главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Теория и практика археологических исследований. 2016. №1 (13). И.П. Засецкая, Л.С. Марсадолов, А.А. Тишкин

Памяти Л.Л. Барковой (1928-2014).

// ТиПАИ. 2016. №1(13). С. 151-155.

См. также: Список научных работ Л.Л. Барковой.

 

Статья посвящена памяти известного в России специалиста, старшего научного сотрудника отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), хранителя и исследователя сибирских древностей Л.Л. Барковой. После окончания Ленинградского государственного университета Людмила Леонидовна в 1953 г. стала работать в Государственном Эрмитаже. Она участвовала в археологических экспедициях, являлась куратором многих, в том числе зарубежных, выставок, осуществляла просветительскую и другую деятельность. Особое значение имеет её вклад в обработку, изучение и хранение уникальных материалов, полученных при раскопках «царских» курганов скифо-сакского времени на Алтае, которые относятся к пазырыкской культуре. На эту тему Л.Л. Барковой написан ряд научных трудов. Особое значение имеют работы, посвящённые древнему искусству. Сведения о состоявшихся публикациях представлены в виде библиографического списка, подготовленного коллегами. Они наиболее полно отражены в приложении к данной статье. Все, кто взаимодействовал с Людмилой Леонидовной, отмечают её человеческие качества, а также высокий профессионализм и ответственное отношение к делу.

Ключевые слова: Государственный Эрмитаж, хранитель, искусство кочевников, пазырыкские древности, коллекция, выставка, экспонаты, научные публикации, каталог, Алтай, Сибирь.

DOI: 10.14258/tpai(2016)1(13).-10

 

Людмила Леонидовна Баркова

Л.Л. Баркова родилась 25 декабря 1928 г. в городке Кача, под Севастополем, в семье военнослужащего. Её отец, Леонид Васильевич Барков, родом из города Ливны (Орловская область) – там он учился и работал на чугунно-литейном заводе. В 1924 г. Л.В. Баркова призвали в армию, где он служил до 1947 г. После ухода в запас устроился в Гидрологический институт инженером по приборам (скончался в 1972 г.). Мать, Галина Андреевна (девичья фамилия Кроникова), родилась в 1908 г. в г. Вильно (ныне Вильнюс – столица Литвы). В 1909 г. семья переехала в Минск. После окончания школы Галина Андреевна получила профессию швеи. В 1929 г. вышла замуж и всю оставшуюся жизнь была домохозяйкой (умерла в 1952 г.). Младшая сестра, Светлана Леонидовна (Смирнова), родилась в 1932 г. После окончания института она работала преподавателем и переводчицей с иностранных языков.

 

Ещё восьмимесячным ребёнком Людмила вместе с семьёй переехала в Ленинград, где и проживала до последних дней своей жизни, а потому была вправе считать себя коренной ленинградкой. В 1936 г. она

(151/152)

пошла в школу №50 Петроградского района. Как и многие дети Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., прошла сквозь все тягости и горести военных лет. С начала войны до середины 1942 г. Людмила с мамой и младшей сестрой, следуя за воинской частью, где служил их отец, переезжала с места на место, меняя адреса. И только в 1942 г. с последним эшелоном, увозившим актеров и имущество Мариинского театра, они эвакуировались в Среднюю Азию. В 1943 г. она вступила в комсомол, затем по возрасту выбыла и в дальнейшем была беспартийным человеком. В 1944 г. в связи с тем, что отец был переведён из действующей армии в г. Львов, мать с детьми переехали туда. После окончания войны в 1946 г. семья перебралась Казань, где Людмила закончила среднюю школу. В 1947 г. все вернулись в Ленинград.

 

В 1947-1952 гг. Л.Л. Баркова училась в Ленинградском государственном университете им. А.А. Жданова на кафедре археологии исторического факультета. Во время учёбы она также была шефом в ремесленном училище и агитатором во время избирательных кампаний. Ещё в университете и в летних экспедициях завязалась крепкая дружба трёх подруг (будущих хранителей Эрмитажа) – Л.К. Галаниной, И.П. Засецкой и Л.Л. Барковой, которую они пронесли через всю жизнь. Хорошую практическую археологическую подготовку Л.Л. Баркова получила в течение трёх лет, работая в составе Волго-Донской экспедиции, а также на однолетней практике в Старой Ладоге. Людмила Леонидовна специализировалась по археологии и написала дипломную работу на тему «Заселение славянами Подонья (по археологическим данным Волго-Донской экспедиции)» под руководством профессора Л.А. Мацулевича.

 

На работу в Государственный Эрмитаж, в отдел истории первобытной культуры (ОИПК), Л.Л. Баркову в марте 1953 г. принял директор музея М.И. Артамонов, у которого ещё в студенческие годы она слушала лекции и работала в археологической экспедиции на Дону. Сначала два года (1953-1955 гг.) Людмила Леонидовна работала научно-техническим сотрудником в ОИПК, а затем с 1955 по 1962 г. была переведена экскурсоводом в научно-просветительный отдел (НПО). Она всегда легко находила общий язык с людьми и умела расположить к себе слушателей, была членом общества «Знание», проводила экскурсии, читала лекции в Эрмитаже и за его пределами, делала это эмоционально и с удовольствием.

 

В 1950-е гг. Людмила Леонидовна познакомилась с известным археологом Михаилом Петровичем Грязновым, в археологических экспедициях которого неоднократно участвовала в Хакасии и Туве, в том числе и на раскопках знаменитого кургана Аржан-1. М.П. Грязнов помог Л.Л. Барковой стать хранителем коллекций из больших алтайских курганов. После возвращения в 1963 г. в отдел археологии Людмила Леонидовна работала там сначала научным, а с 1974 г. старшим научным сотрудником, до своего последнего дня в 2014 г.

 

Л.Л. Баркова хранила материалы с территории Западной Сибири, Казахстана и Алтая от эпохи бронзы до средневековья – более 150 коллекций, насчитывающих 15,5 тысяч инвентарных номеров. Она была хранителем алтайских древностей, одним из самых сложных собраний в музее, представленным редкими экспонатами из органических материалов – войлока, кожи, шерсти и дерева, которые постоянно требовали особого, тщательного и постоянного ухода, добросовестно и с любовью обеспечиваемого Людмилой Леонидовной с помощью реставраторов музея. Частично из своего большого хранения она передала коллекции Л.С. Марсадолову, С.В. Панковой и Е.В. Степановой.

(152/153)

 

Л.Л. Баркова не только заботливо хранила уникальные коллекции из древних курганов Горного Алтая, но и продолжала свою просветительскую работу, увлекательно рассказывая посетителям о знаменитых находках. Кроме этого, она занималась научным изучением имеющихся материалов. Результаты такой деятельности нашли отражение в публикациях (см. список научных трудов). Следует отдельно отметить три статьи, в которых Людмила Леонидовна представила материалы большого кургана Шибе, раскопанного М.П. Грязновым ещё в 1927 г. [Баркова, 1978, 1979, 1980]. В них подробно и тщательно был рассмотрен погребальный обряд, описаны все находки из кургана и указан антропологический тип «шибинца». Особое внимание уделено датировке исследованного объекта. Л.Л. Баркова сделала вывод, что курган Шибе не может служить основанием для выделения особого (шибинского) этапа в периодизации культуры ранних кочевников Алтая, и отметила, что он наиболее близок к кургану №3 памятника Пазырык и может быть датирован V-IV вв. до н.э. Эта дата являлась близкой к ранее опубликованной С.И. Руденко, хотя М.П. Грязнов определял Шибинский курган и выделенный им этап II в. до н.э. – I в. н.э. Три монографии С.И. Руденко [1953, 1960, 1968], посвящённые материалам из больших курганов Алтая, постоянно были настольными книгами у Л.Л. Барковой, которая также опубликовала серию статей, посвящённых предметам искусства кочевников Горного Алтая скифского времени, представленным изображениями в зверином стиле. Кроме того, Людмила Леонидовна совместно с С.В. Панковой принимала участие в исследовании древних татуировок на пазырыкских мумиях, что в октябре 2004 г. привело к открытию и публикации ранее не известных рисунков-татуировок.

 

В последние годы Людмила Леонидовна особое внимание уделяла изучению техники производства, а также декоративному оформлению войлочных и ворсовых шерстяных ковров. Результаты исследований этой группы находок были опубликованы ею в ряде статей, а также в монографии в соавторстве с Н.В. Полосьмак (Новосибирск, 2005 г.) и в научно-популярной книге, изданной в Государственном Эрмитаже в 2012 г. Совместно с одним из авторов данного очерка Л.Л. Баркова подготовила к печати пока не изданный каталог коллекции №1122, в которой отложились предметы из собрания П.К. Фролова. В ходе этой работы проанализирован существенный по объёму разновременный археологический и другой материал, подготовлены многочисленные иллюстрации.

 

Нельзя не упомянуть о постоянном участии Людмилы Леонидовны в экспозиционной работе, подготовке и сопровождении временных международных выставок, в которых значительную часть экспонатов представляли алтайские древности. Л.Л. Баркова сопровождала выставки Государственного Эрмитажа в Японию, Югославию, США, Францию, Болгарию, Великобританию, Грецию и в другие страны. В качестве туриста была в Венгрии и Румынии. В каждом каталоге можно найти написанные ею пояснительные тексты к отдельным предметам и статьи, посвящённые истории изучения горно-алтайских памятников.

 

Научную смелость в своих убеждениях Л.Л. Баркова проявила в 2009 г., когда готовилась новая экспозиция для постоянной музейной выставки «Древняя Сибирь». Более молодые сотрудники Государственного Эрмитажа хотели обозначить на этикетках даты для Туэкты-1 и Башадара-2 – V-IV вв. до н.э., а для Пазырыка –

(153/154)

IV-III вв. до н.э., но Людмила Леонидовна как хранитель материалов из этих комплексов твёрдо настояла на датах VI-V вв. до н.э. (для Туэкты/Башадара) и V-IV вв. до н.э. (для Пазырыка).

 

Л.Л. Баркова была замужем за известным антропологом И.И. Гохманом (1928-2008 гг.), заведующим отделом Института антропологии и этнографии РАН, который консультировал супругу по многим вопросам и был соавтором совместных научных статей. Ряд хороших рисунков к публикациям Л.Л. Барковой выполнил её друг – замечательный художник-график и живописец Е.С. Матвеев.

 

Редко упоминают ещё одно важное занятие хранителей музея – обслуживание посетителей: показ материала в хранилищах и на экспозициях, научные консультации, включающие сведения по истории формирования коллекций и их исследованию. И здесь на долю Людмилы Леонидовны выпал немалый объём работы, поскольку находки из больших алтайских курганов скифского времени имеют мировую известность и поэтому всегда востребованы. Сотрудники многих музеев и научных институтов (археологи, историки, искусствоведы из разных регионов нашей страны), а также иностранные коллеги были её нередкими гостями. Более того, она не только осуществляла свои прямые обязанности хранителя, показывая музейные коллекции, но и доброжелательно проявляла искреннюю заботу о своих посетителях. Её гостеприимство, весёлость и отзывчивость проявлялись не только по отношению к родным и близким друзьям, но и к коллегам и просто знакомым, к людям и животным, которые нуждались в искреннем сочувствии, помощи и поддержке.

 

За многолетнюю добросовестную работу в музее Л.Л. Баркова неоднократно награждалась почётными грамотами и ценными подарками. Она награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 г.» и медалью «Ветеран труда» в 1986 г. Свою последнюю грамоту – «Благодарность Министра культуры РФ», подписанную B.P. Meдинcким 18 февраля 2014 г., – она так и не успела лично получить. Большим событием в жизни Людмилы Леонидовны был её 85-летний юбилей, который она вместе с коллегами отдела археологии и приглашёнными гостями отмечала 26 февраля 2014 г. Но через 10 дней её не стало… На юбилее, на прощании и поминках было много гостей, много добрых и искренних выступлений, так как в музее Людмила Леонидовна пользовалась заслуженным уважением и любовью, проработав там 61(!) год.

