главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Евразия сквозь века. СПб: 2001. П.П. Азбелев

Ак-Бешимская находка

// Евразия сквозь века. Сборник к 60-летию Д.Г. Савинова. СПб: 2001. С. 211-212.

 

(См. также на academia.edu)

 

Среди обширного круга проблем средневековой истории и археологии Центральной Азии одной из наиболее острых и болезненных является тема «кыргызского великодержавия». Одни считают его «звёздным часом кыргызской истории» (Худяков 1982: 62-63), другие — «весьма преувеличенным» (Абрамзон 1971: 21). При этих условиях всякий материальный аргумент весьма существен. Достигли енисейские кыргызы в ходе военных кампаний второй половины IX века Тяньшаня или нет? В этом споре особое место занимает одна небольшая вещица, понимание которой может усилить или ослабить ту или иную позицию. Речь идёт о т.н. «акбешимском псалии» (рис. 5). Это S-образно изогнутый стержень, завершающийся изящной головкой козлика; его принято сравнивать с кыргызскими S-образными скобчатыми псалиями, завершающимися миниатюрными головками баранов (Кызласов 1958: 215, рис. 44, 1). Эту вещь с 1950-х годов считают одним из основных указаний на то, что кыргызы в пору своих «великодержавных» походов побывали на Тяньшане и разрушили Ак-Бешим.

 

Первое, что надо учесть — место находки. Городище Ак-Бешим находится в Киргизии, в Чуйской долине, близ Токмака. Нигде в источниках не сказано, что когда-либо сюда проник хотя бы один кыргызский отряд и что-то здесь разрушил.

 

Акбешимская находка: ложные и настоящие аналогии

Рисунок (С. 212). Акбешимская находка (5):
ложные (1, 2) и настоящие (3, 4) аналогии.

(Открыть Рис. со стр. 212 в новом окне)

 

Второе — степень сходства акбешимской находки с кыргызскими псалиями. Стержень не имеет ни отверстий, ни скобы, ни вообще каких-либо приспособлений для крепления к чему-либо. [ примечание: Л.Р. Кызласов пишет о каких-то следах обломанной «прямоугольной петли» (Кызласов 1958: 217. Прим. 87), но это ничем не подтверждено и на фоне приводимых здесь аналогий может быть проигнорировано. ] Рассматриваемый предмет мог крепиться лишь за свою нижнюю часть, но тогда при чём тут псалии? Небольшая скобка, прикреплённая к скульптурной головке козлика, не может служить для крепления к чему-либо; наоборот, она явно предназначена для крепления чего-то к самому этому стержню.. Наконец, если в случае с акбешимской находкой скульптурная головка плавно продолжает изгиб стержня, то кыргызские псалии демонстрируют обратное. Будь ак-бешимская вещь псалием, головка была бы развёрнута на 180° (рис. 1, 2). Да и изображали на псалиях головки баранов, а не козликов.

 

Третье — это определение акбешимской находки. Что же это за вещь? Для псалия она выглядит как-то странно. Если в 1950-х гг. о реальном происхождении этого стерженька можно было только гадать, то сейчас уже можно однозначно его идентифицировать. Сразу четыре таких стержня были найдены в слоях VI-VIII вв. городища Кара-тепе на Нарпае в Узбекистане; Ю.П. Манылов указал акбешимскую аналогию и отметил, что неясно, как эти «псалии» крепились к удилам (Манылов 1987: 52-53). В отличие от четырёхгранного акбешимского стержня, каратепинские — ложновитые (рис. 3). Наконец, все вопросы снимает находка из пещеры Кухи Сурх в Таджикистане (Древности... 1985). Это навершие, состоящее из небольшой треугольной, с отверстием основы, от которой расходятся три витых S-образно изогнутых стержня, завершающиеся блестяще исполненными, слегка стилизованными скульптурными головками козликов (рис. 4). О дате и конкретном назначении в данном случае судить сложно, однако ясно, что и в Ак-Бешиме, и в Кара-тепе на Нарпае найдены обломки именно таких наверший. Вероятно, к этим головкам что-то привешивалось — ленты, кисти, бубенцы, еtс. Главное состоит в том, что с этой находкой — к слову, экспонировавшейся в Эрмитаже на выставке «Древности Таджикистана» — разговоры о «кыргызском псалии из Ак-Бешима» нужно закончить.

 

Литература.   ^

 

Абрамзон С.М. 1971. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л.

Древности Таджикистана. 1985. Каталог выставки в ГЭ. Душанбе.

Кызласов Л.Р. 1958. Археологические исследования на городище Ак-Бешим в 1953-1954 гг. // Тр. КАЭЭ. Т. II. Фрунзе. С. 155-242.

Манылов Ю.П. 1987. Археологические исследования городища Каратепе на Нарпае. // ИМКУ. № 21. Ташкент. С. 45-56.

Худяков Ю.С. 1982. Кыргызы на Табате.. Новосибирск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки