[ каталог выставки ]
Золотая Орда и Причерноморье.
Уроки Чингисидской империи.
Каталог выставки [в центре «Эрмитаж — Казань»].
// М.: Фонд Марджани. 2019. 504 с. ISBN 978-5-6040378-8-1
[ аннотация: ]
Каталог выставки «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи» знакомит читателей с всаднической и городской культурой монгольских кочевников времени единства империи Чингис-хана, с пиршественными сосудами из золота и серебра, ювелирными украшениями, изделиями из текстиля и другими памятниками художественного ремесла. Большое место в издании, как и в экспозиции, отведено деталям архитектурного декора и образцам буддийской живописи тюрко-монгольского Востока.
Собранные на выставке вещи отражают основные черты многообразия культурной диффузии в эпоху глобализации Чингисидов XIII-XV веков. Памятники Улуса Джучи (Золотой Орды) представлены главным образом материалами из раскопок и сборов археологической экспедиции Государственного Эрмитажа в Восточном Крыму, а также находками из Белореченского могильника на Северном Кавказе. В выставке приняли участие Фонд Марджани и Государственный исторический музей (Москва), музеи Симферополя, Бахчисарая, Феодосии, Ялты, Минска и Государственная инспекция историко-культурного наследия Воронежа.
Содержание
Приветствие Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова. — 11
Pax Mongolica и чингисидская глобализация. М.Г. Крамаровский. — 15
От составителя. М.Г. Крамаровский. — 59
Каталог.
Всадническая культура ранних Чингисидов [1-42]. — 63
Всадническая культура империи Юань и Золотой Орды [43-98]. — 123
Городская культура Чингисидов [99-207]. — 189
Северное Причерноморье и золотоордынская глобализация [208-263]. — 285
Золотоордынский Солхат-Крым [264-381]. — 345
Список сокращений. — 478
Литература. — 479
[Резюме: англ., тат. — 501]
Всадники и города. ^
Эрмитаж продолжает исследовать историю и культуры Золотой Орды и наглядно представлять результаты широкой публике. Высокая музейная наука и музейное просветительство ярко совмещены в этой очередной выставке. Их было немало, из последних — Путешествие Ибн Баттуты и Путешествие Ибн Фадлана.
Сегодня наглядный разговор идет о «глобализации» мира, возникшей после образования Монгольской империи, и о месте в ней Золотой Орды. Место это весьма значительное. Речь идёт о торговых, культурных и даже религиозных связях с Китаем, Монголией, Ираном, Константинополем, Сирией, Египтом, Венецией, Генуей, Пизой, Литвой, русскими княжествами. Речь идёт о культурных эстафетах, где рядом с кожами и шелками, мёдом и специями в Европу шли порох, бумага и книгопечатание, фарфор и прочие керамические технологии, навыки картографии, мода на штаны, умение перегонять спирт и многое другое. Особый экзотический акцент имеют истории, связанные с взаимоотношениями Золотой Орды с итальянскими колониями в Северном Причерноморье, полные конфликтов, интриг и выгодного «бизнеса». А рядом — материальные свидетельства культурного и политического «братства» с мамлюками Сирии и Египта. Этот глобальный мир был разнообразен и умел это разнообразие превращать в пользу. Желание пользы создавало знаменитую религиозную терпимость, которой славится в истории Улус Джучи.
У выставки много участников и много новых сюжетов, рождённых, в частности, впервые публикуемыми вещами из коллекции фонда Марджани. Благодаря им неожиданным образом удалось провести целое исследование ритуальных головных уборов монгольской знати. Особое внимание уделено нескольким историко-культурным тенденциям и линиям. Наглядно прослежено и показано, как культура всадничества (кочевого рыцарства) превращается в культуры торговых городов, сохраняя, однако, некоторые политические и эстетические черты кочевой традиции. Из последних, как показывает выставка, рождается особый художественный стиль, родственный окружающим, но и красиво от них отличающийся. Увлекательно проследить эволюцию таких символов всадничества, как чаши и пояса. Все они достойны внимательного рассматривания. Другая линия — роль исламизации Орды в развитии её глобальных ориентиров. Выявлены и наглядно представлены влияния и параллели с исламизацией других тюрок-сельджуков, роль суфийских орденов и ремесленных братств и то, как всё это сливалось в социальную картину городской жизни, бурной и разнообразной. Особо прослежена линия развития каменных рельефов с интересным влиянием Малой Азии и на Причерноморье, и на Кавказ. Монументальность выставке придают красноречивые надгробия, удивительное ограждение колодца и элементы крепостных стен.
«Звездой» выставки, конечно же, является Солхат, столица ордынского Причерноморья и Крыма, прекрасный средневековый город, где жили, торговали и интриговали представители множества народов и конфессий, украсивших его своими трудами и успехами. В течение десятилетий Солхат изучали петербургские и крымские археологи. В результате мы не просто имеем ясное представление о городе, который был, в частности, и столицей знаменитого ордынского бунтаря Мамая, но можем ставить и решать важные принципиальные вопросы средневековой истории. Город прекрасно раскопан. Там изучены рынки, жилые дома, остатки мечетей и медресе, носящие, пусть иногда и условно, такие громкие имена, как Узбек и Бейбарс. В 1333 году Солхат посетил знаменитый путешественник Ибн Баттута, и его описание, умело использованное исследователями, делает этот город для нас более живым, чем многие другие средневековые столицы.
Каждую вещь нужно рассматривать внимательно, за каждой своя история, делающая вещь экспонатом. Странный суфийский браслет, чаша с изображением пира, гербы на каменных плитах, загадочное надгробие с мусульманскими и христианскими символами, удивительная каменная стела с изображением усатого воина, драконы на ручках чаш, многозначные сюжеты на поясных накладках, кошели и кафтаны, стеклянная ваза с гербом мамлюкского султана Бейбарса, пояс с изображением героя, разрывающего пасть льва. Всё это — увлекательное пионерское исследование и одновременно учебник на тему «диалог культур».
М.Б. Пиотровский,
директор Государственного Эрмитажа,
действительный член Российской академии наук
и Российской академии художеств
|