 

Память о Людмиле Леонидовне Барковой будет долго и бережно храниться в сердцах всех знавших её друзей и коллег.

 

Библиографический список.   ^

 

Баркова Л.Л. Курган Шибе и вопросы его датировки // Археологический сборник ГЭ. 1978. Вып. 19. С. 37-44.

Баркова Л.Л. Погребение коней в кургане Шибе // Археологический сборник ГЭ. 1979. Вып. 20. С. 55-65.

Баркова Л.Л. Курган Шибе. Предметы материальной культуры из погребальной камеры // Археологический сборник ГЭ. 1980. Вып. 21. С. 48-58.

Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. 402 с.

Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. 360 с. + CXXVI табл.

Руденко С.И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани из оледенелых курганов Горного Алтая. М.: Искусство, 1968. 136 с.

 

(154/155)

 

I.P. Zasetskaya, L.S. Marsadolov, A.A. Tishkin.

In memory of L.L. Barkova (1928-2014).   ^

 

The article is devoted to L.L. Barkova – the famous Russian expert, the senior researcher of the department of Archaeology of Eastern Europe and Siberia of the State Hermitage (St.Petersburg), the keeper and the researcher of Siberian antiquities. After the graduation from the Leningrad State University, Lyudmila Leonidovna began to work in the State Hermitage in 1953. She participated in archaeological expeditions, was a curator of many exhibitions, including foreign ones, carried out educational and other activities. Her contribution to processing, studying and storage of the unique materials received at excavation of “imperial” barrows of Scythian-Saka time in Altai which belong to Pazyryk culture have a particular importance. L.L. Barkova wrote a number of scientific works on the subject. The papers devoted to ancient art have a special value. The information on the publications prepared by her colleagues is presented in the form of the bibliography. It is presented in the supplement to the article. All who interacted with Lyudmila Leonidovna note her human qualities, high professionalism and a responsible attitude to work.

Key words: State Hermitage, keeper, art of nomads, Pazyryk antiquities, collection, exhibition, exhibits, scientific publications, catalog, Altai, Siberia.

 

References.   ^

 

Barkova L.L. Kurgan Shibe i voprosy ego datirovki [The Shibe mound and the questions of its dating]. Arkheologicheskiy sbornik Gosudarstvennogo Ermitazha [Archaeological collection of the State Hermitage], 19, 1978. Pp. 37-44.

Barkova L.L. Kurgan Shibe. Predmety material’noy kul’tury iz pogrebal’noy kamery [Kurgan Shibe and the objects of the material culture from the burial chanber]. Arkheologicheskiy sbornik Gosudarstvennogo Ermitazha [Archaeological collection of the State Hermitage], 21, 1980. Pp. 48-59.

Barkova L.L. Pogrebenie koney v kurgane Shibe [The burials of horses in the Shiba mound]. Arkheologicheskiy sbornik Gosudarstvennogo Ermitazha [Archaeological collection of the State Hermitage], 20, 1979. Pp. 55-65.

Rudenko S.I. Drevneyshie v mire khudozhestvennye kovry i tkani iz oledenelykh kurganov Gornogo Altaya [The oldest in the world art carpets and fabrics from the icy mounds of the Altai Mountains]. Moscow: Iskusstvo, 1968. 136 p.

Rudenko S.I. Kul’tura naseleniya Gornogo Altaya v skifskoe vremya [The culture of the population of the Altai Moiuntains in the Scythian time]. Mosvow; Leningrad: Izd-vo AN SSSR, 1953. 402 p.

Rudenko S.I. Kul’tura naseleniya Tsentralnogo Altaya v skifskoe vremya [The culture of the Central Altai population in the Scythian time]. Moscow; Leningrad: Izd-vo AN SSSR, 1960. 360 p. + CXXVI tabl.

 

Список научных работ Л.Л. Барковой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки