главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Художественная культура первобытного общества. СПб: «Славия». 1994. [ хрестоматия ]

Художественная культура первобытного общества.

// СПб: «Славия». 1994. 416 с. ISBN 5-7664-1019-0
(Мировая художественная культура, 1)

 

Список терминов.

 

АНИМИЗМ

(От лат. — душа, дух) — вера в души и духов.

 

АЛЬТАМИРА

Пещера в горах Кантабрии на севере Испании. В 1879 г. здесь была впервые в Европе обнаружена палеолитическая живопись. Среди изображений лошади, кабаны, лани, различные знаки и отпечатки рук. Многочисленны полихромные фигуры бизонов, написанные в натуральную величину на потолке пещеры. Большая часть полихромных изображений датирована мадленским периодом.

 

«ВЕНЕРЫ» ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ

Женские статуэтки из камня, кости и обожжённой глины, найденные в археологических слоях верхнего палеолита.

 

ВИЛЛЕНДОРФ

Местечко в Австрии, где была обнаружена палеолитическая стоянка. Найдена одна из самых известных палеолитических «венер».

 

ВОНДЖИНЫ

Антропоморфные изображения из Северной Австралии. В своём большинстве это наскальные рисунки мифологического характера; духи вод (вонджины) представлены на них как хозяева и творцы водных источников, а тем самым и самой жизни.

 

ВУЛЬВА

Наружные половые органы женщины.

 

ДОЛЬМЕНЫ

Мегалитические сооружения, составленные из нескольких вертикальных каменных блоков, перекрытых каменной плитой. Использовались для погребения. Распространены в Европе, Азии, Африке преимущественно в приморских областях. Относятся к бронзовому, иногда к железному веку.

 

«ЖЕЗЛЫ»

Условное название, закрепившееся за орнаментированными изделиями из рога северного оленя, имеющими вид палки с утолщением и отверстием на конце.

 

ИДЕОГРАММА

Знак, имеющий более или менее определённое смысловое значение, не ассоциирующееся непосредственно со словом. Содержание пластической идеограммы не может быть передано словами, так же как, например, смысловое значение музыкального аккорда.

 

ИНИЦИАЦИЯ

Обряд посвящения, через который проходят в традиционном обществе все члены племени, достигшие определённого возраста. Представляет собой комплекс религиозных церемоний и физических испытаний, в ходе которых посвящаемый приобщается к жизни взрослых, становясь после этого полноправным членом племени.

 

КРОМЛЕХИ

Мегалитические сооружения культового назначения, составленные из больших каменных блоков и образующие в плане круг или несколько концентрических кругов до 100 м в диаметре. Наиболее известны: Стоунхендж в Англии, Карнак в Бретани.

 

КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

Набор предметов или область одной культуры.

 

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Слой в археологическом раскопе, содержащий исторические находки.

 

ЛА МАДЛЕН

Департамент Дордонь, Франция. Палеолитическая стоянка, открытая в 1910 г., давшая название последнему периоду верхнего палеолита.

 

ЛЯСКО

Департамент Дордонь, Франция. Пещера, открытая в 1940 г., в ней находится один из крупнейших и лучших по качеству и сохранности комплексов палеолитической пещерной живописи и знаков.

 

МАГИЯ

Колдовство — действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путём на явления природы, животных или человека.

 

МАДЛЕН

Последний период верхнего палеолита, названный по месту раскопок в пещере Ла Мадлен (Дордонь, Франция). Различают три подпериода: 1. Ранне-мадленский — начало около XV тысячелетия до н.э. Основным материалом для изготовления орудий и художественных изделий становится кость и олений рог. Создаются ансамбли пещерной живописи. Среди них наиболее известны Ляско, Пеш-Мерль, Ла Пасьега. 2. Среднемадленский — начало около XII тысячелетия до н.э. Время наивысшего расцвета палеолитического франко-кантабрийского искусства. Копьеметалки, жезлы и другие предметы, изготовляемые в это время, представляют собой законченные произведения искусства. В это же время создаются многофигурные ансамбли, покрывающие сплошными красочными «панно» стены и потолки в таких пещерах, как Альтамира, Ляско, Комбарель, Фон де Гом и др. 3. Позднемадленский — начало около X тысячелетия до н.э. Характеризуется упадком пещерного искусства. В живописи символические и абстрактные формы постепенно вытесняют фигуративные изображения. Петроглифы ещё сохраняют изобразительный характер.

 

«МАКАРОНЫ»

Рисунки, выполненные пальцами на стенах пещер, обычно с помощью жидкой глины.

 

MAC Д’АЗИЛЬ

Пещера, где с конца XIX в. велись археологические раскопки, давшие богатый и отчасти необычный материал, в частности — большое количество речных галек, покрытых разнообразными знаками в виде параллельных линий, кругов, ёлочек и других абстрактных рисунков, выполненных красной краской. В том же слое найдены мелкие кремнёвые орудия. Эта переходная от палеолита к неолиту культура получила название азильской (масдазильской).

 

МЕГАЛИТЫ

Сооружения культового характера из грубо обработанных или необработанных больших камней. Различают три типа мегалитов: дольмены, менгиры и кромлехи. Появление мегалитических сооружений датируется концом неолита.

 

МЕЗОЛИТ

Переходный период между палеолитом и неолитом, для которого характерны мелкие кремнёвые орудия. Начало периода — приблизительно VIII тысячелетие до н.э. Европейские охотничьи мезолитические культуры современны пастушеским и земледельческим цивилизациям Малой Азии и Сахары. Искусство этого периода в Европе стилистически разнородно: живые выразительные образы наскальной живописи в Восточной Испании создаются в то же время, что и абстрактные гео-

(412/413)

метрические формы, высеченные и высверленные на валунах на территории Франции и Дании.

 

МЕНГИРЫ

Продолговатые камни, одиночные или образующие длинные аллеи. Высота камней — от 1 м до 20 м и более. Аллея менгиров в Карнаке (Бретань) насчитывает 2813 камней, составленных в 13 рядов. Больше всего распространены в Западной Европе. По-видимому, связаны с культом мёртвых.

 

МОБИЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Этот термин обычно употребляется для обозначения легко перемещаемых и сравнительно небольших предметов искусства и различных изделий, имеющих художественную ценность, таких, например, как орнаментированные изделия из кости и рога, различные статуэтки, каменные плитки и гальки с рельефными, гравированными и живописными изображениями.

 

НАСКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Все виды изображений: живопись, рисунки, петроглифы, рельефы, выполненные на камне, валунах, скалах, сводах пещер в отличие от мобильного искусства.

 

НАТЕЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

Различные узоры и рисунки, временно наносимые на тело одной или несколькими красками. Нательные росписи, покрывающие лицо, грудь или всё тело, чаще всего связаны с танцами. Различные виды этой древнейшей формы изобразительного искусства широко распространены у народов Африки, Австралии и Океании.

 

НЕАНДЕРТАЛЬСКИЙ ЧЕЛОВЕК

Последний в цепи видов ископаемого человека, предшествующий появлению homo sapiens. Назван по местечку вблизи Дюссельдорфа, где в 1856 г. был найден первый скелет. Различные типы неандертальцев населяли в эпоху среднего палеолита обширные территории в восточном полушарии. Исчезает в начале верхнего палеолита.

 

НЕОЛИТ

Новый каменный век. Последний период каменного века, за которым следует эпоха металла. Достигается высокое совершенство в технической обработке теперь уже полируемых каменных орудий. В этот период происходит то, что называется первой технической революцией. Практикуется скотоводство и земледелие, ткачество и гончарное производство. Осёдлый образ жизни приводит к созданию первых городов и государств. Начало этого периода датируется:

на Ближнем Востоке — VII тысячелетием до н.э.;

в Западной Европе — IV тысячелетием до н.э.;

в Америке — III тысячелетием до н.э.;

в Китае — II тысячелетием до н.э.

 

ОРИНЬЯК

Период верхнего палеолита, названный по месту археологических находок вблизи Ориньяка. Именно в этот период появляются первые изображения на каменных плитках, найденных в пещерах Истюриц, Ле Берну, Белькайр, Ла Ферраси. В это время впервые появляются так называемые «жезлы». Начало около XXX тысячелетия до н.э.

 

ПАЛЕОЛИТ

Древний каменный век. Самый длительный и наиболее однородный период в развитии человеческой культуры. Палеолит делится на нижний, или ранний, начавшийся за один миллион лет до нашей эры и длившийся до сорокового тысячелетия до нашей эры, и верхний, или поздний (XXXV — X тысячелетия до н.э.). В нижнем палеолите последовательно различают археологические культуры: дошелльскую, шелльскую, ашельскую и мустьерскую, или среднепалеолитическую. Приблизительная датировка периодов верхнего палеолита:

шательперронский — начало около XXXV тысячелетия до н.э.;

ориньякский — начало около XXX тысячелетия до н.э.;

граветтский — начало около XXV тысячелетия до н.э.;

солютрейский — начало около XVIII тысячелетия до н.э.;

мадлен (ранний) — начало около XV тысячелетия до н.э.;

мадлен (поздний) — начало около X тысячелетия до н.э.

В начале верхнего палеолита с появлением homo sapiens культурное и социально-экономическое развитие ускоряется.

 

«ПАЛИМПСЕСТЫ»

Так по аналогии с рукописями средневекового письма, где поверх одного полустёртого текста накладывается другой, называют перекрывающие друг друга изображения, часто встречающиеся в пещерном и наскальном искусстве. В пещере Ляско, в Тассилин-Аджере и в южноафриканской наскальной живописи часто встречаются «палимпсесты», содержащие более десятка разновременных наслоений. «Палимпсесты» играют важную роль в установлении относительной хронологии.

 

ПЕТРОГЛИФ

Изображение, высеченное на камне или выбитое, процарапанное на камне.

 

ПЕЩЕРНОЕ ИСКУССТВО

Весь без исключения комплекс художественных памятников, найденных в пещерах и созданных в период, когда эти пещеры использовались человеком в качестве жилья или служили святилищами.

 

ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

Древнейший тип письма, представляющий собой сложный рисунок или серию изображений, которые без связи с каким-либо определённым языком передают сообщение. В отличие от идеограммы пиктограмма передаёт то, что может быть выражено словами.

 

ПРЕДКОВ КУЛЬТ

Составляет основное содержание религиозной жизни в подавляющем большинстве традиционных обществ. Объектом религиозного почитания являются в данном случае не мифические первопредки — полулюди-полуживотные, а умершие члены семьи, рода, духам которых приписывается способность оказывать влияние на живых. Обряды, связанные с этим культом, призваны поддерживать постоянную связь между миром живых и миром мёртвых. Нарушение этой связи грозит гибелью племени.

 

РАДИОУГЛЕРОДНЫЙ АНАЛИЗ

Метод датировки, основанный на свойстве животных и растений поглощать радиоуглерод, находящийся в атмосфере. Со смертью этот процесс прекращается и начинается распад радиоуглерода. Поскольку скорость его распада известна, измерение его в различных органических остатках (уголь, кости и т.п.) позволяет датировать археологиче-

(413/414)

ские слои, в которых эти остатки были найдены. Точность датировки радиоуглеродным способом колеблется от 100 до 1000 лет.

 

«РЕНТГЕНОГРАФИЧЕСКИЕ» ИЗОБРАЖЕНИЯ

Так называют изображения животных и человека, на которых прорисованы скелет и внутренние органы (сердце, желудок, лёгкие и т.п.). Распространены главным образом в живописи на коре и наскальной живописи Австралии (Арнхемленд).

 

СИНКРЕТИЗМ ПЕРВОБЫТНЫЙ

Нерасчленённость, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая состояние первобытной культуры.

 

СОЛЮТРЕ

Период верхнего палеолита, получивший название по месту находки (Солютре, департамент Соны-и-Луары, Франция) наиболее типичных орудий этой культуры. Начало около XVIII тысячелетия до н.э. Особенного расцвета в этот период достигает камнерезное искусство. Уверенная, ясная линия чётко очерчивает фигуры животных, приобретающие в этот период особенную выразительность. Большое совершенство достигается и в изготовлении каменных орудий, обрабатываемых особым способом (солютрейская ретушь). Отдельные режущие орудия длиной до тридцати сантиметров имеют в толщину всего лишь несколько миллиметров.

 

ТАБУ

Ритуальный запрет, налагаемый на какое-либо действие. Например, запрещение убивать и употреблять в пищу тотемное животное или растение.

 

ТАССИЛИН-АДЖЕР

Горное плато в Центральной Сахаре, где находится крупнейший в мире ансамбль наскальной живописи. Тысячи живописных изображений, создававшихся на протяжении около десяти тысячелетий, позволяют проследить развитие этого искусства от отдельных примитивно-натуралистических фигур животных до больших полихромных фресок, изображающих массовые сцены охоты, войны, перегона стад, танцев, сбора злаков и т.п. Наивысшего расцвета тассилийская живопись достигает примерно в середине IV — III тысячелетия до н.э.

 

ТАТУИРОВКА

Различные несмываемые знаки, узоры и рисунки на коже, либо графические, наносимые на определённые участки тела посредством накалывания с введением под кожу красящих веществ, либо рельефные, образующиеся от рубцов или углублений на месте специально делаемых надрезов. Первый способ, особенно распространённый на Маркизских островах, называется «маркизским», второй — «новозеландским». Последний вид татуировки широко распространён в Африке. В традиционных обществах татуировка выполняет различные социальные функции: например, определяет социальную, религиозную и племенную принадлежность. Татуировка может иметь также и чисто декоративное назначение.

 

ТОТЕМ

Животное или растение, которое, согласно мифическим представлениям, является предком-покровителем данного рода и каждого его члена — символом кровного родства. Членам рода запрещается убивать и употреблять в пищу тотемное животное или растение, а также вступать в брак с лицом той же тотемной группы.

 

ТОТЕМИЗМ

Вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами) и животным и растительным миром (ранее — явлениями природы и неодушевлёнными предметами). Тотем — растение или животное (чаще последнее) — воспринимался как реальный предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности.

 

ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО

Искусство, существующее на низших этапах развития у всех народов и сохраняющее тесную преемственность во всех основных аспектах (функции, виды, жанры, образы и т.д.). Его отличительные особенности: непрофессиональный внеличный характер творчества, насыщенность мифологической символикой, неразрывная связь со всем религиозно-культурным комплексом.

 

ФЕТИШ

Природный или специально изготовленный предмет, которому приписывается сверхъестественная сила, способная оказывать человеку различные услуги. Такую способность могут иметь скалы, деревья, раковины и т.п., а также различные бытовые предметы, например, горшки, кобебасы, барабаны и т.д. Среди скульптурных изделий — это чаще всего небольшие антропоморфные или зооморфные статуэтки, иногда имеющие специальное назначение. Фетиш, например, может быть предназначен для охраны поля или жилища.

 

ФЕТИШИЗМ

Поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонения — фетишами — могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть естественного происхождения или созданы человеком. Формы почитания фетишей тоже разнообразны: от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздя с целью причинить духу боль и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему просьбу.

 

ФОН ДЕ ГОМ

Пещера, живопись которой, открытая в 1901 г. принадлежит к числу лучших созданий эпохи неолита. Изображения бизонов, лошадей, мамонтов, северных оленей, быков и каменных баранов сменяют друг друга на стенах узкого 123-метрового прохода, имеющего выходы в небольшие боковые залы и коридоры. Иногда рисунки перекрывают друг друга. Так, поверх полихромных изображений больших бизонов процарапаны и затем покрыты краской маленькие фигурки мамонтов. Большая часть изображений этой пещеры датируется среднемадленским периодом.

 

ЧУРИНГА

Плоский камень или дощечка чаще всего овальной формы с врезанным рисунком, состоящим из концентрических кругов, спиралей и параллельных линий. Ритуальный предмет, является центром различных церемоний у австралийских аборигенов.

 

HOMO SAPIENS (человек разумный)

Современный вид человека. Появляется в начале верхнего палеолита.

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги