● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

«Полцарства за коня...» Лошадь в мировой культуре. Произведения из собрания Государственного Эрмитажа. Каталог выставки [Центр «Эрмитаж — Казань», 26 января — 23 сентября 2007 года.] СПб: «Славия». 2006. [ каталог выставки ]

«Полцарства за коня...»

Лошадь в мировой культуре.

Произведения из собрания Государственного Эрмитажа.

Каталог выставки
[Центр «Эрмитаж — Казань», 26 января — 23 сентября 2007 года.]

// СПб: «Славия». 2006. 256 с. ISBN 5-9501-0164-2

 

Авторы каталожных описаний:

А.Т. Адамова, С.А[Б]. Адаксина, А.Ю. Алексеев, Е.Б. Ананьич, Е.А. Анисимова, Б.И. Асварищ, А.А. Бабин, Н.П. Бабина, И.Р. Багдасарова, Л.Л. Баркова, H.Ю. Бирюкова, А.М. Боголюбов, А.Г. Букина, Е.Е. Васильева, Е.В. Власова, Л.К. Галанина, И.А. Гарманов, А.Г. Гейко, Ю.Ю. Гудыменко, В.В. Гурулёва, М.М. Дандамаева, М.О. Дединкин, Л.И. Добровольская, М.А. Добровольская, Ю.Л. Дюков, Ю.И. Елихина, Ю.Г. Ефимов, H.К. Жижина, И.П. Засецкая, Е.Н. Иванова, В.А. Калинин, Е.Ф. Королькова, Т.Т. Коршунова, М.Н. Косарева, М.Г. Крамаровский, М.Я. Крыжановская, Н.З. Кунина, Т.Н. Левкович, Е.В. Лепёхина, В. В.-О. Лоога, М.Н. Лопато, Л.В. Ляхова, Т.А. Малинина, О.Н. Мальцева, Л.С. Марсадолов, В.Ю. Матвеев, М.Л. Меньшикова, Ю.А. Миллер, Г.А. Миролюбова, Е.Ю. Моисеенко, Л.А. Некрасова, Д.А. Никитин, С.Л. Плотников, А.Г. Побединская, Г.А. Принцева, Н.Г. Пчелин, А.Л. Ракова, Е.П. Ренне, Г.Л. Семёнов, Н.К. Серебряная, Т.И. Слепова, А.А. Солин, А.В. Стрельников, С.А. Строганов, И.О. Сычёв, Н.И. Тарасова, Э.А. Тарасова, И.Л. Токарева, Л.М. Уткина, И.Н. Уханова, А.Г. Фурасьев, Е.С. Хмельницкая, В.А. Чернышёв, К.М. Чернышов, О.В. Чижевская, Е.С. Щукина, Е.А. Яровая, Г.В. Ястребинская.

 

Содержание [развёрнуто]

 

М.Ш. Шаймиев. Вступительное слово. — 8

М.Б. Пиотровский. Конь и всадник. — 10

Е.Ф. Королькова. «Полцарства за коня...». — 13

Е.Ф. Королькова. Скачущие сквозь века. — 29

 

Раздел 1.

Кони и всадники великих древних культур Евразии.

Е.Ф. Королькова. Властители степей: кони и всадники. — 63

Д.П. Алексинский. Как не воспеть быстроконных наездников... — 75

Е.Ф. Королькова. Искусство управлять конём. — 89

 

Раздел 2.

Восток и Запад от средневековья до Нового времени: воины, властители и эпические герои.

Е.Ф. Королькова. Боевые кони героев. — 97

A.Л. Ракова. «Le miroire héroique de la Noblesse» («Героическое зерцало дворянства»). — 108

K.A. Жуков, К.М. Чернышов. Изображение конского доспеха на двойном гульдинере Максимилиана I 1509 года. — 112

Н.Г. Пчелин. Кони Поднебесной. — 116

Б.И. Маршак. Сцена конной охоты в искусстве Ирана в эпоху династии Сасанидов (III-VII века). — 120

M.Г. Крамаровский. Хынг-оглан — конь удачи. Верховая лошадь Чингисидов (XIII-XV века). — 122

 

Раздел 3.

Россия между Западом и Востоком. Война и мир в XVIII — начале XX века.

С.Л. Плотников. «Государь на коне»: Российская империя под знаком всадника. — 131

Г.В. Вилинбахов. Всадник русского герба. — 143

В.А. Чернышев. Седельная сбруя XVIII-XIX веков. — 150

Е.Ф. Королькова. Любимый конь Наполеона. — 159

Ю.А. Миллер. Царские кони и дипломатия. — 162

 

Каталог выставки [1-653]. — 176

 

Отдел археологии Восточной Европы и Сибири [1-114]. — 177

Кавказ эпохи поздней бронзы и раннего железа [1-6]. — 177

Скифская эпоха [7-42]. — 177

Северное Причерноморье и Северный Кавказ [7-28]. — 177

Сибирь и Средняя Азия [29-42]. — 179

Сарматская эпоха [43-50]. — 181

Позднеримская и византийская эпохи [51-82]. — 182

Кочевники степей Подонья и Приднепровья в средние века [83-114]. — 183

Отдел истории античного мира [115-164]. — 184

Архаическая Греция [115-123]. — 184

Классическая Эллада [124-129]. — 186

Аттический импорт в Северном Причерноморье [130-136]. — 188

Греческие колонии на юге Италии [137-141]. — 190

Средиземноморье и Северное Причерноморье в римскую эпоху [142-164]. — 192

Отдел Востока [165-231]. — 194

Кочевники Центральной Азии [165-180]. — 194

Иранская культура [181-186]. — 196

Кочевники Центральной Азии в эпоху средневековья [187-194]. — 197

Центральная Азия и Китай в новое время [195-219]. — 197

Япония в новое время [220-231]. — 199

Отдел западноевропейского искусства [232-383]. — 200

Живопись [232-240]. — 200

Графика [241-252]. — 203

Декоративно-прикладное искусство [253-276]. — 206

Конская амуниция [277-383]. — 212

Арсенал [384-488]. — 217

Восток [384-433]. — 217

Западная и Восточная Европа [434-488]. — 219

Отдел истории русской культуры [489-]. — 221

Живопись [489-498]. — 221

Графика [499-521]. — 222

Скульптура [522-531]. — 223

Декоративно-прикладное искусство [532-566]. — 227

Амуниция [567-575]. — 230

Отдел нумизматики [576-635]. — 230

Монеты [576-605]. — 230

Древняя Греция и её колонии [576-582]. — 230

Древний Рим и Византия [583-590]. — 230

Западная Европа [591-593]. — 232

Россия [594-605]. — 233

Медали, ордена и знаки [606-633]. — 234

Западная Европа [606-616]. — 234

Россия [617-631]. — 237

СССР [632-633]. — 240

Печати [634-635]. — 240

Западная Европа [634]. — 240

Россия [635]. — 240

Научная библиотека [636-653]. — 240

Россия [636-647]. — 240

Западная Европа [648-653]. — 243

 

Словарь терминов. — 244

Литература. — 251

 


 

Конь и всадник.   ^

 

Лошадь — один из символов евразийской цивилизации. Без неё нет ни хозяйства, ни войны, ни охоты, ни мифологии. Без неё нет и властной символики. Конь был и остаётся образцом и знаком силы и красоты. Человек всегда относился к лошади с особым трепетом и заботой. Коня любили, холили, лелеяли, украшали, но и забирали с собой в могилу.

 

Мечта о соединении качеств лошади и человеческих качеств странно воплотилась в мифах о кентаврах. В реальной же истории соединение человека и лошади — всадник — ассоциируется повсюду с признаком особой высшей военной социальной категории. Более того, оно стало категорией героев и, следовательно, носителей особых благородных качеств. Феномен рыцарства, или «фурусии» у арабов, заключает в себе набор вечных моральных черт, связанных с человеком на коне.

 

Конь — это неотъемлемая часть бытовой жизни, войны, религиозных ритуалов, торжественных церемоний, легенд и поэзии многих народов. Он — символ власти и силы, воплощение красоты и скорости. Он спасает друга-хозяина в трудные минуты, к которым коня готовят заранее, заботясь о нём и специально воспитывая его. Средневековый арабский воин всегда сам ухаживал за своим боевым конём и садился на него только в момент сражения.

 

Поистине энциклопедические коллекции Эрмитажа позволяют провести зрителя через века человеческой любви к коню, через тысячелетия союза между человеком и конём. Выставка соединяет скифских вождей с российскими императорами, сарматских воинов с русскими кавалеристами. Удивительно очарование скифского золота, греческих расписных ваз, римских рельефов, сасанидских чаш, европейских картин и рисунков, русской живописи и прикладного искусства, костюмов для верховой езды и кавалерийских мундиров, а также предметов конского снаряжения. Всё это увлекательно рассказывает о богатой и многообразной истории.

 

Мы постарались сделать красивую и умную выставку, достойную красоты самого благородного животного на свете.

 

М.Б. Пиотровский,
директор Государственного Эрмитажа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки