главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление путеводителя

[ путеводитель ]

Древняя Сибирь.

Путеводитель по выставке

«Культура и искусство древнего населения Сибири.

VII век до н.э. — XIII век н.э.».

// [Эрмитаж] Л.: «Аврора», 1976. 136 с.

(крупно в новом окне)  

Скифо-сакский период. (Л.Л. Баркова, М.П. Завитухина)

[ Первая часть. — 17-62. Вторая часть. — 63-84 ]


[ Введение. — 17 ]

Туэктинские курганы. VI-V века до н.э. — 20

Пятый Пазырыкский курган. V-IV века до н.э. — 24

Второй Башадарский курган. VI век до н.э. — 37

Первый — Четвёртый Пазырыкские курганы V-IV века до н.э. — 40

Убор коня. V-I века до н.э. Курган Шибе. — 59

Малые курганы Алтая VII-I века до н.э. — 60


Курганы Тувы. V-III века до н.э. — 63

Верхняя Обь. VII-I века до н.э. — 67

Тагарская культура. VII-I века до н.э. — 71

Плиточные могилы Забайкалья. VII-III века до н.э. — 82

 

Курганы Тувы. V-III века до н.э. [Зал 29]   ^

 

Тува расположена на восток от Горного Алтая (витрины 3, 4). С севера и востока её ограничивают Саянские горы, на юге протянулись степи Монголии. Для Тувы характерно чередование горных хребтов и степных котловин. Именно эти степные котловины и явились той областью, где очень рано возникло скотоводство. Тува, очевидно, была одним из мировых центров одомашнивания животных. Известно, что до недавнего времени здесь жили дикие лошади Пржевальского, а ныне водятся дикие яки и северные олени.

 

В середине первого тысячелетия до н.э. ранние кочевники Тувы содержали огромные табуны лошадей. Это в основном

(63/64)

лошади монгольской породы: небольшие ростом, приспособленные к суровым климатическим условиям. Разводили крупный и мелкий рогатый скот. Большую роль в их жизни играли охота, рыболовство и земледелие.

 

Могущественных вождей племенных объединении погребали в грандиозных усыпальницах типа больших Пазырыкских курганов па Алтае и огромного кургана Аржан в Туве, раскопки которого велись с 1971 по 1974 г.

 

Большой материал, дающий возможность судить об обитателях Тувы в скифское время, получен при раскопках могильника Саглы-Бажи II, находящегося в юго-западной части Тувы, на границе с Монголией, в долине Саглы на высоте 2000 м. Эта долина является одной из самых суровых в климатическом отношении зон Тувы, даже летом здесь сохраняются обширные по площади постоянные снежники. Вследствие этого могилы оказались промёрзшими до дна, благодаря чему сохранились некоторые вещи из органических материалов.

 

Могильник Саглы-Бажи II не был потревожен грабителями. Это редчайший случай, так как большинство курганов Алтая, Тувы и Минусинской котловины было разграблено в древности.

 

Могильник исследовался в 1960-1962 гг. ленинградским археологом А.Д. Грачом (Тувинская экспедиция Института этнографии АН СССР). Под курганной насыпью находилась деревянная камера-сруб, сложенная из толстых стволов лиственницы (витрина 3). Свободные пространства между брёвнами промазывались глиной — способ, которым, вероятно, пользовались древние строители и при постройке жилищ в суровых климатических условиях Тувы.

 

Интересно, что в могильной яме обнаружены деревянные колотушки, колья, примитивные лопаты, т.е. такие же землекоп-

(64/65)

ные орудия, которыми пользовались для рыхления земли и древние алтайцы (витрина 4).

 

В каждой камере-срубе погребалось до восьми человек, умерших в разное время. Их последовательно подхоранивали в погребальные камеры через специальные ходы-шахты.

 

Обычно погребённые лежали на левом боку с поджатыми ногами, в позе спящих. Под головы им подкладывали камни — «подушки». В ряде случаев такие «подушки» застилали травой или мхом (витрина 3).

 

В погребения клали разнообразные вещи, необходимые в загробной жизни, и, прежде всего, оружие — массивные бронзовые кинжалы с бабочковидными или крыловидными эфесами. Кинжалы носили у пояса в деревянных составных ножнах, крытых кожей. Грозным боевым оружием был чекан, он насаживался на деревянную рукоять длиной до 70 см. На нижнюю часть рукояти надевался бронзовый вток. Чекан также носился у пояса в кожаном футляре. Кроме того, древние тувинцы были вооружены луком со стрелами, употреблявшимся как на войне, так и на охоте. Наконечники стрел отливались из бронзы. Они имели по три лопасти для большей устойчивости в полёте и прикреплялись к древку с помощью сухожильных ниток. Бронзовые и костяные стрелы хранились в берестяных колчанах. В могилах находят множество всевозможных бронзовых и роговых пряжек, пуговиц, а также амулетов из просверленных зубов животных: медведя, оленя, кабана, кабарги.

 

В отличие от Алтайских курганов, в могильнике Саглы-Бажи II не обнаружено захоронений лошадей. Исключение составляет лишь один курган. В нём были погребены два коня, из которых один был взнуздан и при нём сохранились остатки узды — удила и псалии (витрина 4).

(65/66)

Роговая пластина в виде лежащей лошади.

Тува. Могильник Саглы-Бажи II, курган 13.

(Открыть в новом окне)

 

Во всех могилах находят глиняную и деревянную посуду, в которой хранилась молочная и мясная пища.

 

Большой интерес представляет находка прибора для добывания огня трением. Он состоит из деревянной планки, на поверхности которой остались округлые обугленные углубления от вращения сверла. Этот прибор — один из древнейших среди известных в Центральной Азии и в Южной Сибири.

 

Дикие животные, сцены охоты — главный сюжет наскальных изображений — петроглифов Тувы. Эти изображения отличаются большой выразительностью и правдивостью. Они знакомят нас с художественной деятельностью и мировоззрением людей того отдалённого времени.

(66/67)

 

В курганах Саглы-Бажи II так же, как и в алтайских курганах, найдены произведения прикладного искусства древних обитателей Тувы. Это вещи повседневного обихода: оружие, конская узда, пряжки, зеркала, украшенные изображениями животных в скифо-сибирском «зверином» стиле.

 

Привлекает внимание костяная пластина, па которой изображена лежащая лошадь с подогнутыми ногами и слегка опущенной головой. Поза лошади, наклон головы выражают предельное спокойствие. На двух других, одинаковых по форме, прямоугольных пластинках с выступами на концах изображены разные сюжеты. На одной — две лежащие друг за другом в одинаковой позе лошади; головы их опущены, крупы вывернуты. На другой — два барана, головы которых обращены в противоположные стороны. Все три пластинки выполнены в одной художественной манере: фигуры украшены врезанной линией, образующей на плече и бедре вихревые завитки, подчёркивающие мускулатуру. По сюжету, композиции, манере резьбы эти вещи очень близки к алтайскому искусству.

 

Верхняя Обь. VII-I века до н.э. [Зал 30]   ^

 

В то время, когда древние племена Горного Алтая перешли к кочевому быту, их соседи, населявшие лесную и лесостепную полосу, вели осёдлый образ жизни. Эти племена расселялись на обширной территории от гор Алтая до Томска (по Оби), а на востоке — до Кузнецкого Ала-Тау (витрина 2).

 

Археологические памятники оседлых племён бассейна Верхней Оби резко отличаются от современных им горно-алтайских

(67/68)

и тувинских. М.П. Грязнов, изучавший в 1946-1949 гг. памятники около с. Большая Речка, выделяет их в особую группу, получившую наименование большереченской культуры (VII-I вв. до н.э.). Большереченская культура подразделяется на три хронологических этапа: большереченский (VII-VI вв. до н.э.), бийский (V-III вв. до н.э.) и берёзовский (II-I вв. до н.э.).

 

В отличие от кочевников, о культуре которых мы знаем преимущественно по погребальным памятникам, большереченская культура осёдлых скотоводов и земледельцев изучена не только по могильникам, но и по остаткам поселений.

 

Древний Большереченский поселок располагался на песчаных дюнах и состоял из полутора десятков просторных землянок по 13 м в ширину и около 15 м в длину.

 

Землянка представляла собой котлован глубиной в 70-80 см, стенки которого, вероятно, укреплялись брёвнами. Крыша строилась в виде ступенчатого, сужающегося кверху сруба из сосновых брёвен. Сверху насыпали землю или покрывали дёрном.

 

Большереченцы разводили лошадей, коров, овец, коз. Большое количество костей этих животных найдено при раскопках.

 

Существенную роль в хозяйстве играло и мотыжное земледелие, о чём свидетельствуют находки зернотёрок, на которых перетирали зёрна злаков. Занимались большереченцы и охотой, и рыбной ловлей, имевшими, очевидно, подсобное значение.

 

Хозяйство обитателей посёлка было замкнутым, натуральным. В каждой семье изготовляли всё необходимое. Из глины лепили плоскодонные горшки и корчаги, миниатюрные сосудики, украшали их орнаментом, состоящим из рядов крестиков, бугорков, ямок. Большереченцы, очевидно, умели изготовлять ткани из растительного волокна. На это указывают находки орудий для его обработки. В одной землянке обнаружена целая серия трепал,

(68/69)

сделанных из лопаток крупных животных и сохранивших следы длительного употребления. Ими трепали растительное волокно. Затем расчёсывали его узким, сделанным из ребра животного, гребешком с мелкими зубьями. Волокно пряли веретеном, а потом ткали на простейшем ткацком станке. Этим делом занимались женщины, мужчины обрабатывали кожу, мех, кость и рог, изготовляли орудия труда, а также украшения.

 

Из меди и бронзы отливали и выковывали ножи, четырёхгранные шилья, нашивные бляшки.

 

Своих цветных металлов у этих племён не было, они получали их в порядке обмена от соседних племён Западного Алтая и Минусинской котловины.

 

Могильники большереченской культуры отличаются бедностью и сравнительно простым обрядом погребения. Умерших хоронили в небольших могилах, длиною 1-1,5 м, в скорченном положении на правом боку. В могилу клали очень немного вещей. В одной могиле были найдены бронзовые наконечники копий; в другой — костяные и бронзовые наконечники стрел; в третьей — нашли ожерелье, состоящее из медных трубочек-пронизок, бус из сердолика, белого камня и обломка бронзовой стрелы.

 

Следующий — бийский этап (V-III вв. до н.э.), название его происходит от города Бийска, в черте которого производились раскопки. Хозяйство и образ жизни населения на бийском этапе такие же, как и на предыдущем, большереченском.

 

Самым интересным исследованным памятником этого времени является литейная мастерская. В золе и углях очагов археологи нашли большое количество обломков глиняных форм для отливки бронзовых топоров, ножей и некоторых других предметов. По мнению М.П. Грязнова, в мастерской отливали примерно 30-40 разнообразных изделий.

(69/70)

 

Бронзу плавили в глиняных тиглях, прямо на костре. Для отливки каждого предмета делалась особая форма. Деревянную модель будущего изделия обмазывали глиной и обжигали на костре. Дерево выгорало, получалась полая форма. Когда она была готова, в неё вливали расплавленный металл. Чтобы извлечь готовое изделие из формы, её разбивали. Находка литейной мастерской представляет огромный интерес, так как обычно литейные формы попадаются в единичных экземплярах.

 

Третий, последний, этап — берёзовский (II-I вв. до н.э.), названный так по с. Берёзовка Сросткинского района, где были произведены раскопки. Берёзовский этап мы лучше всего знаем по могильникам. В могильную яму, глубиною в 1,5-2 м, ставился низкий дощатый или бревенчатый сруб. Затем оставшееся пространство могилы заполнялось брёвнами, уложенными в несколько рядов. Умершего укладывали в могилу на спину в вытянутом положении. В ногах и у головы ставились глиняные сосуды с жидкой пищей. При похоронах резали барана и часть его туши — курдюк — клали в могилу. В этот период нередко с умершим мужчиной хоронили верхового коня с уздой и седлом, украшенными бляхами из бронзы, железа или кости. В появлении этого обряда можно усмотреть укрепление к концу первого тысячелетия до н.э. контактов между осёдлым населением лесостепей и кочевниками Алтая и Тувы, от которых оно, очевидно, заимствовало верховую езду и переняло ряд обычаев.

 

Население лесостепей предгорного Алтая было не единственным соседом древних кочевников Алтая и Тувы. Ниже, по течению Енисея, в степях Минусинской котловины, в VII-I вв. до н.э. жило осёдлое население. Оно было создателем культуры скифского типа — тагарской, хорошо изученной и сыгравшей немалую роль в истории народов Южной Сибири.

(70/71)

 

Тагарская культура. VII-I века до н.э. [Зал 30] [См. также отдельную брошюру.]   ^

 

Минусинский край издавна называют музеем под открытым небом, богатым древними памятниками — курганами, выделяющимися на фоне горно-степного пейзажа по высоко стоящим камням, а также найденными на территории края многочисленными изделиями из бронзы. Значительная часть этих памятников принадлежала современникам скифов — племенам тагарской культуры, получившей своё название по месту раскопок на острове и озере Тагарском вблизи Минусинска. Племена тагарской культуры жили на Среднем Енисее в VII-I вв. до н.э. Они занимали также Ачинско-Мариинские лесостепные районы и распространялись на север — до современного Красноярска.

 

Ни одна из древних сибирских культур археологически не представлена так полно, как тагарская. Здесь и многочисленные курганы и поселения, клады бронзовых изделий и литейные мастерские, случайные находки. С этой культурой связываются остатки ирригационных сооружений, места горных разработок, наскальные рисунки.

 

Изучение и накопление материала по тагарской культуре ведется с начала XVIII в. Посланная Петром I экспедиция Д.Г. Мессершмидта впервые провела раскопки тагарских курганов на Енисее в 1722 г. и доставила в Кунсткамеру коллекцию археологических предметов. Кроме того, курганы часто разрывали кладоискатели («бугровщики»), добытые предметы попадали на рынки сибирских городов, а затем через коллекционеров — во многие музеи мира.

 

Много бронзовых изделий было найдено случайно, при распашке полей и при других обстоятельствах.

(71/72)

 

Наиболее крупные исследования проведены в Советское время, прежде всего при сооружении Красноярской гидроэлектростанции. Советские законы предусматривают выделение ассигнований из средств строительства на раскопки и изучение археологических памятников, подлежащих затоплению.

 

Тагарская культура существовала в течение семи веков. За это время она претерпевала изменения, которые нашли отражение в материальной культуре, обрядах и обычаях. Поэтому тагарская культура разделена на четыре хронологических периода (этапа). Они названы по характерным для каждого из них могильникам, раскопанным на территории Минусинской котловины: у Баинова улуса (баиновский этап, VII-VI вв. до н.э.), у Подгорного озера (подгорновский этап, VI-V вв. до н.э.), у Сарагашенского озера (сарагашенский этап, IV-III вв. до н.э.) и у с. Тесь (тесинский этап, II-I вв. до н.э.) (витрина 5). Последний часто называют переходным. Для него характерен ряд признаков, свойственных уже последующей, таштыкской, культуре.

 

Несмотря на происходившие на всех этапах изменения типов погребальных сооружений и основных категорий вещей, можно проследить черты, общие для всей тагарской культуры. Такова, например, конструкция тагарских курганов. Это обычно четырёхугольная ограда, сооружённая из поставленных вертикально каменных плит. По углам ограды, а часто и по серединам сторон установлены более высокие камни. Земляная насыпь обычно невысокая, но имеются курганы до 10 м высотой. Они располагаются отдельными группами — от трёх-четырёх до нескольких сотен в одном могильнике. Погребения производились в каменных ящиках и срубах. Умерших клали на спину, головой на юго-запад или северо-восток, обычно по одному в могилу. В IV-III вв. до н.э. на сарагашенском этапе появились коллективные усыпальницы, в

(72/73)

Глиняные сосуды.

Курганы у Подгорного озера и у с. Туран.

(Открыть в новом окне)

которых насчитывается до двухсот человек. Мужчин погребали с оружием: бронзовыми кинжалами, луком со стрелами, боевыми топорами-чеканами, топорами-кельтами, ножами; женщин — с бронзовыми и костяными ножами, шильями, зеркалами, бусами.

 

Во всех могилах обычно находят бронзовые полусферические бляшки. Они украшали головной убор и одежду. Каждому погребённому ставили глиняную посуду с пищей: обычно по два сосуда. Это характерные баночные горшки чёрного цвета, без орнамента или украшенные по верхнему краю желобками, выпуклостями и резным геометрическим узором. Найдена красноглиняная

(73/74)

посуда разнообразных форм. У тагарских племён существовал обычай устраивать похоронные тризны, во время которых резали скот и умершего щедро снабжали мясной пищей — по нескольку кусков мяса от одного или двух животных. Об этом свидетельствуют кости коров и овец, реже лошадей и коз, обнаруживаемые в могилах.

 

Благоприятные физико-географические условия Минусинской котловины способствовали развитию скотоводства и земледелия, с которыми сочетались охота и рыболовство.

 

Естественные горно-степные пастбища позволяли держать большие стада скота. Крупный и мелкий рогатый скот занимал, по-видимому, одинаковое положение в стаде, где преобладали коровы и овцы. Лошадь не играла той исключительной роли, как у кочевых племён. На Енисее отсутствуют погребения с лошадьми, не было обычая класть в могилы принадлежности конской сбруи. Но в случайных находках содержится большое количество бронзовых удил, псалиев и других частей упряжи, свидетельствующих об использовании лошади для верховой езды. Скотоводство носило пастушеский характер с сезонными перекочёвками. При охране стад особая роль принадлежала собакам, и тагарцы с большим уважением относились к своим четвероногим помощникам — большим овчаркам пастушеского типа, которых они почитали полноправными членами коллектива. Их хоронили на одном кладбище с людьми, устраивали иногда для них отдельные могилы и также снабжали жертвенной пищей.

 

Наряду со скотоводством значительную роль играло ручное мотыжное земледелие, что подтверждается находками бронзовых серпов, зернотёрок и ручных жерновов, наконечников мотыг. На одном из наскальных рисунков изображен мужчина-земледелец с мотыгой. Основной возделываемой культурой было просо.

(74/75)

 

Во многих районах котловины найдены остатки древних ирригационных сооружений. Тагарские оросительные каналы прослеживаются на расстоянии в несколько десятков километров. Иногда они пролегают в скальных породах. До нас дошли остатки древней «пашни», состоящей из грядок, сбитых мотыгой. Вода из каналов растекалась в бороздки между грядками. Служили каналы не только для полива посевов, но и для орошения лугов, а также для водопоя.

 

Тагарцы успешно занимались охотой. В могилах встречены украшения и амулеты из зубов кабарги, волка, лисицы, орудия из кости и рога оленя и других диких животных, остатки меховых одежд, меховых и кожаных футляров для различных предметов. На скалах выбивали рисунки, изображающие лосей, хищников и сцены коллективной охоты. К образам диких животных часто обращались и в прикладном искусстве.

 

В отличие от степных кочевников, тагарцы, в основном, вели оседлый образ жизни. На наскальных рисунках (писаницах), расположенных на склонах Боярского хребта, изображены тагарские дома. Это четырёхугольные срубы в восемь — десять венцов с четырёхскатной пирамидальной крышей (прорисовка над витриной 4). В таких невысоких и небольших по площади избах могла жить семья из пяти — семи человек. Раскопки поселения в урочище Гришкин Лог открыли другой тип жилища, вероятно, зимнего. Оно в виде полуземлянки площадью 25-30 кв.м со стенами, укреплёнными каменными плитами. На Боярских же писаницах имеются изображения юрт, которые свидетельствуют о зарождении кочевнического уклада жизни в конце тагарской эпохи.

 

Система ведения хозяйства требовала объединения жителей многих поселков, их родовой сплочённости. Строительство оросительных каналов предполагало выполнение больших земляных

(75/76)

работ: сообща, очевидно, возделывали земельные участки и поддерживали ирригационную систему в порядке. Сооружение больших курганов — обработка плит, доставка их в степь за десятки километров и установка, возведение земляных насыпей-пирамид — требовало совместного труда больших коллективов. Можно полагать, что общими были и военные заботы, защита территории и имущества от врагов. А эпоха была, судя по всему, отнюдь не мирная. Мужчины постоянно носили при себе оружие. Много предметов вооружения имеется как в могилах, так и среди случайных находок. Многие скелеты несут на себе следы насильственной смерти.

 

В тагарскую эпоху Минусинская котловина была густо заселена. Количество только одних курганов сегодня исчисляется тысячами. Погребённые, как правило, обильно снабжены инвентарём и пищей. С V в. до н.э. появляются обособлен-

 

(76/77)

Бронзовые ножи с изображениями кабана (Красноярский край) и лося (курган у Подгорного озера).

(Открыть в новом окне)

Бонзовое навершие с фигурой горного козла. Красноярский край. Коллекция Г.Ф. Миллера.

(Открыть в новом окне)

ные кладбища вождей племен и знати, подобные грандиозным Салбыкским курганам, — свидетельство социальной и имущественной дифференциации.

 

Тагарская культура существовала в период, когда железо было уже хорошо известно в Передней Азии, Причерноморье — странах, с которыми носители тагарской культуры, если не прямо, то через своих соседей на Алтае, имели определённые контакты. Но тагарцы предпочитали бронзу. Хорошая бронза по своим качествам не уступает железу. А в условиях Минусинской котловины, богатой сырьём для изготовления бронзы, её производство обходилось дешевле. Дорогое железо вначале использовали для украшений. Иногда делали биметаллические кинжалы и ножи (клинок из железа, а рукоять из бронзы, и наоборот). Окончательно железо заменило бронзу лишь в самом конце тагарской культуры — во II в. до н.э., гораздо позже, чем

(77/78)

в странах Средиземноморья или в Центральной Европе.

 

Технику бронзолитейного дела тагарские племена унаследовали ещё от людей предшествующей карасукской эпохи (XIII-VIII вв. до н.э.) и развили её (витрина 6). В музеях мира собрано около 40 000 бронзовых изделий тагарской эпохи, изделий для своего времени технически совершенных и высокохудожественных. В большинстве случаев их отливали в простых керамических двустворчатых формах. Такие формы находят при раскопках литейных мастерских. Для сложных изделий, типа удил, наверший и особенно котлов, изготовляли многосоставные формы (см. схему отливки котла в витрине). Для массовой отливки кельтов употребляли медные литейные формы.

 

Свидетельством расцвета бронзолитейного дела могут служить клады и склады изделий, заготовленных литейщиками. Иногда они насчитывали по нескольку десятков изделий одного и того

 

(78/79)

Бронзовый кинжал с головами грифонов на навершии и фигурами волков на перекрестье. Красноярский край.

(Открыть в новом окне)

Бронзовый чекан с фигурой горного козла. Красноярский край.

(Открыть в новом окне)

же вида. Это позволяет предположить наличие специализированного производства. На бронзовых предметах (чаще всего серпах) имеются знаки мастера (тамги).

 

Художественное творчество тагарских племён знакомит нас с верованиями и представлениями того времени, с излюбленными образами зверей и птиц (витрина 4). Изображения горного козла и барана, оленя и лося, кабана, волка, тигра, птиц, реальных и фантастических, служили украшением оружия, одежды, конской сбруи, предметов труда. Своеобразны тагарские бронзовые навершия с фигурами стоящих животных. Назначение наверший не совсем ясно — вероятно, это какие-то предметы культа. Скульптурные изображения на них отличаются особой выразительностью и завершенностью форм. Таково, например, бронзовое навершие в виде фигуры горного козла, стоящего на полусферической подставке. Козёл

(7980)

изображён сильным и величавым, в характерной для него позе настороженности и готовности к прыжку. Скульптура решена скупыми и лаконичными формами: крупная голова увенчана величественными рогами, шея и туловище не детализированы, плечо выделено треугольником, бёдра показаны округлыми, ноги схематизированы. Перед нами удивительно монументальное, одновременно реалистическое и декоративное произведение искусства, отражающее основные особенности тагарского художественного стиля. Тагарское искусство можно включить в круг так называемого скифо-сакского «звериного» стиля, свойственного всему миру евразийских степей, хотя оно и отличается, особенно на раннем этапе, несколько большей монументальностью.

 

Начиная с V в. до н.э. на тагарском искусстве всё больше сказывается влияние скифского «звериного» стиля, выразившееся в появлении новых мотивов и изобразительных приёмов, в большей динамике. К этому времени относится серия бронзовых блях в виде фигуры оленя, нашивавшихся на одежду. Оленя изображали в традиционной позе с подогнутыми ногами и закинутыми за спину большими ветвистыми рогами. Появляются бронзовые пластины с изображением идущего тигра, иногда с головой барана в пасти, лежащего волка. Кинжалы украшали головами грифонов, переданных в манере, близкой алтайской. В конце тагарской эпохи были распространены бронзовые ажурные поясные бляхи с изображением яков в геральдической композиции и борющихся коней (витрина 6).

 

Наши познания о тагарском искусстве дополняют наскальные рисунки, известные у местного населения под названием писаниц. Выбивая на скалах и курганных камнях изображения, тагарские мастера часто обращались к тем же художественным образам, что и в прикладном искусстве. В камне воспроизводили как от-

(80/81)

дельные, так и групповые изображения животных, а также сцены охоты и гона зверей. На фрагменте скалы с Тепсея выбита фигура волка с характерным поджарым туловищем и оскаленной мордой (витрина 4, полик). С Оглахтинских гор происходит камень с изображением охотника в островерхом головном уборе, держащего в руках небольшой лук (постамент 3). Охотник направляет стрелу в убегающего от него зверя (лося?). Также необычны по сюжетам упоминавшиеся уже Боярские писаницы, где представлены картины жизни древнего посёлка и его обитателей (прорисовка над витриной 4).

 

Тагарские племена явились создателями местного варианта искусства «звериного» стиля, родственного скифскому. Скифские черты прослеживаются также в предметах вооружения, конской сбруе, в бронзовых котлах. Однако тагарцы более, чем другие племена скифской эпохи, сохранили свою самобытность, которая обусловлена отмеченными выше особенностями хозяйства и образа жизни. Сохранению самобытности способствовала и природная изолированность Минусинской котловины от остального мира: с трёх сторон она окружена горами, а с севера — тайгой. Естественные преграды препятствовали массовому проникновению других племён на территорию котловины, но не мешали тагарцам вести торговлю с соседями.

 

Тагарская культура — последний массив древнего европеоидного населения Евразии. Далее к востоку начинались районы, заселенные людьми монголоидного облика.

 

Письменные источники не сохранили названий племён, обитавших в тагарское время в Минусинских степях. Окончательно не выяснена их этническая принадлежность. Можно предполагать, что тагарские племена были близки к ираноязычным племенам скифов и саков.

(81/82)

 

Плиточные могилы Забайкалья. VII-III века до н.э. [Зал 30]   ^

 

В первом тысячелетии до н.э. в степных районах Забайкалья (Бурятская АССР, Читинская обл.) и в Монголии жили скотоводческие племена, оставившие после себя многочисленные погребальные сооружения в виде плиточных могил (витрина 1). Они расположены, как правило, группами по 5-10 или 15-20 могил по берегам рек, в долинах и местах выходов горных пород. Одни могилы едва заметны на поверхности, другие видны издалека, благодаря высоким камням, поставленным на них (фотография в витрине 1). Большинство погребений имеет одинаковое устройство. Вокруг неглубокой могильной ямы вертикально поставлены необработанные гранитные плиты, которые выступают над землёй в виде оградок. Иногда около могилы устанавливали каменные столбы или плиты (стелы), достигающие в высоту метра и более, нередко с выбитыми на них изображениями. Подобные камни с изображениями, называемые «оленными» (их боковые грани часто покрыты изображениями оленей и других животных), встречаются не только в Забайкалье, но и в Туве, Монголии и на Алтае. Есть среди них и антропоморфные стелы, на которых схематически намечена голова (глаза, шея), изображён пояс с оружием: кинжалом, топором, чеканом, луком. По-видимому, такие стелы были надгробными памятниками знатным воинам. Одну из стел, найденную в Туве, можно видеть в зале 29 (постамент 5). На гранях её высечены диск, три косые параллельные полосы, ниже показан пояс воина и подвешенный к нему кинжал. Если лица древних воинов на «оленных» камнях обычно изображены очень условно, вернее, вообще не показаны, то их воинские атрибуты — пояс, оружие — выполнены достаточно тща-

(82/83)

тельно и точно соответствуют тем формам вещей, которые находят в «плиточных могилах» во время раскопок.

 

На выставке представлены вещи из раскопок Г.П. Сосновского в Западном Забайкалье в 1928-1929 гг. Большинство их изготовлено из бронзы: кинжал, топор, наконечники стрел, нож, зеркало, загадочный п-образный предмет. Судя по изображению на «оленном» камне, его носили на поясе (витрина 1). Из кости делали наконечники стрел, проколки, шилья, игольники. Интересен костяной псалий, составляющий часть древней узды, которая употреблялась ещё без удил (рисунок-реконструкция). В более поздних плиточных могилах находят бронзовые удила. Погребённым ставили пищу в глиняных сосудах и бронзовых котлах.

 

Так же как их соседи тагарцы, жители Забайкалья пользовались преимущественно бронзой и имели развитое бронзолитейное производство. Основой для местной металлургии служило наличие медных, оловянных и других полиметаллических руд, которыми богаты Забайкальские горы. Вблизи месторождений были зафиксированы остатки древних горных разработок, так называемых «чудских ям», где находили инструменты для добычи и обработки руд.

 

В то время как металлурги тагарской культуры использовали глиняные и медные формы, мастера Забайкалья отливали свои изделия в основном в каменных формах, добиваясь при этом высоких результатов, особенно в художественном оформлении кинжалов и ножей, украшенных изображениями зверей и орнаментальными мотивами.

 

Ведущим занятием населения Забайкалья было скотоводство. Горно-степной ландшафт — открытые равнины, чередующиеся с холмами, с которых в зимнее время сдувался снег и обнажалась сухая растительность, — являлся благоприятным условием

(83/84)

содержания скота на подножном корму круглый год. В древности, так же как и в настоящее время, Забайкалье было одним из крупных скотоводческих районов. В плиточных могилах найдены в большом количестве кости овцы и лошади, в меньшем — коровы и козы. Лошадь, очевидно, широко использовалась населением Забайкалья, что подтверждается находками частей конской сбруи в виде удил и псалиев. В могилах находят также черепа коней.

 

Несмотря на то, что по внешнему облику население Забайкалья отличалось от своих западных соседей европеоидов — оно относится к северной сибирской ветви большой монголоидной расы, в образе жизни, культуре и художественном творчестве тех и других много общего: тот же «звериный» стиль, те же бронзовые котлы, похожие предметы вооружения и конской сбруи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление путеводителя