● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

З.А. Абрамова. Древнейший образ человека. Каталог по материалам палеолитического искусства Европы. СПб: «Петербургское Востоковедение». 2010. (Archaeologica Petropolitana; Труды ИИМК РАН. Т. XXXIV) З.А. Абрамова

Древнейший образ человека. Каталог по материалам палеолитического искусства Европы.

// СПб: «Петербургское Востоковедение». 2010. 304 с. (Archaeologica petropolitana; Труды ИИМК РАН. Т. XXXIV)

 

аннотация: ]

Монография посвящена древнейшим изображениям человека, созданным в эпоху верхнего палеолита на территории Европы.

Строго систематизированный каталог человеческих фигур, основанный на доступных опубликованных источниках и личном знакомстве автора с археологическими коллекциями малых форм, не имеет аналогов в мировой литературе.

Произведения происходят из 124 стоянок верхнего палеолита в 16 странах от Атлантического океана до центра Русской равнины и относятся ко времени от 40 до 12 тысячелетий назад. Изображения, выполненные в технике скульптуры и гравюры на различных материалах: — бивень мамонта, кость, камень и, в исключительных случаях, глина, подвергшаяся обжигу, — разделены на 4 категории: 1 — образ женщины в двух ипостасях: реалистической и схематической/стилизованной; 2 — образ мужчины, значительно уступающий женскому типу по количеству находок и манере воплощения; 3 — обобщённый образ человека, лишённый половых признаков; 4 — антропоморфный образ, обладающий зооморфными или фантастическими чертами.

Рассмотрены общие вопросы распространения, хронологии и классификации изображений. Большинство изображений в каталоге приведено в натуральную величину. Текст снабжён полноценной библиографией. Он может быть полезным не только для специалистов, но и для всех интересующихся древнейшим на Земле искусством.

 

На первой странице обложки: изображение женской статуэтки из деревни Гагарино Липецкой области (находка 1966 г.; каталожный номер 119, 8).

 

См. файл на сайте ИИМК РАН.

Содержание.

 

Введение. — 8

 

Распространение и хронология. — 10

 

Каталог.

 

Великобритания.

 

1. Пин-Хоул. — 15

 

Нидерланды.

 

2. Гельдроп III. — 16

 

Бельгия.

 

3. Тру-Магрит. — 16

4. Эрмитаж. — 17

5. Си-Верлен или Тру де Нутон. — 17

6. Мегарни. — 18

 

Франция.

 

7. Истюриц. — 19

8. Брассампуй. — 21

9. Эспелюг. — 24

10. Оренсан. — 25

11. Лабастид. — 25

12. Лорте. — 25

13. Леспюг: грот Ридо, грот Арпон. — 26

14. Гурдан. — 27

15. Мас д’Азиль. — 29

16. Пещеры р. Вольп: Тюк д’Одубер, Энлен, Труа-Фрер. — 32

17. Бедейяк. — 37

18. Ла Ваш. — 38

19. Грот Курбе. — 39

20. Гандиль. — 41

21. Лафай. — 41

22. Монтастрюк. — 43

23. Фонталес. — 44

24. Ла Магдален. — 50

25. Абри Морен. — 51

26. Грот Фе. — 52

27. Рок-де-Маркан. — 53

28. Мюра. — 54

29. Грот Лакав. — 55

30. Рок де Кавар. — 55

31. Терм-Пиала. — 56

32. Гар де Куз. — 56

33. Лимёй. — 57

34. Кро-Маньон. — 58

35. Абри Пато. — 58

36. Шато дез Эйзи. — 59

36а. Грот Ришар, или грот дез Эйзи. — 59

37. Навес Фактёр. — 60

38. Ла Рош, или пещера Бироль. — 60

39. Сирёй. — 62

40. Лоссель. — 62

41. Навесы Ложери-Бас. — 64

42. Ла Мадлен. — 67

43. Бадегуль. — 69

44. Абри Мэж, Тейжат. — 70

45. Раймонден. — 70

46. Пейзи. — 71

47. Рошрёй. — 71

48. Пешиале. — 72

49. Монпазье. — 73

50. Рок-де-Сер. — 73

51. Плакар. — 74

52. Рок-о-Сорсье. — 76

53. Ла Марш. — 80

54. Фадет. — 121

55. Ла Гаренн. — 121

56. Дюриф а Энваль. — 122

57. Рон дю Барри. — 123

58. Гут Роффа. — 124

59. Ла Коломбьер. — 124

60. Фаринкур (грот Зузет). — 125

61. Марсанжи (Ле Пре-де-Форж). — 125

62. Этиоль. — 126

 

Испания.

 

63. Лас Кальдас. — 127

64. Энтрефосез. — 129

65. Тито Бустийо. — 130

66. Эль Юйо. — 131

67. Куэва Морин. — 131

68. Эль Валле. — 132

69. Торре. — 132

 

Португалия.

 

70. Грута дель Кальдейрао. — 133

71. Токо де Паи Лопес. — 133

72. Эскураль. — 133

 

Италия.

 

73. Грот Бальци-Росси (Бауссе-Руссе). — 134

74. Савиньяно. — 138

75. Кьоцца ди Скандьяно (Реджио Эмилия). — 138

76. Грот Вадо аль Арансио. — 139

77. Грот Пагличчи. — 139

78. Грот Романелли. — 139

79. Грот Парабита. — 140

 

Швейцария.

 

80. Монруз. — 142

81. Моосбюль. — 142

82. Швайцерсбильд. — 142

 

Германия.

 

83. Линзенберг. — 143

84. Андернах. — 143

85. Гённерсдорф. — 150

86. Нидербибер. — 200

87. Петерфельс. — 200

88. Гайсенклостерле. — 202

89. Холенштайн-Штадель. — 202

90. Фогельхерд. — 203

91. Холенштайн. — 204

92. Вайнбергхёле. — 205

93. Миттлере-Клаузе. — 205

94. Тёйфельсбрюке. — 206

95. Альтенбург. — 206

96. Книгротте. — 207

97. Ёлкниц. — 207

98. Поггенвиш. — 208

 

Австрия.

 

99. Гальгенберг. — 209

100. Виллендорф II. — 209

 

Чехия.

 

101. Дольни Вестонице. — 210

102. Павлов. — 215

103. Брно II. — 216

104. Грот Пекарна. — 218

105. Пшедмость. — 218

106. Петржковице. — 220

 

Словакия.

 

107. Мораваны. — 221

 

Польша.

 

108. Дзержислав 35. — 221

109. Вильчице. — 221

 

Молдова.

 

110. Косоуцы. — 224

 

Украина.

 

111. Молодова 5. — 225

112. Межирич. — 226

113. Добраничевка. — 227

114. Мезин. — 228

 

Россия.

 

115. Елисеевичи. — 234

116. Хотылёво 2. — 235

117. Авдеево. — 236

118. Зарайская. — 244

119. Гагарино. — 245

120. Костёнки 1. — 248

121. Костёнки 13. — 264

122. Костёнки 2. — 264

123. Костёнки 14. — 265

124. Мураловка. — 265

 

Классификация. — 266

 

Заключение. — 288

 

Литература. — 289

Список сокращений. — 302

 


 

Введение.   ^

 

Музеи и картинные галереи мира хранят неисчислимое множество изображений человека, выполненных в самой разной технике, — объёмных и плоскостных, живописных и графических. Каждая историческая эпоха представила образы своих современников, созданные в той или иной манере, с большим или меньшим приближением к действительности. Поэтому понятен тот глубокий интерес, который вызывают первые в истории человечества изображения, дошедшие до нас из седой древности и положившие начало господству этой темы в последующем развитии всего искусства. По существу, проблема древнейшего образа человека является во многом отправной для понимания исходной природы творчества как общественно-исторического явления и важнейшей формы познания мира. Памятники верхнепалеолитического искусства, создававшиеся древними художниками на протяжении около 30 тысяч лет (40-10 тысячелетий назад), раскрывают картину генезиса образа человека и его дальнейшего семантического и художественного развития.

 

В глубине веков зарождалось удивительное свойство человека воспринимать и воссоздавать образы окружающего мира. Человек верхнего палеолита — охотник и собиратель — жил в непосредственном общении с природой. Творец полностью отвечающих своему назначению орудий труда и охоты, материалом для которых служили кость и камень (и, несомненно, дерево, не дошедшее до нас), ощутил настоятельную потребность воспроизвести в зримых образах свои мысли и чувства, своё видение мира, изобразить действительность доступными ему средствами.

 

Эта способность человека к художественному творчеству имела длительную историю развития [Столяр, 1985]. Не останавливаясь на проблеме происхождения палеолитического искусства, тесно связанной с проблемой происхождения искусства вообще, отметим лишь, что палеолитическое искусство не было вызвано к жизни религиозными представлениями. Оно отражало повседневную трудовую деятельность древнего человека и возникшее на её основе стихийно-материалистическое мировоззрение. В дальнейшем это мировоззрение осложнилось идеями ирреального характера. Магия и другие начальные религиозные формы вплетались в искусство во время его становления. В древнейших сюжетных произведениях подчеркивается натуралистическая тенденция, наряду с которой развивается и определенная условность в передаче образа. Доминантами восприятия и изображения были животное и женщина [Абрамова, 2005], но восприятие было во многом различным, что отразилось и в характере их воплощения. Отношение человека к животному определялось осознанием последнего как решающего средства существования, основной цели коллективного, наиболее напряжённого вида труда. Именно в этом крылся неиссякаемый источник эмоций, приведший к высшим в палеолитическую эпоху эстетическим достижениям. Достаточно вспомнить поразительные по своей художественной выразительности фрески в пещерах Франко-Кантабрии.

 

Образ женщины был иным по природе, социально-логическим в самой своей основе. Именно этим определялся отбор его основных признаков — утрированная передача деталей, подчёркивающих материнскую функцию женщины, а также обобщённость её воплощения (отсюда безликость) и одновременно игнорирование других частей тела.

 

Эта утрированность в передаче деталей создаёт в репертуаре женских изображений довольно значительную группу условных, как бы закодированных, фигур — или чрезвычайно схематичных, или представляющих отдельную часть женского тела.

 

Крайняя редкость реалистических изображений мужчины в палеолитическом искусстве, повидимому, найдёт естественное объяснение, если будет принят во внимание преимущественно слитный характер палеолитического творчества, основанного на единстве изобразительного и выразительного отображения господствующей идеи.

 

Два фактора — осознание единства родового коллектива, происходившее преимущественно через женский образ, и осмысление охоты как основного вида хозяйственной деятельности — вели к насыщению сознания как рациональными, так и фантастическими представлениями. В иконографии палеолита существует немало обобщённых изображений человека, пол которого не указан, но пропорции фигур свидетельствуют в пользу мужского образа. Иногда с этими фигурами сочетаются зооморфные черты. В этом случае наблюдаются сложные течения развития сознания, как бы проходящие в разных направлениях. Так, например, с одной стороны, материалы антропоморфного цикла с большой наглядностью свидетельствуют о длительном и неуклонном процессе выделения человека из природы. С другой стороны, сложные антропоморфно-зооморфные изображения говорят о всё более углублявшемся, но, конечно, стихийно-первобытном понимании мира живой природы.

 

Помимо вопросов содержания образа человека особого анализа требуют темы хронологического и локального распределения изображений.

 

Палеолитическое искусство малых форм распространяется в приледниковой зоне Евразии на обширной территории — от западного побережья Европы до центра Сибири. Несмотря на наличие региональных особенностей, оно едино в своей основе, в единой линии эволюции от реализма к схематизму, резко обрывающейся на рубеже плейстоцена и голоцена и не имеющей отчётливого продолжения в последующее время.

 

Географически могут быть выделены три главных региона. С Западно-Европейским регионом с центром во Франции тесно связаны территории Англии, Нидерландов, Бельгии, Испании и Португа-

(8/9)

лии. Особую нишу занимает Италия. ЦентральноЕвропейский регион включает Германию, Швейцарию, Австрию, Чехию, Словакию и Польшу. В Восточно-Европейский регион с центром на Русской равнине входят Молдова, Украина и европейская часть России. Из рассмотрения исключен Сибирский (Байкальский) регион как принадлежащий к особому палеолитическому миру, имеющему существенные различия с европейской зоной [Абрамова, 1999].

 

Регионы изучены неравномерно и полученные результаты неравноценны. Так, во Франции имеется чётко разработанная хронологическая периодизация верхнего палеолита, и в то же время многочисленные артефакты не имеют точной привязки. Они происходят из старых, начиная с последней трети XIX в., зачастую любительских раскопок, имевших целью заполучить в основном эффектный материал. Ни о стратиграфии, ни о фиксации точного местонахождения артефактов на плане и в разрезе никто не заботился. Некоторые фигурки являются случайными находками, как почти все статуэтки из Италии. В лучшем положении находятся материалы из Германии и Чехии, в большей или меньшей степени привязанные к хронологической схеме. В Восточной Европе палеолитические поселения изучаются с большой тщательностью, но почти не выработана единая схема периодизации, ещё не полностью ясна относительная хронология и взаимосвязь калейдоскопа археологических культур, выделяемых на этой территории достаточно условно.

 

Из работы исключены вопросы семантики, которые обычно строятся на этнографических данных. Многолетние изыскания в этой области убеждают в правоте противников такого «метода» доказательств: по любому поводу можно найти любые примеры и подтверждения, которые в принципе ничего не доказывают, особенно когда это касается палеолитической эпохи. Поэтому анализ предметов проводится лишь на уровне дефиниции (чтò изображено), без возможной интерпретации (зачем, с какой целью, что это могло бы означать в глазах первобытного человека), т.е. сделана попытка объективного определения произведения, согласно его сюжету.

 

Изображения человека классифицируются прежде всего по полу, но только там, где имеются первичные и вторичные признаки без дальнейшей детализации. В женских изображениях, например, не было необходимости давать такие определения как «взрослая», «зрелая», «старая», «молодая», «девушка», «девочка» и, тем более, «беременная» или «рожающая», т.е. того уровня интерпретации, из которого следует недоказанное умозаключение. Однако в ряде случаев такие признаки бросаются в глаза.

 

Но даже в простых определениях того, что именно представлено, таится много подводных камней, и не всегда удается избежать субъективной оценки. Большое отрицательное влияние на точность идентификации оказывает и обычная фрагментированность предметов. Как справедливо заметил Жан Клотт, «идентификация фигур животных и человека в европейском палеолитическом искусстве никогда не станет точной наукой. Она будет существовать в области неопределённости и загадочности» [Clottes, 1989а: 50].

 

Наиболее точным оказывается определение женского образа, представленного в двух ипостасях: — реалистической и схематической.

 

В работу не включены возможные изображения отдельных знаков пола, трактуемых как вульвы и фаллосы, а также отпечатки рук или изолированные скульптуры грудей, за исключением обломков статуэток, которые использованы лишь для подсчётов или с точки зрения имеющихся на них орнаментальных мотивов. Отдельные изображения мужских и женских знаков пола не являются фигуративными репрезентативными формами. Это символические изображения, которые читаются с большей или меньшей очевидностью. Точно так же нельзя рассматривать как изображения и негативные отпечатки рук — репрезентативность определяется лишь дефиницией: наложенные на стенки или пол пещер трафареты руки не являются произведениями искусства.

 


 

Заключение.   ^

 

Образ человека занимает в фигуративном палеолитическом искусстве второе место, значительно уступая и по количеству, и по художественной выразительности образу зверя. В окружающей первобытного человека действительности мастера более всего интересовал животный мир. Основное средство существования — охота — нашло яркое отражение в образе травоядных, опасность для жизни — в образах хищников. Точно так же в образе человека мастер выделял главное — женщину. Через все палеолитическое искусство проходит изображение женщины и женского начала. На первом этапе верхнего палеолита — в ориньяке появилось условное обозначение женского знака пола, найденное в Дордони (Франция), подкрепленное недавно найденной на стоянке Гальгенберг (Австрия) своеобразной, но безусловно женской каменной фигуркой. На втором, граветтском, этапе во всей приледниковой зоне Европы распространяется реалистический женский образ, воплощенный главным образом в небольших объемных фигурках, искусно вырезанных преимущественно из бивня мамонта: Костенки 1, Авдеево, Гагарино (Россия); Брассампуй, Леспюг (Франция). Встречаются и статуэтки из камня — Виллендорф II (Австрия) и даже из глины, подвергшейся обжигу, — Дольни Вестонице и Павлов (Чехия). На следующем этапе развития, который на территории Франции совпадает со средним мадленом (мадлен III, IV), реалистический образ продолжает существовать, но уже в гравюре (Ла Марш). Появляются и гравированные сцены или композиции (Истюриц, Ложери-Бас). Отмечены единичные оригинальные женские фигурки: из бивня (Ложери-Бас), на корне зуба лошади (Мас д'Азиль). В конце мадлена образ женщины видоизменяется до предела: и в скульптуре, и, особенно, в гравюре заметное место принадлежит схематичной, но легко узнаваемой фигуре, состоящей из стержневидного тела без головы и выпуклого седалища. Этот образ имеет широкое распространение: Курбе, Ла Рош, Фонталес, Гар де Куз (Франция), Гённерсдорф, Андернах, Холенштайн (Германия), Пекарна (Чехия), Вильчице (Польша). В Вильчице, кроме того, обнаружены намного опередившие свое время кремнёвые пластинки и отщепы, обработанные краевой ретушью, придающей им очертания профиля женской фигуры.

 

Бесспорные мужские изображения, подтверждённые наличием гениталий, а также бороды и/или усов, крайне редко встречаются в палеолитическом искусстве. Единственное граветтское изображение — статуэтка из бивня мамонта, найдена в мужском погребении в г. Брно. Предположение, что некоторые фигурки из Костенок 1, Авдеево, Брассампуй и Гримальди могут быть отнесены к мужским, недоказуемо. В мадлене встречаются мужские гравюры как единичные, так и в групповых сценах. Реалистические фигуры, соответствующие подобным изображениям женщин, редки и представлены главным образом в Ла Марш. Большинство мужских фигур, обладая несомненными мужскими признаками, знаком пола, бородой и/или усами, в то же время имеют странную, иногда вытянутую зооморфную голову. К ним относятся силуэты из французских пещер Гурдан, Ла Мадлен, Эспелюг и английской пещеры Пин Хоул.

 

Обобщённые изображения человека, лишённые половых признаков, достаточно многочисленны, но не представляют большого интереса. В скульптуре граветта некоторые из них могут быть заготовками тучных женских фигур, другие, стержневидных очертаний, ближе к контурам худощавых мужчин. В группу антропоморфных скульптур включают и различные поделки, не обладающие, кроме выделенной на конце округлой головки, никакими другими признаками. Несколько более выразительны мадленские фигурки из Ложери-Бас, Лорте, Монтеспан и Бедейяк. Гравюры представлены значительно шире; для нанесения изображений использовались самые разные основы. Это чаще всего контурные изображения в профиль. Большинство рисунков выполнены слишком неопределенно. Черты схематизации и условности встречаются наряду с реалистическими. Помимо французских находок в Ла Марш, такие фигуры встречены в пещере Куэва Морин (граветт, Испания), в гроте Пагличчи (финальный эпиграветт, Италия). Исключительный интерес представляют многофигурные сцены или композиции с участием одного или группы обобщенных человеческих персонажей и какого-либо животного, представленные в позднем палеолите Франции.

 

Особая группа антропозооморфных существ крайне немногочисленна в искусстве малых форм, в отличие от произведений настенного искусства. Она выделяется по присутствию фантастических композитных черт. Их необычность и своеобразие проявляются прежде всего в трактовке голов, которые встречаются в скульптуре и гравюре намеренно лишенными тела. В граветте найдены только скульптурные головы из Истюриц, Дольни Вестонице, Костёнок 1, в мадлене — скульптурные поделки из рога северного оленя, сочетающие черты человека и горного козла (?). Остальные фигуры в мадлене переданы в технике гравюры на камне, роге и кости, особенно выразительны фигуры в Мюра а Рокамадур и Лимёй (Франция). Наибольший интерес представляют серии из Ла Марш и Гённерсдорф. Из испанского грота Торре происходит локтевая кость пеликана с гравюрой головы антропозооморфа среди травоядных животных. Наиболее показательны недавно открытые фигуры антропозооморфных существ из Лас-Кальдас (Испания) и Этиоль (Франция).

 

Эти четыре различные группы образов отражают своеобразно переданную в искусстве малых форм реальную и воображаемую «портретную» галерею, выполненную в глубине веков первобытными художниками.

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки