В.В. Бобров
О бронзовой поясной пластине из тагарского кургана.
Летом 1972 г. Кузбасская археологическая экспедиция проводила раскопки тагарской курганной группы на оз. Утинка в Тисульском р-не Кемеровской обл. В насыпи кургана 5, видимо, в том месте, где был грабительский лаз в могилу, найден большой, хорошо сохранившийся кусок шерстяной ткани, на котором лежала часть кожаного ремня с прикреплённой к нему бронзовой прямоугольной ажурной пластиной. [1] Эти находки были покрыты остатками шкуры жеребёнка. Находка этих частей одежды позволяет предполагать, что могила ограблена в древности, когда они окончательно не истлели. Ещё одна любопытная деталь: под ремнём на ткани зафиксированы две параллельные, обращённые друг к другу складки (рис. 1). Такие складки обычно образуются при подпоясывании рубах широкого покроя. О том, что тагарцы носили тканые рубахи, имеются косвенные данные; более достоверные данные об одежде такого покроя известны в памятниках скифского времени Горного Алтая. [2]
Найденная с остатками одежды пластина (длина 14, ширина 6,5 см) имеет прямоугольную форму. Основное изображение заключено в рамку, украшенную углублениями. На пластине изображены две фигурки яков, туловище которых показано в профиль, а морда — в фас. Головы животных опущены. Рога широко расставлены, к ним плотно прижаты уши. Глаза не отмечены, ноздри переданы маленькими ямками. Изображены четыре ноги животного с копытами треугольной формы. На спину закинут хвост, который оканчивается кисточкой каплевидной формы. Точно таким же приёмом — рельефом и углублением каплевидной формы — изображена свисающая шерсть. Морды яков соединены перемычкой. Над рогами животных изображены листья дерева. Центральное положение этих листьев в композиции заставляет видеть в них значимый элемент. На прямоугольных пластинах со сценами борьбы куланов или тигров с драконом листья, обрамляющие изображение, несут декоративную нагрузку. [3]
Бляха ещё в древности была сломана. Обе части скреплены ремешком вверху, над головами животных, и внизу, у их передних ног. Бёдра животных соединены с рамкой узкими перемычками, которые расположе-
(254/255)
Рис. 1. Поясная пластина, ремень, фрагменты одежды и шкуры
из кургана 5 на оз. Утинка.
ны по продольной оси пластины и служат для прикрепления к ремню. На ремне в месте прикрепления пластины имелись два отверстия. В них продевался конец узкого ремешка таким образом, чтобы он обвивал перемычку. На обратной стороне ремня основы делался узел, затем свободный конец ремешка продевался в другую пару отверстий и аналогичным образом связывал ремень со второй перемычкой (рис. 2). Очевидно, так же крепились и другие пластины, поскольку специальных приспособлений в виде петелек или скобок у них нет. Способ крепления за прорези, имеющиеся в ажурном узоре рисунка, предполагает А.В. Давыдова. [4]
Описываемая бронзовая пластина из Утинского могильника для лесостепного района распространения тагарской культуры является импортной Анализ металла произведённый в лаборатории ЛОИА С.С. Миняевым, показал, что изделие происходит из Минусинского горно-металлургического центра. [5] В связи с этим интересен вопрос о датировке появления и бытования прямоугольных бронзовых пластин. Необходимо отметить, что подобный предмет впервые найден в погребальных памятниках, хронология которых хорошо разработана.
Под насыпью обнаружены четыре могилы, представляющие собой прямоугольные в плане небольшие ямы (в среднем 4×4 м) с бревенчатым покрытием в один или два наката. К сожалению, могилы сильно разграблены. Бронзовый инвентарь представлен уменьшенных форм чеканами,
(255/256)
Рис. 2. Крепление пластины к ремню.
петельчатыми «зеркалами», выпуклыми бляшками, круглообушными, однодырчатыми ножами, одним ножом с навершием в виде фигурки кабана, проколкой с кольцевым навершием. Посуда баночной формы небольших размеров. Лишь в одной могиле найдены сосуды на поддоне. Конструкция кургана, могил, инвентарь типичны для сарагашенского этапа тагарской культуры — VI-III вв. до н.э. (по классификации М.П. Грязнова). [6] Необычно для могильников этого времени в лесостепном районе тагарской культуры наличие сосудов на поддоне. Они появляются, как показывают материалы раскопок А.И. Мартынова, в III в. до н.э. [7] Вполне возможно датировать курган рубежом IV-III вв. до н.э.
Таким образом, датировка найденной в могильнике бронзовой ажурной пластины подтверждает предварительную датировку предметов такого рода на территории Южной Сибири на основе стилистического анализа III-I вв. до н.э. [8]
[1] Случайные находки прямоугольных блях с противостоящими фигурками яков известны на территории распространения тагарской культуры — 14 в Минусинской котловине и 1 в Кемеровской обл. — см. Дэвлет М.А. О поясных прямоугольных ажурных пластинах с изображением животных из Центральной Азии и Сибири. — В сб.: Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1973, с. 56; её же. О происхождении минусинских ажурных поясных пластин. — В сб.: Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976, с. 224.
[2] Мартынов А.И. Об одежде людей тагарской культуры. — В сб.: Вопросы археологии Сибири, вып. 38. Новосибирск, 1972, с. 43, 45; Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-Л., 1960, с. 204 [104].
[4] Давыдова А.В. Ук.соч., с. 101.
[5] Приношу благодарность С.С. Миняеву за оказанную помощь.
[6] Грязнов М.П. Тагарская культура. История Сибири, т. I. Л., 1968, с. 187.
|