[ сборник ]
Суяб. Ак-Бешим.
Оглавление
Г.Л. Семёнов. История археологического изучения Ак-Бешима. — 4
Г.Л. Семёнов. Раскопки 1996-1998 гг. — 11
В.А. Лившиц. Согдийская надпись на венчике хума из Ак-Бешима. — 128
A.B. Бехтер. Комплекс железных изделий объекта VIII. — 142
A.M. Камышев. Подъёмный нумизматический материал с Ак-Бешимского городища. — 157
В.А. Лившиц. Надписи на монетах с городища Ак-Бешим. — 167
Summary. — 172
Заключение. ^
В горах Тяньшаня и предгорных долинах, включая Чу и Или в раннем средневековье появилась новая сила, вскоре начавшая играть едва ли не главную роль в политической истории Центральной Азии. Это были кочевники — тюрки. В VII в. Суяб оказывается в центре расселения тюркских племён. Их образ жизни описан китайскими авторами. К северу от Суяба у горы Цзядан каган назначал вождей и главнокомандующих. В двух днях пути от Суяба в Кочкорской долине был курук, заповедные земли, откуда начинались военные походы тюрок.
На этих плодородных землях на трассе Великого шёлкового пути согдийцы основывают свои колонии. Время начала согдийской колонизации Семиречья точно неизвестно, достоверных материалов V в. в Семиречье до сих пор не найдено. Для собственно согдийской метрополии это было время образования новых городов и их территориального роста. Этот процесс Б.И. Маршак назвал внутренней колонизацией. Логично предположить, что внешняя колонизация началась позже. Наиболее вероятной датой представляется VI в., так как к 628 г. Суяб описывается уже как крупный город. Таким образом, согдийцы построили на территории, принадлежащей тюркам, несколько десятков городов. На каких условиях это произошло? Сюан Цзян, описывая города Семиречья, сообщает, что в каждом городе к западу от Суйе есть правитель, эти правители не зависимы один от другого, но находятся под властью тюрок.
Пришлое население строит города на землях кочевников. Может быть, не случайно количество этих городов сопоставимо с числом кочевых племён, образующих каганат. Пять племен дулу обитали к востоку от Суяба; пять племён нушиби обитали к западу от Суяба.
Есть данные, которые позволяют предполагать, что и согдийцы, основывавшие определенные города, сами происходили из конкретных согдийских метрополий, как, например, жители Джамуката были выходцами из Пайкенда, а в 10 ли на запад от Суяба (или в 40 ли) находился город Ми, то есть город, основанный выходцами из Маймурга. В этом случае, количество и местоположение городов Семиречья определялось, с одной стороны, территорией определённых тюркских племён, а с другой — стремлением согдийцев, прибывших из одного города, к компактному проживанию.
Такой симбиоз давал тюркской верхушке доход, связанный как с правом собственности на землю, так и опосредованно с торговлей, организованной согдийцами. Тюрки обеспечивали согдийцам безопасность городов и торговых путей. Особенностью этих городов было также наличие обширных сельскохозяйственных угодий, обнесённых длинными стенами. В этих городах жили, в основном, согдийцы, говорили по-согдийски и носили согдийскую одежду. Тюркский каган, имея Суяб своей резиденцией, принимал Сюан Цзяна в шатре за городом. Археологически трудно проследить этот тюркско-согдийский симбиоз. О принадлежности этой земли кочевникам говорят находки балбалов недалеко от городских стен, в пределах длинных стен, некогда окружавших город.
В середине VII в. власть в городе переходит в руки китайской администрации. Суяб становится одной из четырёх крепостей, на которые опирался танский Китай. К этому времени относятся остатки буддийских монастырей, каменная стела с китайской надписью, открытые к югу от городской стены. Может быть, именно там находился китай-город. Что касается вероисповедания самих согдийцев, населявших город, то, безусловно, часть из них также были буддистами. Согдийские божества были включены в буддийский контекст (бляхи из Ак-Бешимского храма). Часть согдийцев, видимо, оставалась зороастрийцами. Оссуарное кладбище с Красной речки с великолепными оссуариями и оссуарное кладбище Суяба подтверждают это. Значительная часть населения Суяба была христианами. Об этом говорит открытие Л.Р. Кызласовым церкви VIII в. и новый христианский комплекс Х — начала XI в. внутри город-
(170/171)
ских стен. На периферии христианство находилось, видимо, в более благоприятных условиях, чем в метрополии. Это же справедливо и по отношению к буддизму. В собственно Согде свидетельства о распространении буддизма среди согдийцев, помимо сведений монахов-паломников, до сих пор ограничены отдельными находками на Афрасиабе, Пенджикенте, Пайкенде. Прихожанами как буддийских, так и христианских святынь были не только согдийцы, но и и покровительствующие христианству тюрки, о чём говорят согдийские надписи. Христианство в Семиречье, как показывают надгробные камни с кладбищ Бураны и Кара-Джигача, были широко распространено до XIV в.
Сведения арабо-персидских авторов и археологические материалы показывают: в Чуйской долине на сравнительно коротком отрезке расположено большое число крупных городищ с длинными стенами (18 городищ расположены на расстоянии в среднем 10-14 км (а иногда всего в 3 км друг от друга).
Сравним города на большой хорасанской дороге с городами Чуйской долины. В обоих случаях города располагаются цепочкой вдоль главной магистральной дороги, идущей в направлении восток-запад. Основание городов на обоих участках относится к V-VI вв.
Дальше начинаются различия. Хотя структура городов похожи (цитадель, шахристан и пригородная зона), цитадели городов Чуйской долины значительно меньше по размерам. Это может быть объяснено тем, что цитадели городов Согда часто возникали ещё в древности и в V-VI вв. были превращены в часть города. Для Чуйской долины имеющиеся данные говорят об одновременном возникновении цитадели и шахристана. Особенностью городов Чуйской долины является и наличие длинной стены вокруг каждого города. Главное же отличие состоит в чрезвычайной плотности расположения городов. Если для Бухары мы знаем, что города, в основном, располагались на расстоянии одного дня пути друг от друга и, соответственно, территория вокруг этих городов на расстоянии 50-60 км являлась городской округой, то для Чуйской долины это невозможно. Города практически не имеют округи и не являются в этом смысле её центром.
Одной из возможных причин колонизации Семиречья могло являться аграрное перенаселение Согда (Маршак, Распопова). Археологически земледельческие занятия жителей семиреченских городов подтверждают многочисленные находки сельскохозяйственного обихода: остатки деревянного плуга, жернова от мельничных поставов, серпы, мотыжки, зерно на Ак-Бешиме. С этих позиций гипотеза П.Н. Кожемяко о сочетании в занятиях жителей поселений Чуйской долины ремесленно-торговых и земледельческих занятий, выглядит привлекательной. Он полагал, что длинные стены не являлись границей рабада в смысле торгово-ремесленного предместья, а окружали сады и пашни горожан (от потравы при сезонных перекочевках).
Если это так, то характеристика городов Семиречья сильно отличается от поселений бухарского Согда, о которых, благодаря Наршахи, мы знаем, что богатство их жителей было приобретено торговлей, а пахотные земли составляли небольшую часть площади.
Все вышесказанное не означает, что торговля и местоположение на торговой трассе не играли важную роль в семиреченских городах.
О Таразе и Мирки Худуд ал-Алам сообщает,что что они посещаются купцами, а запустевший Нункат (Навикат) является остановкой (для караванов) на дороге. В Суябе собирались купцы из разных стран. Одновременно о некоторых городах (Кулан, Тузун-Булах) сообщается, что их жители занимаются земледелием. Как сообщает Сюан Цзян, половина населения (сильные телом) в Сули возделывает землю, а вторая зарабатывает деньги.
|