главная страница / библиотека / обновления библиотеки / содержание каталога
[ каталог выставки ]«Полцарства за коня...»Лошадь в мировой культуре.Произведения из собрания Государственного Эрмитажа.Каталог выставки
|
Иранская культура. ^ |
181. Ритон с протомой коня. ^ Средняя или Малая Азия III-II вв. до н.э. Серебро; золочение, литьё. Высота 18,7 см. Поступление: в 1860 г. из Академии наук, Санкт-Петербург. Инв. №S-72. Литература: Тревер 1940, с. 105-110, табл. 33. Изображение на с. 172. (Открыть в новом окне)
Ритон — сосуд, форма которого восходит к рогу животного, с древнейших времён использовавшийся для питья. Термин «ритон» — греческого происхождения (от глагола рео, имеющего значение «течь, струиться»), но такого рода сосуды встречались в разных странах. Ритоны, заканчивающиеся головками животных, были особенно характерны для культуры персов, у которых, вероятно, их заимствовали греки и другие народы. Со временем ритоны в значительной степени утратили свою основную функцию, превратившись в культовые или даже чисто декоративные предметы. Вероятно, это относится и к эрмитажному памятнику. Впрочем, орнамент из плюща напоминает о Дионисе — греческом боге виноделия, культ которого был широко распространён на Востоке после походов Александра Македонского. Данный ритон был найден в 1746 г. пастухами в Полтавской области, в местечке Кропивная на реке Супоя, впадающей в Днепр, непосредственно в песке. Находка была доставлена в Петербург, где продолжительное время хранилась в Кунсткамере. М.М. Дандамаева
|
182. Блюдо со сценой охоты Шапура II на львов. ^ Персия (Иран). IV в. Серебро; золочение, литьё, чеканка, гравировка. Диаметр 22,9 см. Поступление: из клада, найденного в 1927 г. у дер. Турушевой, Вятская губ. Инв. №S-253. Литература: Тревер, Луконин 1987, с. 107. Изображение на с. 121. (Открыть в новом окне)
Эрмитажное собрание Сасанидского серебра (III-VII вв.) не имеет себе равных ни по количеству, ни по качеству произведений. Шедевр коллекции — серебряное блюдо с изображением сцены охоты на львов шахиншаха Шапура II. Шапур II — царь Персии из династии Сасанидов, правивший в 309-379 гг. и прославившийся своими военными походами против Римской империи. Сасанидский царь, судя по короне Шапур II, на коне в «летящем галопе», на полном скаку оборотившись назад, стреляет в стоящего на задних лапах льва. Противники иранцев римляне называли такую стрельбу «парфянский выстрел». Лев изображён ещё один раз между копытами коня раненым. Таким образом, сасанидские художники, подобно многим другим мастерам древности, передавали развитие сюжета во времени. Стремян нет (они появляются на изображениях в торевтике только в VIII в.), луки седла не показаны, чепрак прямоугольный, нагрудная и хвостовая (потфейная) шлеи украшены фаларами, на хвосте бант. Между ушей султан, грива выстрижена, оставлено две пряди, а ближе к голове — «гребёнка». Конь взнуздан, показаны ремни оголовья. Подобные блюда изготавливались на всем протяжении истории сасанидов, победа царя над хищником должна была подтвердить божественную сущность правителя, а поверженные звери являлись воплощением зороастрийских божеств, таким образом передававших царю божественную благодать. Г.Л. Семёнов
|
183. Блюдо со сценой царской охоты. ^ Персия (Иран) Первая половина VII в. Серебро; золочение, литьё, чеканка, гравировка. Диаметр 20,3 см. Поступление: в 1945 г. из клада, найденного в Уфе (Башкирия) до 1941 г. Инв. №S-297. Литература: Тревер, Луконин 1987, с. 109. [См. изображение на сайте Эрмитажа.]
На данном блюде, по всей вероятности, изображён Ардашир III, царь Персии с 628 по 630 г. Оборотившись назад, он на полном скаку пускает стрелу в горного козла, ещё несколько животных изображены с торчащими из спины стрелами. Между фигурками козлов — собачка с ошейником. Фигура коня небольшая по сравнению со всадником, задние ноги не вытянуты назад, а конь как будто встал на дыбы. Хорошо различима передняя лука седла, под которым лежит прямоугольный чепрак. К нагрудной и хвостовой шлеям подвешены фалары, на хвосте бант. Между ушей коня — султан, грива передана в виде S-образных линий по шее и «гребёнкой» ближе к голове. Узда и ремни оголовья изображены неотчётливо. Г.Л. Семёнов
|
184. Блюдо со сценой охоты сасанидского принца на тигра. ^ Персия (Иран). Первая половина VII в. Серебро; чернь, золочение, литьё, чеканка, гравировка. Диаметр 25 см. На наружной стороне среднеперсидская надпись в три строки: Собственность Пирозана. Вес 244 драхмы (вариант: Вес 64 статера). Поступление: в 1925 г. из бывшего собрания графов Строгановых; найдено в 1878 г. в дер. Мальцево, Пермская губ. Инв. №S-13. Литература: Тревер, Луконин 1987, с. 110. Изображение на с. 120. (Открыть в новом окне)
Принц в полном облачении скачет на коне вправо и стреляет из лука в стоящего перед ним тигра. Раненый или убитый, этот тигр изображен ещё раз под ногами коня. Конь в «летящем галопе». Изображение изобилует деталями, относящимися как к одежде и вооружению всадника, так и к убранству коня. На коне богато изукрашенное седло (видна только передняя лука), под седлом прямоугольный чепрак, также орнаментированный. Показаны крепление нагрудной и хвостовой шлей с подвешенными фаларами к седлу и свисающие металлические наконечники. Подробно передана узда, включая удила с рычаговыми псалиями. Грива между ушей изображена в виде султанчика и в виде двух рядов прядей на шее коня. Возле холки — длинная прядь. На шее — орнаментированный ремень. Г.Л. Семёнов
|
185. Миниатюра: Всадник. ^ Конец XVI в. Бумага, гуашь, золото. 13,7×10,5 см; 28,3×19,7 см (альбомный лист). Поступление: в 1924 г. из музея Центрального училища технического рисования барона Штиглица; ранее — в коллекции П.В. Марковского. Инв. №VP-702. Литература: 1996. Санкт-Петербург. Персидская живопись, кат. 11; 2004. Иран в Эрмитаже, с. 96, кат. 97. Изображение на с. 33. (Открыть в новом окне)
Изображённый на миниатюре юный всадник на сером в яблоках коне, несомненно, царственный персонаж: об этом говорит перо, воткнутое в тюрбан, и убранство коня. Изображения всадников часто встречаются на альбомных листах XVI-XVII вв. Эрмитажная миниатюра, видимо, выполнена в конце XVI в. и, скорее всего, в Ширазе, так как огромный белоснежный тюрбан вытянутой по горизонтали формы на голове юноши часто встречается на миниатюрах ширазских рукописей конца XVI в. А.Т. Адамова
|
186. Шараф аль-Хусайни аль-Йазди. Миниатюра: Юноша с лютней. ^ 1594-1595. Бумага, гуашь, золото (наклеена на розовый картон). 12×20,8 см (миниатюра); 20×29,5 см (лист). Поступление: в 1924 г. из музея Центрального училища технического рисования барона Штиглица; ранее — в коллекции А.А. Половцова. Инв. №VP-701. Литература: Миниатюра Ирана 1959, №6; Шандровская 1960, с. 163; Персианова 1964, с. 69; Акимушкин, Иванов 1968, с. 24, табл. 52; Веймарн 1974, ил. 180; 1996. Санкт-Петербург. Персидская живопись, с. 194, 195, кат. 8. Изображение на с. 32. (Открыть в новом окне)
В этой миниатюре нашли отражение художественные приёмы казвинской школы. Её стилю соответствуют и удлинённые пропорции фигуры юноши, и тонкие черты его округлого лица с высоко поднятыми бровями, и подробнейшая передача его одежды. Белый конь на тонких ногах с голубыми копытами, парчовая попона с золотым седлом, покрытые тончайшими узорами, — всё это передано в духе присущего данной школе стремления к утончённости и изяществу. Персонаж, изображённый на миниатюре, часто встречается в рукописных иллюстрациях XVI в. среди множества других второстепенных персонажей: это скороход, сопровождающий при выездах своего господина. Хотя его одежда менялась на протяжении столетий, некоторые её особенности оставались неизменными: короткий кафтан спереди имеет вырез, отчего нижнее платье выглядит как передник, на ногах — чулки и мягкие башмаки. Эрмитажная миниатюра — это скорее увеличенная деталь многофигурной композиции или же своего рода «цитата» из произведения знаменитого художника. Изображение скорохода на отдельном листе приобретает самостоятельное значение: в непринуждённой обстановке, во время отдыха, юноша занят музицированием на лютне. Интерес к изображению персонажей, не относящихся к высшим кругам общества, отмечается исследователями как особенность казвинской школы и как одна из тенденций, развившихся во второй половине XVI в. А.Т. Адамова
|
Кочевники Центральной Азии в эпоху средневековья. ^ |
187, 188. Стремена. ^ Монголия. XIII-XIV вв. [ Автор сайта считает дату завышенной (такие стремена вряд ли моложе XI в.). Кроме того, эти стремена явно из разных пар. ] Бронза, литьё. Длина 16 см, 17 см. Поступление: в 1937 г. из коллекции П.Н. Корнилова. Инв. №СКи-253, СКи-254. Публикуются впервые. Изображение на с. 107. (Открыть в новом окне)
Важнейшую роль в тактике ведения конного боя сыграло появление твёрдого седла со стременами. Получив твёрдую опору, всадник мог дольше находиться в седле и смелее употреблять оружие, действуя им с коня, что в свою очередь привело к модификации лука, усовершенствованию сабли, большой манёвренности в бою и увеличению дальности походов. Твёрдое седло со стременами было распространено среди тюрков-кочевников Центральной Азии и Южной Сибири уже в VI в. Сначала появилось деревянное седло, затем — стремена. Первые деревянные стремена подвешивались только с левой стороны седла и служили опорой для посадки на лошадь. При Чингисхане и его преемниках изготовлялись деревянные сёдла с золотыми, серебряными и бронзовыми обкладками, что свидетельствовало об их массовом производстве. В это время получили распространение три типа стремян. К первому относятся дуговидные и арочной формы стремена с широкой подножкой и отверстием для путлища в расплюснутой дужке. Второй тип представлен стременами арочной формы с петлёй для путлища в форме вытянутого прямоугольника. Третий тип — стремена из толстого металлического стержня без петли для подвешивания, но с широкой подножкой (Крамаровский 2001, с. 24, 25, 215, 237). На выставке представлены стремена арочной формы: одно — с широкой подножкой с прорезным геометрическим орнаментом и петлёй, второе — с узкой подножкой и петлей. «Стремена у монголов очень короткие», — отмечал Плано Карпини (Путешествия 1957, с. 37). В тюрко-монгольском эпосе при описании конского снаряжения часто упоминаются серебро, золото и бронза, что подтверждено и археологическими находками. Монголия XIII-XIV вв. славилась искусными ремесленниками, удовлетворявшими нужды воинственных ханов. Ю.И. Елихина
|
189, 190. Седельные обкладки передней и задней луки. ^ Великое Монгольское государство. Первая половина — середина XIII в. Серебро; золочение, чеканка, гравировка. Обкладка передней луки седла: 22,5×22,5 см; обкладка задней луки седла: 18,5×27,5 см. Поступление: в 1845 г. найдены в разрушенном погребении у с. Терпение, Мелитопольский уезд, Таврическая губ. Инв. №ЧМ.-1199; ЧМ.-1200. Литература: Крамаровский 2001, с. 236, 237; 2006 München, S. 229, Nr.252 a, b. [См. изображения на сайте Эрмитажа: обкладки: передней луки, задней луки.]
Обе седельные обкладки найдены в 1845 г., вероятно, в результате грабительских раскопок. В этом же комплексе был обнаружен золотой поясной ковш. Судя по богатой отделке вещей, они принадлежали монгольскому нойону, погибшему в степном Причерноморье неподалеку от Таврического полуострова. На обкладке передней луки на фоне характерных цветочных узоров изображены пасущиеся кони; на обкладке задней луки на фоне нераспустившихся лотосов — зайцы (?). Учитывая благопожелательную семантику изображений задней луки, наиболее вероятно, что перед нами обкладки женского парадного седла. Мелитопольские седельные обкладки из золочёного серебра близки к обкладкам из золота монгольского женского седла XIII-XIV вв. из Внутренней Монголии (1994 The Heritage of Genghis Khan, fig. 101, p. 155) и обкладкам великолепного золотого (т.е. обтянутого золотым листом) мужского седла времени Чингисхана из коллекции доктора Нассера Д. Халили в Лондоне, ошибочно отнесённого к X в. (Alexander 1992, n 14). Родственные мелитопольским фрагменты обкладки седла XIII в. найдены в 1891 г. в Кременчугском уезде Полтавской губернии (Смирнов 1909, табл. XCVIII, рис. 35). В 2005 г. на юго-востоке Монголии было открыто подкурганное женское захоронение рубежа XII-XIII вв. с золотыми седельными обкладками, но с изображением драконов (Navaan 2005, р. 22-25; Tombs of Chingisids 2006, p. 55-60, fig. 7). Три парадных женских седла с обкладками из золота и серебра свидетельствуют об отсутствии гендерных проблем в монгольской всаднической среде, что, впрочем, известно по сообщениям современников. М.Г. Крамаровский
|
191-194. Детали конской узды (?). ^ Великое монгольское государство. XIII в. Бронза. Высота 1 см; диаметр 3,3 см; длина с петлёй 4 см. Поступление: случайная находка у д. Кресты, Астраханская обл. Инв. №ЗО-144-147. Литература: Крамаровский 2001, с. 27, 28, 215, рис. 112; 2005 Казань, с. 36, 198, кат. 61-64. Изображение на с. 128. (Открыть в новом окне)
Четыре пряжки от конской узды (?) бронзовых литых, позолоченных, круглой формы с рельефным изображением скачущего мифологического животного (возможно, цилиня). Под ногами цилиня изображены горы. С нижней стороны каждой пряжки четырёхугольная петля; на обратной стороне широкая петля для продевания ремня, согнутая из двух широких полос. М.Г. Крамаровский
|
|
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / содержание каталога