главная страница / библиотека / обновления библиотеки / содержание каталога

«Полцарства за коня...» Лошадь в мировой культуре. Произведения из собрания Государственного Эрмитажа. Каталог выставки [Центр «Эрмитаж — Казань», 26 января — 23 сентября 2007 года.] СПб: «Славия». 2006. [ каталог выставки ]

«Полцарства за коня...»

Лошадь в мировой культуре.

Произведения из собрания Государственного Эрмитажа.

Каталог выставки
[Центр «Эрмитаж — Казань», 26 января — 23 сентября 2007 года.]

// СПб: «Славия». 2006. 256 с. ISBN 5-9501-0164-2

 

Б.И. Маршак

Сцена конной охоты в искусстве Ирана
в эпоху династии Сасанидов (III-VII века)

 

В Эрмитаже коллекция серебряных блюд (точнее, низких чаш) эпохи Сасанидов в основном сложилась в период с конца XVIII по первую половину XX века. Они происходят из случайных находок в бассейне реки Кама, где в средние века обитали охотники на пушных зверей, обменивавшие свою ценную добычу на иранские, среднеазиатские и византийские серебряные сосуды.

 

Династия Сасанидов создала в Иране мощную империю, соперничавшую с Римом и Византией. Опираясь прежде всего на свою тяжеловооружённую аристократическую конницу, предшественницу европейского рыцарства, Сасаниды разбили армии нескольких римских и византийских императоров, но в 630-е и 640-е годы потерпели сокрушительное поражение от арабов, которые к 651 году овладели всем Ираном.

 

Среди сасанидских серебряных блюд особый интерес представляют те, на которых показаны царь или принц верхом на коне, охотящиеся на крупных животных. Царь, проявивший себя как удачливый охотник, считался обладателем особой харизмы, а владелец блюда со сценой успешной охоты царя, видимо, приобщался к этой харизме. Царская охота на блюдах — это официальный акт. Поэтому в таких сценах царь царей Ирана или принц — государь одной из областей империи — всегда в короне, при особом царском нагрудном украшении и с мечом. Конь царя, как и конь любого сасанидского воина, — это всегда жеребец. Удила всегда строгие, так что повод подходит не к углу рта лошади, а к концу рычага, другой конец которого около угла рта. Стремена отсутствуют (их хорошо знали в позднесасанидское время, но не считали это новшество, в VI веке заимствованное у тюрок, достойным царей). Седло в III-IV веках похоже на римское с мягкой лукой, охватывающей всадника спереди, в VI-VII веках жёсткая лука седла соединяет планки седла. Надо отметить также прямоугольную попону. Кони некрупные, но, очевидно, сильные, обычно с мохнатыми бабками. Это не лёгкие скаковые лошади типа туркменских или арабских. Они напоминают средневековые изображения европейских рыцарских коней, также выведенных, чтобы нести тяжеловооружённого всадника.

 

На всех трёх блюдах, представленных на выставке, охотник стреляет из лука на полном скаку, бросив повод на шею лошади. В двух случаях это «парфянский выстрел» («Parthian shot»), когда стрела направлена назад. Такой выстрел наиболее надёжно обеспечивал попадание при стрельбе со скачущего коня, поскольку стрелять вперёд мешала шея и голова лошади; стреляя же в сторону, было трудно рассчитать, куда полетит стрела из-за инерции, которая отклоняла её от линии прицеливания.

 

На наиболее раннем из трёх блюд (кат. 182) — портрет Шапура II (309-379), победившего в войне с Римом. Во время этой войны умер знаменитый Юлиан Отступник, император, поддерживавший язычников в борьбе против христиан. Шапура легко узнать по короне, такой же, как на его монетах. Блюдо считается одним из

 

(120/121)

Кат. 184.

Блюдо со сценой охоты сасанидского принца на тигра. Первая половина VII в.

(Открыть Кат. 184 в новом окне)

 

Кат. 182.

Блюдо со сценой охоты Шапура II на львов. IV в.

(Открыть Кат. 182 в новом окне)

 

величайших шедевров иранскою искусства. Лев, с которым сражается царь, показан дважды: живым и убитым. На других блюдах точно так же каждая жертва охотника изображена дважды: на одном блюде это каменный козёл и антилопа, а на другом — тигр. Таким способом показывали и момент выстрела, и его результат. Все художники акцентировали победу царя, но мастер блюда Шапура II при этом ещё показал героическое сражение Шапура с яростным львом. Конь на этом блюде самый стройный. Его грива фигурно выстрижена по старой кочевнической моде. Хвост коня завязан узлом.

 

Второе блюдо (кат. 183) изготовлено в первой половине VII века, незадолго до падения династии. Вообще композиция довольно статичная, но в неё введена живая деталь — фигура охотничьей собаки. Поза коня, передние ноги которого подняты, тогда как задние стоят на земле, с точки зрения сюжета никак не оправдана. Голова царя окружена нимбом. Неподалеку от неё солнце и луна, братом которых он считался. Даже голова коня украшена полумесяцем. Кто именно изображён с такими возвеличивающими атрибутами, трудно определить. У него корона Ардашира III, но того на монетах изображали мальчиком, каким он и умер после очень короткого царствования (628-630), а не бородатым мужчиной, как на блюде.

 

Третье блюдо (кат. 184) датируется также первой половиной VII века. Но на нём изображен принц, а не шахиншах, поскольку в V-VII веках государи всего Ирана имели короны с символом полумесяца, который здесь отсутствует. Широкое лицо с огромными глазами стилистически близко к царскому портрету на золотых монетах Хосрова II (591-628). Обращают на себя внимание кисти, взметнувшиеся над крупом скачущей лошади. Эта деталь с самого начала характерна для сасанидского конского убора, хотя её и нет на блюде Шапура II. Условность образа человека сочетается с документальной точностью передачи деталей, особенно ювелирных украшений и орнаментов тканей. На ногах всадника штаны из шкуры тигра, которые, как и кафтан, по-видимому, надеты поверх кольчуги.

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / содержание каталога