● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

«Подарок созерцающим». Странствия Ибн Баттуты. Каталог выставки. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2015. [ каталог выставки ]

«Подарок созерцающим».

Странствия Ибн Баттуты.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2015. 512 с. ISBN 978-5-93572-619-5

 

аннотация: ]

 

Каталог подготовлен к выставке «„Подарок созерцающим”. Странствия Ибн Баттуты», посвящённой путешествиям великого марроканского [марокканского] пилигрима. Почти за тридцать лет (1324-1353) Ибн Баттута побывал в Египте, Сирии, Иране, Ираке, Йемене, на восточном и западном побережьях Африки, в Малой Азии, Крыму, Золотой Орде, Константинополе, Средней Азии, Индии, Китае, на Мальдивских островах, в Испании. Свои приключения, равно как и быт посещённых им народов он подробно описал в пространной книге. Выставка, включающая в себя около трёхсот предметов, большинство которых экспонируются впервые, показывает мир эпохи Ибн Баттуты, следует его маршруту и демонстрирует различные сферы жизни, с которыми сталкивался путешественник.

 

Среди эрмитажных предметов — керамика, ткани, изделия из металла, стекла, архитектурные детали, нумизматика. Российская национальная библиотека представила более тридцати уникальных рукописей, как мусульманских (арабских и персидских), так и христианских, иудейских. Фонд Марджани (Москва) экспонирует, наряду с предметами из металла и керамики, уникальные костюмы этой эпохи. Издание адресуется всем интересующимся историей и культурой Средневековья.

 

Авторы каталожных описаний:

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург: А.Т. Адамова (А.А.), Т.Б. Арапова (Т.А.), В.В. Гурулёва (В.Г.), В.Н. Залесская (В.З.), А.А. Иванов (А.И.), Е.Н. Иванова (Е.И.), Н.В. Ивочкина (Н.И.), К.В. Кравцов (К.К.), М.Г. Крамаровский (М.К.), Вяч.С. Кулешов (В.К.), М.Л. Меньшикова (М.М.), А.В. Омельченко (А.О.), М.В. Постарнак (М.П.), А.Д. Притула (А.П.), Н.Г. Пчелин (Н.П.), Д.В. Садофеев (Д.С.), К.Ф. Самосюк (К.С.), А.И. Торгоев (А.Т.).

Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург: О.В. Васильева (О.В.), Б.И. Зайковский (Б.З.), О.М. Ястребова (О.Я.).

Институт восточных рукописей Российской академии наук, Санкт-Петербург: В.В. Полосин (В.П.).

Государственный музей Востока, Москва: Т.К. Мкртычев (Т.М.).

Институт культурологии образования Российской академии образования, Москва: Т.Ю. Николаева (Т.Н.).

Независимые исследователи: Г.В. Ласикова (Г.Л.), Н.Ф. Лисова (Н.Л.).

 

«Подарок созерцающим». Странствия Ибн Баттуты. Каталог выставки. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2015. Содержание

 

М.Б. Пиотровский. Книги о дорогах. — 9

Предисловие составителей. — 13

 

Путешественник и его эпоха. — 17

 

А.Д. Притула. Странствия Ибн Баттуты: реальность и фикция. — 19

П.В. Башарин. Мир ислама глазами Ибн Баттуты. — 27

О.В. Васильева, О.М. Ястребова. Круг чтения, передача знаний, искусство книги. — 37

Вяч.С. Кулешов, Е.Ю. Гончаров. Денежное обращение в эпоху Ибн Баттуты. — 51

А.Н. Теплякова. Роскошные ткани в путешествии Ибн Баттуты. — 59 (См. на academia.edu)

 

Странствия Ибн Баттуты. Каталог. — 67

 

Арабские страны.

А.Д. Притула. Магриб, Ближний Восток, Испания в первой половине XIV века. — 69

Каталог 1-22. Испания и Северная Африка. — 78

Каталог 23-62. Сирия и Египет. — 102

 

Центральная и Восточная Африка.

Вяч.С. Кулешов.

Культурно-историческая ситуация в Африке южнее Сахары в мусульманскую эпоху. — 167

Каталог 63-66. Центральная и Восточная Африка. — 168

 

Иран.

А.А. Иванов, К.В. Кравцов. Иран в первой половине XIV века. — 171

Каталог 67-125. Иран. — 176

 

Византия.

В.Н. Залесская. Народы византийского культурного круга в первой половине XIV века. — 259

Каталог 126-140. Византия. — 266

 

Малая Азия.

М.Г. Крамаровский. Сельджукская Анатолия глазами шейха из Танджи (Танжера). — 279

Каталог 141-145. Малая Азия. — 290

 

Золотая Орда.

М.Г. Крамаровский. Крым и Дашт-и Кипчак в XIII-XIV веках. — 299

Каталог 146-191. Золотая Орда. — 310

 

Средняя Азия.

А.В. Омельченко. Средняя Азия в конце XIII — первой половине XIV века. — 359

Каталог 192-199. Хорезм. — 364

Каталог 200-223. Улус Чагатаидов. — 370

 

Индия.

Вяч.С. Кулешов. Историко-культурный ландшафт Индии и Юго-Восточной Азии в середине XIV века. — 391

Каталог 224-233. Индия. — 394

 

Китай.

М.Л. Меньшикова. О том, что видел и слышал Ибн Баттута в Китае. — 399

Т.Б. Арапова. Китайский фарфор. — 409

М.Г. Крамаровский. Бокка в «портрете» дамы на фрагменте росписи из Турфанского оазиса (храм «Т» в Кочо). — 413

Каталог 234-283. Китай. — 420

 

Список сокращений. — 489

Литература. — 490

 

Summary. — 511

 


 

Предисловие составителей.   ^

 

Сохранилось высказывание академика И.А. Орбели (1887-1961), выдающегося учёного и легендарного директора Эрмитажа, относительно одной выставки, посвящённой средневековому литературному произведению: «Вещи не могут и не должны служить иллюстрацией к тексту». Данная выставка и её каталог, напротив, показывают, что и текст и предметы в равной степени являются знаками, передающими колорит и атмосферу эпохи. Чем более разноплановый материал привлекается для экспонирования, тем более яркой и неоднозначной предстает перед нами общая картина. Во многом «Подарок созерцающим...» — повод обратить внимание на эпоху Ибн Баттуты и страны, которые он посетил, рассмотреть исторические проблемы, прямо или опосредованно касающиеся личности путешественника.

 

По ряду научных вопросов авторы каталога разошлись во мнениях. В первую очередь это касается достоверности маршрута и датировок путешествия Ибн Баттуты. Например, эпизод сопровождения им жены хана Узбека, византийской царевны Байалун, воспринимается некоторыми исследователями как вымысел, другие же полагают, что в нём содержится историческое зерно. Мы не пытались приводить различные точки зрения к унификации, считая, что сохранение позиции авторов поможет лучше осветить научную проблематику и показать многообразие подходов.

 

Выставка не демонстрирует всей сложной последовательности перемещений путешественника. Многие страны он посетил несколько раз, и отдельные его маршруты до сих пор вызывают дискуссии. Разделы выставки соответствуют тем регионам, в которых побывал Ибн Баттута, и отражают главное направление его странствий: с запада на восток.

 

Каталог состоит из двух частей. В первой рассматриваются общие темы, проходящие лейтмотивом в книге Ибн Баттуты и являющиеся ключевыми для понимания его эпохи в целом. Вторая часть — собственно каталог, разделы которого сформированы по географическому принципу, следуя маршруту странствий арабского путешественника. При расположении экспонатов внутри разделов за основу принят материал: сначала идут рукописи, затем нумизматика, металл, ткани, керамика, стекло, архитектурные детали (из камня или дерева) и надгробия. Памятники, изготовленные из одного и того же материала, группируются по хронологическому принципу. Поскольку нередко датировки вещей весьма приблизительны, их расположение в значительной степени является условным.

 

Каталожные сведения по возможности унифицированы. Однако полное единообразие в описании памятников различного характера (например, керамики и рукописей) представляется труднодостижимым и нецелесообразным. Кроме того, экспонаты различаются объёмом информации, которую в себе несут.

 

При переводе дат из мусульманского летоисчисления (хиджры) в европейское используется юлианский календарь, как это принято в исторических справочниках и научных изданиях применительно к периоду, предшествующему появлению в 1582 году григорианского календаря.

 


 

Summary.   ^

 

Ibn Battuta’s book of travels, entitled “A Gift to Contemplators of the Wonders of Cities and the Marvels of Travelling”, combines the outstanding traveller’s own personal experiences with the different views of his contemporaries, whom he wished to please. It is a multi-layered and curious compilation of information on ‘wonders and marvels’ as perceived in the fourteenth century.

 

Abu ‛Abd Allah Muhammad ibn Muhammad ibn ‛Abd Allah al-Lawati al-Tanji ibn Battuta, best known as Ibn Battuta, was born in 1304 in the Moroccan town of Tanja (Tangier). His family was one of qadi or judges and the young man received a classical Muslim education, which included study of the Quran, the hadith (the sayings of the prophet Muhammad), legal writings and the foundations of calligraphy.

 

At the age of twenty-one the young Moroccan decided to go on a hajj — a pilgrimage to Mecca. He set out on the second day of Rajab in 725 by the Hijri calendar (13 June 1325), passing through the lands of the Maghreb to the East, stopping in Egypt, where he visited not only Cairo and Alexandria but Upper Egypt. Then he set off for Syria, from where he departed for Mecca with a Syrian caravan.

 

Although the pilgrim had thus made his first hajj, the taste for travel led him to spend nearly thirty years on the road. He visited Iran, Iraq, Yemen, the eastern shore and central part of Africa, Asia Minor, Crimea, the Golden Horde, Constantinople, Central Asia, India, China, the Maldives and Spain. These, at least, are the main points on the path taken by the great Moroccan.

 

In 1354 Ibn Battuta returned to Morocco where, by order of the Marinid ruler Abu Inan the traveller’s reminiscences were dictated to the secular scholar Ibn Juzayy. In his opus the author paid considerable attention not only to holy sites, to ascetics and scholars, but to the key political figures of the age, such as the Egyptian sultan al-malik al-nasir Muhammad (1285-1341), Khan Uzbeg of the Horde (ca. 1283-1341) and the Indian ruler Muhammad ibn Tughluq (1325-1351). Many of them Ibn Battuta had met in person, in other cases he cited information drawn from various sources. There are numerous descriptions of everyday objects — of crockery and textiles, utensils, means of transport and coinage — and the wanderer willingly shared information about his personal life. As the book reveals, he married numerous times during his travels, took concubines, and in the Maldives, for instance, he had a whole harem.

 

Our exhibition includes some three hundred exhibits, most of them displayed to the public for the first time, opening up the world of Ibn Battuta, following the route of his travels and presenting different aspects of life with which he came into contact. It provides a superb opportunity to bring together artistic objects from very different lands, from Spain to China, from the Volga to Central Africa, emphasising not only their individual features but their common links in the late medieval period.

 

Items from the Hermitage include ceramics, textiles, metal work and glass, architectural details and coins. Many of them bear inscriptions with the names of renowned figures, whom Ibn Battuta said he had met on his travels.

 

The second participating institution, the Russian National Library, has loaned more than thirty unique Muslim (Arabic and Persian), Christian and Hebrew manuscripts. Through these masterpieces, many of them exhibited for the first time, we are able to present the intellectual context, the reading material and art of the age of Ibn Battuta.

 

The Mardjani Foundation (Moscow) is the third participant in the exhibition, lending metal and ceramics but also unique costumes dating from the late thirteenth and early fourteenth centuries. Superbly preserved, they illustrate the everyday world of the ruling elite.

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки