа, без которого датировка гемм при самом скрупулезном изучении техники и стиля не может считаться достоверной, недостаточная изученность в то время этой научной дисциплины не позволяла при исследовании пехлевийских надписей ни установить текст легенды, ни, тем более, датировать её. То же самое затруднение в 20-е годы встречали исследователи, пытавшиеся разобраться в письме и содержании соответственных пехлевийских надписей на предметах сасанидской торевтики; только единичные надписи были к тому времени прочитаны русскими и зарубежными исследователями.

 

В конце 30-х годов к этой работе был привлечён молодой сотрудник отдела Востока А.Я. Борисов, прекрасно владевший многими восточными языками, талантливый лингвист, филолог и палеограф. Он продолжил работу по составлению научного каталога сасанидских печатей и одновременно прочёл и дал перевод ряду имеющихся на них надписей. Работа его была прервана началом Великой Отечественной войны, а потом безвременной гибелью этого молодого учёного, на которого востоковедная наука возлагала большие надежды.

(3/4)

 

В 50-х годах прерванная войной работа по дальнейшему составлению каталога, чтению надписей и подготовке исследования была поручена только что окончившему аспирантуру при отделе Востока Эрмитажа В.Г. Луконину. К этому времени изучение эпиграфических памятников, оставленных Сасанидами, сильно шагнуло вперёд; не только в зарубежных странах, но и среди молодых иранистов Ленинграда появилось несколько обративших на себя внимание специалистов в этой области, среди которых В.Г. Луконин занял достойное место.

 

Таким образом, работа, всю важность которой тридцать пять лет назад подчёркивал И.А. Орбели и к выполнению которой он неоднократно призывал своих учеников, ныне закончена, и тем самым выполнен один из его заветов, впервые сформулированный в прекрасных словах Леонардо да Винчи: «Настоящим учеником является тот, кто идёт дальше учителя».

К.В. Тревер

 


(4/5)

Предисловие.   ^

 

Коллекция сасанидских гемм, хранящаяся в Государственном Эрмитаже, насколько известно, самая лучшая в мире, и не только по количеству, но и по качеству представленных в ней экземпляров 1[1] В её основе лежит богатейшее собрание «камей и гемм» Екатерины II 2[2] На протяжении XIX века собрание сасанидских резных камней Эрмитажа непрерывно пополнялось за счёт покупок у коллекционеров и антикваров. Часто в состав коллекции Эрмитажа вливались значительные собрания археологов и краеведов, добытые в результате раскопок или купленные у местного населения.

 

Пути образования сасанидской коллекции глиптики не лишены известного интереса. Иногда имена коллекционеров и антикваров позволяют выяснить районы происхождения той или иной геммы; в результате мы можем в какой-то степени судить об ареале распространения сасанидских гемм. Так, в отделе Востока Государственного Эрмитажа хранится большое собрание резных камней археолога-любителя и краеведа военного инженера Б.Н. Кастальского 3[3] Эти камни были им приобретены в Средней Азии. Там же собирал свою коллекцию и известный историк и археолог Н.И. Веселовский 4[4] Ведя раскопки раннесредневековых могильников у сел. Камунта и Кумбулта (Северная Осетия), местный археолог-любитель К.И. Ольшевский обнаружил значительное количество резных камней, среди которых встречаются и сасанидские. Несколько десятков сасанидских гемм передал в дар Эрмитажу и известный археолог Т.В. Кибальчич. Почти все эти камни были приобретены им в Крыму 5[5] В Восточном Туркестане и Средней Азии были найдены

(5/6)

сасанидские геммы, переданные в числе других предметов в Эрмитаж русским востоковедом консулом в Кашгаре Н.Ф. Петровским 1[6]

 

Однако больше всего сасанидских гемм было собрано в Иране. Отсюда происходит великолепная коллекция графа Л.А. Перовского 2[7] в районе Кермана собирал камни русский дипломат Мюллер, в Малой Азии и Ираке покупал геммы генеральный консул в Трапезунде Г.Ф. Иванов, в Сеистане составил свою коллекцию Черкасов.

 

После образования в Эрмитаже отдела Востока (1920 г.) в состав восточных коллекций влились богатейшие собрания Музея художественно-промышленного училища Штиглица, коллекции Шуваловых, Строгановых и т.д. Среди этих коллекций большое место занимали и резные камни. Правительство Армянской ССР в 1928 г. передало в дар Эрмитажу большую коллекцию резных камней, среди которых были и сасанидские 3[8] Так составилось собрание, насчитывающее в настоящее время более 800 экземпляров сасанидских печатей.

 

Работа над каталогом этого собрания началась 30 лет назад и проходила одновременно с организацией выставок памятников сасанидской культуры 4[9]

 

Основу систематического изучения сасанидских резных камней собрания Государственного Эрмитажа положила статья К.В. Тревер «Резной аметист с портретом Варахрана I» в 1931 г. 5 [10]: не только надпись на гемме — основной объект интереса учёных в течение многих лет, — но и стиль изображения, и его связь с иными памятниками культуры Ирана эпохи Сасанидов были подвергнуты внимательному анализу. Такой принцип был в дальнейшем положен в основу настоящего каталога, — датировка и осмысление памятников глиптики лишь в общей связи этих памятников с иными объектами, созданными в сасанидскую эпоху 6[11]

 

В 1938 г. появилась блестящая работа А.Я. Борисова «Об одной группе сасанидских резных камней» (ТОВЭ, I, стр. 235-242, табл. VI).

 

Исследуя интереснейшие иранские камни с христианскими сюжетами, А.Я. Борисов впервые подчеркнул значение палеографии сасанидских надписей для датировки глиптики. Такой принцип был также положен в основу этого каталога, — датировка памятников глиптики по палеографическим особенностям имеющихся на них надписей.

 

А.Я. Борисов составил более тысячи карточек с подробными описаниями сюжетов сасанидских и среднеазиатских гемм и приступил к чтению надписей на них. Его работу трагически оборвала война. В 1942 г. он погиб на пути из блокированного Ленинграда.

 

Мне не довелось видеть А.Я. Борисова, не довелось учиться у него. Но когда я поставил себе задачей завершить его труд по изучению сасанидской глиптики, образ этого замечательного учёного и замечательного человека все время стоял у меня перед глазами.

 

Я очень хотел, чтобы моя часть в этой работе была бы достойна его светлой памяти.

 

В. Луконин

Ленинград, 22 июня 1961 г.

 

[1] 1 Согласно сведениям, приводимым Ф. Аккерман (SPA, I, стр. 810, примеч. 6), наиболее значительные коллекции сасанидских гемм хранятся в Британском музее и в Берлине (ок. 700 экземпляров в каждом). Сведений о коллекциях иранских музеев в печати не появлялось.

[2] 2 О составе и истории этого собрания см.: М.И. Максимова. Императрица Екатерина II и собрание резных камней Эрмитажа. «Сборник Государственного Эрмитажа», вып. 1, Пг., 1921, стр. 43-62.

[3] 3 О Б.Н. Кастальском см.: Б.В. Лунин. Из истории русского востоковедения и археологии в Туркестане. Ташкент, 1958, стр. 86, 87.

[4] 4 Об Н.И. Веселовском см.: В. Бартольд. Н.И. Веселовский как исследователь Востока и историк русской науки. ЗВОРАО, т. XXV, 1921, стр. 337-355; Б. Фармаковский. Н.И. Веселовский-археолог. Там же, стр. 359-386.

[5] 5 См.: Т.В. Кибальчич. Южно-русские геммы. Неизданные материалы для истории гравировального искусства древних народов, живших в Южной России. Берлин, 1910.

[6] 1 О Н.Ф. Петровском см. интересную работу профессора А.А. Семёнова «Нечто о среднеазиатских геммах, их любителях и собирателях. Из воспоминаний прошлого» («Известия отделения общественных наук АН Тадж ССР», вып. 14, 1957, стр. 143-155, особенно стр. 150, 151). Коллекция резных камней, принадлежавших Н.Ф. Петровскому, вскоре будет издана.

[7] 2 Русский биографический словарь. СПб., 1902, стр. 541-550.

[8] 3 В каталоге эти камни снабжены пометкой «Армения».

[9] 4 Наиболее полно сасанидские резные камни были экспонированы в 1935 г. на выставке, посвящённой III Международному конгрессу по иранскому искусству и археологии (см. Каталог выставки, вып. I, Л., 1935, стр. 216-226, 239-249, 269-310).

[10] 5 «Сообщения ГАИМК», №2, 1931, стр. 19-23.

[11] 6 В дальнейшем К.В. Тревер не раз возвращалась к сасанидским резным камням, анализируя искусство и культуру Ирана эпохи Сасанидов.

 


 

Библиографические сокращения.   ^

 

А.Я. Борисов — А.Я. Борисов. Эпиграфические заметки, III. Об одной группе сасанидских резных камней. ТОВЭ, I, Л., 1939, стр. 235-242.

M.Н. Лордкипанидзе. Каталог гемм, найденных в Самтавро — M.Н. Лордкипанидзе, Каталог гемм, найденных в Самтавро. АН Груз. ССР, Тбилиси, 1954.

Луконин. Иран — В.Г. Луконин. Иран в эпоху первых Сасанидов. Очерки по истории культуры. Л., 1961.

В. Луконин. Резной аметист — В.Г. Луконин. Резной аметист с изображением царицы цариц Денак (Из собрания Государственного Эрмитажа). «Исследования по истории культуры народов Востока». Сб. в честь акад. И.А. Орбели, М.-Л., 1960, стр. 379-385.

M.И. Максимова. Геммы из некрополя Mцхеты — Самтавро — М.И. Максимова. Геммы из некрополя Mцхеты — Самтавро. «Вестник Государственного музея Грузии им. акад. С. Джанашиа», т. XVI-B, 1950.

Г.А. Пугаченкова. Геммы из Мерва — Г.А. Пугаченкова. Геммы из Мерва. «Известия АН Туркм. ССР», №3, 1954.

Сасанидский металл — И.А. Орбели. К.В. Тревер. Сасанидский металл. Л., 1935.

Я.И. Смирнов. Восточное серебро — Я.И. Смирнов. Восточное серебро. Атлас древней серебряной и золотой посуды восточного происхождения. СПб., 1909.

Delaporte — Delaporte. Catalogue des cylindres orientaux. Musée de Louvre. Paris, 1923.

W.B. Henning. Mitteliranisch — W.B. Henning. Mitteliranisch. «Handbuch der Orientalistik». IV, Iranistik. Leiden — Köln, 1958.

E. Herzfeld. Iran in the Ancient East — E. Herzfeld. Iran in the Ancient East. Oxford, 1941.

F. Hill — G.F. Hill. Catalogue of the Greek Coins of Arabia, Mesopotamia and Persia. London, 1922.

P. Horn — P. Horn. Sassanidische Gemmen aus dem British Museum. ZDMG, 44.

H.St. — P. Horn und G. Steindorff. Sassanidische Siegelsteine. Berlin, 1891.

MhD — J.J. Asana. Mâdigân-i hazâr dâdîstân, a Photozincographed Facsimile. Bombay, 1901.

A. Mоrdtmann, 8, 18, 29, 34 — A. Mordtmann. Erklärung der Münzen mit Pehlevi — Legenden. ZDMG 8, стр. 1-208; A. Mordtmann. Studien über Geschnittene Steine mit Pehlevi — Inschriften. ZDMG 18, стр. 1-528; A. Mordtmann. Sassanidische Gemmen. ZDMG 29, стр. 199-211. A. Mordtmann. Zur Pehlevi — Münzkunde. ZDMG 34, стр. 1-162.

SPA, I, IV — A Survey of Persian Art, т. I, т. IV. London — New York, 1938.

PK, I, II — E. Herfzfeld [Herzfeld]. Paikuli. Monument and Inscriptions of the Early History of Sasanian Empire, т. I-II. Berlin, 1924.

M. Sprengling. Third Century, Iran. — M. Sprengling. Third Century, Iran, Sapor and Kartir. Chicago, 1953.

(220/221)

ВДИ — Вестник древней истории.

ГАИМК — Государственная Академия истории материальной культуры.

ЗВОРАО — Записки Восточного отделения Российского Археологического общества.

ИВАН СССР — Институт Востоковедения АН СССР.

КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР.

МИА — Материалы и исследования но археологии СССР.

OAK — Отчеты археологической комиссии.

РАО — Российское Археологическое общество.

СА — Советская археология.

САГУ — Среднеазиатский Государственный университет.

СГЭ — Сообщения Государственного Эрмитажа.

ТОВЭ — Труды отдела Востока Государственного Эрмитажа.

ААН — Acta Antiqua Academiae scientiarum Hungaricae.

AI — Ars Islamica

AO — Ars Orientalis

BSOS — Bulletin of the School of Oriental Studies. University of London.

BSOAS — Bulletin of the School of Oriental and African Studies. University of London.

RAA — Revue des Arts Asiatiques.

ZDMG — Zeitschrift der Deutchen Morgehländischen Gesellschaft.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки