главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки

[ учебник ]

Археология

/ Под редакцией академика РАН В.Л. Янина.

М.: МГУ, 2006. 608 с. 5000 экз. ISBN 5-211-06038-5.

 

Раздел III. Ранний железный век. (А.Р. Канторович)

Глава 2. Ранний железный век вне зоны античных государств и восточных цивилизаций (важнейшие культурно-исторические общности и области). — 283

2.2.2. Сарматская эпоха. — 344

Общая характеристика эпохи.344

Сарматская культура.345

Таштыкская культура.351

Культура хунну III в. до н.э. — I в. н.э.356

[ 4 ] Культура хунну III в. до н.э. — I в. н.э.356

(по материалам Забайкалья и Монголии)

 

Формирование археологической культуры народов, именуемых в китайских письменных источниках «хунну» («сюнну»), современные исследователи датируют V-III вв. до н.э. и связывают этот сложный процесс с территориями к востоку от Байкала, с Монголией, Южной Маньчжурией и с меньшей вероятностью — Ордосом. В конце III в. до н.э., согласно китайским источникам, возник мощный союз хуннских племён под главенством Маодуня (Мо Дэ), постепенно подчинивший себе значительную территорию. В результате памятники хунну появились также в Прибайкалье, Туве, Минусинской котловине и на Алтае, где под их влиянием на смену традиционным культурам скифской эпохи пришли новые.

 

Постепенное ослабление политического могущества хунну, начавшееся в I в. до н.э., проявилось в распаде их государства в 55 г. до н.э. на северную и южную части, в немедленном подчинении южных хунну Китаю и в разгроме северных хунну в Средней Азии китайскими войсками в 36 г. до н.э. Последовавшее затем новое объединение ряда хуннских племён оказалось непрочным, и в 48 г. н.э. состоялся окончательный раскол на южных хунну, интегрированных в Ханьскую империю, и северных, сохранивших независимость. Последние, неуклонно слабевшие под ударами различных соседей, постепенно смещались в Юго-Западную Сибирь, Западную Монголию и Восточный Туркестан, а с середины II в. н.э. — далее на запад в Восточный Казахстан и Семиречье. Наконец, хунну обосновались в Западном Казахстане и Западной Сибири (вплоть до Зауралья), где в результате их смешивания с местными финно-угорскими и ираноязычными элементами в III-IV вв. н.э. постепенно сформировался своеобразный полиэтничный массив, который в конце IV-V вв. н.э. осуществил масштабное завоевательное вторжение в Восточную, а затем в Среднюю и Западную Европу. Это и были те самые гунны, которые хорошо известны по описаниям римского историка IV в. н.э. Аммиана Марцеллина и других авторов. Сохранившие этноним своих предков — хунну, гунны значительно отличались от них в этнокультурном отношении.

 

Основными памятниками хунну Забайкалья и Севера Монголии являются поселения и погребения. Поселения представлены не только селищами, но и городищами, что соответствует свидетельствам некоторых китайских письменных источников о наличии у хунну мощных укреплений. Наиболее известным является Иволгинское городище в Бурятии около г. Улан-Удэ на р. Селенге. Его общая площадь достигает 70 тыс. кв.м. Городище укреплено четырьмя рядами валов с частоколами, а между валами находятся три ряда рвов. Въезды на городище запирались воротами из брёвен. Жилища на Иволгинском городище расположены правильными рядами, параллельными южной линии валов и образовывавшими квадратные гнёзда-кварталы, разделённые дренажными канавами. В основном это прямоугольные полуземлянки площадью 4x5 м. Их стены были сырцовыми или глинобитными, либо плетнёвыми с глиняной обмазкой. Потолок был деревянным, покрыт берестяными полотнищами, прутьями и дёрном или же обмазан глиной; опорой для него служили балки с поперечными брусьями, опиравшиеся на столбы, вмазанные в стены. Эти балки служили основой для двускатной кровли, конёк которой поддерживался столбами с северной и южной сторон. В северо-восточном углу жилища помещался очаг

(356/357)

или печь из каменных плит, обмазанная глиной. Существовала специальная система отопления жилища по подобию китайского кана: от печи вдоль северной и западной стен проходил дымовой канал из каменных плит, а в юго-западном углу жилища была вытяжная труба из долблёного ствола дерева. Рядом с дымоходом помещались нары или лежанки. В полу, покрытом глиняной обмазкой, находились ямы-погребки.

 

Наряду с такими благоустроенными жилищами хунну пользовались шалашами и юртами. Возможно, у них были и цельнодеревянные жилища, косвенным свидетельством чему являются могильные срубы.

 

Погребения хунну были как бескурганными с каменной выкладкой вокруг погребальной ямы, так и подкурганными. Курганы у хунну большие и малые, округлые и подквадратные в плане, стоят близко и иногда сливаются, образуя один большой курган. От насыпи могут отходить каменные полосы, из-за которых такие курганы получили название «курганы со шлейфом» (у одного из курганов Ильмовой пади длина шлейфа составляет 33 м). Практиковалось трупоположение, причём большинство погребённых лежали вытянуто на спине головой на север в четырёхугольных дощатых гробах, расширенных в головной части. Иногда в могилах сохраняются ткани, в основном китайские, обтягивавшие гробы.

 

Гроб ставили в яму, иногда содержавшую дополнительный деревянный сруб-гробовище. Погребальная пища в глиняных сосудах и вне их обычно помещалась в головах погребённого рядом с гробом; иногда это место отделялось специальной деревянной перегородкой. В качестве жертвенных животных использовали в основном баранов, реже коров и свиней, о чём свидетельствуют соответствующие костные остатки. Иногда в могилах обнаруживаются также кости собак и рыб. Кроме того, в погребения помещали вооружение (лук и стрелы), различные изделия из кости и др.

 

Особый интерес представляют курганы в горах Ноин-Улы в Монголии. Среди них выделяются богатейшие захоронения знати. Хуннские аристократы были погребены под относительно небольшими каменно-земляными квадратными насыпями (высота 1,5-3,5 м, площадь не более 35x35 м) в огромных глубоких квадратных ямах, которые уступами сужаются ко дну с трех сторон, тогда как четвертая сторона оставлена пологой. Площадь ям по верху составляет 12x13 м, по низу 3,5x4,5 м, глубина от 6 до 14 м. Вход в такую яму образован наклонным дромосом длиной от 12 до 22 м, подходящим к яме с юга и также перекрытым каменно-земляной насыпью типа «шлейфа». Каждая яма содержала две деревянные камеры-сруба — наружную и внутреннюю, с полом, сложенным из тёсаных брёвен; каждый сруб перекрыт такими же брёвнами. Срубы вытянуты с севера на юг, причём их южные стены примыкают друг к другу вплотную, а между северными оставлено пространство — коридор, в который помещался инвентарь погребённого. Гроб с покойным стоял внутри меньшего сруба, обычно на ковре; снаружи гроб лакировался и расписывался (сохранились остатки лака и краски); как пишет Сыма Цянь, хунну «покойников хоронят в гробе; употребляют наружный и внутренний гробы, облачение из золотой и серебряной парчи и меховое». Пол погребальных камер был из крупных плах и устилался войлочными коврами, стены драпировались тканями. В одном из ноинулинских курганов знати (№ 6) найдена деревянная лакированная чашечка с китайскими надписями, называющими месяц и год правления соответствующего династа (Цзянь Пина), в который была сделана чашечка. Это даёт основание датировать данный курган рубежом эр, и та же дата, видимо, относится и к другим курганам знати, учитывая их единообразную конструкцию и сходство инвентаря.

 

(357/358)

Культура хунну Забайкалья и Монголии:

1 — реконструкция внешнего вида и интерьера жилища хунну (Иволгинское городище); 2 — каменная конструкция погребальной ямы с дромосом под курганом в Ильмовой пади; 3 — разрез двойной погребальной камеры с фобом под курганом в Ноин-Уле; 4 — реконструкция лука хуннского типа с центральной и концевыми накладками из кости; 5 — наконечники стрел (а — бронзовый с железным черешком, б-гжелезные, д — железный с костяной насадкой на черешок, е — костяной); 6 — железные удила и псалии; 7, 8 — керамические сосуды; 9, 10 — бронзовые сосуды; 11 — чугунный наральник; 12 — железная пряжка

(358/359)

Ведущие формы материальной культуры хунну представлены прежде всего вооружением. Основным оружием хунну был лук длиной до 1,5 м, сложносоставной, из нескольких слоёв дерева, с двумя концевыми и тремя срединными костяными накладками. Луки данного типа, как уже говорилось, нашли широкое распространение: в III-I вв. до н.э. их заимствовали лесостепные культуры Западной Сибири, а затем в первой пол. I тыс. н.э. их стали изготавливать на Алтае. Стрелы хунну своеобразны и разнообразны, с березовыми древками и оперением из орлиных перьев. Их наконечники делались в основном из железа и кости, реже из бронзы. Наиболее эффективными были железные наконечники, которые крепились к древку с помощью черешка; их перо было трёхлопастным или плоским, в плане листовидно-ромбическим, треугольным или ярусным. Трёхлопастные железные и бронзовые наконечники стрел могли иметь отверстия в лопастях для свиста. Для той же цели на основание черешка железной стрелы иногда насаживалась костяная бочонковидная накладка с тремя отверстиями. Копья имели железные наконечники в виде массивного заостренного конуса с округлой втулкой. Мечи хунну известны только из упоминаний в письменных источниках. Найдены чешуйчатые панцири с железными и костяными пластинками, а также бронзовые латы-наручья.

 

Хорошо изучено конское снаряжение хунну. Удила у них железные, с большими внешними кольцами или петлями. Они сочетались с двудырчатыми псалиями из железа, рога, кости. Известны уздечные пряжки и бляхи — железные, бронзовые и костяные. Седло получило жёсткий каркас: известны скреплённые между собой деревянные седельные луки (например, в курганах Ноин-Улы), высота которых нарастала со временем; найдены также войлочные потники, кожаные чепраки. Использовались двух- и четырёхколёсные повозки, от которых сохранились бронзовые наосники, а также части деревянных ободов.

 

Сосуды хунну весьма специфичны, их находки многочисленны и на поселениях, и в погребениях. Они делались не только из керамики, но также из бронзы и дерева.

 

Керамические сосуды делались как вручную (в основном это кухонная посуда), так и на гончарном круге. Поверхность сосудов заглажена или залощена. Характерны горшки с отогнутым венчиком и выпуклыми плечиками, большие кувшины-зернохранилища, иногда с вентиляционным отверстием в придонной части, узкогорлые кувшины с раздутым туловом, миски с отогнутым краем, корчаги. Сосуды орнаментированы по верхней части тулова одной или несколькими горизонтальными врезными волнистыми линиями или валиками. Эти линии пересекаются с вертикальными линиями или валиками, а также с вертикальными или косыми полосами лощения. Есть и более сложные комбинации. Такое сочетание волнистого орнамента и лощения полосами свойственно только керамике хунну.

 

Замечательны деревянные чашечки с горизонтальной ручкой китайского типа — овальные в плане, они покрыты лаком и украшены геометрическими, зооморфными и антропоморфными изображениями. Известны

(359/360)

также каменные и керамические чашечки такого типа. Распространены также бронзовые сосуды: миски с округлым дном и на поддоне, а также характерные котлы на коническом прорезном поддоне с округлыми, позднее — прямоугольными ручками.

 

Известны разнообразные орудия труда хунну, связанные с земледелием, животноводством и другими занятиями. На Иволгинском городище и в других местах найдены чугунные наральники для деревянного рала с одной рукоятью. Они имеют отверстие для чеки, крепившей их к полозу. Они отлиты на месте, о чём свидетельствуют находки глиняных форм. Использовались железные ножи — короткие с черенком, вставленным в роговую ручку. Также известны: железные мотыги, лопаты, серпы, топоры, тёсла, молотки, а также оселки, шилья, иглы, гарпуны, крючки, грузила, зернотёрки. Интересны приборы для разведения огня, состоящие из деревянной доски, деревянной палочки-сверла, костяного упора для сверла и лучка для вращения сверла (из дерева или ребра крупного животного).

 

Одежда хунну известна в основном по материалам из курганов Ноин-Улы. Это распашные кафтаны и шаровары из шерстяных и шёлковых тканей, мягкие сапоги из войлока и кожи, островерхие колпаки, шапки с наушниками. Одежда и обувь украшались вышивкой и аппликациями из кожи и меха. Украшениями также служили бусы — как импортные стеклянные, так и местные из полудрагоценных камней и кости. В качестве предметов туалета и ритуала использовались бронзовые китайские зеркала.

 

Искусство хунну — декоративно-прикладное (основные материалы: дерево, кость, бронза, войлок, камень). Основу образного репертуара составляли зооморфные изображения: горный баран, горный козёл, лось и северный олень, а также благородный олень, волк, медведь, кошачий хищник, хищная птица с ушами, як, бык, лошадь. Распространены многофигурные композиции: терзание копытных хищниками, единоборство лошадей или же яка с рогатым львом, борьба хищников с хищниками (за добычу?) — например, хищная птица нападает на тигра, терзающего копытное и т.д. Существуют также растительные и геометрические мотивы: узор из листьев, трансформация копыт и лап в листья; волнистые линии, спирали и меандровые сочетания, образующие решётки. Распространены изображения в рамках, чаще ажурные — характерная черта искусства хунну. Как и в скифскую эпоху в Туве и на Алтае, у хунну практикуется вырезание изображений на деревянных предметах с последующим покрытием золотым листком.

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки