● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.М. Сагалаев, И.В. ОктябрьскаяТрадиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири.Знак и ритуал.// Новосибирск: 1990. 210 с. ISBN 5-02-029363-6
[ аннотация: ] Монография завершает цикл исследований, посвящённых основам мировоззренческой системы коренного населения Саяно-Алтая. Особое внимание в ней уделяется идеологическому обеспечению родовой организации, выделяются социальные роли, определяющие духовную жизнь традиционного общества. Анализируются различные аспекты знаковой деятельности, реконструируются основные модели ритуально-языкового поведения, вскрываются мировоззренческие основы шаманизма. Книга предназначена этнографам, фольклористам, религиоведам, историкам.
См. на academia.edu. Оглавление
Предисловие. — 3
«Мы» и «они». — 5Социальное и этническое. — 6Неотчуждаемая собственность. — 13Потомки и предки. — 28Родовое тело. — 39Дерево рода. — 43За порогом обыденного. — 64Правитель, старик, шаман. — 65Рождённые дважды. — 92«Витийства грозный дар». — 97Лидер и изгой. — 110Труд и игра. — 117Языки культуры. — 137Иноговорение. — 143Смех и плач. — 160Слово и дело. — 168Песня, музыка, ритм. — 173«Ты от безликости нас охрани» (вместо заключения). — 186
Примечания. — 189
Предисловие. ^
«Человек и общество», «природа и культура»— эти темы определили основное содержание двух первых частей монографического исследования, посвящённого гуманитарной сфере традиционной культуры тюрков Южной Сибири. * Продолжая анализ мифопоэтических концепций, мы переходим к рассмотрению методов самоопределения родового сообщества в мифическом и социальном Космосе. Речь идёт о наборе символов или маркеров, с помощью которых намечались контуры сообщества как целого по отношению к остальному миру, зыбкому и слабо упорядоченному. Оформление чувства «мы» в архаичном мироощущении предполагает наличие представлений и о противоположном начале — «они». Так, на пристрастном сопоставлении своего и чужого, через утверждение своей целостности и самости создаётся неповторимая мифоритуальная «биография» рода и своеобразный коллективный автопортрет. Можем ли мы ожидать от такого произведения сходства с оригиналом? Так или иначе, этот опыт общественного самосознания заслуживает пристального внимания. Возможно, именно на этом уровне происходит первичная этнизация, закрепление за некоторыми элементами материальной культуры и мифологии статуса родовых черт и признаков.
Традиционная картина мира тюрков Саяно-Алтая, отражая обыденную действительность, вполне допускала возможность чуда. Общество включало в круг жизненно важных проблем взаимоотношения не только с реальным, но и с мыслимым окружением, стремилось к гармоничности, упорядоченности этих отношений, их надёжности и предсказуемости. Поэтому в числе родовых маркеров важное место занимали представления о своих, особых духах и божествах, первопредках и жертвенных животных.
Стеснённое в возможностях практического воздействия на окружающий мир, общество восполняло «недостачу» в сфере знаковой деятельности. Характерная черта традиционной культуры — богатство мифологии, ошеломляющее разнообразие обрядов, поверий и ритуалов и, соответственно, — особая роль посредников между людьми и духами. Поскольку достаточно очевидно, что структура традиционного общества не исчерпывается социально-экономическими институтами, здесь обнаруживается широкий спектр возможных вариантов и сочетаний. «Кто есть кто?» по отношению к тайному знанию, слову, умению — этот вопрос был чрезвычайно актуален для родового коллектива. В связи с этим нам предстоит рассмотреть мировоззренческую подоплёку некоторых социальных ролей (правитель, старик, шаман).
К кругу обозначенной проблематики тяготеет тема множественности языков тюркской культуры, понимаемых как средства выражения различных поведенческих статусов. Пение, поэзия, разного рода «замаскированная» речь, отличная от обыкновенного речения, — важнейшие показатели экстраординарного поведения. Представляется, что полифоничность архаичной культуры есть её принципиально важная характеристика. Наличие языков, дублирующих и перекодирующих друг друга, сообщает культуре гибкость, устойчивость и жизнеспособность. Разработка и варьирование этих языков позволяет обществу поддерживать диалог с воображаемым миром и удовлетворять свои, сугубо человеческие потребности в непрагматичном и идеальном.
* * *
Концепция этой книги была разработана авторами совместно с Э.Л. Львовой и М.С. Усмановой. Коллеги любезно предоставили в наше распоряжение свои полевые материалы и на протяжении всей работы помогали советами, замечаниями.
Прорисовки оригинальных рисунков и фотографий, опубликованных во всех трёх частях настоящего исследования, выполнены художником А.Ю. Сидоровой.
* См.: Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время. Вещный мир / Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. — Новосибирск, 1988; Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Человек. Общество / Они же.— Новосибирск, 1989.
наверх |