главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Проблемы изучения окуневской культуры./ Тезисы докладов конференции. СПб: 1995. 79 с.Отв.ред. Д.Г. Савинов.
На обложке:
Содержание
От редактора. — 1
Савинов Д.Г. Окуневская проблема и некоторые подходы к её решению. — 2Подольский М.Л. Становление скотоводства на Саяно-Алтае и окуневская проблема (феноменологическая модель). — 7Паульс Е.Д. Истоки культурного единства степей Евразии (прикосновение к проблеме). — 10Лазаретов И.П. К вопросу о ямно-катакомбных связях окуневской культуры. — 14Ковалёв А.А., Резепкин А.Д. Курильница из дольмена в урочище Клады и проблема происхождения курильниц афанасьевской культуры. — 16Соколова Л.А. Проблема сложения окуневской культуры. — 20Семёнов Вл.А. Несколько слов об окуневской и «чаахольской» культуре в Туве. — 24Леонтьев Н.В. Два окуневских кургана долины реки Уйбат. — 26Готлиб АИ. Сооружение-све эпохи ранней бронзы на горе Устанах (к вопросу о возникновении и интерпретации памятников-све в Хакасии). — 29Боковенко Н.А. Новые петроглифы личин окуневского типа в Центральной Азии. — 32Дэвлет М.А. Об изображениях окуневских антропоморфных личин. — 37Студзицкая С.В. Тема космической охоты и образ фантастического зверя в изобразительных памятниках окуневской культуры. — 40Семёнов Вл.А., Монгуш В.Т. Новый памятник окуневского искусства из Тувы. — 45Савинов Д.Г., Подольский М.Л. Две окуневских плиты из ограды тагарского кургана (могильник Есино IX). — 48Курочкин Г.Н. Изображение фантастического хищника из Бырканова (по материалам раскопок 1989). — 52Кузьмин Н.Ю. О вторичном использовании окуневских изваяний. — 55Мачинский Д.А. Минусинские «трёхглазые» изображения и их место в эзотерической традиции. — 57Килуновская М.Е. Культурные предпосылки сложения скифского изобразительного канона в Туве. — 60Ченченкова О.П. Некоторые особенности семантики орнаментированных костей эпохи энеолита из Северного Казахстана. — 63Хаврин С.В. Окуневские бронзы. — 67Громов А.В. Антропологические особенности населения окуневской культуры. — 70Козинцев А.Г., Громов А.В., Моисеев В.Г. Американоиды на Енисее? (антропологические параллели одной гипотезе). — 74
От редактора. ^
Выделение окуневской культуры явилось одним из наиболее важных событий в области изучения древней истории и археологии Южной Сибири в 60-70 гг. н.с. Одно за другим следовали сенсационные открытия А.Н. Липского (Тас-Хазаа, Бельтиры, Камышта), завершившиеся монографическим исследованием наиболее «чистого» окуневского могильника Черновая VIII (Г.А. Максименков). Великолепное и неожиданное для глубин Сибири изобразительное искусство; знаменитые Минусинские каменные изваяния, известные с Петровского времени и теперь вошедшие в фонд источников окуневской культуры, вызывали интерес к вопросам её происхождения, истории развития и дальнейшей судьбы её создателей у самого широкого крута специалистов.
Сейчас этот интерес значительно понизился. Окуневская культура в свете новых, иногда менее значительных открытий потеряла ореол своей загадочности, хотя большинство из поставленных тогда вопросов так и остались неразрешёнными. Обращением к данной теме участники конференции хотели бы вернуть внимание исследователей к окуневской проблеме. Естественно, в тезисах докладов нашли отражение не все её аспекты, хотя по содержанию они охватывают достаточно обширный крут вопросов (культурогенез, окуневское искусство и металлургия, антропология и др.). Некоторые из докладов (например, об афанасьевских курильницах или орнаментированных костях эпохи энеолита из Казахстана) как будто не имеют прямого отношения к рассматриваемой теме. Это неверно. На современном этапе изучения имеет значение все, каким-либо образом связанное с окуневской проблемой — территориально, хронологически или в области той или иной сферы человеческой деятельности.
наверх |