[ сборник ]
Эрмитажные чтения 1986-1994 гг.
памяти В.Г. Луконина (21.I.1932 — 10.IX.1984).
// СПб: 1995. 258 с.
Содержание
[ Скомпоновано для сайта из Содержания и Перечня докладов. ]
[ сноска со стр. 250: * Звёздочкой перед фамилией автора отмечены доклады, уже опубликованные в других изданиях; в квадратные скобки заключены названия докладов, текстом которых редакция не располагала, однако для некоторых из них приводится краткое изложение содержания. (...). ]
Заседание 22 января 1986 года. — 10
* Б.Б. Пиотровский. Вступительное слово. — 10
Н.Б. Янковская. «Портик» дворцовых аудиенций. — 10
* И.Н. Медведская. К проблеме выделения мидийских памятников Ирана. — 16
[М.А. Дандамаев. О налоговой реформе Дария]. — 16
[И.М. Стеблин-Каменский. Что дал Ахура Мазда Йиме]. — 17
[В.А. Лившиц. К чтению среднеперсидских надписей из Дура-Европос]. — 17
Е.В. Зеймаль. К датировке раннечачских монет. — 17
[И.Г. Добровольский. О новом поступлении эфталитских монет]. — 22
[Б.И. Маршак. Ещё раз о сасанидском блюде из ГИМ’а]. — 22
Заседание 21 января 1987 года. — 23
[Н.В. Дьяконова. О каноне в сасанидском искусстве (по работам В.Г. Луконина)]. — 23
* И.Н. Медведская. Конец урартского присутствия в приурмийской зоне. — 23
[М.А. Дандамаев. Когда Средняя Азия была завоёвана Киром?]. — 23
Е.В. Зеймаль. К хронологии кидаритов. — 24
А.Б. Никитин. Сасаниды в Азербайджане. — 30
Т.И. Зеймаль. О двух этапах распространения буддизма в Северном Тохаристане. — 37
В.Н. Залесская. Бронзовые медальоны из могильника у села Лучистое. — 41
* А.А. Иерусалимская. «Аланская сестра» сасанидской богини (об одной находке на Северном Кавказе). — 43
[Б.И. Маршак. К вопросу о подделках сасанидского серебра]. — 43
Г.Л. Семёнов. Нарды в Иране и Средней Азии. — 44
М.Г. Крамаровский. Лигурия — Крым — Северный Кавказ. — 52
Заседание 22 января 1988 года. — 55
В.К. Афанасьева. Шумерский литературный текст с фольклорными мотивами. — 55
* Н.Б. Янковская. Эламский текст в столице Урарту Аргиштихинеле. — 59
[В.А. Лившиц. Самый ранний документ из Нисы]. — 59
[А.Б. Никитин. Зороастризм и Чёрная Магия]. — 60
* Е.В. Зеймаль. Сасаниды и Восточный Туркестан. — 60
А.А. Иерусалимская. Шёлковые ткани с «сенмурвами» (новые находки и старые проблемы). — 62
[И.Г. Добровольский. Редкая полудрахма сасанидского типа в собрании Государственного Эрмитажа]. — 71
[Г.Л. Семёнов. О происхождении планировки мавзолея Исмаила Самани]. — 71
[М.Г. Крамаровский. Новые находки золотоордынского серебра из района Сургута]. — 71
А.А. Иванов. Об именах иранских художников XIV-XVI вв. — 72
Заседание 18 января 1989 года. — 77
В.К. Афанасьева. О том, кого укусила собака (шумерский литературный текст). — 77
* Б.Б. Пиотровский. Скифы и Урарту. — 82
Е.В. Зеймаль. Новый «греческий» бог в кушанском пантеоне. — 82
[А.Б. Никитин. Сасанидский нравоучительный текст из Мерва]. — 85
[И.М. Стеблин-Каменский. Объятие Вис]. — 85
[Б.И. Маршак. Сцена царской охоты в Пенджикенте]. — 86
* А.А. Иерусалимская. О некоторых сасанидских сюжетах на тканях. — 86
[А.А. Иванов. Об одной ремесленной традиции в Анатолии ХIII-XVI вв.]. — 86
Заседание 24 января 1990 года. — 87
[Б.Б. Пиотровский. Вступительное слово]. — 87
В.К. Афанасьева. Сведения о музыке в шумерском литературном тексте «Сестра любимая Думузи...». — 87
[Н.Б. Янковская. Дверь, которая не держит ветра]. — 92
* А.Б. Никитин. Сасанидский сатрап Балха. — 97
А.Я. Каковкин. Интересный образец коптской керамики. — 97
[Б.И. Маршак. Документы из Тахт-и Сулейман]. — 100
И.М. Стеблин-Каменский. Прижизненные поминки — зороастрийский обряд в мусульманском обиходе. — 101
[М.Г. Крамаровский. Драконоборец из Маджар]. — 105
А.А. Иванов. О молотках на дверях усыпальницы мавзолея ходжа Ахмада Ясеви. — 105
О.Ф. Акимушкин. Два кодикологических этюда. — 109
Заседание 23 января 1991 года. — 114
[Б.И. Маршак. О Еве]. — 114
В.К. Афанасьева. К проблеме толкования шумерских литературных текстов. — 114
* А.О. Большаков. Древнейшая фараоновская монета. — 121
[А.Б. Никитин. Новая сасанидская надпись середины III в.]. — 121
М.Б. Пиотровский. Коран как Евангелие. — 121
Е.В. Зеймаль. Серебряные драхмы сасанидского образца в Северном Тохаристане (V-VIII вв.). — 122
* А.А. Иерусалимская. Сасанидская «царская охота» в древнем текстиле (прототипы и копии). — 127
* А.Я. Каковкин. Два литургических предмета из Египта. — 128
* С.Б. Адаксина. Блюдо из Алустона. — 128
* М.Л. Меньшикова. Экран с пейзажем (расписной золотой лак) из собрания Эрмитажа. — 129
[Е.С. Борочина. Лирические стихи на среднеазиатской керамике]. — 129
Конференция 21-25 января 1992 года. — 130
* И.М. Дьяконов. Исторический процесс и прогресс. — 130
* В.К. Афанасьева. Мифологема познания добра и зла в клинописных и библейских источниках и в изобразительности Двуречья. — 130
* П.О. Харпер. Аван, Шимашки и период SUKKAL.MAH: о двух скульптурных портретах из меди. — 130
* Н.Б. Янковская. «День спасения — день милосердия» (ûm eṭārim-ûm gamālim). — 130
* Дж. Куртис. Местные мотивы в луристанских бронзах. — 131
* М.Н. Погребова, Д.С. Раевский. О роли луристанских бронз в формировании архаического скифского звериного стиля. — 131
* Я.А. Шер. Луристан, Зивие и скифо-сакский звериный стиль. — 131
Т.С. Mitchell. A fresh look at the bronze vessels from Luristan inscribed in Aramaic. — 131
[П. Кальмейер. Надписи на так называемых луристанских бронзах]. — 140
[Э.А. Грантовский. Гибель Креза и различные версии доахеменидский истории Азии в античной традиции]. — 141
* В. Куртис. Изображения парфянских поясов и их использование как датировочного критерия. — 141
М.Б. Пиотровский. Бедуинская эпиграфика Южной Аравии. — 141
А.Г. Лундин. Иностранцы в Шабве в III в. н.э.. — 148
* Е.Е. Кузьмина. Несколько древних индоиранских сюжетов на петроглифах Средней Азии и Казахстана. — 152
* Б.И. Вайнберг. Древнехорезмийские керамические рельефы из культового центра Калалы-гыр 2 (IV-II вв. до н.э.) и их интерпретация. — 152
* Е.В. Зеймаль. Проблема кушанского пантеона. — 152
* Л.М. Левина, А.Б. Никитин. Иранские резные камни из Восточного Приаралья. — 152
* Б.Я. Ставиский. О буддийской общине в Мерве. — 152
* А.А. Иерусалимская. Из жизни на Шёлковом пути (новые факты и размышления). — 153
* Б.И. Маршак. Образ мира в позднесасанидской торевтике. — 153
[О.А. Грабар. Согдийская живопись и персидская миниатюра]. — 153
* А.Т. Адамова. О проблеме повторения композиций в персидских иллюстрированных рукописях и в муракка. — 153
Заседание 20 января 1993 года. — 154
В.К. Афанасьева. Шумерский миф о праязыке. — 154
Н.Б. Янковская. Партнёрская уступка. — 159
* И.Н. Медведская. Геродот и история Древнего Востока. — 162
А.Б. Никитин. Прощание с Ардамитрой (монеты индо-парфянских правителей Сакастана). — 167
М.Б. Пиотровский. Историческая память Корана и историческое наследие Аравии. — 170
[А.А. Иерусалимская. Странный кентавр из Центральной Азии]. — 171
[И.М. Стеблин-Каменский. Мера земли или мера судьбы в «Истории» Бейхаки?]. — 171
Г.Л. Семёнов. Святилище в Пайкенде. — 171
[Б.И. Маршак. Переписанные росписи: отношение согдийских художников к работе своих предшественников]. — 178
А.Я. Каковкин. О двух коптских тканях-близнецах VIII в. из Лувра. — 178
В.Г. Шкода. Каменная колонна из Беш-Агача. — 183
С.Б. Адаксина. Сюжет на блюде из Алустона. — 188
М.Г. Крамаровский. Монгольская золотая пластинка из коллекции Халили. — 193
А.Т. Адамова. Об иконографии сюжета «Борющиеся верблюды». — 200
М.Л. Меньшикова. Две китайские деревянные скульптуры стражей. — 206
Заседание 2 февраля 1994 года. — 210
В.К. Афанасьева. Почему земля схватила Энкиду? — 210
Н.Б. Янковская. Новое о Мастере (Эйя). — 216
[И.М. Стеблин-Каменский. «Четыре стороны» в Авесте]. — 219
А.О. Большаков. Уникальный мумийный картонаж птолемеевского времени. — 220
Г.Л. Семёнов. Праздник Плойафессии в Нимфее. — 222
А.Б. Никитин. «Тёмный период» парфянской истории. — 227
Е.В. Зеймаль. Об одной инкарнации кушанского Виши-Шивы. — 229
А.Я. Каковкин. Уникальная коптская ткань VII-VIII вв. с библейским сюжетом. — 233
И.К. Малкиель. Туалетный набор из Пайкенда. — 234
М.Г. Крамаровский. Серебряный ковш периода Юань (1279-1368) из коллекции Халили. — 238
М.Л. Меньшикова. Стакан для кистей из бамбука. — 242
Перечень докладов. — 250
От редактора. ^
В 1994 г. исполнилось десять лет со дня смерти Владимира Григорьевича Луконина (21 января 1932 г. — 10 сентября 1984 г.), вся научная жизнь которого прошла в Отделе Востока Эрмитажа. Не будет преувеличением сказать, что при нём — и благодаря ему — главным критерием любой работы (от хранительской и экспозиционной до сугубо теоретической) стал научный подход, а главным в оценке любого сотрудника — его научные доблести.
В.Г. Луконин был назначен заведующим Отделом, когда ему было тридцать два года, и в течение двадцати лет не только формально занимал эту должность, выполняя неизбежные (и далеко не всегда приятные) административные функции, но и по-настоящему руководил Отделом, его жизнью во всех её проявлениях. Большинство выставок, устраивавшихся Отделом Востока в 1964-1984 гг., не просто делались при его участии. Каждая выставка обязательно должна была иметь чёткую концепцию, все идеи которой (кто бы формально ни отвечал за неё) В.Г. Лукониным тщательно выверялись, а, случалось, и корректировались. И он сам, и все сотрудники, если было нужно, выполняли любую чёрную и непрофильную работу, не считаясь с присутственными часами и с выходными днями. Каждая выставка, как правило, становилась в результате одновременно и коллективным праздником Отдела, и большим субботником — в лучшем смысле слова.
Если назвать его любимое слово — и в связи с выставками, и при обсуждении научных работ (докладов, плановых тем, каталогов, статей, книг и т.п.), и по многим другим поводам, то, наверное, это было слово проблемность. И, может быть, одной из самых ярких черт научного дарования В.Г. Луконина было именно это обострённое чувство проблемности, чувство вопроса к материалу, которое окрашивало все сделанные им выставки и все написанные им работы и которое он всегда был рад распознать и усилить в работах своих коллег по Отделу (даже в тех случаях, когда они сами эту проблемность — бывало и так — в полной мере не осознавали).
Наверное, отсюда и его постоянный интерес ко всему новому в науке, в её подходах и методах. Проявлялся этот интерес по-
(5/6)
разному: и во внимании к исследованиям далёких от его непосредственных занятий тибетских бронз, требующих значительной формализации описания, и в постоянном активном (иногда — и критическом) интересе к методическим разработкам по восточной торевтике, и во многих других случаях. Ещё даже не на «заре компьютеризации» Эрмитажа, а задолго до того, как эта «заря» наступила, В. Луконин включился в подготовку программы для описания монет (на близком ему сасанидском материале). И, увы, не его вина, что эта программа так и не была реализована, а компьютеризация Отдела началась только в 1993 г. (да и то — «снизу»).
Было у В.Г. Луконина ещё одно чисто человеческое свойство, постоянно ощущавшееся в жизни Отдела, — неприятие пассивности, (в любых её формах и проявлениях — от поговорочного «моя хата с краю» до вполне иногда оправданного «это не моё дело»). Может быть, иногда идеализируя окружающих, он был убеждён: всё, что происходит в Отделе (и на других уровнях — в Эрмитаже, в его сфере науки и т.д.), должно волновать каждого сотрудника. Сам он с годами не утратил этого свойства, но бывало — не без горечи — констатировал, что присуще оно, увы, далеко не всем. И, наоборот, всегда радовался настоящей, деловой инициативности...
Все, кто знал В. Луконина, помнят и другое его несомненное дарование, помогавшее ему как в административных обязанностях, так и в научных контактах с коллегами, — искусство общения, которое подразумевает не только приветливые улыбки и лихие тосты (хотя и это у него получалось с блеском), но и умение слушать и понимать собеседника (а иногда — и мысленно ставить себя на его место).
Недаром не только в Эрмитаже, но и за его стенами добрая и светлая память о Володе Луконине (так его звали очень-очень многие и после пятидесяти) проявилась не только в обязательных словах из традиционной лексики некрологов (их после его смерти появилось немало [1]), но и во вполне реальных делах, о которых необходимо вспомнить здесь — с большой признательностью. Почти всё, что было написано В. Лукониным, но осталось неопубликованным при его жизни, сейчас издано. [2] О.К. Дреер открыл «зелёную улицу» его книге «Древний в раннесредневековый Иран. Очерки истории культуры», подготовленной к печати, когда В.Г. Луконина уже не стало. [3] Его памяти посвящён сборник статей «Центральная Азия. Новые памятники письменности и искусства» под редакцией Б.Б. Пиотровского и Г.М. Бонгарда-Левина (М., 1987). «Фонд Луконина», созданный при Совете Попечителей Британского музея (по инициативе и при активном участии М.-А. Мартин), ежегодно проводит «Луконинские лекции», с которыми выступают крупнейшие учёные
(6/7)
мира, работающие в сфере научных интересов В.Г. Луконина. Прочесть первую такую лекцию 4 июля 1989 г. был приглашён Б.Б. Пиотровский. В 1992 г. в Англии на средства Р. и Б. Саклер работал большой научный семинар «Древняя Месопотамия и Иран: контакты и конфликты 3500-1600 гг. до н.э.», посвящённый памяти В.Г. Луконина, где выступали такие всемирно известные исследователи, как Э. Порада, П. Амье, Х. Ниссен, П. Мурей и др. Материалы этого семинара опубликованы Британским музеем с «Предисловием» и «Введением» ещё одного коллеги и друга В. Луконина — Дж. Куртиса. [4]
И в этом ряду — заседания памяти Владимира Григорьевича Луконина, ежегодно проходящие в Эрмитаже начиная с 1986 г., — естественный знак благодарной памяти Отдела Востока о своём бывшем руководителе. Может быть, они не вполне соответствуют термину «Чтения», который часто ассоциируется со строго заданной тематикой, официальностью и вообще академизмом. На наших «Чтениях» всего этого не бывает (как не было и в помине у самого В.Г. Луконина). Доклады — обычно короткие, на 7-10 минут. Главное, что необходимо для доклада, — проблемность, свежий факт или новая идея, изложенная — по-возможности — просто и динамично (иногда — только «в осях», даже без полной и развёрнутой аргументации). Обычно на каждом заседании читалось за два-три часа по 8-10 докладов. И только один раз — в 1992 г., когда В.Г. Луконину исполнилось бы шестьдесят, «Чтения» его памяти продолжались с 21 по 25 января и проходили как полномасштабная научная сессия — с приглашением участников из других городов и из-за границы, с приуроченной к этой конференции выставкой из Брюсселя «Древности страны луров» [5] и, конечно же, с традиционной публикацией тезисов докладов. [6]
Всего на «Луконинских чтениях» 1986-1994 гг. было прочитано более ста докладов. Некоторые из них были затем опубликованы докладчиками в различных изданиях, [7] но более половины так и не нашли отражения в печати и вполне могли, как это часто бывает, навсегда остаться произведениями только «разговорного жанра». [8] Составители этого сборника предложили авторам неопубликованных докладов подготовить их для издания. К сожалению, далеко не все — по разным причинам — приняли это предложение, но то, что удалось собрать, публикуется здесь в виде статей (иногда в переработанном по сравнению с устным вариантом — виде и с теми дополнениями, необходимость в которых вполне закономерно могла возникнуть за время, прошедшее после прочтения доклада). Для сохранения атмосферы «Чтений» названия всех докладов (и опубликованных в других изданиях, и не представленных для печати, и издаваемых впервые в этом сборнике) перечислены по заседаниям; в конце сборника
(7/8)
приведён сводный перечень докладов, в котором фамилии авторов расположены в алфавитном порядке.
Хотелось бы надеяться, что «Луконинские чтения» будут проходить в Отделе Востока и в дальнейшем. Приглашаем коллег участвовать в них (ежегодно, в ближайшую к 21 января среду), хотя и не обещаем, что доклады всегда и сразу будут публиковаться.
21 января 1994 г.
Е.В. Зеймаль
Примечания. ^
[1] [Mitchell Т.] Vladimir Lukonin // «Times» 17.10.1984; Пиотровский Б.Б. [В.Г Луконин] // Иванов A.A., Луконин В.Г., Смесова Л.С. Ювелирные изделия Востока. Древний, средневековый периоды. — М., 1984. С. 215; [без автора] В.Г. Луконин // ВДИ, 1985, №2. С. 215; Дандамаев М.А., Лившиц В.А. В.Г.Луконин // Информационный бюллетень МАИКЦА. Вып. 8. 1985. С. 108-109; Maršak В., Škoda V. Vladimir Lukonin (1932-1984) // «Studia Iranica». T. 14, fasc. 1. 1985. P. 7-13; Зеймаль Е.В. Памяти Владимира Григорьевича Луконина // СА. 1986, №1. С. 319; Vanden Beruhe L., Langeraert-Seeuws С. In memoriam Vladimir G. Lukonin // Iranica Antiqua. Vol. 19. 1984. P. IX-XIX.
[3] Составители Г.Е. Луконина и Е.В. Зеймаль. — М., 1987. 296 с.
[4] Early Mesopotamia and Iran: Contact and Conflict 3500-1600 BC. Proceedings of a Seminar in memory of Vladimir G. Lukonin. Funded by a gift from Raymond and Beverly Sackler. Edited by John Curtis. — London, 1993.
[5] Древности страны луров: Каталог выставки // Автор вступительной статьи и составитель каталога Л. Ванден-Берге. Перевод с французского И.Н. Медведской под ред. В.Г. Луконина. — С.-Петербург, 1992. В 1982-1983 гг. В.Г. Лукониным была проделана основная подготовительная работа по устройству этой выставки в Эрмитаже, но при его жизни, несмотря на все усилия В.Г. Луконина и всемерную активную поддержку со стороны
(8/9)
Б.Б. Пиотровского, она так и не была осуществлена.
[6] Культура Востока: проблемы и памятники. Краткое изложение докладов, посвящённых памяти В.Г. Луконина (21.I.1932 — 10.IX.1984). 21-25 января 1992 г. — С.-Петербург, 1992.
[7] Сведения об этих публикациях — см. ниже, в перечне докладов по заседаниям; там же приведены сведения и о тех докладах, которые не публикуются в этом издании.
[8] Нескольким заседаниям были посвящены краткие обзоры с изложением основных положений докладов: [Шкода В.Г.] Хроникальные заметки. Отдел Востока Государственного Эрмитажа (о заседании 22 января 1986 г.) // НАА. 1986, №4. С. 153-154; [Шкода В.Г.] Хроникальные заметки. Отдел Востока Государственного Эрмитажа (о заседании 21 января 1987 г.) // НАА. 1987, №5. С. 172-173; [Шкода В.Г.] Хроникальные заметки. Отдел Востока Государственного Эрмитажа (о заседании 20 января 1988 г.) // НАА. 1988, №5. С. 171-172; Каковкин А.Я. VI чтения памяти В.Г. Луконина (о заседании 24 января 1990 г.) // ВДИ. 1990, №3. С. 229-230; Клочков И.С. Конференция «Культура Востока: проблемы и памятники» (С.-Петербург, 21-25 января 1992 г.) // ВДИ, 1992, №4. С. 219-221.
Список сокращений. ^
Аарне – Томпсон — см. AaTh
БВЛ — Библиотека всемирной литературы (Москва)
ВДИ — Вестник древней истории (Москва)
ВМА — Военно-медицинская академия
ЗВОРАО — Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества (Санкт-Петербург — Петроград)
ИИМК — Институт истории материальной культуры (Ленинград; Москва – Ленинград)
ИМКУ — История материальной культуры Узбекистана (Ташкент)
ИЯЛИ — Институт языка, литературы и истории (Фрунзе)
КВПП — Культура Востока: проблемы и памятники. Краткое изложение докладов, посвящённых памяти В.Г. Луконина (21.I.1932 – 10.IX.1984). 21-25 января 1992 г. (Санкт-Петербург)
л.с. — лицевая сторона
МАИКЦА — Международная ассоциация по изучению культур Центральной Азии
МКА — Монетные клады Азербайджана и других республик, краёв и областей Кавказа (Баку)
НАА — Народы Азии и Африки (Москва)
ОВ — Отдел Востока
о.с. — оборотная сторона
ПТКЛА — Протоколы Туркестанского Кружка любителей археологии (Ташкент)
ППиПИКНВ — Памятники письменности и проблемы истории культуры народов Востока (Ленинград)
СГЭ — Сообщения Государственного Эрмитажа (Ленинград)
СОЙКЭ — Советско-йеменская комплексная экспедиция
ФАН — Филиал Академии наук
ЭВ — Эпиграфика Востока
ЭГ — Эпос о Гильгамеше
ЮТАКЭ — Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция
AaTh — The Types of the Folktale. A Classification and Bibliography. Antti Aarne’s Verzeichnis der Marchentypen. Translated and enlarged by Stith Thompson, Second Revision (Helsinki)
(248/249)
AHw — von Soden W. Akkadisches Handwörterbuch (Wiesbaden)
AMI — Archäologische Mitteilungen aus Iran (Berlin)
AOAT — Altes Orient und Altes Testament
AS — Assyriological Studies (Oriental Institute, University of Chicago)
BiOr — Bibliotheca Orientalis (Leiden)
CAD — Chicago Assyrian Dictionary
CRAIBL — Comptes rendus de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres (Paris)
CT — Cuneiform Texts from Babylonian Tablets in the British Museum (London)
JAOS — Journal of the American Oriental Society (New Haven)
JCS — Journal of Cuneform Studies (New Haven)
JNES — Journal of Near Eastern Studies (Chicago)
JRAS — Journal of the Royal Asiatic Society (London)
MDAFA — Mémoires de la Délégation Archéologique Française en Afghanistan (Paris)
NC — The Numismatic Chronicle (London)
RA — Revue d’assyriologie et d’archéologie orientale (Paris)
RÉS — Répertoire d’Épigraphie Sémitique (Paris)
SPA — Survey of Persian Art
ZDMG — Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft (Leipzig)
|