главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки

[ учебник ]

Археология

/ Под редакцией академика РАН В.Л. Янина.

М.: МГУ, 2006. 608 с. 5000 экз. ISBN 5-211-06038-5.

 

Раздел III. Ранний железный век. (А.Р. Канторович)

Глава 2. Ранний железный век вне зоны античных государств и восточных цивилизаций (важнейшие культурно-исторические общности и области).283

2.2.2. Сарматская эпоха.344

Общая характеристика эпохи.344

Сарматская культура.345

Таштыкская культура.351

Культура хунну III в. до н.э. — I в. н.э.356

[ 1 ] Общая характеристика эпохи.344

 

Следующий после скифского период раннего железного века в степях Евразии, датируемый примерно в рамках III в. до н.э. — IV в. н.э., в соответствии с новыми этнокультурными доминантами может условно именоваться сарматской (сармато-гуннской) эпохой. В это время в западной части степей (в Приуралье, Поволжье, а затем и в Северном Причерноморье) господствуют сарматы — ираноязычные кочевники-скотоводы, родственные савроматам и создавшие на месте культур скифского облика культуру нового типа. В восточной части степей (в Прибайкалье, в степях Сибири, Казахстана и в Средней Азии) в конце I тыс. до н.э. — начале I тыс. н.э. также происходят важные изменения, связанные в первую очередь с постепенным расширением политического и особенно культурного влияния

(344/345)

племенных объединений народов, известных по древнекитайским источникам как хунну (сюнну), часть из которых позднее вошла в гуннский полиэтничный массив, хлынувший в IV в. н.э. в Европу. Отсюда известная условность терминов «сарматская» и «сармато-гуннская» эпоха — во-первых, из-за того, что ни один из них не охватывает всю характеризуемую с их помощью степную территорию, во-вторых, в силу того, что практически тождественные термины «хунну» и «гунны» соответствуют разным историческим периодам и культурным сообществам.

 

Переход от скифской к сарматской эпохе ознаменован существенными переменами в материальной культуре и искусстве, приводящими к исчезновению «скифской триады». Во-первых, совершенствуются формы вооружения: мечи-акинаки скифского типа, как правило короткие, вытесняются длинными всадническими мечами с иной конструкцией рукояти; на смену господствовавшим ранее бронзовым втульчатым наконечникам стрел, некогда заимствованным у киммерийцев, скифов и саков армиями Ближнего и Среднего Востока, постепенно приходят массивные железные наконечники с черешковым креплением к древку; короткий сигмовидный лук скифского типа уступает место более длинному дуговидному луку («гуннского типа»). Во-вторых, развивается конское снаряжение: взамен стержневидных псалиев всё чаще начинают употреблять крупные кольца; совершенствуется седло, которое становится более жёстким. В-третьих, на смену скифо-сибирскому звериному стилю приходит новое прикладное анималистическое искусство, более орнаментальное, главным отличием которого было то, что украшаемые объекты служили прежде всего фоном, а не композиционной основой изображений.

 

Историко-культурные сообщества степей Евразии сарматской эпохи характеризуются ниже на примере эталонных и наиболее изученных археологических культур: сарматской, таштыкской и культуры хунну в зоне её формирования и изначального распространения.

 

[2] Сарматская культура.   ^

 

Хронологические пределы сарматской культуры: IV в. до н.э. — IV в. н.э. Её ареал в максимальном выражении покрывает обширную территорию степи от Западного Казахстана и Южного Приуралья до Северо-Западного Причерноморья.

 

Историческое ядро культуры находилось в Южном Приуралье, где её начальные черты проявляются уже в конце V в. до н.э. как плод эволюции местного варианта «савроматской» культуры в условиях определённых восточных влияний, в первую очередь из Зауралья. Если в IV-III вв. до н.э. сарматы занимали лишь Южное Приуралье, Заволжье и Волго-Донское междуречье, то с III-II вв. до н.э. они расширили свой ареал, постепенно захватив также всю территорию Северного Причерноморья, откуда, как уже было сказано, они вытеснили основную массу скифов. В тот же период некоторые сарматские племена (сираки и аорсы) осуществили вторжение на Северный Кавказ.

(345/346)

«Савроматская» и сарматская культуры в VI-II вв. до н.э.

1 — поволжско-донской локальный вариант «савроматской» культуры; 2 — южно-уральский локальный вариант «савроматской» культуры; 3 — область формирования сарматской культуры; 4 — направление расселения раннесарматских племён; 5 — направления экспансии сарматских племён на территорию Северного Причерноморья и Северного Кавказа.

 

В I в. н.э. в рамках восточной части сарматского ареала усиливаются ираноязычные аланы, которые на рубеже I-II вв. н.э. подчиняют себе все остальные племена сарматского круга. В III в. н.э. доминированию сарматов в Северном Причерноморье был положен конец вследствие готской экспансии, а после нашествия гуннов во второй половине IV в. н.э. сарматская культура исчезла как единое целое; часть сарматов при этом была уничтожена, часть вошла в гуннский союз. При этом отдельные элементы позднесарматской культуры влились в раннесредневековую культуру евразийских кочевников.

 

Основными памятниками, дающими информацию о сарматской культуре, являются погребения, поскольку собственно сарматские стационарные поселения пока не обнаружены; вместе с тем на Кубани известны вероятные меото-сарматские городища. Погребения же весьма многочисленны. Это трупоположения под курганами (высота 1 м, редко до 3 м, диаметр 8-20 м) или изредка в естественных холмах (на Волге). Покойные лежат вытянуто на спине, реже на боку, их руки и ноги чаще параллельны, иногда

(346/347)

руки помещаются на тазовых костях или под ними, а ноги лежат ромбом или же одна нога согнута в колене. Ориентированы погребённые в ранний период в основном головой на юг (с небольшими отклонениями к западу или к востоку), позднее — большей частью на север.

 

Хоронили чаще в узких прямоугольных могилах, перекрытых досками и хворостом. Стены могил могли иметь опоры для перекрытия — «заплечики». Также типичны могилы с обширными подбоями. Известны и катакомбы. В подбойных и катакомбных могилах вход в саму погребальную камеру закрывали досками или заваливали камнями.

 

Погребенных клали на подстилку из органики, реже — на деревянные носилки или в деревянные решётчатые гробы, детали которых скреплялись с помощью шипов. Иногда погребённые лежали на ложе, оставшемся от погребальной колесницы, на которой доставляли покойного; сама колесница в процессе захоронения разламывалась, а её детали клали в погребение.

 

В могилы клали символы огня — угольки (или их заменители — мел, гипс, реальгар, красную охру).

 

В качестве основного погребального инвентаря следует выделить оружие, встречающееся как в мужских, так и в женских могилах. Очень часто в погребения клали переднюю ногу барана, реже обнаруживаются кости лошади.

 

Важнейшие элементы материальной культуры сарматов реконструируются главным образом по материалам погребений.

 

Вооружение сарматов вначале было сходно со скифским и савроматским, но со временем модифицировалось, отражая прежде всего совершенствование конного боя. При этом увеличивалась массивность наступательного вооружения. Именно в сарматский период бронзовые втульчатые наконечники стрел постепенно сменяются железными черешковыми. Копья также имеют железные наконечники, которые постепенно становятся всё более массивными и длинными; удлиняются и древки копий, в результате чего копья достигают трёх и более метров, что повышает их эффективность в конном бою. Кинжалы и мечи были железными, первоначально с узким серповидным или ломаным, реже прямым навершием и прямым перекрестьем. Появились всаднические мечи: длинные, с прямым перекрестьем в виде узкого бруска. Затем распространились мечи с кольцевидным навершием, а ещё позже — с рукоятью-штырём без металлического навершия и металлического перекрестья. Некоторые мечи были сформированы сваркой внахлёст; шире практиковалась цементация. По-прежнему использовались железные чешуйчатые панцири.

 

В конском снаряжении сначала господствовали железные удила скифского типа и железные псалии — С-видные или прямые стержни с двумя отверстиями. Затем появились железные удила с дополнительными кольцами, которые вращались свободно, а к ним крепились ремни оголовья и повод.

 

С III в. до н.э. до I в. н.э. были популярны богатые наборы сбруи с серебряными круглыми или полушарными бляхами — фаларами, украшенными растительными, зооморфными или мифологическими сюжетами.

(347/348)

Сарматская культура. Вооружение, конское снаряжение, сосуды:

1-3 — железные мечи; 4 — бронзовый наконечник стрелы с втульчатым креплением; 5 — железный наконечник стрелы с черешковым креплением; 6 — костяной наконечник стрелы с черешковым креплением; 7 — костяная концевая накладка на лук; 8, 9 — керамические сосуды; 10, 11 — бронзовые котлы; 12 — изображение конного боя на серебряном кубке; 13 — железные удила с кольцами и зажимами для крепления оголовных ремней; 14, 16 — серебряные конские украшения (фалары) с зооморфными изображениями; 15 — реконструкция снаряжения коня; 17 — золотая обкладка рукояти железного кинжала с зооморфными изображениями (инкрустация бирюзой и сердоликом).

(348/349)

Сарматская культура. Одежда, украшения, зеркала:

1, 2 — реконструкция женского костюма и золотая инкрустированная серьга (по материалам погребения в кургане Соколова Могила на Южном Буге); 3 — фибула; 4 — пряжка; 5, 6, 7 — бронзовые зеркала; 8 — золотая диадема с инкрустацией цветными камнями и стеклом (из кургана Хохлач на Дону).

 

Керамические сосуды, как правило, производились сарматами без гончарного круга и были плоскодонными и круглодонными. Наиболее распространены шаровидные сосуды, позднее — миски и кувшины, среди

(349/350)

которых встречаются и сделанные на гончарном круге, импортированные в зону сарматской культуры. Ряд сосудов имеет стилизованные зооморфные ручки (чаще всего в виде барана, лошади или кабана).

 

Основные металлические сосуды сарматов — это бронзовые котлы с яйцевидным или шаровидным туловом, с поддоном или без него, с двумя вертикальными ручками.

 

И женская, и мужская одежда сарматов в своей основе была близка скифской. Вместе с тем сарматская знать гораздо шире использовала фибулы, поясные пряжки; практиковалось украшение одежды не только золотыми нашивными бляшками, как у скифов, но и нашивными бусами и бисером.

 

Из украшений также следует отметить браслеты (бронзовые, железные, серебряные, золотые), серьги (бронзовые — кольцевидные и спиралевидные), ожерелья из сердоликовых, янтарных, коралловых, горно-хрустальных и стеклянных бус, а также драгоценные диадемы и гривны.

 

Известно множество бронзовых зеркал. Сначала они были большие плоские с плоскими ручками, затем с валиком по краю и штырём, на который насаживалась рукоять из дерева или кости. Позже зеркала становятся миниатюрными (в диаметре 3-5 см) с боковой прямоугольной короткой ручкой с отверстием, с коническим выступом и широким бортиком по краю.

 

Искусство сарматской культуры весьма разнообразно. Особенно интересна торевтика, в которой присутствуют как зооморфные образы (тонкие, схематизированные, обычно сильно изогнутые звери — хищники, драконы, копытные), так и антропоморфные изображения (крылатые гении и др.), а также растительные мотивы. В I в. до н.э. — II в. н.э. господствует так называемый полихромный стиль с ярким колоритом: изделия из драгоценного металла, сделанные с использованием техники филиграни и зерни, инкрустировались камнями-самоцветами, стеклом и цветной эмалью.

 

* * *

 

Как уже говорилось, к сарматской эпохе относится лишённая «скифской триады» позднескифская археологическая культура Нижнего Поднепровья и Крыма конца III в. до н.э. — рубежа III-IV вв. н.э. В течение всего этого периода скифы, продолжая враждовать с сарматами и находясь то в антагонистических, то в мирных отношениях с северопричерноморскими греками, перенимали у тех и других культурно-хозяйственные новшества, тем самым существенно меняя свой культурный облик. Они постепенно переходят к полуосёдлости и осёдлости с регулярными выпасами скота и развивают земледелие. У поздних скифов практикуется строительство укреплений (валов, рвов, крепостных стен) и домов с применением каменных кладок примитивного характера. Курганная традиция постепенно уступает первенство обычаю бескурганных захоронений на кладбищах близ поселений, причём многие погребальные конструкции подражают греческим и сарматским образцам. В искусстве ведущая роль переходит от зооморфных к антропоморфным образам и к монументальным формам (фрески в некоторых домах и сюжетные росписи стен склепов).

(350/351)

 

Центром поздних скифов становится Крым, где обнаружены их крупнейшие поселения — в частности, столица новообразованного Скифского царства — город Неаполь на р. Салгир (в районе современного Симферополя) площадью 20 га. Этот город замечателен прежде всего мощными каменно-сырцовыми крепостными стенами, башнями и воротами, а также несколькими общественными зданиями, построенными в греческом духе, на что указывают такие признаки, как мегаронная планировка, портики с колоннами, черепичные крыши, орнаментация стен фресковой росписью и т.д. Уникален и прямоугольный каменно-сырцовый мавзолей, пристроенный к внешней оборонительной стене и функционировавший с последней трети II в. до н.э. по I в. н.э. Мавзолей содержал захоронения 72 человек — царей и аристократов — с множеством погребальных даров.

 

Большинство покойных находились в 37 деревянных дощатых гробах, содержавших как индивидуальные, так и групповые (семейные) захоронения. В мавзолее обнаружен также резной кипарисовый саркофаг, богато украшенный в греческом стиле. С саркофагом традиционно связывается захоронение знатной женщины, однако в последние годы у ряда исследователей возникли сомнения в такой атрибуции. Однако несомненным остаётся то, что главным и изначальным в мавзолее было захоронение царя в каменной гробнице из мощных тёсаных плит. В иной мир царя сопровождали лошади и собака, скелеты которых обнаружены рядом с гробницей.

 

В III в. н.э. Крымская Скифия как государство исчезает, очевидно, вследствие готской экспансии. Остатки скифского населения уходят в горы Крыма, где возникают соответствующие поселения. Что касается нижнеднепровских скифов, какая-то их часть, возможно, влилась в черняховскую общность. В конце IV в. н.э. в результате гуннского нашествия скифы, видимо, перестают существовать как этнокультурное целое.

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки