[ хрестоматия ]
Мировая художественная культура.
Древний Египет. Скифский мир.
Хрестоматия. Сост. И.А. Химик.
// СПб: «Лань». 2004. 800 с. + цв.вклейка 24 с.
(серия: «Мир культуры, истории и философии») ISBN 5-8114-0551-0
[предыдущий том вышел в 1994 г.]
Оглавление
От составителя. — 11
Введение. Пути развития художественной культуры древних цивилизаций и кочевых народов.
Глава 1. Пути выхода человечества из первобытного состояния.
Общие черты раннего периода истории Древнего мира и проблема путей развития человечества. — 20
Предпосылки образования первого классового общества. — 20
Путь развития обществ ранней древности, характерный для нижней долины Евфрата. — 21
Путь развития обществ ранней древности, появившихся в долине Нила. — 28
Другие пути развития обществ ранней древности. — 29
Ход дальнейшего развития обществ, сложившихся в ранней древности. — 30
Распад первобытной культуры и пути перехода к новой форме организации социокультурного бытия. — 32
Три пути движения человечества в результате распада первобытного культурного синкретизма. — 37
Три пути движения от материальной культуры к духовной. — 45
Глава 2. Художественная культура обществ древности. — 49
Художественная культура скотоводов-кочевников. — 49
Проблема кочевников в исторической науке. — 49
Основные черты культуры скотоводов-кочевников. — 52
Военный аспект культуры кочевников. — 57
Характерные признаки цивилизации на раннем этапе развития. — 62
Художественная культура в земледельческих обществах. — 65
Проблема культуры Древнего Востока в современной науке. — 65
Общая характеристика земледельческой цивилизации. — 67
Становление рационального слоя культуры в цивилизациях Древнего Востока. — 78
Искусство как самосознание культуры земледельцев. — 87
Основные этапы развития художественной культуры Древнего Востока. — 98
Типологические особенности художественной культуры. Древнего Востока. — 108
Художественная культура античного полиса. — 111
Глава 3. Исторический процесс дифференциации древнейшего художественного синкретизма.
Миропонимание на грани первобытного и древнего обществ. — 112
Мифотворчество — важнейшее явление в культурной истории человечества. — 116
Миф — выражение мироощущения и миропонимания. — 116
От мифотворчества к искусству. — 122
Художественная культура в период выхода человечества из первобытного состояния. — 128
Образование специализированных ремёсел и появление автономных видов художественного творчества. — 128
Изменение средств художественной выразительности. — 130
Формирование новых принципов созидания художественной реальности. — 130
Изменение главного объекта творчества. — 132
Исторический процесс дифференциации древнейшего художественного синкретизма. — 133
Фольклор как самостоятельная форма художественного творчества. — 133
Выделение и развитие художественного производства. — 134
Процесс художественного видообразования. — 136
Часть первая. Культура Древнего Египта.
Раздел первый. Духовная жизнь Древнего Египта как основа художественной культуры.
Глава 4. История Древнего Египта.
Древнейшая мировая цивилизация. — 146
Хронологическая таблица. — 157
Глава 5. Особенности древнеегипетской мифологии.
Источники изучения мифологии Древнего Египта. — 158
Особенности египетской мифологии. — 159
Циклы мифов Древнего Египта. — 166
Мифы о сотворении мира. — 166
Мифы о солнечных божествах. — 167
Мифы об Осирисе и Исиде. — 172
Воззрения египтян на смерть и загробную жизнь. — 180
Загробный суд. — 189
Мифологическое мышление и зачатки научного мировоззрения в Древнем Египте. — 194
Глава 6. Повседневная жизнь в Древнем Египте.
Природные циклы и ритм жизни египтян. — 203
Жилые дома. — 204
Образ жизни древних египтян. — 214
Пища. — 214
Одежда. — 214
Ритуальный и эстетический смысл древнеегипетского костюма. — 219
Причёски египтян. — 222
Головные уборы. — 225
Косметика. Украшения. — 227
Египетская семья. — 229
Празднества и домашние праздники. — 236
Храм — центр духовной жизни страны. — 240
Жречество. — 240
Школы и библиотеки. — 241
Раздел второй. Древний Египет — модель развития художественной культуры древневосточных цивилизаций.
Глава 7. Человек в культуре Древнего Египта.
«Языки» и «тексты» древневосточной культуры. — 246
Мифологическое мышление и ориентация древневосточного общества на традицию. — 248
Древневосточный человек и мир природы. — 251
Восприятие пространства древневосточным человеком. — 254
Представление древневосточного человека о времени. — 256
Древневосточный человек и мир вещей. — 257
Древневосточный человек и мир людей. — 261
Древневосточный человек и царственность. — 269
Проблема «идеального» человека в культуре Древнего Ближнего Востока. — 276
Глава 8. Художественный мир Древнего Египта.
Художественный мир Древнего Египта — образец канонической культуры. — 284
Ритуально-культовые требования и художественный канон. — 287
Древнеегипетская модель — образец первой фазы становления мира искусства. — 290
Особенности искусства Древнего Египта. — 293
Глава 9. Положение и роль художника в Древнем Египте.
Иерархия художников. — 302
Профессия архитектора в Древнем Египте. — 303
Скульпторы. — 309
Положение художников на государственно-культовой службе. — 311
Древний Египет — классическая модель регламентации художественной деятельности. — 314
Творчество как божественный акт сотворения мира. — 316
Понятие авторства и характер творческой деятельности писцов. — 321
Акт творения в архитектоническом и изобразительном искусстве. — 323
Степень творческой свободы и инициатива древнеегипетского художника. — 326
Раздел третий. Мир искусства Древнего Египта.
Глава 10. Архитектура.
Общие черты египетской архитектуры. — 336
Определение пространства, объёма и массы, формирование фасада. — 336
Строительные материалы. — 339
Конструкция зданий. — 340
Архитектурная планировка, организация труда и выполнение работ. — 341
Архитектурно-композиционные формы и их эволюция. — 345
Архитектура Раннего царства. — 345
Архитектура Древнего царства. — 347
Архитектура Среднего царства. — 365
Архитектура Нового царства. — 369
Гражданская архитектура. — 384
Города, деревни. — 384
Жилые дома. — 388
Дворцы. — 390
Глава 11. Изобразительное искусство. Скульптура. Рельефы и росписи. Художественное ремесло и декоративно-прикладное искусство.
Мифологические представления и особенности древнеегипетской скульптуры. — 393
Развитие скульптуры Древнего Египта. — 399
Скульптура Раннего царства. — 399
Скульптура Древнего царства. — 400
Скульптура Среднего царства. — 407
Скульптура Нового царства. — 407
Древнеегипетский рельеф. — 412
Живопись и рельеф Древнего Египта:
Художественное черчение. — 418
Эстетический смысл древнеегипетского орнамента. — 440
Художественное ремесло. — 442
Роль художественного ремесла в развитии египетского искусства. — 442
Погребальная утварь. — 449
Декоративно-прикладное искусство. — 451
Камень. — 451
Живопись. — 452
Керамика. — 454
Стекло. — 455
Ювелирное дело. — 455
Ткани. — 456
Дерево. — 457
Мебель. — 458
Металлы. — 460
Глава 12. Словесное творчество.
Письменность. — 461
Понятие «египетская литература». — 462
Жанровое разнообразие египетской литературы. — 464
Анонимность древнеегипетской литературы. — 466
Историческое развитие словесного творчества. — 467
Памятники архаического периода. — 467
Литература Древнего царства. — 467
Литература Среднего царства. — 474
Литература Нового царства. — 481
Египетская литература — древнейшее свидетельство художественного творчества человека. — 494
Глава 13. Музыкальное творчество.
Основы древнеегипетского музыкального искусства. — 497
Система записи древнеегипетской музыки. — 500
Музыкальные инструменты и их звучание. — 503
Влияние египетской музыки на эллинское музыкальное творчество. — 509
Глава 14. Предпосылки появления театра. — 512
Театральные представления в Древнем Египте. — 512
Элементы театрального представления в обрядах праздника Осириса. — 514
Мистерия загробного суда. — 518
Часть вторая. Культура скифского мира.
Раздел четвёртый. Социальная и духовная организация скифского мира.
Глава 15. История кочевников Евразии.
Понятия «скифы» «скифский мир». — 524
Появление скифов на мировой арене. — 526
Проблема происхождения скифов: реальность и легенды. — 528
Скифы — азиаты и европейцы. — 530
Сарматы — властители степей после скифов. — 539
Кочевники азиатских степей. — 542
Общественное устройство племён скифского мира. — 545
Сословная организация скифского общества в Причерноморье. — 545
Три сословия причерноморских скифов. — 545
Сложение скифской державы. — 550
Становление царской власти. — 551
Социальный строй кочевников Центральной Азии. — 555
Скифская проблема и азиатские степи. — 555
Древние формы семейных отношений. — 557
Глава 16. Скифская мифология.
Источники изучения скифо-сарматской мифологии. — 559
Скифский миф и пантеон божеств по Геродоту. — 560
Реконструкция скифской мифологии по иконографическим материалам. — 565
Религиозные представления, культы и обряды. — 570
Культовые напитки и ритуальная посуда. — 572
Жертвоприношения. — 579
Прорицатели. — 581
Культ предков. — 582
Обряд погребения и поминок скифских царей. — 583
Верования и погребальный ритуал носителей культур скифского времени в центре Азии. — 584
Культ коня. — 587
Культ оленя. — 588
Храмы солнца древних кочевников. — 589
Курганные могильники скифов Северного Причерноморья. — 591
Курганы Прикубанья. — 594
Курганные погребения древних кочевников азиатских степей. — 596
Пазырык — самобытная древняя культура алтайских кочевников. — 599
Курган Аржан. — 601
«Языки» и «тексты» скифской культуры. — 604
Глава 17. Подробности бытовой жизни.
Скифы — кочевники, пастухи, воины. — 613
Военные обычаи скифов. — 614
Как выглядели причерноморские скифы. — 617
Внешность, одежда, жилища горноалтайских скифов. — 617
Быт знати. — 618
Приготовление пищи. — 619
Баня. — 620
Бытовые подробности в погребальном обычае. — 620
Погребальный ритуал. — 620
Поминальный ритуал. — 621
Погребальный инвентарь. — 621
Положение женщины в семье и обществе. — 623
Раздел пятый. Художественное творчество скифского мира.
Глава 18. Место скифов в культурной и художественной истории человечества.
Значение скифского культурного мира. — 630
Скифские образы — вариант мировой системы миропонимания. — 638
Образы мифотворчества и образы искусства. — 638
Образ «древа жизни». — 642
Скифское искусство как отражение мировоззрения одной из групп индоиранцев. — 649
Взаимодействие греческого и варварского искусства. — 653
Серебряное зеркало из Келермеса. — 655
Реминисценции скифского звериного стиля. — 658
Судьба образов звериного стиля в древнерусском искусстве. — 661
Глава 19. Искусство скифо-сибирского мира.
Проблема происхождения скифского звериного стиля. — 663
Звериный стиль в Поволжье и Предкавказье (Филипповские курганы). — 668
Скифское искусство Северного Причерноморья. — 672
Кочевники Алтая и искусство звериного стиля. — 674
Глава 20. Изобразительное и декоративно-прикладное творчество.
Этапы и направления развития скифо-сибирского искусства звериного стиля. — 681
Скифские ремесленники. — 693
Эволюция звериного стиля. — 699
Сюжет борьбы хищника и копытного в искусстве звериного стиля евразийских степей скифской эпохи. — 711
Композиции с ландшафтом в скифо-сибирском искусстве. — 714
Скифское изобразительное искусство как способ выражения представлений о мире. — 717
История скифского искусства как соотношение антропоморфных и зооморфных мотивов. — 720
Скифский звериный стиль — символическая знаковая система, предназначенная для описания мироздания. — 739
Выражение скифской картины мира в антропоморфных образах. — 761
Воплощение скифской космологической картины мира. — 776
Указатель источников. — 790
Словарь терминов. Боги Древнего Египта, упоминаемые в книге. — 793
Древнеегипетские литературные памятники, упоминаемые в книге. — 800
|