З.А. Абрамова
Животное и человек
в палеолитическом искусстве Европы.
/ Труды ИИМК РАН. Т. XV.
СПб: «Европейский Дом». 2005. 352 с. ISBN 5-8015-0186-X
[ аннотация: ]
Монография посвящена одному из видов единого и сложного многогранного явления — древнейшего творчества человека: искусству малых форм в его фигуративном воплощении. В ней затронуты общие проблемы: заслуживает ли палеолитическое искусство называться (и соответственно быть) искусством, является ли оно историческим источником и чем отличается от монументального наскального искусства. Рассмотрены проблемы хронологического и локального порядка, развитие сюжетов во времени (эпоха верхнего палеолита от 35 000 до 10 000 лет назад) и пространстве (Европа от Атлантики до Уральского хребта). Представлена классификация изображений: сюжеты, техника исполнения (скульптура, барельеф, гравюра); использованный материал; манера исполнения (реализм, натурализм, схематизм — их различие); вопросы стиля и существования «школ». На основе искусства выделены историко-культурные области: Франко-Кантабрия, средиземноморское побережье Иберийского полуострова и Апеннинский полуостров; бассейны Рейна и Дуная; Моравия; центр Русской равнины: бассейны Дона и Днепра. На основании мадленского искусства Франции, единственного, обладающего достаточным материалом, впервые широко рассмотрены сочетания образов человека и животных и различных видов животных между собой, гравированных на одной основе.
Книга обильно иллюстрирована, снабжена полноценной библиографией и может быть полезной не только для специалистов и студентов, но и всех интересующихся древнейшим прошлым человечества.
На обложке: изображения человека и льва из Ла Марш
(по: Pales, 1976, pl. 2; 1989, pl. 2).
Оглавление
Введение. — 5
Глава I. Палеолитическое искусство. Некоторые общие вопросы. — 11
Глава II. Хронология и природный фон палеолитического фигуративного искусства. — 30
Глава III. Периодизация и основные особенности фигуративного искусства Европы. — 55
Франция. — 55
Бельгия. — 103
Нидерланды. — 110
Великобритания. — 110
Испания. — 111
Кантабрийская Испания. — 111
Средиземноморское побережье Испании. — 146
Португалия. — 155
Италия. — 156
Швейцария. — 175
Германия. — 181
Австрия. — 202
Чехия. — 203
Словакия. — 213
Восточно-Европейская равнина. — 218
Россия. — 219
Украина. — 239
Молдова. — 246
Глава IV. Мадленское искусство малых форм Франции. Взаимосвязи изображений человека и животных. — 255
Заключение. — 321
Литература. — 323
Список сокращений. — 350
Abstract. — 352
|